Открытый урок по окружающему миру в 1 классе "Как помочь зимой птицам"
Оценка 4.6

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе "Как помочь зимой птицам"

Оценка 4.6
docx
04.02.2020
Открытый урок по окружающему миру в 1 классе "Как помочь зимой птицам"
открытый урок Пенькова Е.Г..docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Биляр - Озерская средняя общеобразовательная школа

Нурлатского муниципального района Республики Татарстан»

 

 

 

 

Конспект открытого урока

по окружающему миру в 1 классе,

проведенного в рамках кустового конкурса

«Учитель года »

 

 

                                                                                                                                         Составила

учитель 1квалификационной категории

Пенькова Елена Геннадьевна

 

 

 

                                                                                    2019/2020 г, Биляр- Озеро

                                                              Тема: «Как помочь птицам зимой?»

Тип урока: открытие новых знаний на основе жизненного опыта.

Вид урока: комбинированный

Цель урока: раскрыть необходимость  оказания  помощи  зимующим птицам.

Задачи, направленные на формирование  универсальных  учебных действий:

Предметные результаты:

Ø Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях

Ø Правильно подбирать корм для птиц

Ø Уметь изготовить простейшую кормушку

Ø Знать правила подкормки птиц

Личностные:

Ø Формирование интереса к изучению родной природы

Ø Понимать важность заботы о зимующих птицах

Ø Повышение уровня мотивации учебной деятельности

Ø Формирование бережного отношения человека к птицам

Ø Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения в природе

Метапредметные результаты:

 

Познавательные УУД:

Ø Наблюдать и различать зимующих птиц по рисункам, по описаниям и в природе, знать их названия

Ø Изготавливать простейшие кормушки

Ø Подбирать для птиц корм

Ø Запомнить правила подкормки птиц

Коммуникативные УУД:

Ø Участие в диалоге

Ø Обсуждать, слушать и понимать речь других

Ø Отвечать на вопросы

Ø Работать в группе

Регулятивные УУД:

Ø Понимать учебную задачу и стремиться её выполнять

Ø Определять и формулировать  цель своей деятельности

Ø Оценивать свои достижения

Ø Учиться делать самооценку своей деятельности на уроке

Оборудование: Компьютер, презентация,  плакаты «Зимующие и перелётные птицы»

аппликации и рисунки с изображением зимующих птиц ( для оформления класса), выставка кормушек, детали птиц

                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  

 

                                                                               Организационная  структура  урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

1.Организационный момент.

Психологический

настрой.

Здравствуйте, ребята. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Зовут меня ….

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

    Нас на уроке приветствует зимнее солнышко и дарит нам свои волшебные лучики: счастья, добра, здоровья.  И я вам дарю лучик добра и знаний. Чтобы вы были добрыми, вежливыми, уважали друг друга и окружающих, и чтоб на уроках получали знания, которые вам понадобятся в жизни.

- Ребята, а с каким настроением вы пришли на урок?

-Если у вас настроение хорошее, веселое, то вы показываете солнышко. А если оно у вас грустное, то тучку.

 

 

 

Внимательно слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показывают солнышки и тучки

Регулятивные УУД:

- организация своего рабочего места

Личностные УУД:

- формировать интерес к изучению родной природы;

- повышать уровень мотивации учебной деятельности

2.Актуализация знаний. Введение в тему.

Давайте мысленно перенесемся мы в зимний волшебный лес.

- Охарактеризуйте зиму. Какая погода зимой

- Закройте глаза.(звучит запись голосов птиц)

Что вы услышали сейчас?

- В какое время года можно услышать голоса птиц?

- А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение?

- Почему?

 

- Когда поют птицы?

 

Зимой птицам не до песен. Голодно зимой в лесу и зверям и птицам.

 

- Как птицам перезимовать?

Известно, что у птах

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу, и в град,

И под дождем, и в холода

На ветках сидя спят.

- Ребята, догадайтесь, кому же будет посвящен наш урок?

- Да. Сегодня мы будем говорить о птицах: о том ,как помочь им пережить трудное зимнее время.

-Я вам расскажу сказку. Однажды собрались 4 волшебника – художника: ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ. Собрались и заспорили, кто из них лучше рисует. И начали они друг за другом разрисовывать землю, луга, поля, леса. Первой взялась за кисть зима. Она ходит в больших мягких валенках по горам, лугам, полям, лесам, одевает деревья в белоснежный наряд, Белым ровным слоем покрыл снег землю. Ночью идёт снежок. А утром на снегу можно увидеть  много таинственных значков, точек, чёрточек. Значит, ночью здесь были разные лесные жители.

С  

-   Что это?  Слайд

-   А следы всех ли птиц можно увидеть на лесной поляне?

-Почему?

 

 

 

- а каких перелетных птиц вы можете назвать? слайд

 

 

- А как нам назвать  птиц , которые оставляют эти следы?

-Значит о каких птицах будем говорить на уроке?

- Давайте сформулируем задачи урока, продолжив мои предложения:

- Мы должны научиться______

 

-Мы должны выяснить_______

 

 

 

(Дуют холодные ветра, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода)

 

-птицы поют.

 

- летом.

- нет, нельзя.

 

 

- им холодно и голодно.

- когда им тепло и они сыты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- птицам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- следы птиц.

 

- нет

- нет перелетных птиц, так как они улетают на юг, нет корма и холодно.

Скворцы, ласточки, грачи, жаворонки, соловьи, утки

 

 

- зимующие

- о зимующих

 

 

 

 

-различать зимующих птиц.

-Мы должны выяснить чем можем им помочь в трудное зимнее время.

 

Познавательные УУД: -общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о признаках зимы, перелетных птицах;

- логические – осуществление поиска необходимой информации (из собственного жизненного опыта).

Коммуникативные УУД:

-  умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные УУД:

- проявление интереса к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Изучение нового материала

Ребята, а каких зимующих птиц вы знаете.?

Отгадайте загадки:

- А это что за птичка?

Я весь день ловлю жуков                   

Ем букашек, червяков.       

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю слайд

А кто из вас знает, почему так называется  птичка?

(Есть такое предположение, что воробей -  сложилось  из двух  слов:  вора  бей!   Так  называли  воробьев русские  крестьяне, у которых  на огородах, в полях   воробьи  обклевывали  спелые   семена подсолнечника, почки фруктовых и ягодных деревьев, воровали зерно.)

- Как вы думаете, а какую пользу приносит воробей

 

 

 

2) Спинка зеленоватая                                   

Животиком желтоватая

Чёрненькая шапочка

И полоска галстучка.  слайд

 

- А какую пользу приносят синицы, кто знает

 

3)Непоседа пёстрая                                                Птица длиннохвостая                                                  Птица говорливая                                     Самая болтливая     слайд

 

4) Окраска сероватая                  Повадка вороватая

                                                                      Крикунья хрипловатая

                                                                                      Известная  персона

                                                                                   Кто это?    Слайд

 

5) Известно с давних нам времён                              

Что это птица – почтальон слайд

 

6) Ну а кто скажите нам

Ловко лазит по стволам

Вверх и вниз и тут и там

Кто мелькает целый день?

Это птица  слайд

 

7) -Что это за птичка?

Он в своей лесной палате

Носит пестренький халатик,

Он деревья лечит.

Постучит – и легче.  Слайд

 

 - А кто из вас знает, как эту птичку ещё называют и почему?

 - Кто знает, какую пользу он приносит? - Молодцы!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8)- А эта птичка как называется?

Кто там прыгает, шуршит,                                

Клювом шишки потрошит?       

Голоском речистый,       

Кле!  Кле!  Кле! – поёт со свистом?

                                    Слайд

- У клеста  необычный клюв- с загнутыми  перекрещенными  концами. Этот  клюв  хорошо  приспособлен  для  шелушения  еловых шишек, семенами  которых  он  питается  зимой.

Клёст -  зимующая птица, но она отличается от других зимовщиков тем, что птенцов она выводит зимой.

-  Ребята, а почему же клёст выводит птенцов зимой?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- воробей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Кормит своих птенцов комарами и мухами, чтоб они нас не кусали

 

 

- синица

 

-Они сад стерегут от насекомых – вредителей)

 

 

- сорока

 

 

 

 

 

 

 

 

- ворона

 

 

 

 

- голубь

 

 

 

 

-поползень

 

 

 

 

 

- дятел

 

 

-Санитаром или лесным доктором)

Он своим клювом-молоточком выстукивает стволы деревьев, таким образом выдалбливает дупло для птиц, в них зимой от морозов и вьюги могут спрятаться некоторые птицы. А ещё в них спят летучие мыши и белки- летяги. Дятел  достаёт из-под коры вредителей, так он лечит деревья.)

 

 

 

 

- клест

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- В это время созревают семена еловых шишек и им есть чем питаться

 

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;

- наблюдать и делать выводы;

- дополнение и расширение имеющихся знаний;

- знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;

 

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);

- приводить свои примеры из жизненных ситуаций;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Физкультминутка

«Фолоу зе лидер» Я включаю музыку первый ведущий показывает движение. Музыка останавливается, лидером становится следующий и т. д

Выполняют движения

Регулятивные УУД: осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируясь на показ движений учителем, самостоятельное оценивание правильности выполнения действий

5.Продолжение изучения темы

- Над какой проблемой мы работаем на уроке?

Самый опасный зимний период для птиц.

- Что опаснее холод или голод?

Корма очень мало и его трудно добывать из- под снега и птички жмутся к человеческому жилью. С утра до вечера ищут крохи пропитания, пуховые перья защищают от холода, но не от голода. В суровые зимы из 10 синиц выживает только одна., 9 синиц погибают. Вам их жалко ?

Синичка нас спросила: Кто им поможет?

- Как же может помочь человек зимой ?

 

 

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом. (Кормушки)

 

Кормушки бывают разные, посмотрите    слайд

- Мало сделать кормушку, надо знать, что в нее можно положить.

- Чем кормятся птицы и  что они любят ?

Не выбрасывайте семена арбузов, дынь, тыквы, кабачков. Они очень нравятся- А сейчас давайте посмотрим слайды, чем же можно кормить птиц?

Слайды «чем кормить птиц»

 

Как помочь зимой птицам

 

 

голод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- человек

 

- он может подкармливать птиц., изготовлять кормушки для них.

 

 

 

 

 

 

 

 

Семенами, зернышками крошками хлеба, не соленым салом.

Познавательные УУД:

- чтение и слушание;

- умение извлекать нужную информацию;

- дополнение и расширение имеющихся знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: осознают ответственное отношение к природе на примере посильной помощи зимующим птицам.

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Закрепление и обобщение материала.

1.)Игра « Собери птичку»

( 2  карточки с изображением птиц  разрезать на детали по количеству человек и надписать на первой – 1, на второй- 2.; разложить вперемешку. Дети подходят и берут, кому какая достанется. Таким образом разделились на 2 группы. Дети собирают птичек и  рассказывают  о своей птичке.

 

2.) Тест

 1.  Почему птицы осенью улетают на юг ?

     1) становится холодно

     2) земля покрывается снегом

     3) нет корма

2.  Какая птица зимующая?

1)сорока            2)грач               3)утка

 

3.  Какая птица имеет ярко – красную грудку?

1)поползень      2) клёст           3) снегирь

4.  Какие птицы ждут у кормушки кусочки сала?

1) снегири         2) синицы        3) вороны

5. Как помочь птицам зимой ?

   1) развести костёр

   2) сделать кормушки

   3) устроить тёплое жильё

 

 

-дети собирают из деталей птичек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С помощью сигнальных карточек – их у каждого (1,2,3).Дети выбирают нужный ответ под цифрой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Подведение итогов урока.

- Чем запомнился вам урок?

-Что нового вы узнали на уроке?

Вывод:

Самое главное что многие из вас, наверное поняли, что охрана нашей природы- это наша забота. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои веселые, звонкие песни.

 

-отвечают что нового узнали на уроке.

 

9.Рефлексия урока.

- ребята, давайте оценим свою работу на уроке.

Если было все понятно и вы довольны своей работой- поместите птичку в кормушку. Если нет – рядом с кормушкой.

 

 За то , что вы слушали все внимательно,

Задания все выполняли  старательно.

Хочу я картинки с птицами вам подарить.

Картинки раскрасьте, а птиц не забудьте кормить.

 

Спасибо за урок.

Рассаживают своих птичек в кормушку

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и оценивают результат своей работы.

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Биляр -

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Биляр -

Тема: «Как помочь птицам зимой?»

Тема: «Как помочь птицам зимой?»

Обсуждать, слушать и понимать речь других Ø

Обсуждать, слушать и понимать речь других Ø

Организационная структура урока

Организационная структура урока

Что вы услышали сейчас? - В какое время года можно услышать голоса птиц? -

Что вы услышали сейчас? - В какое время года можно услышать голоса птиц? -

Первой взялась за кисть зима. Она ходит в больших мягких валенках по горам, лугам, полям, лесам, одевает деревья в белоснежный наряд,

Первой взялась за кисть зима. Она ходит в больших мягких валенках по горам, лугам, полям, лесам, одевает деревья в белоснежный наряд,

Мы должны выяснить_______ (Дуют холодные ветра, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода) -птицы поют

Мы должны выяснить_______ (Дуют холодные ветра, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода) -птицы поют

И полоска галстучка. слайд -

И полоска галстучка. слайд -

Постучит – и легче. Слайд -

Постучит – и легче. Слайд -

Клёст - зимующая птица, но она отличается от других зимовщиков тем, что птенцов она выводит зимой

Клёст - зимующая птица, но она отличается от других зимовщиков тем, что птенцов она выводит зимой

Вам их жалко ? Синичка нас спросила:

Вам их жалко ? Синичка нас спросила:

Таким образом разделились на 2 группы

Таким образом разделились на 2 группы

Подведение итогов урока. -

Подведение итогов урока. -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2020