Открытый урок по литературному чтению в 3 классе "К.Г. Паустовский "Растрёпанный воробей"
Оценка 5

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе "К.Г. Паустовский "Растрёпанный воробей"

Оценка 5
doc
24.03.2020
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе "К.Г. Паустовский "Растрёпанный воробей"
лит.чт.3 кл..doc

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«САНАТОРИЙ ИМ. Н.К. КРУПСКОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ»

 

 

 

 

 

Согласовано

председатель школьного

методического обьединения

______________Ю.Б. Сидоренко

от «_____»________2020 г.

 

Утверждено

заведующей педагогической частью

___________Ю.В. Жосан

от «____»________2020 г.

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок

по литературному чтению в 3 классе

на тему:

"К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Подготовила и провела:

                                                       учитель начальных классов

                                  Остапенко С.Г.

                                   

                                                             дата проведения: 22.01.2020 г.

 

 

 

 

Евпатория, 2020 г.

 

Тема: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей"

 

Цель урока: создание условий для работы над развитием нравственных качеств при работе с художественным текстом.

Задачи урока:

образовательные: продолжить работу над произведением К.Паустовского «Растрёпанный воробей»; обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного; учить детей составлять характеристики героев, обучать краткому пересказу; пробуждать и обогащать чувства детей путем освоения художественных явлений – цвета, звука, возможностей слова и живой речи; показать детям, что тема затронутая автором, актуальна в жизни.

развивающие: развивать речь; логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся, умение грамотно читать; формировать нравственно-эстетическую отзывчивость в детях; учить видеть позицию автора; прогнозировать события, отвечать на вопросы, формировать коммуникативные навыки работы в группах.

воспитывающие: воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях; воспитывать любовь и уважение в семье; воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадания к "братьям меньшим"; интерес к чтению.

Планируемые результаты:

Предметные:

-осмысленно правильно читать;

-отвечать на вопросы;

-давать оценку героям и их поступкам.

Метапредметные:

Познавательные:

-анализировать, сравнивать характеристики героев и их поступков.

Регулятивные:

-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-учиться высказывать свое предположение.

 

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь других;

-высказывать свою точку зрения на события;

-договариваться с одноклассниками, работая в паре, группах.

Оборудование : портрет К.Г. Паустовского, иллюстрации вороны, воробья, детские рисунки – иллюстрации понравившихся эпизодов сказки, презентация, карточки для работы в парах и в группах, цветные карандаши, учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Технология: использование элементов технологии критического мышления.

Методы: частично-поисковый метод

Приемы: «Мозговой штурм», «Синквейн», «Логическая цепочка», «Корзина идей».

 

Ход урока

I. Орг.момент.

II. Актуализация опорных знаний

1. Дыхательная гимнастика.

2. Артикуляционная гимнастика

3. Отработка навыков правильного и быстрого чтения

Чтение «Буксир» (Начинает читать учитель, дети стараются следить за темпом чтения. В определённый момент учитель начинает читать про себя. Дети продолжают следить за чтением. Затем учитель снова начинает читать вслух. Ребята, которые сумели «поймать» темп чтения, встретятся с учителем на одном слове.)

- Кому удалось встретиться со мной на одном слове? Молодцы.

 

«Бросок - засечка» (Исходное положение – руки на коленях, спина ровная. Следить за текстом ребёнок должен только глазами. При слове «бросок» дети начинают читать про себя. При слове «засечка» - дети поднимают головы, отрывают глаза от текста и некоторое время отдыхают. Затем снова при слове «бросок» ребята начинают читать. Они должны постараться как можно быстрее найти то слово, на котором остановились. И так несколько раз.)

- Кто сразу же находил то слово, на котором остановился?

- А кому для этого нужно было начать читать весь текст сначала?

III. Самоопределение к деятельности

( слайд 1)

Я весь день

ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю,

Здесь, под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый…(воробей)

— Прочитайте загадку шепотом, хором, отгадайте ее.

— Прочитайте удивленно.

Сильная, большая птица
Даже кошки не боится!..
Очень важная персона –
Чёрно-серая ...
(Ворона)

— Прочитайте загадку шепотом, хором, отгадайте ее.

— Прочитайте весело (грустно).

— Что вы знаете о воробьях? …о воронах?

- Почему мы начали урок именно с загадок о воробье и вороне?

- Какие цели мы ставим перед собой на уроках литературного чтения?

- Да, действительно, сегодня на уроке мы продолжим работу над произведением К.Г.Паустовского « Растрёпанный воробей».

- Как понимаете название?

IV. Работа по теме урока.

1 Машина семья.

2 Жизнь воробья Пашки.

3 Кража.

4 Счастливый финал.

2. Определение жанра текста.

- В каком разделе находится произведение?

- Почему?

- Определите жанр произведения (рассказ или сказка)

(Прием «Корзина идей»)

События могли происходить в реальной жизни.

Вороны воруют блестящие предметы и прячут в гнезде.

Воробей понимает людскую речь и способен им сочувствовать.

Жизнь воробьиного племени очень напоминает человеческую.

Ворона размышляет и видит сны.

ВЫВОД: Сказка, где главным героем является воробей, находится внутри рассказа, в котором главная героиня – Маша.

 

3. Составление характеристик главных героев

-Назовите мне, пожалуйста, главных героев произведения. (Маша, воробей)

-Давайте попробуем охарактеризовать каждого из этих героев.

Маша – добрая девочка, она заботится о раненом воробье. «Маша принесла Пашку домой, пригладила ему перья щеткой, накормила и выпустила». Очень переживает, что по ее вине расстроилась мама: «А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша».

Любознательная. Это видно из того, какие вопросы ее волнуют: «И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы. Но непонятнее всего была седая ворона…». Именно из-за Машиной любознательности случилось так, что ворона унесла мамин букетик: «Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не видела. Маша влезла на стул, открыла форточку и спряталась за шкафом.

Впечатлительная. Это ярче всего проявляется во время спектакля, в том, как она воспринимает то, что происходит на сцене: «Золушка!» - тихо вскрикнула Маша и уже не могла оторваться от сцены». Это проявляется и в том, как Маша воспринимает музыку: «Было очень хорошо, что музыка все время только то и делала, что печалилась и радовалась за маму. Как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами».

 

Xарактеристика Пашки

– Расскажи, что ты знаешь про Пашку? Каков характер Пашки? (Он  ловкий, умный, смелый, шустрый, что он обожает Машу).

– А какие отношения у Маши с воробьем?

(Отношения Маши с воробьем Пашкой дружеские. Пашка благодарен Маше за то, что она его кормит. Воробей постоянно пытается выразить девочке свою признательность: то гусеницу принесет в подарок, то вещи, украденные вороной, старается вернуть. Не случайно именно Пашка возвращает стеклянный букетик Машиной маме.)

– Что является главным чудом в рассказе?

        ( – Главным чудом в рассказе является любовь, которая связывает его героев: их желание помочь друг другу, поддерживать в трудный момент жизни.  _

– Почему не пропал и не разбился хрупкий стеклянный букетик?

(Стеклянный букетик не потерялся и не разбился потому, что Машин отец подарил его Машиной маме в знак большой любви для того, чтобы хотя бы букетик (если не он сам) смог присутствовать на таком важном событии, как исполнение мамой партии Золушки в балете. Букетик не разбился потому, что любовь – это такая огромная ценность и сила, которой не страшны никакие случайные обстоятельства. И если ворона украла букетик, значит, найдется такой воробей, который его вернет.)

4. ФИЗМИНУТКА

- В произведении встречаются два вида птиц: ворона и воробей. Если я буду читать слово, которое можно отнести к характеристике воробья, вы подпрыгиваете и хлопаете ладошками над головой. Если слово относится к характеристике вороны – присаживаетесь.

Маленький, голодный, скупая, растрепанный, смелый, сварливая, жадная, благодарный, хитрая, безжалостная, решительный, злая, отважный.

 

5. Беседа с сопровождением выборочного текста.

- С какого эпизода начинается произведение?

- Прочитайте.

- Какой прием использует автор? (олицетворение – это приписывание свойств человеческой психики предметам и явлениям реального или вымышленного мира: животным, растениям и явлениям природы)

- Почему с этого приема начинается повествование?

- Где еще мы встречаем прием олицетворения? Прочитайте.

·                                 все спит кругом: весь дом, и сад за окнами, и каменный лев…

·                                 Не спали только Маша, отопление и зима. Маша смотрела за окно, отопление тихонько пищало свою теплую песню, а зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег.

·                                 Торопливый звон посыпался по комнате, закатился под книжный шкаф и затих.

·                                 А теперь в городе одни машины. Они овсом не кормятся, не жуют его с хрупом, как добродушные лошади, а пьют какую-то ядовитую воду с едким запахом.

·                                 Было очень хорошо, что музыка все время только то и делала, что печалилась и радовалась за маму, как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами.

 

- Сделайте вывод: Какое настроение создают эти ожившие предметы?

(Сказочное, волшебное, приподнятое. Автор использует этот прием, чтобы перенести нас в сказку.)

6. Работа в парах.

- Паустовский в своем произведении использует много цветовых эпитетов.

- Что такое эпитеты? (Эпи́тет - определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения)

 

Дети находят в тексте представленные фрагменты, зачитывают описания цветов (фрагмент 1: черный, белый, красный, серый; фрагмент 2: голубой, розовый, золотой, лунный*) и одновременно закрашивают пустые клеточки указанными цветами.

* Примечание: особое затруднение у детей может вызвать идентификация «лунного» света: необходимо оживить жизненные впечатления детей, вспомнить луну на чистом ночном небе и ее серебристый, таинственный свет.

- Каким рассказ получился по настроению и по цвету?

(Дети выбирают из ряда вариантов свой ответ ответа и обосновывают свой выбор:

1.Разноцветный, унылый, сказочный, однотонный, яркий, весёлый, необыкновенный, контрастный.)

- Сделайте вывод.

(Рассказ благодаря цветовым эпитетам получился необыкновенно-красочным, волшебным и т. д.)

7. Анализ произведения.

- У Паустовского произведение получилось веселое или печальное? (Веселое, счастливое, смешное.)

- Почему же его персонажи так часто плачут?

(Учитель активизирует эмоционально-образную память детей и просит их вспомнить, от чего обычно плачут люди: от горя, от обиды, от боли и т.д.)

-Чему хотел научить нас автор?

- Какие средства он для этого использовал?

V. Итог урока

Вывод: рассказ Паустовского не только об удивительных животных, похожих на людей, он еще сказочный, разноцветный, волшебный, а также в этом произведении очень много сказано о необыкновенных человеческих чувствах: о любви, верности и печали, о счастье и боли.

- Задумайтесь над идеей рассказа. Перечитайте итоговые слова мамы («От маленькой радости смеются, а от большой плачут»). Как вы понимаете эти слова?

(Писатель стремился показать силу человеческих переживаний, силу любви, которая вызывает у человека и боль, слезы, и большую радость, счастье. Без любви не могут жить ни животные, ни люди, именно она превращает обычный мир в разноцветную сказку.)

 

VI. Рефлексия.

- Вот и подошел к концу наш урок .

- Вы довольны своей работой?

По желанию выберите фразу и закончите ее самостоятельно.

сегодня я узнал...

мне было трудно…

я понял, что…

я научился…

я смог…

мне было интересно узнать, что…

меня удивило 

 


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Тема: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей"

Тема: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей"

Приемы: «Мозговой штурм», «Синквейн», «Логическая цепочка», «Корзина идей»

Приемы: «Мозговой штурм», «Синквейн», «Логическая цепочка», «Корзина идей»

Да, действительно, сегодня на уроке мы продолжим работу над произведением

Да, действительно, сегодня на уроке мы продолжим работу над произведением

Впечатлительная . Это ярче всего проявляется во время спектакля, в том, как она воспринимает то, что происходит на сцене: «Золушка!» - тихо вскрикнула

Впечатлительная . Это ярче всего проявляется во время спектакля, в том, как она воспринимает то, что происходит на сцене: «Золушка!» - тихо вскрикнула

Не спали только Маша, отопление и зима

Не спали только Маша, отопление и зима

V. Итог урока Вывод: рассказ

V. Итог урока Вывод: рассказ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2020