Тема: Закон Джоуля-Ленца». 9 класс физика.
Цели урока:
развивающая: развитие интеллектуальных умений учащихся, таких как
наблюдение, сравнивание, применение ранее усвоенные знания в новой ситуации,
размышление, анализ полученных результатов;
образовательная: формировать умение решать задачи на закон Джоуля-Ленца. Обеспечить
условия для усвоения всеми учащимися понимания явления нагревания проводников
электрическим током
воспитательная: содействовать повышению уровня мотивации на уроках через
средства обучения.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Усвоение новых знаний.
4. Обобщение и систематизация знаний.
5. . Синквейн. Итоги урока
6. Домашнее задание.
1.Характеристика класса
В классе обучается 11 человек. Класс, в котором проводился урок, достаточно сложный по поведению, но в нем есть ребята, которые умеют творчески мыслить, анализировать, искать пути решения. В классе с высоким уровнем внимания 2-3 ученика, с неустойчивым рассеянным- 4 ученика. У некоторых учащихся недостаточно сформированы учебно-организационные умения и навыки, а это значит, что у учащихся затруднено осмысление учебной задачи как цели деятельности (учащиеся, приступая к работе, не задают уточняющих вопросов, хотя и нуждается в пояснениях, действуют импульсивно, хаотично).
Анализ сформированности учебно-коммуникативных умений и навыков позволяет сделать вывод, что многие учащиеся испытывают незначительные затруднения при изложении собственных мыслей, в связи с ограниченным словарным запасом, волнением и при работе.
2. Психологическая оценка содержания урока.
Учебный материал урока носил объяснительный характер, была высокая наглядность за счет использования презентации, Материал был конкретным, не вызывал никаких вопросов. Активизация познавательной деятельности учащихся требует различных видов памяти, а также логического и абстрактного мышления. У учеников был виден интерес к изучаемому материалу. Так как материал затрагивал жизненные вопросы, то эмоции у учащихся были серьезными. Данный материал соответствует возрастным особенностям познавательной деятельности учащихся, их жизненном опыту и уровню знаний. Благодаря мультимедийным технологиям учитель обогащал процесс обучения, приводил достаточно много иллюстративных примеров практического применения знаний, сравнений, используя в виде наглядности формулы и формулировки, все это в целом позволяет более сложный материал делать доступным и эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство обучаемых. По этой причине у школьников не возникало никаких вопросов, присутствовала заинтересованность. Воспитательное воздействие данного материала носит моральный характер и внимательность к каждому примеру. Это позволяет учителю оптимально реализовывать воспитательные возможности учебного материала, а также развить у учеников творческие способности, ответственность и самостоятельность в выполнении заданий.
3. Организация познавательной деятельности учащихся на уроке.
Организация внимания. Пути организации внимания на всех этапах
урока учитель применял разные, например: обращение к учащимся с призывом быть
внимательными, через прямое требование, а также при помощи использования
занимательной информации и самостоятельной умственной деятельности учащихся,
что заканчивалось поощрением. Учащиеся проявляли разные виды внимания, имевшие
место на уроке, например: социально обусловленное и произвольное внимание, это
проявлялось в постоянной форме активной деятельности, ученики с большим вниманием
выполняли каждое задание. Способом организации переключения внимания учеников с
одного вида деятельности на другой является чередование непроизвольного и
произвольного внимания. Учитель чередовал различные виды деятельности. Также
следует отметить то, что и учитель временами переключал внимание учащихся при
помощи логических связок, пауз, подчеркивания материала. Это способствовало
тем, что учитель учитывал возрастные особенности и психологическое состояния
каждого ученика. Распределение внимания учащихся требовалось в практической
деятельности: записи примеров, решения интерактивного теста, при которых
необходимо было также слушать пояснения учителя. Класс с данной задачей
справлялся преимущественно успешно. Большую роль сыграла мотивация.Организация
восприятия и его характер. Объектом восприятия учащихся являлись различные
наглядные средства: речь учителя, мультимедийная презентация. На уроке
использовалось такое наглядное средство как мультимедийная презентация,
содержащая в себе основные формулы для решения заданий, формулировка закона,
основные выводы формул, а также изображения цепей, интерактивные модели для
решения задач. Можно с уверенностью сказать, что материал, изучаемый на уроке,
был достаточно хорошо осмыслен и усвоен, так как учащиеся быстро отвечали на
вопросы учителя по теме, выполняли задания, выводили формулы. Активизация
памяти и ее развитие. Обращение учителя к памяти школьников проводилось с целью
успешного запоминания и предотвращения забывания учебного материала. Учитель
часто задавал вопросы, на которые отвечали ранее, активизировал знания в
процессе всего урока. На уроке используются ситуации и приемы, при помощи
которых активизируются различные виды памяти: моторная, образная,
словесно-логическая, эмоциональная, преднамеренная. Для лучшего запоминания
материала учитель использовал такие приемы как применение формул на практике, а
именно учащиеся сами выводили формулы закона Джоуля-Ленца, используя знания,
полученные на прошлых уроках. У учеников проявлялись такие процессы как
закрепление пройденного материала, ее воспроизведение, узнавание.
В общем, учащиеся имеют достаточно хорошие знания и навыки решения. В классе
есть 2-3 человека, активно проявляющих себя при поиске решения. Урок был
построен достаточно логично, последовательно, внутренне стройно. Логика
рассуждения учащихся в основном была построена правильно и последовательно, что
позволяло им допускать немного ошибок в рассуждениях.
4. Стиль деятельности учителя и организация обратной связи на уроке.
Стиль общения преподавателя преобладал демократический. Учитель обращался к ученикам на всех этапах урока: во время устного опроса пройденного материала, при подаче нового материала, а также при закреплении с целью получения навыков, а также нахождению собственных ошибок, при практической работе с целью анализа заданий. На уроке были выявлении такие уровни усвоения знаний как понимание, воспроизведение и применение. Обратная связь носила не только контролирующий, но и обучающий характер. Это проявлялось в том, что учитель задавал учащимся вопросы, помогал устанавливать связи между физическими величинами, сравнивать их и анализировать, предлагал привести примеры из жизни, связанные с изучаемым материалом. Ученики положительно воспринимали оценки и комментарии к ним, которые имели также и стимулирующее воздействие. Характер ответов школьников во многом влиял на дальнейшие действия и слова учителя. То есть, в зависимости от правильности ответа ученика учитель решал, можно ли переходить к более сложным задачам или же остановиться на решении текущих.
5. Воспитательное воздействие личности учителя и его деятельности на уроке.
Внешний вид учителя классический, опрятный, не слишком яркий, не отвлекает учащихся от учебного процесса, в то же время служит примером того, как необходимо выглядеть в школе. Речь учителя построена грамотно, логически правильно, не содержит слов – паразитов. Основу общения учителя с детьми составляет сотрудничество и взаимопонимание. Отношение учеников к учителю, в свою очередь, дружелюбное, доверительное, заинтересованное. Эмоциональный климат на уроке благоприятный. Требования учителя всегда понятные, четкие, в меру строгие. Требования имеют достаточно большое значение для формирования волевых и моральных качеств личности учеников, таких как ответственность, уважение к труду. К данным требованием учащиеся относятся с пониманием, всегда выполняют. Методы и приемы, используемые на уроке, позволяют сформировать способность работать самостоятельно и в группе, развить такие качества как целеустремленность, умение контролировать и оценивать себя, умение работать в группе, выражать свою точку зрение и выслушивать чужую. Учитель делает опор на совместную и на самостоятельную работу учеников, давая им краткие указания к действию, комментирует собственные действия и шаги, что служит примером для деятельности учеников, строит цепочки рассуждений, предлагает учащихся рассуждать самостоятельно, комментировать и оценивать собственные ответы и ответы одноклассников. Учителем учитывались возрастные особенности учащихся (характеристики психического и личностного развития), также учитывались возможности учащихся, их сильные и слабые стороны, а также межличностное взаимодействие учащихся друг с другом.
6. Результаты урока.
Цели урока достигнуты в полном объеме. Об этом может свидетельствовать достаточно высокий уровень усвоения интерес к выполняемой работе, активность учеников проявление положительных эмоций в течении и в конце урока. В конце урока была проведена рефлексия в виде синквейн. Всем активным ученикам выставлены оценки. Все остались довольны. Урок позволил учащимся развить свою культуру работы с физическими терминами и их единицами измерения, что является очень важным при изучении физики, осознать значимость изучаемого материала.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.