«Система оценки по ФГОС».
ФГОС определяет и совершенно другой подход к формированию оценки результатов обучения – комплексный, то есть оценка личностных, метапредметных и предметных результатов. Этот новый подход к оценке результатов обучения и станет объектом рассмотрения этого курса.
Реализация ФГОС второго поколения стала определенной реформой нашей системы преподавания. Составной частью этой реформы стала и новая система оценки образовательных результатов.
Система оценки представляет собой комплексный подход к оцениванию результатов. Причем в корне меняется в некоторых аспектах и сам предмет оценивания: оценивать необходимо и то, что ранее не подлежало оценке и за что не выставлялись отметки.
В этом курсе представлена общая логика системы оценивания в условиях нового стандарта.
Оценка и отметка.
Необходимо остановиться на определении двух понятий: оценка и отметка. Часто в разговоре мы используем оба эти понятия, подменяя одно другим. Ведь ранее нам чаще всего требовалась именно отметка, так как она имела вес: ставилась в классный журнал. А оценка оставалась в тени как побочный результат выставления отметки, ее словесное сопровождение.
Таблица 1
Оценка − это словесная характеристика результатов действий |
Отметка − это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы |
Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное): удачную мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д. |
Отметка ставится только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат. |
Оцениваться может всё |
отметкой фиксируется (за исключением 1-го класса) только демонстрация умения по применению знаний (решение задачи). |
Оценка приобретает свой особенный статус благодаря введению в результаты обучения такие как – регулятивных метапрепредметных результатов (умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении).
Учитель теперь призван не только сам оценивать действия ученика, но и его обучить самооценке и оценке действий своих одноклассников. Оценка становится отправной точкой коррекции действий самого ученика, его умения учиться. Обучать самооценке и оценке мы должны с 1 класса и совершенствуем этот навык на протяжении всего периода обучения ребенка в школе.
Очень важной становится оценка и для учителя, и для ребенка.
Но … в журнал мы выставляем отметки. Они тоже не менее важны в определении результатов обучения детей.
Итоговая оценка включает в себя и оценки, и отметки.
Что такое «система оценки»?
Система оценки – это организация работы педагога по оценке образовательных результатов. Правильно организованная работа педагога в этом направлении будет не только адекватно отражать результаты освоения программы детьми, но и давать педагогу необходимую информацию для анализа своей деятельности ( методической, дидактической, педагогической, организационной и т.д.) и работы с обучающимися и их родителями. Оценке по ФГОС подлежат все виды урочной и внеурочной деятельности детей в образовательной организации. Поэтому речь идет о СИСТЕМЕ оценки по ФГОС.
Важно не только создать условия для освоения программы начальной школы, но и отследить результативность своей работы, проанализировать результаты и наметить дальнейшие перспективы своей деятельности и перспективы развития детей.
Только при такой реализации ФГОС второго поколения будет достигнуто качественное и максимально полное освоение обучающимися образовательных результатов программы начального общего обучения. Именно для этого и необходимо применение СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ.
Что подразумевает стандарт под ЛИЧНОСТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ?
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Основное содержание оценки личностных результатов
Основное содержание оценки личностных результатов в начальной школе строится вокруг оценки:
- сформированности внутренней позиции школьника, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении ученика к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности – уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, в характере учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
- сформированности основ гражданской идентичности – чувство гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий, любовь к родному краю и малой родине, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и способности к пониманию чувств других людей и сопереживанию им;
- сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
- сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения успеха, стремления к совершенствованию своих способностей;
- знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Особенность этой группы планируемых результатов заключаются в том, что в их описании отсутствует блок «Выпускник научится». Это значит, что личностные результаты выпускников в полной мере с требованиями стандартов не подлежат итоговой оценке.
Выводы:
- оценка личностных результатов освоения программы проводится в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований с привлечением специалистов, не работающих в данном учреждении и обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в подростковом возрасте;
-возможна и внутренняя оценка личностных результатов в форме таблиц оценки личностных результатов и портфолио.
Система оценки метапредметных результатов.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Оценка метапредметных результатов описана как оценка планируемых результатов представленных в разделах: «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия».
Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных действий. В силу своей природы метапредметные действия составляют психологическую основу и являются важным условием успешности решения учащимися учебных задач. Соответственно уровень их сформированности может быть качественно оценён и измерен.
Система оценки предметных результатов.
Что подразумевает стандарт под ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ?
Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Оценка предметных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов по отдельным предметам.
Структура их описания состоит из трёх уровней. В первом блоке представлены цели-ориентиры, определяющие ожидаемые результаты изучения данного предмета.
Во втором блоке («Выпускник научится») отражены цели (представленные как ожидаемые результаты), характеризующие систему учебных действий, необходимых для последующего обучения и соответствующие опорной системе знаний, умений и компетенций.
Наконец, третий блок планируемых результатов («Выпускник получит возможность научиться») отражает ожидаемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Выделение этого блока призвано отразить задачи школы по опережающему формированию и развитию интересов и способностей учащихся в пределах зоны ближайшего развития.
Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
В системе предметных знаний выделяются:
- опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и
- знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.
Объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.
Интерпретация результатов оценки ведётся на основе контекстной информации об условиях и особенностях деятельности субъектов образовательного процесса. Итоговая оценка обучающихся определяется с учётом их стартового уровня и динамики образовательных достижений.
Процедуры и механизмы оценки.
Процедуры и механизмы оценки:
- внешняя оценка,
- внутренняя оценка,
- портфолио,
- итоговая оценка
Внутренняя оценка — это оценка самой школы (ребенка, учителя, школьного психолога, администрации и т. д.), которая выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями; в результатах самооценки учащихся; в результатах наблюдений, проводящихся учителями и школьными психологами; в промежуточных и итоговой оценках учащихся и, наконец, в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующую ступень обучения.
Внешняя оценка — оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность.
Итоговая оценка – «точка соприкосновения» внутренней и внешней оценки. В начальной школе в соответствии с Законом «Об образовании» государственная итоговая аттестация выпускников не предусматривается, поэтому прямое включение внешней оценки в итоговую оценку младших школьников исключается.
Портфолио учащегося - это оптимальный способ организации системы накопительной оценки, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Это может быть:
- выборки детских работ;
- систематизированные материалы наблюдений;
- материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
Накопительная оценка
Накопительная оценка, или ее иногда называют комплексной, обязательна или, точнее, на ее основе составляется характеристика обучающегося в начальной школе, которая представляется на каждого ребенка на педсовете при выставлении итоговой оценки.
Рейтинговая оценка
Основная идея рейтинговой оценки – стимулирование познавательной и творческой активности, повышение мотивации и к обучению посредством выставления баллов за определенные виды познавательной или творческой деятельности.
Диагностические метапредметные работы
Диагностические метапредметные работы - главное средство контроля формирования метапредметных результатов обучения, потом что другим способом проверить некоторые из УУД просто невозможно.
В чем особенность этих специальных диагностических работ?
Они представляют собой:
- задания по отдельным универсальным учебным действиям;
- комплексные задания, требующие одновременного применения различных УУД.
Безотметочное обучение - обучение без выставления отметок за освоение программы 1 класса.
Оценка итогового проекта – это оценка за защиту одного предметного или надпредметного проекта, который является комплексной проверкой всех групп результатов ФГОС.
Кредитно-модульная система оценивания. Эта система организации учебного процесса, которая основывается на объединении модульных технологий обучения и зачетных образовательных единиц (зачетных кредитов). Обучение по кредитно-модульной системе предусматривает организацию усвоения школьниками учебного материала по заранее разработанным модульным программам, которые состоят из логически завершенных частей учебного материала (модулей) со структурным содержанием каждого модуля и системы оценивания знаний учащихся.
Кредитно-модульная система организации учебного процесса обязывает ученика качественно осваивать содержание учебных программ , тем самым обеспечивает объективное признание результатов обучения в разных учебных заведениях России и за рубежом, дает возможность более серьезно подготовиться к тем выпускным экзаменам, которые понадобятся выпускникам школ для ВУЗа.
Изучив подходы к оценке результатов освоения программ на разных ступенях обучения, педагог сможет увидеть более ярко собственные цели и задачи в освоении системы оценивания на своей ступени обучения. Таким образом, сможет обозреть систему обучения и логику реализации ФГОС второго поколения в полном объеме.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.