Конспект открытого урока по окружающему миру (3 класс)
Тема: «В царстве грибов»
Цель: формирование представлений о разнообразии грибов, способе их размножения и роли в природном сообществе.
Задачи: - актуализировать знания детей о грибах и создать условия для их усвоения; - познакомить со структурным строением грибов; - научить различать съедобные и несъедобные грибы, приводить их примеры; - расширить знания об ядовитых грибах; - сформулировать их правила сбора; - содействовать формированию критического мышления; - развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес, умение анализировать, обобщать и сравнивать; - создать условия для развития коммуникативных умений; - воспитывать умение взаимодействовать и работать в группе; - создать условия для проявления у учащихся самостоятельности, инициативы, активности; - способствовать формированию стремления выполнять правила поведения на природе и участвовать в её охране.
Планируемые результаты:
Личностные: у ученика будут сформированы - мотивация к обучению и умение высказывать свое мнение; осознание значения грибов для окружающего мира в целом и для человека в частности; бережное отношение к природе.
Метапредметные: у ученика будут сформированы умения - ориентироваться в учебнике; перерабатывать полученные из текста, схем и иллюстраций сведения и обобщать их; самостоятельно ставить учебные задачи и находить способы их решения; прогнозировать, контролировать процесс усвоения материала; полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; работать в группе; слушать и понимать других.
Предметные: у ученика будут сформированы умения - характеризовать отличительные признаки грибов; узнавать и отличать съедобные грибы от грибов-двойников; применять правила сбора грибов на практике.
Тип учебного занятия: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, схемы «Царства живой природы» и «Строение гриба», маршрутный лист с вопросами, инструкция «Правила сбора грибов», иллюстрации с различными видами грибов.
Ход урока
1. Организационный момент:
Учитель: - Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними, улыбнемся им, мне и друг другу. С хорошим настроением начинаем урок. Садитесь.
Я сегодня хочу позвать вас в лес.
В добрый лес, могучий лес,
Лес полный сказок и чудес.
2. Актуализация знаний:
Учитель: - Посмотрите на этот лес. Какие царства живой природы Вы видите?
Дети: - Царства растений, животных, бактерий и грибов.
3. Самоопределение к деятельности:
Учитель: - Сейчас мы подробно познакомимся с одним из царств живой природы. А с каким именно, Вы поймёте после того, как отгадаете загадку.
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят.
Дети: - Грибы.
Учитель: - Правильно. Мы совершим путешествие в царство грибов. Откройте тетрадь и запишите тему урока.
Вы знаете, наши предки очень долгое время терялись в догадках отчего появились грибы. Они считали, что грибы появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ и даже …по прихоти какой-нибудь нечистой силы. Что говорить о простых людях, если даже ученые долго не могли решить, что такое грибы? К царствам растений и животных они не подходят. Грибы - уникальные организмы. Поэтому в 19 веке их выделили в особое царство - царство грибов.
Для постижения всех тайн этого царства нам предстоит на уроке ответить на множество вопросов, которые записаны у Вас на маршрутных листах.
Но будьте внимательны! Переход к новому вопросу мы сможем осуществить только после ответа на контрольный вопрос. Отвечать нужно «да» или «нет».
4. Работа по теме урока:
Учитель: - Давайте рассмотрим I вопрос в нашем маршрутном листе, который звучит так: «Какое строение имеют грибы?».
Существует целая наука, посвященная изучению грибов. Она называется «микология». «Микос» - гриб, «логос» - наука, т. е. в переводе с латыни – наука о грибах. Изучают их ученые - микологи. Все грибы отличаются друг от друга своими названиями, но по строению они схожи между собой. Я Вам предлагаю сейчас поработать микологами и изучить строение гриба.
Сейчас мне нужен один доброволец, который поможет отыскать на схеме, расположенной на доске составляющие части гриба и подписать их. Вы же должны перерисовать эту схему у себя в тетради и повторить все действия.
А чтобы Вы правильно всё обозначили, я прочитаю загадку-помощницу.
Землю пробуравил
Грибницу оставил,
На ножке явился,
Шляпкой прикрылся.
Давайте проверим, правильно ли выполнено задание моим помощником, а заодно я расскажу какие функции, выполняет каждый элемент гриба.
Ага, в самом верху у гриба располагается шляпка. В ней созревают споры, которые разносятся ветром, попадают в землю, прорастают, образуя новые грибы. Ниже находится ножка, по которой к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. Этих 2 элемента являются наземной часть гриба и называются плодовым телом. Грибы, которые имеют в своем составе шляпку и ножку, называются шляпочными грибами. Они похожи на зонтик. Именно их мы и будем изучать.
Подземная же часть гриба называется грибницей. Она выглядит как тонкие, ветвистые, белые, похожие на паутину нити. Главная её роль - всасывать из почвы воду с растворенными в ней солями. Грибница растет более 100 лет, для этого ей необходимы тепло, воздух, влага. Свет грибам не требуется, они могут расти даже в темноте.
Мы успешно выполнили первое задание, а теперь нужно ответить на контрольный вопрос: «Шляпочный гриб состоит из грибницы и плодового тела, а плодовое тело состоит из шляпки и ножки?» и двигаться дальше. (да)
Учитель: - Дети, давайте ответим на следующий вопрос в нашем маршрутном листе, звучащий так: «С кем и почему «дружат» грибы?».
Дети: - С растениями.
Учитель: - Правильный ответ. Многие грибы растут под деревьями. Нити грибницы оплетают корни деревьев и срастаются с ними, образуя «грибокорень». Также с грибами связаны корни черники и брусники.
Как Вы думаете для чего это нужно грибам и растениям? Ответить на этот вопрос сможет учебник, поэтому откройте его на стр. 114-115 и найдите там необходимую информацию.
Дети: - Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду и соли. Грибы способствуют разрушению остатков организмов и образованию перегноя, очень важного для деревьев. Грибы же получают от растений те питательные вещества, которые растения производят на свету, так как сами не могут производить для себя питательные вещества.
Учитель: - Итак, мы с Вами узнали, почему деревья и грибы являются «неразлучными друзьями». Причём многие из них любят расти под «своими» деревьями. Иногда по названию гриба можно определить, с каким деревом гриб «дружит»: подосиновик – с осиной, подберезовик – с березой. А как Вы думаете, кому еще нужны грибы? Для чего?
Дети: - Животным. Многие животные питаются грибами. Например, белки, лоси, кабаны, глухари, тетерева. Некоторые животные леса лечатся ядовитыми для человека грибами. Мухомором лечится лось, сороки.
Учитель: Молодцы, мы отлично справились и с этим заданием, пора ответить на контрольный вопрос: «Грибница вредит корням деревьев, около которых растет?» (нет)
Какой же у нас III вопрос? А он звучит так: «Какие бывают грибы?». Ответить на него Вы сможете после того, как разгадаете загадки.
Эти дружные ребята На пеньке растут в лесу. Называют их опята |
Растут в лесу сестрички. Рыжие лисички |
Я в красной шапочке расту Под стройною осиною, Меня узнаешь за версту, Зовусь я подосиновик |
Люблю я в разных шапках быть, То в желтой, то в зеленоватой, То в красной или сероватой. Собирай не мешкай, я сыроежка |
Учитель: - Как, одним словом можно назвать эти грибы?
Дети: - Съедобные.
Учитель: - А это, какие?
У него невзрачный вид, Воланчик на ножке его украсит. Ты не трогай этот гриб. Учти – он очень ядовит! Смотри, не бери его с полянки. Его называют поганка. |
А это – красавец на беленькой ножке Он в красненькой шляпке, На шляпке горошки (мухомор) |
Дети: Несъедобные (ядовитые).
Физминутка
Учитель: Давайте немного отдохнем и побродим по лесу. Представьте, что у Вас в руках корзинки. Если я называю съедобный гриб, приседаем, срезаем и кладем его в корзинку, а если несъедобный – остаемся на месте.
Боровик, волнушка, шампиньон, сатанинский гриб, рыжик, мухомор, сыроежка, подосиновик, бледная поганка, груздь.
Учитель: - Многие съедобные грибы имеют несъедобных двойников. Нужно уметь различать их. Сейчас я буду читать описание таких грибов, а Вы должны найти их среди иллюстраций, представленных на доске.
Желчный гриб или ложный белый. Шляпка снизу розовая, на ножке рисунок в виде черной сеточки, мякоть на срезе розовеет. Не ядовитый, но очень горький гриб.
Ложноопенок кирпично–красный. Шляпка снизу темная, на ножке кольца нет, мякоть желтоватая с неприятным запахом. Ядовитый гриб.
Бледная поганка – самый опасный и самый ядовитый гриб. Шляпка его белая или бледно–зеленая, снизу белая. На ножке внизу разорванный мешочек, как будто ножка вылезает из горлышка широкого горшочка.
А ещё я Вам хочу показать самые необычные и красивые грибы в мире. Откройте стр. 115 в учебнике и посмотрите на картинку. Я думаю, что Вы не встречали такие грибы и не слышали о них, так как они очень редкие и занесены в Красную книгу.
Мы узнали, какие бывают грибы, а теперь для перехода к следующему пункту в нашем маршрутном листе ответим на контрольный вопрос: «Самый ядовитый гриб – это бледная поганка?» (да)
5. Закрепление изученного материала:
Учитель: - Переходим к разбору следующего вопроса, который звучит так: «Как собирать грибы и для чего это нужно людям?»
Дети: - Чтобы использовать их в пищу.
Учитель: - Правильный ответ. Ведь грибы – это источник глюкозы, фосфора, кальция, железа – элементов, необходимых человеку. Недаром их называют лесным мясом. Многие люди приходят в лес, чтобы собирать грибы. Такое увлечение даже называют «тихой охотой».
Ходят по лесу грибники, вооружившись палочками и корзинками, ищут свое грибное счастье. Но чтобы быть удачливым грибником, надо не только разбираться в грибах, но и хорошо знать правила сбора грибов.
Давайте попробуем сформулировать их сами. Я буду читать различные утверждения, а Вы должны решить, правильны ли они или нет.
«Правила сбора грибов»
1. Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. (+)
2. Когда ищешь грибы, разрой и раскидай в стороны листву и мох. Так грибы будут лучше видны. (-)
3. Не надо брать старые червивые грибы. В них может быть опасный для человека яд. (+)
4. Лучше всего собирать грибы возле шоссейных дорог, промышленных предприятий, в городских скверах, чтобы далеко не ездить(-)
5. Нужно рвать, тянуть гриб из земли. (-)
6. Грибы надо не рвать, а аккуратно срезать ножом, а грибницу слегка присыпать землей. (+)
7. Идти за грибами на «тихую охоту» надо не ранним утром, а в знойный полдень или вечером. (-)
8. Никогда не срезай незнакомые грибы. (+)
9. Ядовитые грибы нужно растоптать, сбить палкой. Они приносят вред для всех. (-)
Мы познакомились с правилами сбора грибов, а теперь ответьте на контрольный вопрос: «Как вы думаете, в лесу нужны все грибы: и ядовитые и съедобные». (да).
6. Подведение итогов урока. Рефлексия:
Учитель: - Наш урок подошел к концу. О каком царстве живой природы мы сегодня разговаривали? Понравился ли урок Вам? Всё ли было понятно. Давайте урок закончим пословицей. Я начну, а Вы хором продолжите: Мухомор прекрасен, да для здоровья …(опасен).
7. Домашнее задание:
Учебник стр. 114-116, составить кроссворд на тему: «Грибы» (по желанию).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.