План – конспект урока
Город: Абакан, МБОУ «СОШ № 18»
Учитель начальных классов - Бушкина Марина Юрьевна, высшая квалификационная категория
Дата: 18. 03. 2020 г.
Класс: 4б
Тема урока: С.А. Клычков «Весна в лесу». Анализ произведения
Продолжительность учебного занятия: 40 минут
Тип учебного занятия: изучение нового материала
Цели: познакомить с жизнью и творчеством С.А. Клычкова; учить видеть в природе прекрасное с помощью поэзии и изобразительного искусства; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П – анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция), сопоставление произведения художественной литературы и произведения живописи, чтение стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнение произведений разных поэтов на одну тему, объяснение интересных выражений в лирическом тексте, К - ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе; личностные: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.
Ход урока
1. Организационный момент
-Я очень люблю уроки литературного чтения. А вы их любите? А за что?
-А чего вы ждете от сегодняшнего урока? Начните свои ответы со слов:
«Сегодня на уроке мне хотелось бы…»
-А чтобы все у нас с вами все получилось, что нам на уроке необходимо?
-Мы себя настроили на деловой лад. И пусть все у нас получится!
2. Актуализация знаний. Работа с текстом до чтения.
-Каждый урок литературного чтения это новые встречи. А с кем или с чем можно встретиться на уроке?
-Сегодняшний урок не исключение. Нас ждет встреча. Впрочем, вы скоро все узнаете.
-Предлагаю послушать музыкальный фрагмент (звучит «Пробуждение весны. Март. П.И.Чайковский. Из цикла Времена года»), а вы закройте глаза и попробуйте себе представить….
-Что вы себе представили? (картины весны) С помощью чего нарисована картина весны? (ноты)
-А кто создает музыкальные произведения? (композитор)
-Посмотрите на картины о весне.
- А с помощью чего они нарисованы?
- А кто создает произведения живописи? (краски, художник)
-А как вы думаете, можно ли картину весны нарисовать с помощью слов?(слово)
- А как называют мастера слова? (поэт, писатель)
- Итак, композитор, художник, поэт или писатель с помощью своих инструментов могут создавать картины. А создание произведения – это ….творчество.
-Какая тема нашего урока?
-Какую цель и задачи мы сегодня поставим на уроке?
-Итак, хотите посмотреть, как мастер слова рисует картину весны?
-Я вас приглашаю в мастерскую художника слова.
3. Работа с текстом во время чтения.
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1)- Сегодня мы познакомимся со стихотворением « Весна в лесу». - О чём нам говорит название этого произведения? 2) Чтение стихотворения учителем. - О чём это стихотворение? - Какие признаки наступления весны в лесу вы знаёте? -
Какое чувство вызвало у вас это стихотворение? Почему? - Прочитайте строчки, которые вам понравились
- Можно ли назвать стихотворение “Весна в лесу” лирическим? 3)
Работа с толковым словарем. Лексическая работа: |
- О весне, о весенних изменениях в лесу, о пробуждении природы, как лесные жители встречают весну - Как оживает природа в лесу с приходом весны.
- Бодрое, пробуждение, восхищение, радость
- С восхищением, любовью, он радуется пробуждению весеннего леса, ещё он ему нравится, хочет уйти в лес до завтра.
- Да, в нём красота родной природы.
|
4. Физкультминутка
Ранней весною дети гуляли,
И за природой они наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Грачи прилетали,
Крыльями помахали.
И медведь в лесу проснулся,
В ручеёк он окунулся.
Кругом такая красота-
Значит, к нам пришла весна.
5. Работа с текстом после чтения. Работа по содержанию.
Работа в группах.
Исследование.
По группам.
1- Художники (найдите сколько картин представлено в данном стихотворении.)
2- Музыканты (найти звуковые образы в стихотворении)
3- Знатоки литературного слова (найдите в тексте и выделите эпитеты, сравнения, олицетворение)
4- Поэты (выбрать подходящее по
Всем группам (представить свой образ Весны)
Проверка
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
-Давайте вернемся к заглавию «Весна в лесу»…Докажите, что это название подходит к стихотворению? (снег обтаял, под капелью и теплом и т.д.) - Какое время суток изображено в стихотворении? - Найдите действующих лиц, персонажей; возьмите карандаш и подчеркните тихонько. - О ком и о чём пишет автор? - Почему так много действующих лиц?
Чтение первой строфы. - О чем эти строки? - Найдите слова, которые зовут нас в лес? - Почему автор приглашает нас рано в утренник?
Чтение второй строфы. - Кого встречаем в лесу? - Почему зайцы собираются грудой? - Какие звуки леса мы слышим? - Какой ствол выбирает дятел? -
Прочитайте эпизод, как дятел почуял раннюю весну. Чтение третий строфы. -
Прочитайте эпизод, как медведь просыпается от зимней спячки. Комментарий о
весенних повадках медведя: Почему – багровый хребет?
- Почему автор хочет уйти в бор? - Сои – кто это? Сойка – пестрая лесная птица семейства вороновых. - Глухари кружатся, как вы себе это представляете?
Чтение пятой строфы. - Прочитайте последнее четверостишье. О каком «чудном странничке « с золотыми кудрями говорит поэт? (Это месяц апрель. Автор олицетворяет его со странничком, то есть с путешественником. Очень часто в русских приметах, поговорках, стихотворениях весну называют красна девица и на картинах изображают её в образе красивой девушки.)
-
А какой вы представляете Весну? Эпитет - это яркое образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету. Например: золотая осень, синее море, белоснежная зима, бархатная кожа, хрустальный звон. Сравнение - это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.
Олицетворения - это перенос характеристик, свойств, умений, присущих одушевленным, живым существам на неодушевленные предметы или абстрактные понятия.
-Какие рисунки можно нарисовать к стихотворению?
- А какие птицы прилетают к нам весной?
- Грачей называют вестниками весны. Давайте вспомним пословицы и поговорки о грачах.
- Дети, а что значит выразительное чтение стихотворения?
- Послушайте это стихотворение в аудиозаписи. Читает актер.
- А кто хочет сам выразительно прочитать нам это стихотворение? |
Ответы детей.
- Чтобы лучше рассказать о весне в лесу, об изменениях в природе.
- Автор зовет нас в лес - Тепло, мягкий мох - Чтобы больше успеть увидеть, наблюдать за изменениями в природе
- Зайца и дятла - Место сухое - Капель, звук дятла - Рудый
- Отсвет зари
- Он хочет наблюдать за пробуждением весны. - Это птицы сойки, они клохчут как курицы. - Глухари танцуют друг перед другом, распустив крылья
- Так поэт описывает образ Весны -
Весна-это красивая молодая девушка. Волосы у нее длинные золотистые, как
весеннее солнышко, глаза синие, как чистое небо. Она изящная, шагает легкой
таинственной походкой. Одета она в пышный, длинный сарафан. На голове у нее
венок из цветов. В руке у нее волшебный посох. Где коснется ее волшебный
посох, все оживает. Рядом с ней идут ее друзья: птицы, насекомые, животные. -Грачи, журавли, скворцы, жаворонки, ласточки. Грач на горе – весна на дворе. Увидел грача – весну встречай. Грач в воздухе – весна на улице. Коли грачи прямо на гнездо летят – дружная весна. |
Вывод – возвращение к началу урока (по кластеру)
- Можно ли с помощью слова нарисовать картину? (убираю «ноты», «краски»)
-В стихотворении мы увидели руку художника, музыканта и поэта. Как зовут этого мастера слова? (портрет С.А. Клычкова)
Вписываем в поэтическую тетрадь его фамилию.
6. Рефлексия.
- Ребята, в начале урока мы с вами говорили о том, что литературное чтение это встречи. С кем состоялась сегодня встреча? Куда нас приглашал автор?
- меня удивило…
- меня впечатлило…
- мне захотелось…
- Мы с вами поставили цель. Мы ее достигли?
На обратной стороне тетради вы увидите несколько вариантов домашнего задания. Вы можете выбрать одно или несколько и отметьте их маркером.
- Кому интересны все задания?
- Я надеюсь, что путешествие в весенний лес, было интересным ….
Евгений Баратынский Весна,
весна! Как воздух чист! |
Аполлон Майков Уходи, Зима седая!
|
Алексей Плещеев Травка зеленеет,
|
Алексей Плещеев Весна Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала.
|
Федор Тютчев Зима недаром злится, |
Самуил Маршак Апрель Апрель! Апрель! По полям бегут ручьи, Пробирается медведь
|
Работа с учащимся ОВЗ
Отработка сознательности чтения
-
подготовка к первичному восприятию текста (вступительное слово учителя,
возможное использование наблюдений за явлениями и предметами окружающей
действительности);
- установка на целенаправленное восприятие текста;
-первичное восприятие текста, эмоционально-оценочная беседа с одновременным
использованием наглядных и словесных средств обучения;
-беседа в связи с разбором частей текста и всего произведения (установление
последовательности событий, первично-следственных связей в развитии сюжета,
понимание взаимосвязи между отдельными частями текста и логики событий,
выяснение мотивов поведения действующих лиц, определение существенных черт их
характеров, сопоставление героев, оценка их поступков).
Словарная работа (проводится на всех этапах работы над текстом),
привлечение внимания к пониманию прочитанного.
Даю установку: «прочел — понял».
Для
активизации внимания к значению прочитанного слова рекомендую использовать
следующие приемы:
а) выборочное устное объяснение значения прочитанных слов,
предложенных на доске или специальных индивидуальных карточках;
б) подбор картинок или показ предметов из окружающей обстановки;
в) подбор антонимов или синонимов (из группы слов, предложенных на другой
карточке; самостоятельно);
г) схематичное изображение предмета или действия на доске;
д) изображение предмета, действия с помощью мимики, пантомимики;
е) придумывание предложения с прочитанным словом;
ж) поиск слова с неизвестным лексическим значением в группе предложенных;
з) объяснение значения слова учителем и т. п.
и) работа над планом (словесное рисование - иллюстрирование текста,
драматизация;
к)
пересказ (ответы на вопросы, пересказ, близкий к тексту);
л) разбор жизненных ситуаций;
м) выражение своих чувств.
Маршрутный лист урока
1. Какая тема урока?__________________________________________
2. Поставь себе цель на урок___________________________________
3. Работа с текстом во время чтения.
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением С.А. Клычкова« Весна в лесу».
(Стихотворение читает учитель)
- О чём это стихотворение?
__________________________________________________________________
-Какие признаки наступления весны в лесу ты знаешь?
_________________________________________________________________
-
Какое чувство вызвало у тебя это стихотворение? Почему?
_________________________________________________________________
- Как относится поэт к весеннему лесу?
_________________________________________________________________
- Прочитайте строчки, которые тебе понравились.
4. Работа по содержанию.
- Какое время суток изображено в стихотворении?
- Найди действующих лиц, персонажей; возьми карандаш и подчеркните тихонько.
- О ком и о чём пишет автор?
- А какой ты представляешь себе Весну?
Художественные приёмы, которые использует автор в стихотворении.
Эпитет - это яркое образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету. Например: золотые кудри, синее море, белоснежная зима, бархатная кожа, хрустальный звон.
Сравнение - это художественный прием, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. Например: белый как снег.
Олицетворения - это перенос характеристик, свойств, умений, присущих одушевленным, живым существам на неодушевленные предметы. Например: Идет красавица Весна.
- Найди их, подчеркни карандашом. Назови. Какие слова используем.
-Какие рисунки
можно нарисовать к стихотворению?
- Понравился тебе урок? С каким настроением ты уходишь с урока?
Лист самооценки работы в группе
Название группы. |
Фамилия имя |
Оцени работу своей группы. Отметь вариант ответа, с которым ты согласен. |
|
|
|
-Все ли члены группы принимали участие в
работе над проектом? |
А) да, все работали одинаково. |
Б) кто-то работал больше, а кто-то меньше. |
|||
В) нет. Работал только один. |
|||
-Дружно ли вы работали? Были ли ссоры? |
А) работали дружно, ссор не было. |
||
б) работали дружно, спорили, но не ссорились. |
|||
В) очень трудно было договориться, не всегда получалось. |
|||
- Тебе понравился результат работы
группы? |
А)да, все получилось хорошо. |
||
б) нравится, но можно было бы лучше. |
|||
В) нет, не нравится. |
- Оцени свой вклад в работу группы. Отметь
нужный бал в строке.
– 0 (Почти все сделали без меня),1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 (Я сделал очень
много, без меня работа бы не получилась).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.