Министерство образование и науки РД
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ахтынская средняя общеобразовательная школа №2»
Открытый урок по математике
в 11 «Б» классе
На тему:
«Степенные функции, их свойства и графики»
Провела учитель математики
Абдуризаева Мерзият Хайруллаевна
МКОУ «Ахтынская СОШ№2»
Тема урока: Степенные функции, их свойства и графики. Технология проблемного обучения с применением ИКТ.
Учитель математики МКОУ СОШ с. Преображенка Кирилюк Т. И.
Цели урока:
Образовательные
• выявление особенностей графиков степенных функций с различными дробными показателями;
• формирование умения распознавать и строить графики
степенных функций.
Развивающие
• развитие математического мышления;
• развитие умения применять знания в новой ситуации.
Воспитательные
• формирование коммуникативных компетенций, воспитание чувства взаимопомощи, сотрудничества.
• воспитание настойчивости при решении проблемы.
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ИКТ.
Наглядные пособия: презентация, проектор, экран, ноутбук, карточки с заданиями для самостоятельной работы.
Эпиграф: «Настоящий ученик умеет выводить известное из неизвестного и этим приближается к учителю» И. Гете
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Структура урока:
1этап. Организационный этап.
2этап. Актуализация опорных знаний и их коррекция.
3этап. Изучение новых знаний и способов деятельности.
4этап. Первичная проверка понимания изученного.
5этап. Подведение итогов занятия.
6этап. Информация о домашнем задании.
7этап. Рефлексия.
План урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний.
1.Основные свойства степени.
1. Проверочный тест (самопроверка)
3. Объявление темы и целей урока.
Тема урока: «Степенные функции, их свойства и графики».
Цели урока:
• выявление особенностей графиков степенных функций с различными дробными показателями;
• формирование умения распознавать и строить графики
степенных функций.
4. Изучение теоретического материала.
4.1 Вводно-мотивационный этап.
a; x
– Что общего в этих выражениях? [это степень]
– В чем различие этих выражений? [1 – неизвестное в показателе, 2- неизвестное в основании]
Y= a(показательная функция)
Y= x(степенная функция)
- Какая из этих функций нам знакома?
- Каким может быть показатель?
Действительные числа
Рац. числа Иррац. числа
Целые Дробные
Нат. ч. 0
Отрицат. ц. ч.
Вывод: Мы умеем строить графики степенной функции только с целым показателем
- Чему мы должны научиться сегодня? Какова наша задача?
[мы должны научиться строить графики степенной функции с дробным показателем]
Запишем тему урока: Степенные функции, их свойства и графики
Определение степенной функции.
y=x
- Какие дроби могут быть в показателе? [m/n>1; 0<m/n<1; m/n<0]
- Какое ограничение накладывается на основание степени?
[x>0, т.к. в дробную степень возводится только неотрицательное число]
Итак, сегодня мы научимся строить графики степенной функции с дробным показателем
4.2 Операционно-содержательный этап.
Групповая работа (2группы)
План работы:
1 построение графиков
2 чтение графиков по схеме
ПРИМЕР.
Задание 2 группы:
Построить и прочитать график функции y = x
Предполагаемые ответы и графики на слайдах:
Пример:
1. D(f) = [0;+∞)
2. не является ни четной, ни нечетной
3. возрастает на D(f)
4. не ограничена сверху, ограничена снизу осью OX∞
5. не имеет наибольшего значения, наименьшее равно 0
6. непрерывна
7. E(f) = [0;+ ∞)
8. выпукла вниз.
1 группа:
1. D(f) = [0;+∞)
2. не является ни четной, ни нечетной
3. возрастает на D(f)
4. не ограничена сверху, ограничена снизу осью OX
5. не имеет наибольшего значения, наименьшее равно 0
6. непрерывна
7. E(f) = [0;+∞)
8. выпукла вверх.
2 группа:
1. D(f) = (0;+ ∞)
2. не является ни четной, ни нечетной
3. убывает на D(f)
4. не ограничена сверху, ограничена снизу осью OX
5. не имеет наибольшего и наименьшего значений
6. непрерывна
7. E(f) = (0; + ∞)
8. выпукла вниз.
– Мы изучили степенную функцию y=x, ее свойства и графики.
Взаимопроверка (ответы на слайде 13, 14)
Максимальный балл – 9 б.
Физкульт минутка
Зарядка для глаз
5. Закрепление нового материала.
5.1 «Проверочная»
Установить соответствие между графиком и функцией.
1. y=x ;
2. y=x ;
3. y=x ;
4. y=x ;
5. y=x ;
6. y=x ;
Взаимопроверка (ответы на слайде 21)
Максимальный балл – 6 б.
5.2 Выполнение упражнений по задачнику
№38.9(а,б), - на доске
Предполагаемый ответ
а) y=x на отрезке [0;1]
т.к. y=x - возрастает, то на отрезке она принимает свое наименьшее и наибольшее значения в концах этого отрезка:
y наим. = 0 = 0
y наиб = 1= 1 ,
б) на луче [1; + ∞)
y наим = 1 = 1
y наиб – нет
№38.10(а)
y=x на луче [0; +∞)
m/n >1 – график 1
функция возрастает
y наим = 0 = 0
y наиб – нет
№38.12 (а) - комментирование
а) y=(x+2)
y =, y = xсо сдвигом на 2 единицы влево по оси OX.
5.3 Дополнительные тренировочные упражнения.
Самостоятельная работа (тренинг)
№ 38.5(а, б), 38.9(в), №38.10(б), №38.12(б).
Взаимопроверка: максимальный балл – 5 б.
6. Домашнее задание.
§38;
1) №3(б), 8, 10(в, г), 12(в, г),15(в), 18;
2) Составить задание по теме и построить график.
7. Подведение итогов урока.
Оценочный лист (с критериями оценивания)
1. проверочный тест – 3 б.
2. групповая работа - 9 б.
3. «проверочная» – 6 б.
4. самостоятельная работа - 5 б.
всего: 23 б.
22-23 б. – оценка «5»
18- 21 б. – оценка «4»
11- 17 б. – оценка «3».
11 б. – оценка «2»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.