Открытый урок по математике на тему: "Уменьшаемое, вычитаемое, разность" 1 класс

  • docx
  • 19.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1 класс матем.docx

«Унцукульский район»

МКОУ «Гимринская поселковая СОШ»

 

Открытый урок по математике на тему:

"Уменьшаемое, вычитаемое, разность"

1 класс

 

Урок разработала и провела

учитель начальных классов

Саабдулаева Патимат Магомедовна

Цели урока:

учить применять теоретические знания при выполнении практических заданий; познакомить учащихся с названием компонентов и результатом действия вычитания, с разностью как выражением.

развивать внимательность, логическое мышление, наблюдательность, способность самостоятельно проводить анализ, делать выводы.

воспитывать интерес к предмету, взаимопонимание и дружеское отношение к одноклассникам в совместной работе.

Задачи урока:

Предметные:

Учащиеся научатся использовать математическую терминологию при составлении, чтении и записи математических равенств на вычитание;

 выполнять устно и письменно арифметические действия с числами (сложение и вычитание в пределах 7).

Личностные:

Принятие образа «хорошего ученика», развитие интереса к математике.

Контролировать и оценивать свою работу и её результат. Учиться проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителю плану.

Средства формирования этих действий: технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средства формирования этих действий: технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания;  находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; 

выделять существенную информацию из сообщений разных видов; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; устанавливать аналогии; уметьоформлять свои мысли в устной и письменной форме.

 

1.Орг.момент

- Громко прозвенел звонок,

  Он позвал вас на урок.

- Какое у вас настроение? Покажите его с помощью смайликов. Я вижу, что у вас прекрасное настроение. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь гостям. Я думаю, что это настроение сохранится у вас до конца урока.

Ведь сегодня нас вновь ждут открытия, мы продолжим развивать вашу память, ваше внимание и логическое мышление.

- Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

- Желаю вам удачи!

 

2. Каллиграфическая минутка.

а) Индивидуальная работа

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/615111/img1.jpg

б) Фронтальная работа

11,22,33,44,55,66,77,88,99,100, 111

- На какие группы вы можете разделить числа? (четные, нечетные)

- Что заметили? (записано с помощью одной цифры)

- Что такое цифра? (знак, с помощью которого записывают числа)

- Выпишите в тетрадь цифры, с помощью которых записано каждое число

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

- Назовите

- Что получилось? ( отрезок натурального ряда)

- Каким способом можно проверить вашу работу? ( поменяться тетрадями, сверить с доски, один ученик читает, а остальные проверяют )

Проверим работу последним способом.

 

- Выберите  выражение к такому рисунку:(СЛАЙД 3)

 

 

     7 – 1 = 6

     5 + 2 = 7

     3 + 4 = 7

     5 – 2 = 3

 

- Как вы назовёте число 7? 1? 6?

- Можно ли его прочитать это выражение, используя термины, как в предыдущем? Почему?

София: В выражении записан знак «минус», а в сумме используется «плюс».

Арсений: Это выражение нельзя прочитать так, как первое.

 

3. Математический диктант ( с данными цифрами)

-Обведите число в кружок.

На сколько 7 больше 4?

Какое число следует за числом 8?

10 уменьшить на 5. Л легко

Первое слагаемое 6, второе слагаемое 4, найдите сумму. Т трудно

6 увеличить на 2.

5 – это 4 и сколько?

Какое число предшествует числу 8?

3 9 5 10 8 1 7

- Какое число самое большое? А маленькое?

- На сколько оно меньше?

- Как определили?

- Какие цифры не обвели? (2,4,6)

- Составьте пример на сложение с помощью этих чисел. (2 + 4 = 6)

- Составьте задачу по этому выражению.

- Назовите вид задачи.(Увеличение на несколько единиц)

- Какой ещё пример на сложение можно составить с этими слагаемыми и суммой?

(Под примером появляется второй пример: 4+2=6).

- Какое свойство использовали для его составления? (Переместительное).

- Прочитайте пример разными способами.

- Составьте пример на вычитание с этими числами. ( 6-4=2 или 6-2=4).

 

4. Постановка проблемы.

- При сложении каждое число имеет свое имя

- Конечно, в записи вычитания каждое число тоже должно иметь своё имя и сегодня мы их определим?

 

5. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

- Начнём своё исследование.

- Для начала вспомните, что значит “вычесть”? (Взять, отложить, убрать…)

- Что обозначает первое число? (Сколько было вначале).

- Что показывает второе число? (Сколько взяли).

- А третье число? (Сколько осталось).

- Какое число из трёх самое большое? (Первое).

- Как вы думаете, почему? (Дети выясняют, что это целое, из которого можно взять часть).

- Что происходит с первым самым большим числом при вычитании? (Оно уменьшается).

Учитель обращает внимание на звучание слова “уменьшается”.

- То как может называться это число? (Выясняется, что УМЕНЬШАЕМОЕ).

- Что происходит со вторым числом? (Его вычитают).

- Значит, как его называют? (По аналогии выясняется, что ВЫЧИТАЕМОЕ).

- А третье число (сообщает учитель) показывает разницу между первым числом и вторым.

- На сколько 6 больше 4? (На 2).

- Вопрос “на сколько” задают при сравнении, чтобы найти разницу.

- Как же называется третье число? (Выясняется, что это РАЗНОСТЬ).

В ходе “открытия” нового знания на доске появляются подписи чисел: “уменьшаемое”, “вычитаемое”, “разность”.

- Если результат вычитания называется “разность”, то пример на вычитание можно назвать так же? Почему? (Да. Между ними стоит знак “=”).

Проблема разрешена.

- Давайте все вместе повторим названия чисел при вычитании (дети хором проговаривают названия компонентов действия вычитания).

 

6. Физкультминутка.

Мы 7 раз в ладоши хлопнем

8 раз ногами топнем

3 (2) мы вычтем из 6 (8)

Сколько раз присесть должны?

 

7. Первичное закрепление.

1. Работа с учебником.

- Давайте сверим своё открытие с учебником. Откройте с. 33. Прочитайте шёпотом выделенные слова вверху. Рассмотрите рисунок.

- Назовите уменьшаемое.

- Назовите вычитаемое.

- Назовите разность.

- Как теперь можно прочитать пример на вычитание? (Разность чисел 6 и 1 равна5).

2. Пришло время применить свои знания на практике.

1 группа.

 развернуть таблицу

уменьшаемое

8

9

9

9

9

10

10

вычитаемое

3

4

5

6

7

8

9

разность

 

 

 

 

 

 

 

 развернуть таблицу

 

2 группа

 развернуть таблицу

уменьшаемое

8

9

9

9

9

10

10

вычитаемое

3

4

5

6

7

8

9

разность

4

5

6

3

2

5

4

6

7

2

3

6

4

5

2

3

2

4

1

2

3

 развернуть таблицу

Назовите новых жильцов города.

5 5 4 3 2 2 1

3. Работа в парах.

Цифры приготовили вам конверт с заданием: выпишите только разность и найдите значение выражения.

5 -1, 6=6, 7 - 2, 8 > 5, 3 = 3, 10 -2 -5 , 8 -2

Назовите, какие цифры приготовили вам задание

4 5 3 6

- составьте выражения , используя новые термины.

4. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Игра в слова.

Операция вычитания производится не над совокупностями предметов, а над совокупностями букв – “ словами”.

- Из некоторых слов с помощью вычитания получили новые слова. Составьте и решите соответствующие примеры:

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/615111/img2.jpg

После выполнения детьми самостоятельной работы они сверяют свои примеры с записями на доске.

- У меня получились такие примеры, а у вас?

 

1.Прочитайте примеры, используя наше “открытие”.

 6-1    4+3     8-2    9-4   5+3

-Что записано на доске? На какие группы можно разделить выражения? Выпишите в тетрадь только разности и найдите их значения.

-Подчеркните синим цветом уменьшаемое, зелёным – вычитаемое.

 

2) Запиши выражения, найди их значения (Ученики записывают выражения в тетради, а 2 ученика с другой стороны доски)

Найди разность 7 и 2

Найди сумму 5 и 3

Уменьшаемое 5, вычитаемое 1. Найди разность.

1 слагаемое - 3, 2 слагаемое -4. Найди сумму.

Фронтальная проверка.

- У кого всё правильно?

- У кого есть ошибки?

- В чём ошибки?

- В чём причина ошибок?

Самооценка.

 

8. Итог урока.

- Какое открытие мы сделали на уроке?

- Как называются числа при вычитании?

- Вам понравилось делать открытия?

- Кто доволен своей работой, поднимите руку.

 

9. Рефлексия

- Какую цель ставили?

- Достигли цели?

- Какие математические термины вы сегодня узнали?

Расскажите по схеме, чему научились на уроке?

     ЗНАЮ

Я             ЗАПОМНИЛ

    СМОГ

- Оцените свою деятельность на уроке с помощью светофора.

 

 

 

 

 

 

 

Директор МКОУ «ГПСОШ»                            Абдулаева П.Б.

 

Заместитель директора по УВР                        Гамзатов А.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Унцукульский район»

МКОУ «Гимринская поселковая СОШ»

 

Отзыв коллег об открытом уроке математики

в 1 «А» классе

"Уменьшаемое, вычитаемое, разность"

учителя начальных классов

Саабдулаевой Патимат Магомедовны

 

Данный урок № 82 в разделе «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание». На уроке вводились понятия «уменьшаемое, вычитаемое, разность». Для самоопределения к деятельности была создана проблемная ситуация, которая продемонстрировала учащимся недостаток математических знаний. Учащиеся учились определять тему урока и формулировать ближайшую учебную цель.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока Патимат Магомедовна включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. На уроке были реализованы принципы наглядности, научности (дети оперировали научными понятиями), доступности (реализован в подборе материала), принцип связи обучения с жизнью.
Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровье - сберегающего  режима: смена видов деятельности, физкультминутка.
Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе.

На уроке были использованы следующие формы и  методы обучения:
-словесные (устное сообщение, диалог);
-наглядные (мультимедийная презентация этапов урока);
-методы устного и письменного контроля и самоконтроля;
-практические (участие в «превращении» одной фигуры в другую);
-проблемно-поисковый метод (при подборе названий компонентов -действий).
В ходе урока были использованы различные формы работы учащихся:

- индивидуальная;
- в парах; 
- групповая.

В результате парной работы были выдвинуты предположения детей, как назвать числа при вычитании. Дети должны были четко увидеть и понять взаимосвязь между понятиями «части и целое» с одной стороны и «Умен. Вычит. Разн.» с другой. Что это одно и тоже и находятся одинаково. Дети решали типовые задачи, но с использованием новых знаний. Работа была и индивидуальная и фронтальная.

Проверка знаний осуществлялась в ходе самостоятельной работы в индивидуальных карточках, которая содержала задания разного уровня сложности. Самостоятельная работа проверялась в результате пошаговой самопроверки по образцу. Проведена взаимооценка.

Предположения детей были проверены с помощью учебника. Эта работа проводилась для того, чтобы учащиеся учились добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.

Урок закончился рефлексией, где учащиеся оценили свою деятельность на протяжении всего урока с помощью смайликов.

 

 

 

 

 

Директор МКОУ «ГПСОШ»                            Абдулаева П.Б.

 

Заместитель директора по УВР                        Гамзатов А.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Унцукульский район»

МКОУ «Гимринская поселковая СОШ»

 

Отзыв родителей об открытом уроке математики

в 1 «А» классе

"Уменьшаемое, вычитаемое, разность"

учителя начальных классов

Саабдулаевой Патимат Магомедовны

 

На уроке водились понятия «уменьшаемое, вычитаемое, разность». Для самоопределения к деятельности была создана проблемная ситуация, которая продемонстрировала учащимся недостаток математических знаний. Учащиеся учились определять тему урока и формулировать ближайшую учебную цель.

В результате групповой работы были выдвинуты предположения детей, как назвать числа при вычитании. Предположения детей были проверены с помощью учебника. Эта работа проводилась для того, чтобы учащиеся учились добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Для закрепления изученного материала через деятельность детей была поставлена ещё одна цель урока: научиться записывать и составлять разности. Для этого использовался игровой момент.

Проверка знаний осуществлялась в ходе самостоятельной работы, которая содержала задания на разноуровневых карточках. Самостоятельная работа проверялась в результате пошаговой самопроверки по образцу. Была проведена самооценка, использовался прием « Светофор».

 

 

 

Родители 1а класса