Открытый урок по математике в 1 классе.
Тема: «Единица массы: килограмм.»
Автор: Балушкина Александра Иннокентьевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №24» г. Братска.
Педагогическая цель |
Помочь учащимся усвоить представления о новой величине – массе и единице измерения массы – килограмме; умение решать задачи по данной теме; умение сравнивать, анализировать и делать выводы освоение данных понятий с целью применения их в жизненных ситуациях; воспитывать познавательный интерес к изучаемой теме |
Тип урока |
Изучение нового |
Планируемые
|
Знать единицу измерения массы – килограмм ; сравнивать предметы по массе; решать задачи на определение массы предметов на основе задач изученных видов; грамотно использовать в речи математические термины и понятия. |
Личностные
|
Использовать полученные знания в учении и в повседневной жизни; формировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных задач могут быть успешно решены; развивать познавательные интерес к математике. |
Универсальные
|
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность; постановка учебной задачи на основе жизненного опыта учащихся; учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; Познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; применять полученные знания при решении задач Коммуникативные: формулировать свое мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению.
|
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
I. Организационный момент. |
- Мы гостей сегодня ждали И с волнением встречали. Хорошо ли мы умеем: и считать и отвечать? Не судите очень строго, Ведь учились мы немного. - Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их, улыбнитесь. И вам, ребята, я желаю доброго дня и хорошего настроения А теперь можно тихо сесть.
|
|
Личностные: настраиваются на урок; воспринимают речь учителя. Коммуникативные: оформляют диалогическое высказывание |
Вхождение в урок. Мотивация. |
- Ребята, нам почтальон Печкин прислал две посылки (учитель показывает посылки) и письмо. Давайте его прочитаем. (слайд 2,3) «Здравствуйте, девочки и мальчики! Пишет вам почтальон Печкин. Я работаю на почте в деревне Простоквашино. Сейчас я нахожусь у родственников в гостях. Ребята, помогите, пожалуйста, мне добраться домой в деревню Простоквашино, где меня ждут мои друзья дядя Фёдор, кот Матроскин, Шарик и галчонок. Карту маршрута высылаю. А в конце нашего путешествия вас ждёт сюрприз.» - Поможем? (слайд 4) - Для этого посмотрим карту, нам нужно проехать через несколько населённых пунктов. - Назовите их. -Каждый пройденный пунк вы будите отмечать у себя на карте крестиком. - И так, отправляемся в путь! |
-Да.
Вычисляйкино, Измеряйкино, Узнавайкино, Гирино, Определяйкино, Простоквашино.
|
Личностные: Формирование интереса (мотивации к учению), оценивание жизненных ситуаций.
Коммуникативные: оформляют диалогическое высказывание.
|
II. Актуализация знаний.
Формулировка темы урока. Постановка цели урока. |
Устная работа - Первая остановка «ВЫЧИСЛЯЙКИНО» (слайд 5) -Посчитаем по цепочке. (слайд 5) - Решите задачу. (слайд 6) -Молодцы, справились со всеми заданиями – едем дальше. - Остановка «ИЗМЕРЯЙКИНО» - У вас на столе две полоски. (слайд 7,8) -Возьмите полоску красного цвета и с помощью линейки узнайте её длину. -Теперь возьмите полоску синего цвета и измерьте её длину. - На сколько сантиметров длина красной полоски больше длины синей полоски? - Как вы узнали? Что нужно было сделать? - На сколько сантиметров длина синей полоски меньше длины красной полоски? - Как вы узнали? Что нужно было сделать? - Ребята, а что это у почтальона Печкина в сумке? -Какие слова из сумки почтальона Печкина вам пригодились? -Какой измерительный прибор вам пригодился? - Какие слова оказались лишними? Что интересного в написании этих слов? - Для чего же взял их с собой наш герой? Это нам и предстоит выяснить. -Кто догадался какова тема урока? - Молодцы! Справились с заданием, едем дальше.
-Едем дальше!
|
10-3+2-4+5=10 5-2 =3
-10 см
-7см
-На 3 см больше -Нужно из10 см вычесть 7 см
-На 3 см меньше -Нужно из10 см вычесть 7 см -Сантиметр, килограмм, длина, масса. -Длина, сантиметр. -Линейка - Масса, килограмм.
Масса. Килограмм. |
Регулятивные: планируют решение учебной задачи Коммуникативные: оформляют диалогическое высказывание.
Познавательные: высказывают предположения
|
III. Изучение нового. Постановка проблемы.
Физкультминутка |
- Остановка «УЗНАВАЙКИНО» (слайд 9) _ У меня в руках две посылки. Сравните их. Что вы можете сказать про них? -Вы, совершенно правы. Но я вас уверяю, что эти посылки разные. В чём же их отличия? Есть свойства, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить такое свойство, нужно взять предмет в руки. (Один ученик выходит к доске и проводит эксперимент). -Что теперь можете сказать про эти посылки? - Когда мы говорим легче или тяжелее предмет, то имеем в виду вес, МАССУ предмета. - Сравните массу вашего учебника и массу тетради. Что можете сказать о их массе? -Что же поможет нам точно сравнивать предмет по массе? (демонстрация весов) - Весы бывают разные: электронные, напольные, медицинские, аптечные… (слайды 10 – 12) - Ребята, а вы в жизни где встречали весы? - Как же с помощью данных весов определить какой предмет тяжелее, а какой легче? (проблемный вопрос)
-Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте отдохнём. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 13)
Руки в боки, руки – шире, Раз, два, три, четыре. Сейчас попрыгать мы решили, Раз два, три, четыре. Потянулись – выше, выше. Приседаем – ниже, ниже. Встали – присели, Встали – присели. А теперь за парты сели. |
- Одинаковые по цвету, по форме, по размеру.
- Одна посылка легче другой
- Масса учебника больше массы тетради (и наоборот). -Весы
- В магазине, в медпункте … |
Коммуникативные: строят высказывания
.
Познавательные: запоминают полученную информацию
Регулятивные: учатся контролировать и оценивать свою деятельность по ходу или результатам выполнения заданий. (на всех этапах) |
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Практическая работа. Исследование
Знакомство с единицей массы КИЛОГРАММ.
Знакомство с гирями.
|
- Сейчас мы все вместе проведём небольшое исследование. Нам предстоит сравнить массу предметов с помощью весов и сделать определённые выводы. (слайд 14) (взвешивание разных предметов)
- А если чаши весов находятся на одном уровне, что можно сказать о массе предметов? - Какие вы молодцы, ребята! -Оказывается, массу как и длину можно измерить.
-Чему ещё нам предстоит научиться?
- И следующая остановка «ГИРИНО» (слайд15) -Более 200 лет назад люди придумали мерку и назвали её КИЛОГРАММ. (на доску вывешивается слово) -В математике слово килограмм принято писать сокращённо кг. Например: 1кг, 2 кг, 7кг и т.д. Для измерения массы используют гири. Гири по массе бывают разные. (слайд 16) - Для удобства, некоторые продукты в магазинах, расфасовывают в пакеты массой 1кг. (показ) - На других же, масса не указана. Например сахар. Давайте попробуем определить его массу.
|
-Если предмет тяжелее, то одна чаша весов находится ниже другой. Где тяжелее, там масса больше.
- Масса предметов одинаковая.
-Будем учиться измерять массу предметов
|
Коммуникативные: учатся выполнять различные роли в группах Познавательные: учатся перерабатывать информацию: делать выводы в результате совместной работы в группах. Учатся решать проблему путём исследования. Коммуникативные: учатся выполнять различные роли в группах (лидер, исполнитель). Слушать и понимать речь других. Коммуникативные: строят речевые высказывания.
Познавательные: запоминают полученную информацию |
V. Первичное закрепление.
Физкультминутка для глаз.
|
-Ну, а теперь поехали дальше! -И вот остановка «ОПРЕДЕЛЯЙКИНО» (слайд 17) -Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 36 №1. - Давайте определим по весам, что легче арбуз или гиря? (работа по рисунку) -Почему вы так решили? -Как узнать массу пакета с мукой? - Молодцы!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ. (слайд 18) -Внимательно смотрим за чудиками и повторяем движения глазами. |
Делают движения ногами.
- Арбуз.
-Чаша весов с арбузом выше чаши весов с гирей. -Масса пакета с мукой и гиря в 2 кг равны массе гири в 5кг, 5= 2+3, значит масса пакета муки 3 кг. |
Коммуникативные: работают с учебником, с учетом поставленной задачи.
Познавательные: учатся ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя |
VI. Самостоятельная работа в тетради и самопроверка по эталону. Работа в парах.
|
- А сейчас, ребята, объединитесь в пары и выполните задание на карточке. (слайд 19) - Определите массу тыквы. - Какова масса тыквы? Какое решение запишем. - Запишите. - А теперь сравните ваш ответ с ответом на доске. (слайд 20) - Поднимите руку у кого без ошибок. -Молодцы!
-Едем дальше! |
|
Регулятивные: участвуют в паре.
Познавательные: оперируют полученными знаниями. Регулятивные: анализируют работу, оценивают меру освоения материала. |
VII. Рефлексия деятельности. Итог урока.
|
- Остановка «ПРОСТОКВАШИНО». (слайд 21) -Вот мы и добрались с вами, ребята, до деревни почтальона Печкина. Путешествие наше было нелёгким, но не смотря на все трудности, мы справились со всеми заданиями. - Давайте расскажем друзьям почтальона Печкина: - С каким новым свойством предметов вы познакомились? -Какие новые слова вы узнали? - Продолжи предложение: - Каждый предмет имеет свою …(массу) - Массу предмета можно измерить с помощью … (весов и гирь). - Ребята, спасибо вам за старание. (слайд 22) - А теперь открываем посылку от почтальона Печкина. - Посмотрите, в одной посылке гири массой 1 кг, а другой гири массой 2кг. - Чтобы это могло значить? Давайте прочтём записку от почтальона Печкина. «Ребята, спасибо вам за путешествие и за ваши старания. Теперь, оцените свою работу: - Если вы хорошо усвоили материал данного урока? Всё ли вам легко далось? Тогда возьмите гирю массой в 1кг и определите её на левую чашу весов.
- Если на уроке было тяжело и не совсем понятно, то возьмите гирю потяжелее, массой в 2 кг и поместите её на правую чашу весов. Всем спасибо! - Наш урок окончен. |
|
Коммуникативные: строят речевые высказывания; продолжают предложения.
Регулятивные: проверка, оценивание своей работы.
Личностные: способность адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, старанием, настроением.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.