Урок. Презентация.
Мир вокруг нас. 1 класс. А.А. Плешаков. Школа России
Тема: «Почему мы часто слышим слово «Экология»?
Цель:
первоначальное ознакомление с понятием «экология», «эколог»;
усвоить, что экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле.
Задачи:
сформировать первоначальные представления детей об экологии и ее роли в жизни людей, объяснить смысл названия «Зеленый дом»;
формировать основы экологической грамотности, чувства ответственности и любви к природе;
сформировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды;
продолжить обучение работе в группах.
Планируемые достижения учащихся:
усвоить, что такое «экология»;
запомнить, что люди всех стран отмечают праздник – День Земли (22 апреля)
Оборудование:
цветные карандаши, альбом;
карточки с 5 вариантами заданий;
компьютер, мультимедиа установка;
музыкальные эффекты.
Программное обеспечение:
Презентация: «Зеленый дом» (Приложение);
Публикация «День Земли» (календари - памятки).
I.Ход урока (Слайд1)
1. Организационный момент.
Здравствуйте, дети. Все встали на свои места и подарили друг другу хорошее настроение. Посмотрели друг на друга с улыбкой и сказали:
- Привет, сосед!
-Привет.
Улыбайся ты всегда
И не грусти никогда!
Учитель: Посмотрите на ваши солнышко и на тучку. С каким настроение начнем урок? С солнышком или с тучей? Конечно, с солнышком.
2. Постановка проблемы урока.
Дети, начнем урок с кроссворда. И узнаем, о чем сегодня мы будем говорить.
-В нашем доме живет шестиногая подружка, которая любит вешать сети. (паук)(слай2)
-Глаза сверкают, уши на макушке, дом от врагов спасает. ( кошка).(слайд3)
-Самое большое и тяжелое животное на суше (слон)(слайд4)
- Красивая девчушка порхающая с цветка на цветок. (бабочка)(слайд5)
-Усатая рыба живущая в пресной воде. (сом)(слайд6)
-Шляпа на одной ноге (гриб)(слайд7)
- -название цветка и конфет (ирис)(слайд8)
Правильно «Экология»
V. Открытие нового знания
–Наша мудрая Черепашка услышала сегодня, что дети идут на урок экологии, что они проверяли чистоту воды и называли себя «экологами».
-Черепашка спрашивает:
Черепашка: «Интересно, почему мы так часто слышим слово «экология»? Может быть, вы, ребята, мне объясните?» (слайд9)
Учитель:- Ребята, поможем решить эту проблему?
- Какие цели мы поставим на урок? (Ответы детей: разобраться, что такое
экология, кто такие экологи и т.д.)
Как вы думаете, что такое экология? (Обучающиеся предлагают варианты своих толкований значения слова «экология».)
2. Учитель - Только надо сначала выяснить, что это слово
означает.
-Ребята, а вы слышали это слово? ( Дети высказываются)
Как вы думаете, что такое экология? (Обучающиеся предлагают варианты своих толкований значения слова «экология».)
- Позовём на помощь Мудрую Черепаху.
Экология - греч. oikos - дом, местообитание, убежище, жилище;
logos – наука.
-Почему же надо бережно относиться к окружающему миру, к Земле?
(Дети высказываются.)
От слова «экология» произошло слово «эколог».
Эколог – человек, который занимается экологией, защищает природу.
Экологи говорят: «Нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому, что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать». Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом. (слайд10)
Сказка «Экологическая искорка» (Слайды 11-20)
Это было давно, очень давно, когда люди ещё не знали что такое экологическое счастье… Да, было такое время. Мир был для них чёрно-серым. Блеск и величие солнца они не замечали, звёздным небом не восторгались, В эту незапамятную эпоху один добрый ангел на небесах решил спуститься на Землю, и испытать земную жизнь.
- Но с чем я приду к людям? - задумался он. Ему хотелось прийти к людям в гости с подарком. И тогда он обратился к Отцу за помощью.
- Подари людям вот это, - сказал ему Отец и протянул маленькую искорку. Она светилась всеми цветами радуги
- Что это? - удивился добрый ангел.
- Это экологическая искорка - ответил Отец, – положи ее себе в сердце и отнеси людям в дар.
- И что она им даст?
- Она принесёт им особую энергию жизни.
Добрый ангел вложил удивительную искорку в сердце свое и в одно мгновение спустился на Землю. Он извлёк из своего сердца лучик экологической искорки и передал его людям. Мгновенно землю осветил чарующий свет. Весь мир стал красочным: и цветы, и солнце, и все вокруг! Так пришло к людям экологическое счастье. Но последнее время мы всё чаще говорим и замечаем, что наша планета серьёзно заболела, и случилось это по вине людей. И теперь болезнь природы угрожает жизни самого человека.
Физкультминутка
-На нашей планете раздаются тревожные сигналы. Мы получили некоторые из них.
(Дети разбиваются на бригады, которые будут отвечать на вопросы.) (слайд21)
5. Формирование сведений об экологической катастрофе
( Учитель демонстрирует слайды, а учащиеся предлагают варианты ответа на вопрос «Что произошло с природой и, кто в этом виноват?» Затем учитель и учащиеся делают микро - вывод)
1) Загрязнение природы отходами Слайд 22
Проблема отходов признаётся учёными одной из самой главных и трудных. Горы отходов изуродовали леса, луга и реки. Учёные считают, что человек обязан не вываливать груды разовой посуды и упаковочных материалов, и работают над изготовлением этих предметов на бумажной основе, которые не так вредны в природе.
2) Загрязнение воды Слайд 23
Проблема чистой воды в настоящее время приобрела мировое значение. Чистая питьевая вода стала дефицитом.
3) Пожары Слайд 24
Много лесов погибает из-за пожаров. Большая часть пожаров происходит по вине человека.
4) Вырубка лесов
Вырубленный лес не восстанавливается. На его месте появляется безжизненная пустыня. Жителям леса некуда деваться, и они многие погибают. Чтобы вырастить новый лес, нужно ждать 15 – 20 лет.
5) Высыхание водоёмов
Из-за неправильного хозяйствования многие реки и озера стали меньше, и поэтому многие животные, населяющие водоёмы, из-за недостатка воды умирают.
6) Истребление цветов Слайд 25
Когда человек собирает букет, то выбирает самые лучшие, красивые и крупные, а семена остаются худшие. Происходит вырождение цветов. Сорванные цветы быстро вянут. Если цветы исчезнут, то природа обеднеет.
7) Загрязнение воздуха дымом и выхлопными газами
Слайд 26
На сегодняшний день чистый воздух - это огромный дефицит, это проблема больших и малых городов, проблема помещений, в которых мы живём.
Многие болезни появляются из-за загрязненного воздуха.
Вывод: Мы на основе фактов из нашей жизни выявили проблемы экологии. Экологические проблемы – важнейшие проблемы на Земле. Чтобы сохранить планету чистой, мы должны разумно хозяйствовать на Земле, потому что каждому из нас приятно видеть красивое дерево, купаться в прозрачной воде, дышать свежим воздухом. Чистота начинается с нас самих.
Учитель:- Ребята, сегодня я предлагаю вам поработать экологами. Вы поделились на группы. Каждая группа создала свой отдел. ( Дети называют отделы)
- Откройте конверты с цифрой.
1 группа – «Кругом мусор! Помогите!»
2 группа – «Погибает рыба! Помогите!»
3 группа – «Трудно дышать в городе! Помогите!»
4 группа – «На лугу исчезли бабочки! Помогите!»
5 группа – «В лесу пропали звери и птицы! Помогите!»
После выполнения задания группы выступают с кратким рассказом.
Сигнал готовности группы – поднятые вверх сцепленные руки!
- Вы, ребята, сейчас работали экологами, помогали сберечь нашу планету, наш Зелёный дом. Экологи придумали прекрасный праздник – День Земли. Получите в подарок календарик-памятку и скажите, какого числа люди всех стран отмечают этот праздник?
-Запомните и вы эту дату. (Слайд 27-29)
- Ребята, а какие советы по сбережению нашей планеты даёт
нам Мудрая черепаха?
(Слайд 30)
Мы с вами должны сохранить и сберечь природу. Вы спросите: «А что мы можем сделать? Ведь мы такие маленькие!» Вы можете сделать очень много.
Вспомните заповеди друзей природы: (на экране)
-Молодцы!
Учитель: -Кто виноват в этих нарушениях?
Вывод читает учитель: «К сожалению, сами люди. Не все и не всегда берегут Землю! И разных нарушений на Земле много».
-Ребята, вы сейчас работали экологами, помогали сберечь нашу планету, наш Зеленый дом. Так, как говорите вы, Зеленый дом станет еще наряднее и красочнее. Я надеюсь, что ваши слова не будут расходиться с делом. Экологи будут вам очень благодарны.
- Ребята, дома нарисуйте в рабочей тетради, чем вы можете помочь нашей планете.
V. Итог урока
1. Проведение с детьми рефлексии урока:
- Ответили мы на вопрос Муравьишки «Что такое экология?»
- Что полезного каждый из вас получил на сегодняшнем уроке?
- Дадим слово , что никогда не будем обижать нашу Зеленую Землю?
-Чем мы ответим нашей Земле? (Дети прикрепляют к картинке солнышко или тучу)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.