Открытый урок по Материаловедению швейного производства

  • docx
  • 05.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Открытый урок материаловедение.docx

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 154

 ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

(ФКП образовательное учреждение №154)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     

 

Открытый урок

по предмету « Материаловедение»

на тему

«Натуральные волокна растительного происхождения»

 

 

 

 

 

 

                                             

 

 

Преподаватель: Бутинова Татьяна Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2025 год

 

 


 

 

Открытый урок по предмету «Материаловедение» в группе № 8(1)

по профессии Швея

Тема: Натуральные волокна растительного происхождения
Цели урока:
Ознакомить обучающихся с общими сведениями о волокнах, строением волокон, процессом первичной обработки волокон хлопка и льна, свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей.

Обучающая - ознакомить обучающихся с классификацией текстильных волокон; познакомить обучающихся с наиболее распространенными натуральными волокнами растительного происхождения, научить использовать знания о свойствах этих тканей для ухода за ними, способствовать формированию знаний о текстильных волокнах и тканях из них.

Развивающая - развивать самостоятельность обучающихся; логическое мышление; способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся: анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать.

Воспитательная – воспитывать внимательность, аккуратность.
Задачи:
Научить распознавать хлопчатобумажные и льняные ткани, сформировать положительное отношение к натуральным тканям, не оказывающим на организм человека отрицательных влияний.
Тип урока:
комбинированный

Методы обучения: беседа, демонстрация, практическая работа.

Материально – техническое оснащение: Коллекция наглядных пособий «Хлопка», «Льна», образцы нитей, волокон, презентация к уроку, видео фильм о волокнах растительного происхождения.

 

                                                         ХОД  УРОКА:
I. Организационный момент:

А) Проверить явку обучающихся

Б) Проверить готовность обучающихся к уроку.

 II. Повторение ранее пройденного материала:

Работа по карточкам- заданиям- 4 человека (приложение № 1)

Устный опрос.

Вопросы для повторения:  

1.Что называют волокном?

2.На какие два класса делятся текстильные волокна?

3.Какие волокна относятся к натуральным волокнам расти­тельного происхождения?

4.Что вы знаете о хлопке?

5.Что вы знаете о льне?

Тема нашего урока: «Волокна растительного происхождения»

Цель урока: изучить виды натуральных волокон растительного происхождения, их свойства и применение.

Ш. Объяснение нового материала по вопросам:

1.Общие сведения о волокнах хлопка, льна.

2.Строение волокон хлопка и льна.

3.Свойства положительные и отрицательные волокон растительного происхождения.

4.Область применения натуральных волокон растительного происхождения.

С первых дней появления на свет человек сталкивается с различными тканями. Их вырабатывают из пряжи на ткацких станках, а пряжу – из волокон.

Ткань - это материал, с которым мы сталкиваемся с самого рождения. Ее используют для изготовления одежды, постельного белья, и т.д.

Швейное материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий.

Давайте, рассмотрим, из чего состоит ткань - из нитей. Возьмём кусочек ткани и попробуем вынуть нить. Что вы заметили? Нити переплетаются между собой.

Рассмотрите нить. Она состоит из волокон.

Волокно – это гибкое, прочное, тонкое тело у которого длина во много раз превосходит поперечное размеры.

В настоящее время используют большое количество различных волокон, как натуральных, так и искусственных.

Таблица «Классификация волокон» (приложение № 2)

Классификация текстильных волокон. Натуральные волокна – волокна сырьем для получения которых служат растения, волосяной покров животных, выделения желез гусениц шелкопряда, асбест добываемый из горных пород.

К натуральным волокнам относятся

·        растительные: лен, хлопок, пенька, джут, кенаф, конопля, крапива и др.;

·        к животным: шерсть, натуральный шелк;

·        к минеральным: асбест.

Химические волокна – волокна, получаемые путем промышленного производства.

Они делятся на искусственные и синтетические.

Рассмотрим натуральные волокна.

Натуральные волокна.

Натуральные волокна растительного происхождения.

В древности тканей не было. Во что же одевались наши предки? Туземцы бразильских джунглей научились снимать целиком кору со ствола дерева, которую размягчали особым способом, проделывая отверстия для рук, рубаха готова. Еще в далекой древности человек научился соединять отдельные короткие и тонкие волокна в длинные нити – пряжу и делать из нее ткани. Чтобы изготовить пряжу, люди использовали волокна, которые могли получить в тех природных условиях, которые их окружали. Сначала это были волокна дикорастущих растений, потом шерсть животных, а затем волокна культурных растений – льна и конопли. С развитием земледелия начали возделывать хлопчатник, дающий очень хорошее и прочное волокно. В дальнейшем ткани стали изготавливать из самых разнообразных волокон.

Большое распространение получили волокна, вырабатываемые из стеблей растений. Такие волокна называют лубяными. Волокна из стеблей большей частью грубые, прочные и жесткие – это волокна кенафа, джута, конопли и других растений.

Опережающее задание для обучающихся выступления с сообщениями

   Кенаф - возделывают в основном в Индии, Китае, Иране и других странах. Волокно кенафа отличается высокой гигроскопичностью. Из него изготавливают мешковину, шпагат, брезент и т.д.

Волокно кенафа отличается высокой гигроскопичностью и прочностью.

Джут возделывают в тропических районах Азии, Африки, Америки и Австралии. Волокно джута используют для изготовления технических, упаковочных, мебельных тканей и ковровых изделий.        

Конопля – очень древняя культура.  Из стеблей конопли получают волокно (пеньку), для изготовления морских канатов, веревки, парусины. Растения, из волокон которых получают текстильные волокна.При этом...

 

Лен является вторым после хлопка главнейшим видом растительных волокон, применяемых в текстильной промышленности для изготовления многих изделий.

Льняные ткани изготавливают из льняных волокон. Лен называют русским шелком. Это волокнистое растение с длинными, гибкими и прочными волокнами. Стебель льна- долгунца имеет высоту 120 см. В каждом из них 350 – 650 волокон. (приложение № 5)

Опережающее задание для обучающихся выступление с сообщением про лен (приложение № 3)

Видео материал о волокнах растительного происхождения.

Давайте с вами рассмотрим строение волокна льна.

Вопрос для обучающихся:

1.Как вы думаете, какие ткани и изделия изготавливают из льняных волокон?                                                             

Применение: производство летних костюмно- плательных тканей, мужских сорочек, столового, пастельного белья, из очесов льна- парусины, пожарные рукава, шнуры, обувные нитки, брезенты, мешковину.                                                      

  Давайте с вами рассмотрим строение хлопкового волокна разной степени зрелости (приложение № 4).

2.Как вы думаете, какими свойствами обладает хлопковое волокно? 

 

Свойства: + хлопковое волокно обладает многочисленными положительными свойствами оно имеет хорошую гигроскопичность (способность ткани впитывать влагу и отдавать ее в окружающую среду), волокно достаточно прочное, в мокром состоянии увеличивает свою прочность на 15-17%. Имеет высокую термостойкость – разрушение волокон до 140С0 не происходит.

- из-за малой упругости хлопковое волокно имеет высокую сминаемость, большую усадку, низкую стойкость к воздействию кислот.

3. Как вы думаете, какие ткани и изделия изготавливают из хлопкового волокна?   

Применение: трикотаж, производство тканей (ситец, бязь, сатин, фланель, батист, маркизет, шифон), изготовление швейных ниток, тесьмы, шнуры, гардинно-тюлевые и кружевные изделия. Хлопковый пух применяют в производстве медицинской, одежной, мебельной ваты.       

3. Закрепление темы урока:

1.Закрепим наши знания. Работа по карточкам (приложение 6)

Обменяемся карточками (проверим ваши ответы, они на экране)                                                                                                                         

                                                                                

Цель нашего урока: изучить виды натуральных волокон растительного происхождения, их свойства и применение. Достигли мы этой цели? Да, достигли.

2.Хочу отметить работы следующих учащихся ____________________________________ Спасибо за интересные сообщения по теме урока.

3.Выставление оценок  обучающимся (оценки выставлены с учетом устных ответов, выполнением заданий по карточкам).

 

4.  Домашнее задание

 

1. Внимательно рассмотрите рисунок классификации текстильных волокон и нитей.

На следующем уроке мы продолжим изучать волокна.

2.С.А.Устинова «Общие сведения о швейных материалах» стр.26-31

3.Н.А.Савостицкий, Э.К.Амирова «Материаловедение швейного производства» стр.10-13

4.Учить конспект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Презентация к уроку                    

 

   

 

   

 

  

 

    

 

   

 

 

   

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

1.     Продолжите схему классификацию текстильных волокон:

Текстильные волокна
Натуральные волокна Химические волокна
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

Классификация волокон

Рисунок- Классификация текстильных волокон

 

Приложение № 3

Сообщение по теме(обучающийся)

В наше современное время лен используется во множестве сфер жизни и деятельности человека.   Лен применяется в медицине, промышленности, строительстве, в армии, в технике, где угодно, и перспективы его использования только расширяются. Например, раны под льняными повязками заживают быстрее. Сейчас лен -   единственный растительный материал, который используют для наложения внутренних швов в хирургии: не отторгая, его принимает наш организм и постепенно полностью рассасывает.

Лен незаменим при болезнях, в особенности таких как аллергии, бронхиальные астмы, при которых красители, отбеливатели, да и просто ворсистые ткани просто противопоказаны. 

Лен очень популярен сегодня. Создаются целые коллекции модной льняной одежды

Наиболее ценные свойства льняной ткани

¾                высокая прочность. Для сравнения: льняное изделие может выдержать около 2500 процессов стирки, просыхания, глажки, а хлопчатобумажные только 450.

¾                льняные ткани отличаются также добротностью, повышенной жёсткостью, также стойкостью против гниения.

¾                не стоит использовать льняные ткани для фасонов со складками и сложного кроя - одежду придется слишком часто гладить.

В жару - известно - лен холодит, а понижает он температуру на 4-5 градусов, в холод - согревает наподобие шерсти.

Следует обратить внимание, что хлопчатобумажные ткани легко загрязняются потому что волокон хлопка извитые, а льняные ткани загрязняются меньше; это объясняется тем, что волокна   льна имеют гладкую поверхность, слабо удерживающую загрязнения.

Он не скапливает статическое электричество, именно поэтому ткань долго сохраняет чистоту. Интересно, что от времени, в отличии от хлопка, лен не желтеет, но наоборот отбеливается, приобретает мягкость и свежесть.

 Современные льняные ткани   дают сравнительно небольшую усадку при увлажнении. Но неотбеленное льняное полотно мнется и сильно садится. Поэтому, прежде чем начинать с ним работать, его нужно смочить, дать   высохнуть, а потом вновь увлажнить и хорошенько отутюжить.

¾    Скольжение низкое.

¾    Осыпаемость высокая, потому что льняная ткань, вырабатывается из льняной пряжи, в основном полотняным переплетением. 

 

Приложение № 4

Рисунок- Строение хлопкового волокна

 

 

хлопок

Приложение № 5

Рисунок- Строение волокна льна

1-кожица

2-лубяные пучки

3-сердцевина

4-соединительная ткань (паренхима)

с пектиновыми веществами

5-корковый слой

6-древесный  слой

 

 

 

 

Приложение № 6

Закрепление и применение изученного материала.

Работа по карточкам.

1.На какие виды делятся все текстильные волокна?

1) растительного и животного происхождения;

2) натуральные и химические.

2.К какому виду волокон относятся хлопок и лен?

1) натуральные;

2) химические.

3. К какой группе волокон по происхождению относятся хлопок и лен?

1) животного происхождения;

2) растительного происхождения.

4.Какое свойство ткани относятся к гигиеническим?

1) усадка 2) гигроскопичность 

5. В какой стране растет хлопок?

6.Какое волокно прочнее хлопок, или лен?

7. Назовите положительные и отрицательные свойства хлопка, льна?