Система оценивания в начальной школе
Оценка 4.7

Система оценивания в начальной школе

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
преподавание
СCУЗ, ВУЗ
17.02.2020
Система оценивания в начальной школе
В статье дается описания ситсемы оценивания в начальной школе с учётом требований ФГОС НОО. Предложено рассмотреть разницу между оценкой и отметкой. Приведены выдержки, отражающие личностные, метапредметные и предметные результаты освоения ООП НОО.
система оценки.docx

«Система оценки по ФГОС».

ФГОС  определяет и совершенно другой подход к формированию    оценки результатов обучения  – комплексный, то есть оценка  личностных,  метапредметных и предметных результатов.  Этот новый подход  к оценке  результатов обучения и станет объектом рассмотрения этого  курса. 

 Реализация  ФГОС второго поколения   стала определенной реформой нашей системы  преподавания.   Составной  частью   этой реформы стала  и новая система оценки образовательных результатов. 

 Система оценки   представляет собой комплексный подход к оцениванию  результатов.  Причем в корне меняется в некоторых аспектах и   сам предмет оценивания: оценивать  необходимо и то,  что ранее не подлежало  оценке и за что не выставлялись отметки. 

 В этом курсе представлена общая  логика  системы оценивания  в условиях нового  стандарта.  

Оценка и отметка.

Необходимо  остановиться на определении двух понятий: оценка и  отметка.   Часто в   разговоре мы используем  оба эти понятия, подменяя одно другим. Ведь  ранее  нам  чаще всего  требовалась именно отметка,  так  как она  имела  вес: ставилась в  классный журнал. А оценка оставалась в тени как   побочный  результат выставления  отметки,  ее словесное сопровождение. 

Таблица 1

Оценка − это словесная характеристика результатов действий

Отметка − это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы

Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное): удачную мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д.

Отметка ставится только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат.

Оцениваться может всё

отметкой фиксируется (за исключением 1-го класса) только     демонстрация умения по применению знаний (решение задачи).

 

Оценка  приобретает  свой  особенный статус   благодаря введению   в  результаты обучения    такие как – регулятивных  метапрепредметных результатов (умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении).

 Учитель теперь призван не только сам оценивать действия ученика,  но и его  обучить  самооценке и оценке  действий  своих одноклассников. Оценка становится  отправной точкой  коррекции  действий  самого ученика,  его  умения учиться. Обучать самооценке и оценке  мы должны   с 1 класса и совершенствуем этот навык  на протяжении   всего периода обучения  ребенка в школе. 

 Очень  важной  становится оценка и для учителя,  и для ребенка.

Но … в журнал  мы выставляем отметки. Они тоже не менее важны  в определении результатов обучения   детей.

Итоговая оценка  включает  в себя  и оценки,  и отметки.

Что такое «система оценки»?

Система оценки – это организация  работы  педагога по оценке  образовательных результатов.   Правильно организованная работа   педагога  в этом направлении будет не только   адекватно отражать    результаты освоения программы детьми,  но и давать педагогу необходимую  информацию  для анализа своей деятельности ( методической,  дидактической,  педагогической, организационной и т.д.) и  работы  с обучающимися и их родителями.  Оценке по ФГОС подлежат все виды  урочной и внеурочной деятельности детей в образовательной организации.  Поэтому речь идет о  СИСТЕМЕ оценки по ФГОС. 

 Важно не только   создать условия для освоения программы  начальной школы,  но и отследить  результативность своей работы,  проанализировать результаты  и наметить дальнейшие перспективы  своей деятельности  и перспективы развития   детей. 

Только при такой  реализации ФГОС второго поколения  будет достигнуто   качественное  и максимально полное освоение  обучающимися   образовательных результатов     программы начального общего обучения.   Именно для этого и  необходимо применение СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ.

Что подразумевает стандарт под ЛИЧНОСТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ?

Личностные результаты  освоения     основной образовательной программы начального общего образования  должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

 

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Основное содержание оценки личностных результатов

Основное содержание оценки личностных результатов в начальной школе строится вокруг оценки:

- сформированности внутренней позиции школьника, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении ученика к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности – уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, в характере учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

- сформированности основ гражданской идентичности – чувство гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий, любовь к родному краю и малой родине, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и способности к пониманию чувств других людей и сопереживанию им;

- сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

- сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения успеха, стремления к совершенствованию своих способностей;

- знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

 Особенность этой группы планируемых результатов заключаются в том, что в их описании отсутствует блок «Выпускник научится». Это значит, что личностные результаты выпускников  в полной мере с требованиями стандартов не подлежат итоговой оценке. 

Выводы:

- оценка личностных результатов  освоения  программы проводится  в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований с привлечением специалистов, не работающих в данном учреждении и обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в подростковом возрасте;

-возможна  и внутренняя оценка личностных результатов  в форме таблиц оценки   личностных результатов и  портфолио.

Система оценки метапредметных результатов.

Метапредметные  результаты  освоения     основной образовательной программы   должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Оценка метапредметных результатов описана как оценка планируемых результатов представленных в разделах: «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия».

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается  за счёт основных компонентов образовательного процесса  и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных действий. В силу своей природы метапредметные действия составляют психологическую основу и являются важным условием успешности решения учащимися учебных задач. Соответственно уровень их сформированности может быть качественно оценён и измерен.

Система оценки предметных результатов.

 Что   подразумевает стандарт  под  ПРЕДМЕТНЫМИ  РЕЗУЛЬТАТАМИ? 

Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. 

Оценка предметных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов по отдельным предметам.

Структура их описания состоит из трёх уровней. В первом блоке представлены цели-ориентиры, определяющие ожидаемые результаты изучения данного предмета. 

Во втором блоке («Выпускник научится») отражены цели (представленные как ожидаемые результаты), характеризующие систему учебных действий, необходимых для последующего обучения и соответствующие опорной системе знаний, умений и компетенций. 

Наконец, третий блок планируемых результатов («Выпускник получит возможность научиться») отражает ожидаемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Выделение этого блока призвано отразить задачи школы по опережающему формированию и развитию интересов и способностей учащихся в пределах зоны ближайшего развития.

  Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. 

В системе предметных знаний выделяются:

- опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и

-  знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов. 

Объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий. 

 Интерпретация результатов оценки ведётся на основе контекстной информации об условиях и особенностях деятельности субъектов образовательного процесса. Итоговая оценка обучающихся определяется с учётом их стартового уровня и динамики образовательных достижений.

Процедуры и механизмы оценки.

Процедуры и механизмы оценки:

-  внешняя оценка,

- внутренняя оценка,

- портфолио,

- итоговая оценка

Внутренняя оценка — это оценка самой школы (ребенка, учителя, школьного психолога, администрации и т. д.), которая выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями; в результатах самооценки учащихся; в результатах наблюдений, проводящихся учителями и школьными психологами; в промежуточных и итоговой оценках учащихся и, наконец, в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующую ступень обучения.

Внешняя оценка — оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность.

Итоговая оценка – «точка соприкосновения» внутренней и внешней оценки. В начальной школе в соответствии с Законом «Об образовании» государственная итоговая аттестация выпускников не предусматривается, поэтому прямое включение внешней оценки в итоговую оценку младших школьников исключается.

Портфолио учащегося - это оптимальный способ организации системы накопительной оценки, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Это может быть:

                - выборки детских работ;

                - систематизированные материалы наблюдений;

                - материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.

Накопительная  оценка 

Накопительная оценка, или ее иногда называют комплексной,    обязательна или,  точнее,  на ее основе составляется  характеристика  обучающегося   в начальной школе, которая представляется  на  каждого ребенка   на педсовете при    выставлении итоговой оценки.

Рейтинговая оценка

Основная идея рейтинговой оценки  – стимулирование  познавательной и творческой активности,  повышение мотивации и к обучению  посредством выставления баллов за   определенные виды  познавательной или  творческой деятельности.

Диагностические метапредметные работы

Диагностические метапредметные  работы  -  главное средство контроля формирования  метапредметных   результатов обучения, потом что другим способом   проверить   некоторые из УУД  просто невозможно.

В  чем особенность  этих специальных диагностических работ?

Они представляют собой:

-       задания по отдельным универсальным учебным действиям;

-       комплексные задания, требующие одновременного применения различных УУД.

Безотметочное обучение  -   обучение без выставления  отметок за освоение программы   1 класса.

 Оценка итогового проекта – это оценка за защиту одного предметного или надпредметного проекта, который является комплексной проверкой всех групп результатов ФГОС.

Кредитно-модульная система  оценивания. Эта система организации учебного процесса, которая основывается на объединении модульных технологий обучения и зачетных образовательных единиц (зачетных кредитов). Обучение по кредитно-модульной системе предусматривает организацию усвоения школьниками учебного материала     по заранее разработанным модульным программам, которые состоят из логически завершенных частей учебного материала (модулей) со структурным содержанием каждого модуля и системы оценивания знаний учащихся.

Кредитно-модульная система организации учебного процесса обязывает ученика качественно осваивать содержание учебных программ , тем самым обеспечивает объективное признание результатов обучения в разных учебных заведениях России и за рубежом, дает возможность более серьезно подготовиться к тем выпускным экзаменам, которые понадобятся выпускникам школ для ВУЗа.

Изучив    подходы к  оценке результатов освоения программ  на разных ступенях обучения, педагог  сможет увидеть более ярко собственные   цели  и задачи в  освоении     системы оценивания на своей ступени обучения.  Таким образом,  сможет обозреть систему обучения и логику   реализации  ФГОС второго поколения   в полном объеме.

 


 

Система оценки по ФГОС». ФГОС определяет и совершенно другой подход к формированию оценки результатов обучения – комплексный, то есть оценка личностных, метапредметных и предметных результатов

Система оценки по ФГОС». ФГОС определяет и совершенно другой подход к формированию оценки результатов обучения – комплексный, то есть оценка личностных, метапредметных и предметных результатов

Учитель теперь призван не только сам оценивать действия ученика, но и его обучить самооценке и оценке действий своих одноклассников

Учитель теперь призван не только сам оценивать действия ученика, но и его обучить самооценке и оценке действий своих одноклассников

Основное содержание оценки личностных результатов

Основное содержание оценки личностных результатов

Система оценки метапредметных результатов

Система оценки метапредметных результатов

Оценка метапредметных результатов описана как оценка планируемых результатов представленных в разделах: «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия»

Оценка метапредметных результатов описана как оценка планируемых результатов представленных в разделах: «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия»

Во втором блоке («Выпускник научится») отражены цели (представленные как ожидаемые результаты), характеризующие систему учебных действий, необходимых для последующего обучения и соответствующие опорной системе знаний, умений…

Во втором блоке («Выпускник научится») отражены цели (представленные как ожидаемые результаты), характеризующие систему учебных действий, необходимых для последующего обучения и соответствующие опорной системе знаний, умений…

Итоговая оценка – «точка соприкосновения» внутренней и внешней оценки

Итоговая оценка – «точка соприкосновения» внутренней и внешней оценки

Кредитно-модульная система организации учебного процесса обязывает ученика качественно осваивать содержание учебных программ , тем самым обеспечивает объективное признание результатов обучения в разных учебных заведениях

Кредитно-модульная система организации учебного процесса обязывает ученика качественно осваивать содержание учебных программ , тем самым обеспечивает объективное признание результатов обучения в разных учебных заведениях
Скачать файл