Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика".

  • docx
  • 21.09.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала МАТЕМАТИКА.docx

«Занимательная математика»

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа курса «Занимательная математика» составлена на основе:

-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;

-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

-методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования (письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296);

-Примерной программы внеурочноной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011

-Авторской программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, 2011 г.

Обоснование актуальности курса и возможности её реализации

Программа «Занимательная математика» направлена на формирование у обучающихся конструктивно-геометрических умений и навыков, способности читать и понимать графическую информацию, а также умения доказывать свое решение в ходе решения задач на смекалку, головоломок, через интересную деятельность. Необходимо отметить, что только в ней ребенок реализует поставленные перед собой цели, познает предмет, развивает свои творческие способности.

Цель: развивать математический образ мышления , внимание, память, творческое воображение, наблюдательность,

последовательность рассуждений и их доказательность.

Задачи:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • расширять математические знания в области чисел;
  • содействовать умелому использованию символики;
  • правильно применять математическую терминологию;
  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая
  • внимание на количественных сторонах
  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли, развивать краткости речи.

Форма организации занятийматематические ( логические игры), игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения –загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, дидактические игры и упражнения(геометрический материал), конкурсы и др.

Планируемые результаты курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры.
  • Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
  • Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
  • Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
  • Воспроизводить способ решения задачи.
  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
  • Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
  • Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
  • Конструировать несложные задачи.
  • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
  • Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
  • Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
  • Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Коммуникативные результаты

  • принимать участие в совместной работе коллектива;
  • вести диалог, работая в парах, группах; допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
  • координировать свои действия с действиями партнеров;
  • корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
  • задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль совместных действий;
  • совершенствовать математическую речь;
  • высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.

Предметные результаты:

  • умения складывать и вычитать в пределах 100,таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
  • правильно выполнять арифметические действия;
  • умение рассуждать логически грамотно;
  • знание чисел от 1 до 1000, чисел-великанов (миллион и др.), их последовательность;
  • умение анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа(величины);
  • умение выбирать необходимую информацию, содержащую в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Содержание курса внеурочной деятельности.

      Арифметические забавы – 8 ч

Цифры у разных народов.

Арифметические  головоломки.

Арифметические  головоломки.

Составление задач – шуток, магических квадратов, ребусов.

Составление задач – шуток, магических квадратов, ребусов.

Некоторые старинные задачи.

От секунды до столетия. Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век.

Задачи, связанные с величинами.

      Логика в математике – 18ч

Решение логических задач табличным способом.

Решение логических задач табличным способом.

Математический ребус.

В царстве смекалки. Решение нестандартных задач.

В царстве смекалки. Сбор информации и выпуск математической газеты.

В царстве смекалки. Сбор информации и выпуск математической газеты.

Числовые головоломки.

Математический марафон. Решение задач международного конкурса «Кенгуру»

Математический марафон. Решение задач международного конкурса «Кенгуру»

Знакомство с исследовательским методом решения логических задач.

Решение  логических задач исследовательским методом.

Самостоятельное решение задач.

Наглядное представление текстовых данных.

Истинные и ложные высказывания.

Блиц-турнир по решению задач.

Составление логических задач

Составление логических задач

Задачи на смекалку. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия.

Задачи с геометрическим содержанием – 8 ч

Задачи на разрезание и складывание фигур.

Задачи на разрезание и складывание фигур.

Познавательная викторина «Путешествие по древнему Египту»

Геометрические головоломки.

Плоские и объемные фигуры.

Геометрия вокруг нас .

Геометрическая викторина.

Обобщение изученного. Подведение итогов.

 

 

3.Тематическое планирование.

 

Тема

Кол-во часов

1

Арифметические забавы

8

2

Логика в математике

18

3

Задачи с геометрическим содержанием

8

Итого:

34



Календарно-тематическое планирование 

 

п/п

Дата по плану

Дата по факту

Темы занятий

Арифметические забавы – 8 ч

1.

03.09

 

Цифры у разных народов.

2.

10.09

 

Арифметические  головоломки.

3

17.09

 

Арифметические  головоломки.

4

24.09

 

Составление задач – шуток, магических квадратов, ребусов.

5

01.10

 

Составление задач – шуток, магических квадратов, ребусов.

6

08.10

 

Некоторые старинные задачи.

7

15.10

 

От секунды до столетия. Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век.

8

22.10

 

Задачи, связанные с величинами.

                               Логика в математике- 18 ч

9

29.10

 

Решение логических задач табличным способом.

10

12.11

 

Решение логических задач табличным способом.

11

19.11

 

Математический ребус.

12

26.11

 

В царстве смекалки. Решение нестандартных задач.

13

03.12

 

В царстве смекалки. Сбор информации и выпуск математической газеты.

14

10.12

 

В царстве смекалки. Сбор информации и выпуск математической газеты.

15

17.12

 

Числовые головоломки.

16

24.12

 

Математический марафон. Решение задач международного конкурса «Кенгуру»

17

14.01

 

Математический марафон. Решение задач международного конкурса «Кенгуру»

18.

21.01

 

Знакомство с исследовательским методом решения логических задач.

19.

28.01

 

Решение  логических задач исследовательским методом.

20.

04.02

 

Самостоятельное решение задач.

21.

11.02

 

Наглядное представление текстовых данных.

22.

18.02

 

Истинные и ложные высказывания.

23.

25.02

 

Блиц-турнир по решению задач.

24.

04.03

 

Составление логических задач

 

25.

11.03

 

Составление логических задач

26

18.03

 

Задачи на смекалку. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия.

Задачи с геометрическим содержанием- 8 ч

27

01.04

 

Задачи на разрезание и складывание фигур.

28

08.04

 

Задачи на разрезание и складывание фигур.

29.

15.04

 

Познавательная викторина «Путешествие по древнему Египту»

30.

22.04

 

Геометрические головоломки.

31.

29.04

 

Плоские и объемные фигуры.

32.

06.05

 

Геометрия вокруг нас .

33.

13.05

 

Геометрическая викторина.

34.

20.05

 

Обобщение изученного. Подведение итогов.

Материально-техническое обеспечение курса

Список литературы для педагога:

  • О. И.Белякова Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
  • Ф.В.Варегина, С.В.Смирнова, З.П.Чеботарь. Дидактические игры и логические задачи на уроках математики в начальных классах. Тула, 1992.
  • Ф.Ф.Нагибин, Е.С.Канин. Математическая шкатулка, - М.: Просвещение, 1988.
  • Н.Н.Аменицкий, И.П.Сахаров. Забавная арифметика, - М.: Наука, 1991.
  • И.Ф.Шарыгин. Наглядная геометрия, - М.: МИРОС, 1995.
  • Г.В.Керова. Нестандартные задачи по математике, -М.: Вако, 2006.
  • З.А. Дегтярёва. Математика после уроков, - Краснодар, 1996.
  • Е.Г.Козлова. Сказки и подсказки, М.: МИРОС, 1994.
  • Н.А.Копытов. Лучшие задачи на развитие логики, -М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
  • П.У.Байрамукова. Через сказку в мир математики, -М.: ИЗДАТ-ШКОЛА , 1999.
  • Л.А.Маш. Моя самая первая книжка по математике, -М.: Дрофа, 1995.
  • В.В.Волина Праздник числа, -М.: ЗНАНИЕ, 1993.
  • Л.В.Кузнецова. Гармоничное развитие личности младшего школьника, -М.: 1989.
  • А.З.Зак. Задачи для развития логического мышления, журнал Начальная школа,1989 -№6.
  • А.Г.Гайшут, Л.И. Брудман. Развивающие игры. Логика. Математика. Язык. – Киев,1990.
  • С.И.Волкова. Математика и конструирование, -журнал Начальная школа, 1997-№10

Список литературы для детей:

  • Л.М.Лихтарников. Занимательные логические задачи для учащихся начальной школы. – СПб.6 Лань МИК, 1996.
  • А.А.Свечников, П.И,Сорокин. Числа, фигуры, задачи. - М.,1997.
  • Л.М.Лихтарников. Числовые ребусы для учащихся начальной школы. – СПб.6 Лань МИК, 1996.
  • В.П.Труднев. Считай, смекай, отгадывай: Пособие для учащихся начальной школы. 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1980.

 

 

 

 

 

Лист коррекции

рабочей программы учителя Мельник Я.А.

по внеурочной деятельности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА.»

в 4-Б классе

 

 № п/п

Название раздела, темы

Тема урока

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

1.

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

9.

 

 

 

 

 

 

10.