Предмет: Окружающий мир
Класс: 4 класс
Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретение новых умений и навыков.
(технология деятельностного метода)
Тема «Зона степей»
Цели:
Образовательные: познакомить учащихся с географическим положением Зоны степей, растительным и животным миром степной зоны, экологическими проблемами.
Способствовать развитию познавательного интереса к предмету путём вовлечения в исследовательскую работу; связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой и индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью. самостоятельно; определять план выполнения заданий на уроке; корректировать выполнение задания в соответствии с планом; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; использовать в работе литературу, дополнительные источники информации; оценивать выполнение своего задания по заранее представленным параметрам.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций; читать вслух и про себя тексты учебников; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат
Предметные:
Знать географическое положение Зоны степей, растительный и животный мир степной зоны, экологические проблемы.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью и самостоятельно; определять план выполнения заданий на уроке; корректировать выполнение задания в соответствии с планом; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; использовать в работе литературу, дополнительные источники информации; оценивать выполнение своего задания по заранее представленным параметрам. (Регулятивные УУД).
Умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций; читать вслух и про себя тексты учебников; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого. (Коммуникативные УУД).
Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД).
Основные понятия : географическое положение, климат, природные зоны…..
Межпредметные связи Окружающий мир
Ресурсы:
- основные Федотова О.Н. и др. Наш мир. Учебник для 4-го класса. Часть 1. Стр.
- дополнительные – дополнительный печатный материал, нетбуки с тестом, иллюстративный материал.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- установить тематические рамки;
- наметить шаги учебной деятельности.
- Сегодняшний урок я хочу начать с таких слов:
Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.
(древнеримский писатель Петроний)
- Как вы думаете, что значит это выражение? (ответы детей)
- Хорошо. А как вы думаете, какие качества нам пригодятся, для того, чтобы добиться успеха на уроке? (Упорство, трудолюбие, старательность, самостоятельность, внимательность)
- Я надеюсь, что эти качества у вас есть, и мы с вами добьёмся успеха на уроке.
- Прежде, чем мы начнём, хочу напомнить вам, что мы продолжаем учиться оценивать себя и товарищей. У вас на партах лежит таблица оценивания, в которую вы будете вносить оценки на протяжении всего урока и в конце выставите себе оценку за урок.
II. Актуализация знаний:
- Над каким разделом мы работаем? (Путешествие по природным зонам России) - Дайте определение природной зоне (Пространства с похожими природными условиями, характерной растительностью и животным миром.)
- Проверим, как хорошо вы ориентируетесь в изученном материале.
- Соотнесите отрывок из текста с названием природной зоны
1. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Полгода здесь день и полгода ночь. Территория не имеет коренного населения. (Арктическая пустыня)
- Покажите на карте.
(Это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. Арктика расположена к северу от нашего края.)
(Открываю название на доске)
2. Деревья здесь не растут. Прекрасное место для комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Мхи и лишайники господствуют всюду. (Тундра)
- Покажите на карте.
(Тундра расположена на материке Евразия . Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь.)
(Открываю название на доске)
3. Здесь тёмные хвойные леса переходят в широколиственные. Огромным массивом тянется она от Кольского полуострова до Тихого океана. (Зона лесов)
- На какие группы мы подразделяем зону лесов?
- Хвойные – тайга, смешанные и широколиственные леса.
- Покажите на карте
(Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье.)
(Открываю название на доске)
- Внимание, задание.
- Расселите животных и растения по природным зонам.( 2 ученика работают у доски : один расселяет растения, а другой - животных; ученики работают индивидуально по аналогичным карточкам )
Рассели животных и растения по природным зонам:
Животные Растения
амурский тигр |
|
Арктические пустыни |
|
карликовая ива |
белая куропатка |
|
|
|
ягель |
краснозобая казарка |
|
ТУНДРА |
|
венерин башмачок |
морж |
|
|
|
дуб |
кедровка |
|
ЛЕСА |
|
полярный мак |
соболь |
|
|
|
берёза |
0 ошибок – «5»
1-2 ошибки – «4»
3-5 ошибок – «3»
- Поменяйтесь карточками, проверьте друг друга, обведите соответствующую оценку, верните проверенную карточку соседу, выставьте оценку за домашнее задание в оценочной таблице.
- Кто из этих животных занесён в Красную книгу России? (краснозобая казарка, амурский тигр).
- Какие растения занесены в Красную книгу России? (венерин башмачок)
III. Целеполагание
Прослушивание песни степного жаворонка
-Что за птичка поёт такую славную песню.
- А где можно услышать песню жаворонка?
- Какова тема нашего урока?
- Тема нашего урока – зона степей.
(Открываю название на доске)
- Тема – это хорошо. Но ведь в любом деле важна цель.
Цель: ИЗУЧИТЬ ЗОНУ СТЕПЕЙ
Составляем план.
С какой целью мы будем изучать зону степей? - - Зачем вам нужны знания о природной зоне степей?
(Мы должны узнать, где расположена зона степей, каковы особенности неживой природы, растительного и животного мира зоны степей.)
Месторасположение
Климат
Растительный мир
Животный мир
Деятельность людей
Экологические проблемы
- Что приходит вам на ум при слове степь?
- Запишите на карточках свои ассоциации и мы заполним корзину знаний, которые у вас есть по этой теме, а потом посмотрим, верны ли наши предположения.
Работа в парах.
(Спрашиваю несколько человек. Начинают ответ со слов: «Мы считаем, что…)
Прикрепляем свои карточки на доске над корзиной.
- Я, пожалуй, дополню нашу корзину. Я подумала, чтобы я взяла с собой, если бы мне предстояло отправиться в степь и решила взять солнцезащитные очки, плащ-дождевичок, воды (да побольше), спички (мало ли, захочется костёрчик распалить) и бейсболку, чтоб в голову не напекло.
- Послушайте стихотворение
Едешь, едешь - степь да небо,
Точно нет им края.
И стоит вверху над степью
Тишина немая.
- Как вы думаете, мы сейчас получили информацию для достижения цели нашего урока?
- А где мы можем добыть эту информацию?
(Обратимся к учебнику, работа в группах, в парах, расскажет учитель.)
IV. Формирование новых знаний:
- Изучая зону степей мы составим на доске кластер из новых знаний.
- Вы готовы начать путь к достижению нашей цели? Вперёд.
- Начнём с первого пункта нашего плана и выясним географическое положение зоны степи.
1. Географическое положение. Практическая работа №1.
- Карта природных зон у нас есть на доске, а вы откройте в учебнике физическую карту России на с. 58.
- Рассмотрите карту природных зон России. Каким цветом на карте обозначена зона степей?
- Сравните площадь зоны лесов и зоны степей. Что скажете?
(Зона степей намного меньше зоны лесов ).
(Вешаю на доску)
- Рассмотрите карту природных зон и физическую карту России. Где находится зона степей?
( Зона степей расположена южнее зоны лесов )
(Вешаю на доску)
- Как выглядит рельеф поверхности зоны степей?
- Рассмотрите физическую карту России скажите, почему рельеф зоны степей ровный?
(Рельеф поверхности ровный, зона степей располагается на Восточно-Европейской равнине).
(Вешаю на доску)
- Правильно. Большая часть зоны степей находится на Восточно-Европейской равнине, а также она встречается в Западной и Восточной Сибири.
- Цель нашего урока – изучить зону степей. Пунктов плана много. Какая форма работы позволит нам достичь цели до конца урока? (Работа в группах)
- Для решения поставленных задач, мы разобьёмся на группы.
1 группа – климатологи
2 группа - ботаники
3 группа – зоологи-1
4 группа – зоологи-2
5 группа – экологи
- У каждой группы есть свой план – задание с указанием источников информации и последовательностью действий.
- Напоминаю руководителям групп – вы должны оценить работу членов группы.
2. «Открытие» новых знаний учащимися. Работа в группах.
3. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Выступление групп.
- Все группы провели свои исследования и готовы поделиться с нами своими материалами.
План-задание Климатологам:
Цель: познакомиться с климатом степной зоны, объяснить, почему в зоне степи ещё больше тепла, чем в лесной зоне.
(2 абзац текста на с. 110-111, собственный опыт)
Составьте отчёт по плану:
1. Лето в степи. Максимальная температура.
2. Зима в степи. Максимальная температура
3. Степные ветры. Что такое суховеи? Горячие сухие ветры, переходящие в пыльные бури.
4. Дожди.
5. Отгадайте загадку:
По земле текло, в низины попало. Ливень
6. Найдите в тексте предложение – объяснение этой загадки. Зачитайте.
Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется.
7. Почему в зоне степи ещё больше тепла, чем в лесной зоне.
Руководитель группы, оцени работу членов группы. Занесите оценку в оценочный лист.
План-задание Ботаникам:
Цель: изучить, какие растения растут в зоне степи. Как они приспособились к жизни в степи? Объяснить, почему в степи не растут деревья.
(1,2 абзац текста на с. 114, дополнительный материал)
Составьте отчёт по плану.
1. Каковы все растения в степи?
2.Какие в степи почвы? (с. 111) Почему?
3. Когда цветут тюльпаны и ирисы. Как тюльпаны и ирисы приспособились к жизни в степи. Почему?
4. Как ковыль и типчак приспособились к жизни в степи. Почему?
5. Почему в степи не растут деревья.
Дополнительный материал
Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остаётся луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Так же приспособились ирисы и таволга. У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества.
Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак. Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарять меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.
Руководитель группы, оцени работу членов группы. Занесите оценку в оценочный лист.
План-задание Зоологам-1:
ВКЛЮЧАЮ ПРЕЗЕНТАЦИЮ О ЖИВОТНЫХ
Цель: изучить разнообразие степных животных, распределить их на группы.
(Текст учебника на с. 114-115 (с 3 абзаца). Рисунки на с. 112-113. Дополнительный материал.)
Составьте отчёт по плану.
1. Насекомые.
- Назовите различие между кузнечиком и кобылкой.
2. Птицы.
- Назовите одну из самых крупных птиц нашей страны.
3. Звери.
4. Хищники.
Дополнительный материал
В степях встречаются волки. От лесных волков они отличаются длиной шерсти и окраской.
Степные лисы меньше лесных лисиц. Их называют лисица-корсак.
Руководитель группы, оцени работу членов группы. Занесите оценку в оценочный лист.
План-задание Зоологам-2:
Цель: выяснить, как животные приспособились к жизни в зоне степи.
(Дополнительный материал)
1. Окраска животных?
2. Где живут, устраивают гнёзда?
3. Как бегают?
4. Как прячутся от хищников?
5. Что делают некоторые животные в период бескормицы или зимние холода?
Дополнительный материал
Птицы степи устраивают гнёзда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй, в которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников. В степи живут суслики, хомяки, мыши полёвки, в норах они делают себе запасы на зиму.
Сайгаки способны к быстрому бегу и это часто спасает их от волков. Некоторые животные в период зимних холодов или летней бескормицы впадают в спячку – это суслики, сурки, черепахи и ящерицы.
У животных степи маскирующая окраска под цвет окружающей территории.
Руководитель группы, оцени работу членов группы. Занесите оценку в оценочный лист.
План-задание экологам:
Цель: выяснить, как повлиял человек на мир степи.
Узнать, какие растения и животные занесены в Красную книгу.
(Текст учебника на с. 115-116)
1. Экологические проблемы степной зоны, возникшие по вине человека.
(Человек возвёл поля, сады. Распахал почвы, устроил пастбища, охотится на степных животных. Во время полевых работ погибают сами птицы и их гнёзда)
2. Растения и животные, занесенные в Красную книгу.
3. Пути решения экологических проблем.
(ограничить распашку степей;
ограничить выпас скота;
бороться с браконьерством;
создавать заповедники)
Руководитель группы, оцени работу членов группы. Занесите оценку в оценочный лист.
Дополнение к сообщению группы экологов. СПИЧКИ
- Ребята, посмотрите ещё раз на мой походный набор и скажите, какой предмет лишний? (спички)
- Почему? А чем это грозит живой природе?
- Правильно. Степные пожары – это тоже экологическая проблема, которая часто случается по вине человека. Трава в степи летом сухая и легко воспламеняется. Пожар в степи страшен, т.к. очень быстро распространяется и уничтожает всё на своём пути.
(Вешаю картину степного пожара и знак с зачёркнутой спичкой)
V. Включение в систему знаний и умений.
1. ФИЗМИНУТКА
- Давайте проверим, внимательно ли вы слушали докладчиков. Ответьте на вопросы «Верно ли…» движением.
Если верно, показываете мне всем известное движение – большой палец вверх двумя руками.
Если нет – приседаете.
Верно ли
- зона степей расположена южнее зоны лесов; Пальцы
- в степной зоне холодное дождливое лето; Приседание
- почвы в зоне степей очень плодородные; Пальцы
- тюльпаны цветут в степи в самый разгар лета; Приседание
- в степи встречается дрофа – одна из самых мелких птиц нашей страны. Приседание
- в степь - безлесная территория. Пальцы
- в степной зоне часто идут ливневые дожди. Приседание
2. Инсценировка «Встреча в степи»
Включаю видео степи
Автор. Жаркий летний день Далеко-далеко протянулась степь. Как серебряное море, колышется ковыль. Высоко в небе парит орёл, высматривая на земле добычу. Вот он удаляется, превращается в чёрную точку и исчезает. А в зарослях ковыля встретились тушканчик и серая куропатка. Они не боятся друг друга: тушканчик растениями питается, а куропатка - насекомыми.
Тушканчик. Наконец-то орёл улетел. А то я боялся по степи пробежать. Куропатка. И я орла боюсь, уже два часа голодная сижу. Только не пойму я, тебе-то чего его бояться? Ты же вон как бегаешь быстро. Разве орёл тебя поймает?
Тушканчик. Я для того и бегаю быстро, чтоб не поймал. Да кто его знает, лучше не рисковать.
Куропатка. А кто ещё у нас в степи так же быстро бегает, как ты ?
Тушканчик. Сайгак. А мыши, хомяки и суслики в норы прячутся.
Куропатка. Мало нам орлов, так ещё лисы с волками появились.
Тушканчик. И не говори. Надоело мне здесь, я вот думаю, может, в северную степь перебраться. А то здесь , в южной степи, ковыль да ковыль, а там цветов, трав всяких » уйма.
Куропатка. Не знаю, мне и здесь хорошо. Если бы только орлы волки… Смотри, дрофа бежит, вот умора! Ноги длинные, летает кое-как.
Тушканчик. Это она разбегается долго, а летает не так уж и плохо.
Куропатка. Настоящая птица выше летать должна. То ли дело я - серая куропатка, или журавль-красавка, или розовый скворец, или степной жаворонок.
Тушканчик. Или орёл.
Куропатка. Не говори мне про орла! Он высоко-высоко поднимается, а потом оттуда на всех бросается. Нет, настоящая птица так не поступает.
Тушканчик. Говорят, что там , южнее, степи кончаются.
Куропатка. А что там?
Тушканчик. Там солнце над горизонтом днём ещё выше, чем у нас поднимается. Поэтому там так жарко и сухо, что растений очень мало. Пустыня, одним словом.
Куропатка. Не хочу я туда! Мне здесь хорошо - есть где спрятаться, насекомых много.
Тушканчик. Вон, кузнечик поскакал!
Куропатка. Это не кузнечик, это кобылка. У кузнечиков усики длинные, а у кобылок - короткие. Кузнечики насекомыми питаются, прямо как я, хоть и сами - насекомые. А кобылки - растениями.
Автор. И куропатка погналась за кобылкой. Тушканчик же поскакал по степи, туда, где люди пшеницу посеяли. Будет у него вкусный обед.
3. Составление цепей питания. Работа в парах на карточках.
- Всё как всегда. Кто-то охотник, а кто-то добыча. Таков закон природы.
- Возьмите листы зелёного цвета. На них изображены неполные цепи питания. Восстановите их.
1 |
|
|
гадюка |
2 |
кузнечик |
|
орёл |
3 |
|
кобылка |
куропатка |
Слова для справок: |
|||
ящерица, трава, зерно, мышь |
0 ошибок – «5» 1 ошибка – «4» 2 ошибки – «3»
Оцените свою работу, поставьте оценки в оценочный лист.
ВКЛЮЧАЮ ВИДЕО МОРОЗОВСКА.
3. Просмотр видео Морозовска сверху.
- Посмотрите внимательно, какая экологическая проблема видна с высоты птичьего полёта? (Распашка земель)
- А что ещё вы увидели на видео? А вы не узнаёте населённый пункт, расположенный внизу?
- Вокруг Морозовска осталось очень мало диких степей из-за распашки степей.
4. Тест (Работа с нетбуками)
1. Инструктаж.
2. С/Р детей.
Оцените свою работу, поставьте оценки в оценочный лист.
VII. Рефлексия:
- Как вы считаете, мы справились с поставленными задачами?
- Давайте пополним корзину наших знаний. Возьмите в руки карточки и запишите, что же нового вы узнали о степи на уроке.
Начинайте свой ответ со слов: «Теперь я знаю, что...»
- Оцените свою успешность на уроке, закончив заполнение оценочного листка.
Возьмите оценочные листы и поставьте себе итоговую оценку за урок. Вы сдадите мне эти листы, я их проанализирую и мы посмотрим, совпала ли ваша оценка с моей.
- Кто поставил себе 5? 4?
- Можно ли сказать, что мы достигли успеха на уроке? Почему?
Д/з: учебник с.117, задание 2,3 – найдите в дополнительной литературе, интернете сведения о тех растениях и животных степи, которые вас заинтересовали. Подготовьте сообщение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.