МКОУ « Средняя общеобразовательная школа 3» с. Кугульта Ставропольский край
Конспект урока окружающего мира во 2 классе УМК «Гармония» Тема урока: Человек – разумное существо
Выполнила: Сидоренко Ирина Николаевна, учитель начальных классов 1 категория
2014
Предмет: Окружающий мир УМК «Гармония» Класс: 2 класс Тема урока: Человек – разумное существо Тип урока: урок открытия нового знания Цель урока: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний УУД. Задачи урока: · Предметные: 1Познакомить учеников с отличительными чертами человека . 2. Дать представление о разуме как важнейшей черте человека . 3. Воспитать ответственное отношение ко всему окружающему миру. 2 Метапредметные Познавательные: -создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать сравнивать выделять главное; -содействовать развитию умения наблюдать, исследовать; -формировать умения формулировать ответ на вопросы учителя; Регулятивные: - обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность; -содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку; - адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества выполненной работы и правильности ответов. Коммуникативные - содействовать развитию у детей умению общаться; -обеспечить развитие диалогической и монологической речи. Личностные: -способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов. -помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности; Предполагаемые результаты Предметные: · Смогут рассуждать о том, чем человек отличается от животных, сравнивают их жилища, способы передвижения с изобретениями человека; · делятся с одноклассниками собственными наблюдениями, формулируют выводы и проверяют их; · выполнят задания в рабочей и тестовой тетрадях, работают с разрезными карточками. Метапредметные: · познавательные: принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрировать схемы, выделять отличия человека от животных; анализировать и обобщать · коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; аргументировать свою позицию; оказывать необходимую помощь в сотрудничестве; · регулятивные: ученик получит возможность учиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; · личностные: ученик получит возможность формирования умения оценивать свою деятельность адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности; устойчивого учебно-познавательного интереса. Используемые педагогические технологии, методы и приемы: По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые. По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические. По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации. Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная. Оборудование: · Учебник – с. 8 -9; · Рабочая тетрадь – с. 8–9, задания 7,8, 9; · Тестовые задания – с. 8 – 9, тест № 2. · компьютерная презентация |
|||
Содержание учебного материала |
Деятельность обучающихся |
УУД |
|
|
Вхождение в урок Мотивационный момент |
||
Слайд №2 |
Солнце
на небе проснулось, · Я желаю вам хорошего настроения и успехов на уроке. |
Настраиваются на работу.
|
К-1
|
Актуализация знаний Постановка учебных задач |
|||
Слайд №3
Слайд №4
Слайд №5
|
· Группа дежурных синоптиков рассказывает по опорным схемам о погоде 2. Повторение ü Можно ли сказать, что живые организмы – это часть природы. (Да, это часть природы). ü А человек – часть природы? (Да). · Докажите, что человек – часть природы. ü Что необходимо человеку для жизни? (Воздух, вода, пища). ü К какой группе живых существ можно отнести человека? ü Считаете ли вы себя животным? ü На какого животного вы похожи? ü Чем человек отличается от животных? · Главное отличие человека от животного– в разуме и мышлении. Человек создал множество музыкальных произведений, которыми мы наслаждаемся, мы говорили, что человек не умеет хорошо плавать, быстро бегать и летать, но он, благодаря своему разуму создал машины, которые помогают ему в этом (корабли, самолеты, ракеты). Благодаря мышлению, человек преображает мир вокруг себя. ü Так кто же такой человек? ü Как вы думаете, о ком будем говорить сегодня на уроке? 3. Чтение стихотворения Г.Люшнина «Строители» Папу знает весь район. Мастер он отличный. Со своей бригадой он Строит дом кирпичный. Дом среди других домов И стройней и выше. Говорят, до облаков Дом достанет крышей. Мы с сестренкою вдвоем На лугу зеленом Двухэтажный строим дом С окнами, с балконом. Папа к нам вчера пришел, Осмотрел, как надо, И сказал он: «Хорошо, Славная бригада!» ü На какие вопросы вы хотели бы сегодня на уроке найти ответ? |
Выступают дежурные синоптики
Отвечают на вопросы по пройденному материалу
Человек - часть природы. Он трудится, мыслит и этим выделяется среди животных. О человеке
Задают вопросы к уроку.
Определяют задачи урока. |
К-2
П-8
П-5 К-3
|
Работа по теме урока Открытие нового знания |
|||
Слайд № 6
|
Работа по заданиям учебника стр 10 1.Задание 2. ü Где обитают разные животные? · Послушайте стихотворение Т. Боковой и назовите жилища животных. У меня в лукошке проживают кошки. Мышки в погребе живут, в норках зернышки жуют. Есть сарайчик у гусят, есть загон у поросят. Дом имеют утки. Спит собака в будке. А медведь - в берлоге у лесной дороги... Зайка серый - скок-поскок - примостился под кусток. Волк с волчатами - в норе, а жучки живут в коре. - Укажите с помощью стрелок, где живут эти животные. КАРТОЧКА Проверка Слайд № 7 ü Какие жилища есть у птиц? (Гнезда.) ü Из чего они сделаны? (Из веточек, травинок.) ü Какие жилища есть у насекомых? (Дупло, гнездо.) ü Из чего они сделаны? (Из древесной трухи.) ü Какие жилища есть у млекопитающих? (Норы, дупла, берлоги.) ü Из чего они сделаны? 2.Прочитайте текст на странице 11 учебника. ü Как животные приспосабливаются к тем природным условиям, в которых они обитают? 3.Рассмотрите жилища людей на с. 10 учебника. ü Какие материалы использует человек для своих строений? (Камень, дерево, солому, глину, ледяные глыбы, кости крупных животных, войлок, бересту, тростник, камыш.) ü Какие новые строительные материалы придумал человек? (Стекло, бетон, металлы, пластмасса.) · Дерево, камень, ракушечник используют в строительстве и до сих пор. ü Какие жилища человека похожи на жилища животных? (Землянка — на нору; пещера - на логово; шалаш — на гнездо.) · Расскажите, в каком доме живете вы, из какого материала он сделан, сколько в нем этажей. (Устные рассказы учащихся.) |
Выполняют задания и отвечают на вопросы
Составляют схему 1. Работают в группах по заданию учителя.
Работают в паре Отвечают на вопросы
Читают текст в учебнике
Работают в паре по рисунку
Работают в паре. Отмечают вопросы на который нашли ответ
Рассказывают о своём доме |
К-1
К-2
К-3
Р-1 К-3
П-4 |
Физминутка Слайд №8 Мы затеяли игру На лужайке поутру Мы затеяли игру. Ты — ромашка, я — вьюнок. Становитесь в наш венок. (Взялись за руки, построились в круг.) Раз, два, три, четыре, Раздвигайте круг пошире. (Ходьба по кругу.) А теперь мы — ручейки, Побежим вперегонки, (Бег по кругу.) Прямо к озеру спешим, Станет озеро большим. (Ходьба по кругу.) |
|||
Применение освоенного в практической деятельности Работа в тетради на печатной основе |
|||
|
Задание 10 ü Из каких материалов строили дома в старину? (Из природных материалов.) Перечислите. (Из ледяных глыб, шкур оленей, камня, соломы, глины, костей крупных животных, бревен.) ü Назовите жилища северных народов (эскимосов, чукчей) (чум, иглу), народов, живущих в лесах (изба, шалаш), жилище степных жителей (юрта). Напишите, из чего сделаны жилища. (Иглу - ледяные блоки. Изба - бревна. Чум - шкуры оленей. Юрта - войлок. Мой дом - кирпич (бревна).) |
Работа в паре
Работа в малых группах
|
П-8
П-5 К-3
|
Работа по теме урока |
|||
Слайд №9 Слайд №10
Слайд №11 Слайд №12
Слайд №13
Слайд №14 |
· Вспомните, как передвигаются разные животные. ü Какие способы передвижения освоил человек? Задание 4. Учебник стр. 12 · Прочитайте стихотворение С. Михалкова. ü Какие средства передвижения изобрел человек? (Карету, машины, паровые тихоходы, электровоз, корабли, морские ракеты, воздушный шар, самолет, космические ракеты.) ü Какие «подсказки» природы использовал человек для своих изобретений? Дополнительные сведения · Мы не можем представить себе нашу жизнь без транспорта. Но так было не всегда. Сейчас мы с вами мысленно отправимся в прошлое. Было время, когда людям не на чем было ездить, но они мечтали научиться быстро передвигаться и перевозить грузы. Сначала грузы возили по воде на плотах. На суше использовали вьючных животных. ü Какие животные помогали человеку? Потом стали ездить на полозьях (на санях), что было не очень удобно. Почему? Заметив, как бобры перекатывают бревна к воде, люди научились ставить бревна-катки под грузы. Из обрубков бревен появилось колесо, затем - повозки, в них впрягали животных. С тех пор люди начали ездить. В шахтах, где добывали уголь, руду, люди использовали рельсы. По ним тележка катилась легче, и лошадь могла катить более тяжелый груз. На улицах городов также появились повозки, которые двигались по рельсам, и тащили их лошади. Их назвали конками. Конки перевозили пассажиров. Но люди мечтали ездить еще быстрее. В сказках они мечтали о сапогах-скороходах, коврах-самолетах и т. д. Наконец изобрели паровой двигатель. Русский механик Мирон Черепанов вместе с отцом построил первый в России паровоз. · Послушайте «Попутную песню» М. И. Глинки, которую он сочинил в честь первого паровоза. (Звучит музыка.) Что вы представляете себе, слушая эту музыку? Почему «веселится и ликует весь народ»? |
Работают по иллюстрациям учебника стр 11
Коллективная работа по тексту стихотворения
|
К-1
К-2
К-3
Р-1 К-3
П-4 |
Закрепление изученного |
|||
|
Игра «Хорошо - плохо». · Хорошо, что есть автомобиль. (Высказывания учащихся: можно ездить, перевозить грузы...) · Плохо, что есть автомобиль. (Высказывания учащихся: загрязняет воздух ...) Почему это происходит? (Несгоревшее топливо вместе с выхлопными газами выходит наружу.) · Возникло противоречие: с одной стороны, автомобиль необходим, а с другой - он загрязняет воздух. Что делать? (Создать новый автомобиль, который не будет загрязнять воздух.) · Что надо изменить в машине, чтобы она не вредила окружающим? (Двигатель.) Какой это должен быть двигатель? (Электрический, газовый, на солнечной энергии, раскрученный один раз, сможет ездить долго, затем его можно перезарядить...) · Как будет выглядеть автомобиль будущего? Попробуем себя в роли изобретателя. Нарисуйте автомобиль будущего. · Как двигаются разные животные? (Лягушки, рыбы плавают. Птицы летают, змеи ползают. Лошади скачут, кенгуру прыгают.) · Как связано строение тела птиц со способом движения и средой обитания? (У птиц есть крылья.) · Как связано строение тела рыб со способом движения и средой обитания? (У рыб есть плавники и хвост.) · Как связано строение тела млекопитающих со способом движения и средой обитания? (У лошади сильные ноги; у кита - плавники, хвост; у летучей мыши - крылья и т. д.) · У каких растений и животных человек подсмотрел средства передвижения? (У коалы, лягушки, краба, у семян одуванчика и семян клена, у чайки, дельфина.) |
Работают в группах
Доказывают.
Высказывают свои предположения
Творческая работа Выставка работ
|
К-2 П-8 Л 2 |
Подведение итогов урока |
|||
Слайд № 15
Слайд №16
Слайд №17 |
ü Какие вопросы были поставлены в начале урока? ü Какими способами они решались? ü Какой вывод можно сделать после их решения? Кто сможет ответить на вопрос? ü Что на уроке получилось хорошо? ü Над чем еще надо поработать? Рефлексия |
Дети делают вывод 2.Учащиеся высказывают свое мнение
Дают оценку своей работе
|
К-3 Л-4 Р-3 |
КАРТОЧКА
Ø Укажите с помощью стрелок, где живут животные
собака берлога
утка нора
лиса птичник
медведь муравейник
муравей дупло
белка будка
Список использованной литературы:
4. Окружающий мир. 2 класс: система уроков по учебнику О.Т.Поглазовой, В.Д.Шилина/авт.- сост.Н.Л Лобозина. – Изд.2-е перераб. – Волгоград: Учитель, 2013
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.