Открытый урок по математике «Учимся для жизни»
в 5 классе
Тема урока: Задачи практического содержания
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков
Цель урока: формирование функциональной грамотности школьников
Задачи урока:
Образовательная:
- усиление прикладной направленности;
- формирование функциональной грамотности школьников;
- повторить и обобщить свойства действий с натуральными числами;
- продолжить работу над развитием вычислительных навыков, используя знания по теме «Действия с натуральными числами».
Воспитательная:
- добиться понимания практической значимости умения решать нестандартные задачи;
- способствовать формированию у учащихся определенного набора экономических компетенций в сфере познавательной деятельности, трудовой и бытовой сферах, социальной деятельности, связанных с решением задач;
- способствовать формированию значимых качеств личности: трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, гражданские качества личности, бережливость, экономность, деловитость, толерантность, предприимчивость, самостоятельности в принятии решений через решение задач;
Развивающая:
- развивать математическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, умение самостоятельно добывать знания.
Оборудование урока:
1. Задачи, составленные учащимися, по собранному материалу.
2. Карточки-задания, карточки самооценки.
3. Нетбук, проектор
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
- Здравствуйте. Рада видеть вас на уроке.
- У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончании решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:
«2» - если справился с задачей без затруднений
«1» - если справился с задачей, но возникли сложности
«0» - если не справился с задачей.
Заполните поле по дом. работе
2. Актуализация знаний. Устный счет.
Первый этап.
№1. Сколько семья заплатит за расход 3м3 воды, если 1м3 воды стоят 60 рублей? (180 р.)
№2. В октябре семья заплатила за телефон 500 рублей. Какую сумму она еще заплатит до конца этого года? (1000 руб. за ноябрь и декабрь)
№3. Расход бензина на трассе у автомобиля «Лада - Веста» 7 литров на 100 км. Сколько расходуется бензина при проезде 300 км? (21 л).
№4. Школе необходимо 3600 рублей на переоснащение кабинета математики. Спонсоры оказали помощь в размере 2700 рублей. Какую сумму осталось оплатить школе? (900 руб.);
№5. Билет в театр стоит 500 рублей. В семье 4 человека. В какую сумму обойдется семье посещение театра? (2000 руб.)
№ 6. Из алюминиевой проволоки изготовили модель куба, на что потребовалось 60 см проволоки. Чему равна длина ребра куба? (5 см)
- Какие действия вы выполняли при решении задач? С какими числами работали?
Подведение итогов устной работы, оценивают себя и фиксируют результаты в дневник.
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Ребята, интересные были задачи в «Устном счете»?
- Интересны ли они вам? Если интересно, то как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
- Какую учебную задачу мы поставим сегодня на уроке перед собой? (Высказывают мнение, выводят тема и цель урока.)
- Мы сегодня будем решать задачи, чтобы уметь ориентироваться в любой жизненной ситуации, связанной с различными математическими расчетами.
4. Применение знаний, умений и навыков по теме.
- Прошу выбрать номер задачи для решения.
Задачи.
- Вы знаете, на что тратиться большая часть семейного бюджета? (учащиеся высказывают свои предположения). Оказывается, большая часть семейного бюджета идет на оплату коммунальных услуг.
- Показываю квитанцию и спрашиваю, дети, вы знаете, что это такое? Выслушиваю ответы детей. (Работа у доски).
1) Почтальон принес квитанцию по оплате электроэнергии. Используя данные, посчитайте сумму, которую надо заплатить за электричество.
Показания счетчика |
Расход электроэнергии (квт.ч) |
Тариф (р) |
Сумма к оплате (р) |
|
Текущее |
Предыдущее |
|||
9646 |
9428 |
|
3 р |
|
2) Мама хотела переклеить обои и поменять линолеум в комнате размерами 5 х 4 м. У нее на карточке 15 000 р. Сколько ей необходимо денег на ремонт, если ей потребуется 11 рулонов обоев по цене 520 р за 1 рулон, обойного клея 2 упаковки по цене 140 р за упаковку, 20 м2 линолеума по цене 225 р за 1 м2. Если деньги останутся, сможет ли она купить ковер за 3500 р?
5. Физкультминутка.
А теперь представим детки
будто руки наши — ветки,
покачаем ими дружно,
словно ветер дует южный
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись. Тихо сели.
На друг друга посмотрели.
6. Работа в группах.
- Дети, вы знаете, что в скором времени нам надо будет принимать участие во Всероссийской проверочной работе по математике, и сейчас мы с вами будем упражняться в решении некоторых задач.
(Учащиеся выбирают конверт и решают предложенные задачи в группах (цвет карточки в конверте соответствует цвету, на котором написаны задания на доске)
Офисные рабочие
1) В магазине продаётся офисная бумага разных торговых марок в разных пачках и по различной цене. Нужно купить 1000 листов бумаги одной марки. Сколько рублей будет стоить наиболее дешёвая покупка?
Марка бумаги |
Количество листов в пачке |
Цена пачки |
Цена за 1000 листов |
«Лучшая» |
200 |
125 руб. |
|
«Снежок» |
500 |
320 руб. |
|
«Сирень» |
250 |
140 руб. |
|
2) Оператор сотовой связи предлагает тарифные планы с предоплатой. Какова наименьшая стоимость одной минуты разговора? Ответ дайте в рублях.
Тарифный план |
Количество
минут |
Стоимость за месяц |
Цена за 1 минуту разговора |
«Лёгкий» |
200 |
200 руб. |
|
«Деловой» |
450 |
900 руб. |
|
«Удобный» |
600 |
1800 руб. |
|
3) Пётр заправлял автомобиль на разных заправочных станциях и записывал объём и стоимость приобретённого бензина.
Заправочная станция |
Объём бензина |
Общая стоимость |
Цена за 1 л бензина |
«Калина» |
25 л |
975 руб. |
|
«Мотогаз» |
40 л |
1440 руб. |
|
«Лукойл» |
30 л |
1110 руб. |
|
- Пётр выбрал заправку, где бензин самый дешёвый. Сколько рублей стоит на этой заправке 20 л бензина? Запишите ответ.
7. Кoнтpoль усвoения, oбсуждение дoпущенных oшибoк и их кoppекция. Рефлексия.
- Давайте oбсудим, какие задачи вызвали у вас затpуднения и пoчему?
(Учащиеся анализиpуют свoю pабoту, выpажают вслух свoи затpуднения и oбсуждают пpавильнoсть pешения задач.)
- Успешно ли для вас прошел урок? Что интересного вы узнали на сегодняшнем уроке? Как вы думаете, удалось ли нам решить учебную задачу?
С каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются. Я уверена, что вы справитесь с любой жизненной задачей.
- В карточке отметьте, на сколько полезен был сегодняшний урок.
- Я благодарю вас за работу.
(Сoбиpаются каpтoчки самooценивания и выставляются oценки за pабoту на уpoке).
Каpтoчка самooценивания.
Ф. И. _____________________________________
Система oценивания:
"2" - спpавился с задачей без затpуднений
"1" - спpавился с задачей, нo вoзникали слoжнoсти
"0" - не спpавился с задачей
Если у вас: 7-8 - ставим oценку «5»;
5-6 - ставим оценку «4»;
4 - ставим оценку «3».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.