Открытый урок по окружающему миру на тему: "В царстве грибов"
Оценка 4.7

Открытый урок по окружающему миру на тему: "В царстве грибов"

Оценка 4.7
docx
23.01.2020
Открытый урок по окружающему миру на тему: "В царстве грибов"
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 3 КЛАСС.docx

Конспект открытого урока по окружающему миру (3 класс)

Тема: «В царстве грибов»

Цель: формирование представлений о разнообразии грибов, способе их размножения и роли в природном сообществе.

Задачи: - актуализировать знания детей о грибах и создать условия для их  усвоения; - познакомить со структурным строением грибов; - научить различать съедобные и несъедобные грибы, приводить их примеры; - расширить знания об ядовитых грибах; - сформулировать их правила сбора; - содействовать формированию критического мышления; - развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес, умение анализировать, обобщать и сравнивать; - создать условия для развития коммуникативных умений; - воспитывать умение взаимодействовать и работать в группе; - создать условия для проявления у учащихся самостоятельности, инициативы, активности; - способствовать формированию стремления выполнять правила поведения на природе и участвовать в её охране.

Планируемые результаты:

Личностные: у ученика будут сформированы - мотивация к обучению и умение высказывать свое мнение; осознание значения грибов для окружающего мира в целом и для человека в частности; бережное отношение к природе.

Метапредметные: у ученика будут сформированы умения - ориентироваться в учебнике; перерабатывать полученные из текста, схем и иллюстраций сведения и обобщать их; самостоятельно ставить учебные задачи и находить способы их решения; прогнозировать, контролировать процесс усвоения материала; полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; работать в группе; слушать и понимать других.

Предметные: у ученика будут сформированы умения - характеризовать отличительные признаки грибов; узнавать и отличать съедобные грибы от грибов-двойников; применять правила сбора грибов на практике.

Тип учебного занятия: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, схемы «Царства живой природы» и «Строение гриба», маршрутный лист с вопросами, инструкция «Правила сбора грибов», иллюстрации с различными видами грибов.

Ход урока

1.                  Организационный момент:

Учитель: - Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся  с ними, улыбнемся им, мне и друг другу. С хорошим настроением начинаем урок. Садитесь.

Я сегодня хочу позвать вас в лес.

В добрый лес, могучий лес,

Лес полный сказок и чудес.

2.                  Актуализация знаний:

Учитель: - Посмотрите на этот лес. Какие царства живой природы Вы видите?

Дети: - Царства растений, животных, бактерий и грибов.

3.                  Самоопределение к деятельности:

Учитель: - Сейчас мы подробно познакомимся с одним из царств живой природы. А с каким именно, Вы поймёте после того, как отгадаете загадку.

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.

Дети: - Грибы.

Учитель: - Правильно. Мы совершим путешествие в царство грибов. Откройте тетрадь и запишите тему урока.

Вы знаете, наши предки очень долгое время терялись в догадках отчего появились грибы. Они считали, что грибы появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ и даже …по прихоти какой-нибудь нечистой силы. Что говорить о простых людях, если даже ученые долго не могли решить, что такое грибы? К царствам растений и животных они не подходят. Грибы - уникальные организмы. Поэтому в 19 веке их выделили в особое царство - царство грибов.

Для постижения всех тайн этого царства нам предстоит на уроке ответить на множество вопросов, которые записаны у Вас на маршрутных листах.

Но будьте внимательны! Переход к новому вопросу мы сможем осуществить только после ответа на контрольный вопрос. Отвечать нужно «да» или «нет».

4.                  Работа по теме урока:

Учитель: - Давайте рассмотрим I вопрос в нашем маршрутном листе, который звучит так: «Какое строение имеют грибы?».

Существует целая наука, посвященная изучению грибов.  Она называется «микология». «Микос» - гриб, «логос» - наука, т. е. в переводе с латыни – наука о грибах. Изучают их ученые - микологи. Все грибы отличаются друг от друга своими названиями, но по строению они схожи между собой. Я Вам предлагаю сейчас поработать микологами и изучить строение гриба.

Сейчас мне нужен один доброволец, который поможет отыскать на схеме, расположенной на доске составляющие части гриба и подписать их. Вы же должны перерисовать эту схему у себя в тетради и повторить все действия.

А чтобы Вы правильно всё обозначили, я прочитаю загадку-помощницу.

Землю пробуравил

Грибницу оставил,

На ножке явился,

Шляпкой прикрылся.

Давайте проверим, правильно ли выполнено задание моим помощником, а заодно я расскажу какие функции, выполняет каждый элемент гриба.

Ага, в самом верху у гриба располагается шляпка. В ней созревают споры, которые разносятся ветром, попадают в землю, прорастают, образуя новые грибы. Ниже находится ножка, по которой к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. Этих 2 элемента являются наземной часть гриба и называются плодовым телом. Грибы, которые имеют в своем составе шляпку и ножку, называются шляпочными грибами. Они похожи на зонтик. Именно их мы и будем изучать.

Подземная же часть гриба называется грибницей. Она выглядит как тонкие, ветвистые, белые, похожие на паутину нити. Главная её роль - всасывать из почвы воду с растворенными в ней солями. Грибница растет более 100 лет, для этого ей необходимы тепло, воздух, влага. Свет грибам не требуется, они могут расти даже в темноте.

Мы успешно выполнили первое задание, а теперь нужно ответить на контрольный вопрос: «Шляпочный гриб состоит из грибницы и плодового тела, а плодовое тело состоит из шляпки и ножки?» и двигаться дальше. (да)

Учитель: - Дети, давайте ответим на следующий вопрос в нашем маршрутном листе, звучащий так: «С кем и почему «дружат» грибы?».

Дети: - С растениями.

Учитель: - Правильный ответ. Многие грибы растут под деревьями. Нити грибницы оплетают корни деревьев и срастаются с ними, образуя «грибокорень». Также с грибами связаны корни черники и брусники.

Как Вы думаете для чего это нужно грибам и растениям? Ответить на этот вопрос сможет учебник, поэтому откройте его на стр. 114-115 и найдите там необходимую информацию.

Дети: - Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду и соли. Грибы способствуют разрушению остатков организмов и образованию перегноя, очень важного для деревьев. Грибы  же получают от растений те питательные вещества, которые растения производят на свету, так как сами не могут производить для себя питательные вещества.

Учитель: - Итак, мы с Вами узнали, почему деревья и грибы являются «неразлучными друзьями». Причём многие из них любят расти под «своими» деревьями. Иногда по названию гриба можно определить, с каким деревом гриб «дружит»: подосиновик – с осиной, подберезовик – с березой. А как Вы думаете, кому еще нужны грибы? Для чего?

Дети: - Животным. Многие животные питаются грибами. Например, белки, лоси, кабаны, глухари, тетерева. Некоторые животные леса лечатся ядовитыми для человека грибами. Мухомором лечится лось, сороки.

Учитель: Молодцы, мы отлично справились и с этим заданием, пора ответить на контрольный вопрос: «Грибница вредит корням деревьев, около которых растет?» (нет)

Какой же у нас III вопрос? А он звучит так: «Какие бывают грибы?». Ответить на него Вы сможете после того, как разгадаете загадки.

 

Эти дружные ребята

На пеньке растут в лесу.

Называют их опята

Растут в лесу сестрички.

Рыжие лисички

Я в красной шапочке расту

Под стройною осиною,

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я подосиновик

Люблю я в разных шапках быть,

То в желтой, то в зеленоватой,

То в красной или сероватой.

Собирай не мешкай, я сыроежка

 

Учитель: - Как, одним словом можно назвать эти грибы?

Дети: - Съедобные.

Учитель: - А это, какие?

 

У него невзрачный вид,

Воланчик на ножке его украсит.

Ты не трогай этот гриб.

Учти – он очень ядовит!

Смотри, не бери его с полянки.

Его называют поганка.

А это – красавец на беленькой ножке

Он в красненькой шляпке,

На шляпке горошки (мухомор)

 

Дети: Несъедобные (ядовитые).

Физминутка

Учитель: Давайте немного отдохнем и побродим по лесу. Представьте, что у Вас в руках корзинки. Если я называю съедобный гриб, приседаем, срезаем и кладем его в корзинку, а если несъедобный – остаемся на месте.

Боровик, волнушка, шампиньон, сатанинский гриб, рыжик, мухомор, сыроежка, подосиновик, бледная поганка, груздь.

Учитель: - Многие съедобные грибы имеют несъедобных двойников. Нужно уметь различать их. Сейчас я буду читать описание таких грибов, а Вы должны найти их среди иллюстраций, представленных на доске.

Желчный гриб или ложный белый. Шляпка снизу розовая, на ножке рисунок в виде черной сеточки, мякоть на срезе розовеет. Не ядовитый, но очень горький гриб.

Ложноопенок кирпично–красный. Шляпка снизу темная, на ножке кольца нет, мякоть желтоватая с неприятным запахом. Ядовитый гриб.

Бледная поганка – самый опасный и самый ядовитый гриб. Шляпка его белая или бледно–зеленая, снизу белая. На ножке внизу разорванный мешочек, как будто ножка вылезает из горлышка широкого горшочка.

А ещё я Вам хочу показать самые необычные и красивые грибы в мире. Откройте стр. 115 в учебнике и посмотрите на картинку. Я думаю, что Вы не встречали такие грибы и не слышали о них, так как они очень редкие и занесены в Красную книгу.

Мы узнали, какие бывают грибы, а теперь для перехода к следующему пункту в нашем маршрутном листе ответим на контрольный вопрос: «Самый ядовитый гриб – это бледная поганка?» (да)

5.                  Закрепление изученного материала:

Учитель: - Переходим к разбору следующего вопроса, который звучит так: «Как собирать грибы и для чего это нужно людям?»

Дети: - Чтобы использовать их в пищу.

Учитель: - Правильный ответ. Ведь грибы – это источник глюкозы, фосфора, кальция, железа – элементов, необходимых человеку. Недаром их называют лесным мясом. Многие люди приходят в лес, чтобы собирать грибы. Такое увлечение даже называют «тихой охотой».

Ходят по лесу грибники, вооружившись палочками и корзинками, ищут свое грибное счастье. Но чтобы быть удачливым грибником, надо не только разбираться в грибах, но и хорошо знать правила сбора грибов.

Давайте попробуем сформулировать их сами. Я буду читать различные утверждения, а Вы должны решить, правильны ли они или нет.

«Правила сбора грибов»

1.                  Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. (+)

2.                  Когда ищешь грибы, разрой и раскидай в стороны листву и мох. Так грибы будут лучше видны. (-)

3.                  Не надо брать старые червивые грибы. В них может быть опасный для человека яд. (+)

4.                  Лучше всего собирать грибы возле шоссейных дорог, промышленных предприятий, в городских скверах, чтобы далеко не ездить(-)

5.                  Нужно рвать, тянуть гриб из земли. (-)

6.                  Грибы надо не рвать, а аккуратно срезать ножом, а грибницу слегка присыпать землей. (+)

7.                  Идти за грибами на «тихую охоту» надо не ранним утром, а в знойный полдень или вечером. (-)

8.                  Никогда не срезай незнакомые грибы. (+)

9.                  Ядовитые грибы нужно растоптать, сбить палкой. Они приносят вред для всех. (-)

Мы познакомились с правилами сбора грибов, а теперь ответьте на контрольный вопрос: «Как вы думаете, в лесу нужны все грибы: и ядовитые и съедобные». (да).

6.                  Подведение итогов урока. Рефлексия:

Учитель: - Наш урок подошел к концу. О каком царстве живой природы мы сегодня разговаривали? Понравился ли урок Вам? Всё ли было понятно. Давайте урок закончим пословицей. Я начну, а Вы хором продолжите: Мухомор прекрасен, да для здоровья …(опасен).

7.                  Домашнее задание:

Учебник стр. 114-116, составить кроссворд на тему: «Грибы» (по желанию).



 

Открытый урок по окружающему миру на тему: "В царстве грибов"

Открытый урок по окружающему миру на тему: "В царстве грибов"

Открытый урок по окружающему миру на тему: "В царстве грибов"

Открытый урок по окружающему миру на тему: "В царстве грибов"

Открытый урок по окружающему миру на тему: "В царстве грибов"

Открытый урок по окружающему миру на тему: "В царстве грибов"

Открытый урок по окружающему миру на тему: "В царстве грибов"

Открытый урок по окружающему миру на тему: "В царстве грибов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2020