Система оценивания в начальной школе

  • Педсоветы
  • docx
  • 17.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье дается описания ситсемы оценивания в начальной школе с учётом требований ФГОС НОО. Предложено рассмотреть разницу между оценкой и отметкой. Приведены выдержки, отражающие личностные, метапредметные и предметные результаты освоения ООП НОО.
Иконка файла материала система оценки.docx

«Система оценки по ФГОС».

ФГОС  определяет и совершенно другой подход к формированию    оценки результатов обучения  – комплексный, то есть оценка  личностных,  метапредметных и предметных результатов.  Этот новый подход  к оценке  результатов обучения и станет объектом рассмотрения этого  курса. 

 Реализация  ФГОС второго поколения   стала определенной реформой нашей системы  преподавания.   Составной  частью   этой реформы стала  и новая система оценки образовательных результатов. 

 Система оценки   представляет собой комплексный подход к оцениванию  результатов.  Причем в корне меняется в некоторых аспектах и   сам предмет оценивания: оценивать  необходимо и то,  что ранее не подлежало  оценке и за что не выставлялись отметки. 

 В этом курсе представлена общая  логика  системы оценивания  в условиях нового  стандарта.  

Оценка и отметка.

Необходимо  остановиться на определении двух понятий: оценка и  отметка.   Часто в   разговоре мы используем  оба эти понятия, подменяя одно другим. Ведь  ранее  нам  чаще всего  требовалась именно отметка,  так  как она  имела  вес: ставилась в  классный журнал. А оценка оставалась в тени как   побочный  результат выставления  отметки,  ее словесное сопровождение. 

Таблица 1

Оценка − это словесная характеристика результатов действий

Отметка − это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы

Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное): удачную мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д.

Отметка ставится только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат.

Оцениваться может всё

отметкой фиксируется (за исключением 1-го класса) только     демонстрация умения по применению знаний (решение задачи).

 

Оценка  приобретает  свой  особенный статус   благодаря введению   в  результаты обучения    такие как – регулятивных  метапрепредметных результатов (умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении).

 Учитель теперь призван не только сам оценивать действия ученика,  но и его  обучить  самооценке и оценке  действий  своих одноклассников. Оценка становится  отправной точкой  коррекции  действий  самого ученика,  его  умения учиться. Обучать самооценке и оценке  мы должны   с 1 класса и совершенствуем этот навык  на протяжении   всего периода обучения  ребенка в школе. 

 Очень  важной  становится оценка и для учителя,  и для ребенка.

Но … в журнал  мы выставляем отметки. Они тоже не менее важны  в определении результатов обучения   детей.

Итоговая оценка  включает  в себя  и оценки,  и отметки.

Что такое «система оценки»?

Система оценки – это организация  работы  педагога по оценке  образовательных результатов.   Правильно организованная работа   педагога  в этом направлении будет не только   адекватно отражать    результаты освоения программы детьми,  но и давать педагогу необходимую  информацию  для анализа своей деятельности ( методической,  дидактической,  педагогической, организационной и т.д.) и  работы  с обучающимися и их родителями.  Оценке по ФГОС подлежат все виды  урочной и внеурочной деятельности детей в образовательной организации.  Поэтому речь идет о  СИСТЕМЕ оценки по ФГОС. 

 Важно не только   создать условия для освоения программы  начальной школы,  но и отследить  результативность своей работы,  проанализировать результаты  и наметить дальнейшие перспективы  своей деятельности  и перспективы развития   детей. 

Только при такой  реализации ФГОС второго поколения  будет достигнуто   качественное  и максимально полное освоение  обучающимися   образовательных результатов     программы начального общего обучения.   Именно для этого и  необходимо применение СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ.

Что подразумевает стандарт под ЛИЧНОСТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ?

Личностные результаты  освоения     основной образовательной программы начального общего образования  должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

 

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Основное содержание оценки личностных результатов

Основное содержание оценки личностных результатов в начальной школе строится вокруг оценки:

- сформированности внутренней позиции школьника, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении ученика к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности – уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, в характере учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

- сформированности основ гражданской идентичности – чувство гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий, любовь к родному краю и малой родине, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и способности к пониманию чувств других людей и сопереживанию им;

- сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

- сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения успеха, стремления к совершенствованию своих способностей;

- знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

 Особенность этой группы планируемых результатов заключаются в том, что в их описании отсутствует блок «Выпускник научится». Это значит, что личностные результаты выпускников  в полной мере с требованиями стандартов не подлежат итоговой оценке. 

Выводы:

- оценка личностных результатов  освоения  программы проводится  в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований с привлечением специалистов, не работающих в данном учреждении и обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в подростковом возрасте;

-возможна  и внутренняя оценка личностных результатов  в форме таблиц оценки   личностных результатов и  портфолио.

Система оценки метапредметных результатов.

Метапредметные  результаты  освоения     основной образовательной программы   должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Оценка метапредметных результатов описана как оценка планируемых результатов представленных в разделах: «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия».

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается  за счёт основных компонентов образовательного процесса  и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных действий. В силу своей природы метапредметные действия составляют психологическую основу и являются важным условием успешности решения учащимися учебных задач. Соответственно уровень их сформированности может быть качественно оценён и измерен.

Система оценки предметных результатов.

 Что   подразумевает стандарт  под  ПРЕДМЕТНЫМИ  РЕЗУЛЬТАТАМИ? 

Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. 

Оценка предметных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов по отдельным предметам.

Структура их описания состоит из трёх уровней. В первом блоке представлены цели-ориентиры, определяющие ожидаемые результаты изучения данного предмета. 

Во втором блоке («Выпускник научится») отражены цели (представленные как ожидаемые результаты), характеризующие систему учебных действий, необходимых для последующего обучения и соответствующие опорной системе знаний, умений и компетенций. 

Наконец, третий блок планируемых результатов («Выпускник получит возможность научиться») отражает ожидаемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Выделение этого блока призвано отразить задачи школы по опережающему формированию и развитию интересов и способностей учащихся в пределах зоны ближайшего развития.

  Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. 

В системе предметных знаний выделяются:

- опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и

-  знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов. 

Объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий. 

 Интерпретация результатов оценки ведётся на основе контекстной информации об условиях и особенностях деятельности субъектов образовательного процесса. Итоговая оценка обучающихся определяется с учётом их стартового уровня и динамики образовательных достижений.

Процедуры и механизмы оценки.

Процедуры и механизмы оценки:

-  внешняя оценка,

- внутренняя оценка,

- портфолио,

- итоговая оценка

Внутренняя оценка — это оценка самой школы (ребенка, учителя, школьного психолога, администрации и т. д.), которая выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями; в результатах самооценки учащихся; в результатах наблюдений, проводящихся учителями и школьными психологами; в промежуточных и итоговой оценках учащихся и, наконец, в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующую ступень обучения.

Внешняя оценка — оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность.

Итоговая оценка – «точка соприкосновения» внутренней и внешней оценки. В начальной школе в соответствии с Законом «Об образовании» государственная итоговая аттестация выпускников не предусматривается, поэтому прямое включение внешней оценки в итоговую оценку младших школьников исключается.

Портфолио учащегося - это оптимальный способ организации системы накопительной оценки, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Это может быть:

                - выборки детских работ;

                - систематизированные материалы наблюдений;

                - материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.

Накопительная  оценка 

Накопительная оценка, или ее иногда называют комплексной,    обязательна или,  точнее,  на ее основе составляется  характеристика  обучающегося   в начальной школе, которая представляется  на  каждого ребенка   на педсовете при    выставлении итоговой оценки.

Рейтинговая оценка

Основная идея рейтинговой оценки  – стимулирование  познавательной и творческой активности,  повышение мотивации и к обучению  посредством выставления баллов за   определенные виды  познавательной или  творческой деятельности.

Диагностические метапредметные работы

Диагностические метапредметные  работы  -  главное средство контроля формирования  метапредметных   результатов обучения, потом что другим способом   проверить   некоторые из УУД  просто невозможно.

В  чем особенность  этих специальных диагностических работ?

Они представляют собой:

-       задания по отдельным универсальным учебным действиям;

-       комплексные задания, требующие одновременного применения различных УУД.

Безотметочное обучение  -   обучение без выставления  отметок за освоение программы   1 класса.

 Оценка итогового проекта – это оценка за защиту одного предметного или надпредметного проекта, который является комплексной проверкой всех групп результатов ФГОС.

Кредитно-модульная система  оценивания. Эта система организации учебного процесса, которая основывается на объединении модульных технологий обучения и зачетных образовательных единиц (зачетных кредитов). Обучение по кредитно-модульной системе предусматривает организацию усвоения школьниками учебного материала     по заранее разработанным модульным программам, которые состоят из логически завершенных частей учебного материала (модулей) со структурным содержанием каждого модуля и системы оценивания знаний учащихся.

Кредитно-модульная система организации учебного процесса обязывает ученика качественно осваивать содержание учебных программ , тем самым обеспечивает объективное признание результатов обучения в разных учебных заведениях России и за рубежом, дает возможность более серьезно подготовиться к тем выпускным экзаменам, которые понадобятся выпускникам школ для ВУЗа.

Изучив    подходы к  оценке результатов освоения программ  на разных ступенях обучения, педагог  сможет увидеть более ярко собственные   цели  и задачи в  освоении     системы оценивания на своей ступени обучения.  Таким образом,  сможет обозреть систему обучения и логику   реализации  ФГОС второго поколения   в полном объеме.

 


 

Посмотрите также