Открытый урок по окружающему миру "Зона степей" 4 класс.
Оценка 4.7

Открытый урок по окружающему миру "Зона степей" 4 класс.

Оценка 4.7
Разработки курсов
doc
окружающий мир
20.09.2020
Открытый урок по окружающему миру "Зона степей" 4 класс.
Урок открытия новых знаний, обретение новых умений и навыков. Способствует развитию познавательного интереса к предмету путём вовлечения в исследовательскую работу; связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
открытый урок по окр.миру. 4 кл. Зона степей.doc

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4 класс

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретение новых умений и навыков.

(технология деятельностного метода)

 

Тема  «Зона степей»

 

Цели:

Образовательные: познакомить учащихся с географическим положением Зоны степей, растительным и животным миром степной зоны, экологическими проблемами.

Способствовать развитию познавательного интереса к предмету путём вовлечения в исследовательскую работу; связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой  и индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью. самостоятельно; определять план выполнения заданий на уроке; корректировать выполнение задания в соответствии с планом; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; использовать в работе литературу, дополнительные источники информации; оценивать выполнение своего задания по заранее представленным параметрам.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной  и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций; читать вслух и про себя тексты учебников; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Знать географическое положение Зоны степей, растительный  и животный мир степной зоны, экологические проблемы.

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью и самостоятельно; определять план выполнения заданий на уроке; корректировать выполнение задания в соответствии с планом; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; использовать в работе литературу, дополнительные источники информации; оценивать выполнение своего задания по заранее представленным параметрам.  (Регулятивные УУД).

Умение оформлять свои мысли в устной  и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций; читать вслух и про себя тексты учебников; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого.   (Коммуникативные УУД).

Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД).

Основные понятия : географическое положение, климат, природные зоны…..

Межпредметные связи  Окружающий мир

Ресурсы:

- основные Федотова О.Н. и др. Наш мир. Учебник для 4-го класса. Часть 1. Стр.

- дополнительные – дополнительный печатный материал, нетбуки с тестом, иллюстративный материал.

Ход урока

 

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- наметить шаги учебной деятельности.

 

- Сегодняшний урок я хочу начать с таких слов:

Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.

(древнеримский писатель Петроний)

- Как вы думаете, что значит это выражение? (ответы детей)

- Хорошо. А как вы думаете, какие качества нам пригодятся, для того, чтобы добиться успеха на уроке? (Упорство, трудолюбие, старательность, самостоятельность, внимательность)

- Я надеюсь, что эти качества у вас есть, и мы с вами добьёмся успеха на уроке.

 

 

- Прежде, чем мы начнём, хочу напомнить вам, что мы продолжаем учиться оценивать себя и товарищей. У вас на партах лежит таблица оценивания, в которую вы будете вносить оценки на протяжении всего урока и в конце выставите себе оценку за урок.

 

II. Актуализация знаний:

- Над каким разделом мы работаем? (Путешествие по природным зонам России)                                                                               - Дайте определение природной зоне (Пространства с похожими природными условиями, характерной растительностью и животным миром.)

- Проверим, как хорошо вы ориентируетесь в изученном материале.

- Соотнесите отрывок из текста с названием природной зоны

1. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Полгода здесь день и полгода ночь. Территория не имеет коренного населения.  (Арктическая пустыня)

- Покажите на карте.

(Это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. Арктика расположена к северу от нашего края.)

(Открываю название на доске)

2. Деревья здесь не растут. Прекрасное место для комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Мхи и лишайники  господствуют всюду. (Тундра)

- Покажите на карте.

(Тундра расположена на материке Евразия . Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь.)

(Открываю название на доске)

3. Здесь тёмные хвойные леса переходят в широколиственные. Огромным массивом тянется она от Кольского полуострова до Тихого океана. (Зона лесов)

- На какие группы  мы подразделяем зону лесов?

- Хвойные – тайга, смешанные и широколиственные леса.

- Покажите на карте

(Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье.)

(Открываю название на доске)

 

 

 

 

 

- Внимание, задание.

 

- Расселите животных и растения по природным зонам.( 2 ученика работают у доски : один расселяет растения, а другой - животных; ученики работают индивидуально по аналогичным карточкам )

Рассели животных и растения по природным зонам:

Животные                                                   Растения                                    

амурский тигр

Арктические

пустыни

карликовая ива

белая куропатка

 

ягель

краснозобая казарка

ТУНДРА

венерин башмачок

морж

 

 

дуб

кедровка

ЛЕСА

полярный мак

соболь

 

 

 

берёза

 

0 ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3-5 ошибок – «3»

 

 

- Поменяйтесь карточками, проверьте друг друга, обведите соответствующую оценку, верните проверенную карточку соседу, выставьте оценку за домашнее задание в оценочной таблице.

 

- Кто из этих животных  занесён в Красную книгу России? (краснозобая казарка, амурский тигр).

- Какие растения занесены в Красную книгу России? (венерин башмачок)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Целеполагание

Прослушивание песни степного жаворонка

-Что за птичка поёт такую славную песню.

- А где можно услышать песню жаворонка?

- Какова тема нашего урока?

- Тема нашего урока – зона степей.

(Открываю название на доске)

- Тема – это хорошо. Но ведь в любом деле важна цель.

Цель: ИЗУЧИТЬ ЗОНУ СТЕПЕЙ

Составляем план.

С какой целью мы будем изучать зону степей? - - Зачем вам нужны знания о  природной зоне степей?

 (Мы должны узнать, где расположена зона степей, каковы особенности неживой природы, растительного и животного мира зоны степей.)

Месторасположение

Климат

Растительный мир

Животный мир

Деятельность людей

Экологические проблемы

 

- Что приходит вам на ум при слове степь?

- Запишите на карточках свои ассоциации и мы заполним корзину знаний, которые у вас есть по этой теме, а потом посмотрим, верны ли наши предположения.

Работа в парах.

(Спрашиваю несколько человек. Начинают ответ со слов: «Мы считаем, что…)

 

Прикрепляем свои карточки на доске над корзиной.

 

- Я, пожалуй, дополню нашу корзину. Я подумала, чтобы я взяла с собой, если бы мне предстояло отправиться в степь и решила взять солнцезащитные очки, плащ-дождевичок, воды (да побольше), спички (мало ли, захочется костёрчик распалить) и бейсболку, чтоб в голову не напекло.

 

- Послушайте стихотворение

Едешь, едешь - степь да небо,

Точно нет им края.

И стоит вверху над степью

Тишина немая.

- Как вы думаете, мы сейчас получили информацию для достижения цели нашего урока?

- А где мы можем добыть эту информацию?

 (Обратимся к учебнику, работа в группах, в парах, расскажет учитель.)

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Формирование новых знаний:

- Изучая зону степей мы составим на доске кластер из новых знаний.

- Вы готовы начать путь к достижению нашей цели? Вперёд.

- Начнём с первого пункта нашего плана и выясним географическое положение зоны степи.

1. Географическое положение. Практическая работа №1.

- Карта природных зон у нас есть на доске, а вы откройте в учебнике физическую карту России на с. 58.

- Рассмотрите карту природных зон России. Каким цветом на карте обозначена зона степей?

- Сравните площадь зоны лесов и зоны степей. Что скажете?

(Зона степей намного меньше зоны лесов ).

(Вешаю на доску)

- Рассмотрите карту природных зон и физическую карту России. Где находится зона степей?

( Зона степей расположена южнее зоны лесов )

(Вешаю на доску)

- Как выглядит рельеф поверхности зоны степей?

- Рассмотрите физическую карту России скажите, почему рельеф зоны степей ровный?

(Рельеф поверхности ровный, зона степей располагается на Восточно-Европейской равнине).

(Вешаю на доску)

- Правильно. Большая часть зоны степей находится на Восточно-Европейской равнине, а также она встречается в Западной и Восточной Сибири.

 

- Цель нашего урока – изучить зону степей. Пунктов плана много. Какая форма работы позволит нам достичь цели до конца урока? (Работа в группах)

 

- Для решения поставленных задач, мы разобьёмся на группы.

1 группа – климатологи

2 группа - ботаники

3 группа – зоологи-1

4 группа – зоологи-2

5 группа – экологи

 

- У каждой группы есть свой план – задание с указанием источников информации и последовательностью действий.

 

- Напоминаю руководителям групп – вы должны оценить работу членов группы.

 

2. «Открытие» новых знаний учащимися. Работа в группах.

3. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Выступление групп.

 

- Все группы провели свои исследования и готовы поделиться с нами своими материалами.

 

План-задание  Климатологам:

Цель: познакомиться с климатом степной зоны, объяснить, почему в зоне степи ещё больше тепла, чем в лесной зоне.

(2 абзац текста на с. 110-111, собственный опыт)

Составьте отчёт по плану:

1. Лето в степи. Максимальная температура.

2. Зима в степи. Максимальная температура

3. Степные ветры. Что такое суховеи? Горячие сухие ветры, переходящие в пыльные бури.

4. Дожди.

5. Отгадайте загадку:

По земле текло, в низины попало. Ливень

6. Найдите в тексте предложение – объяснение этой загадки. Зачитайте.

Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется.

7. Почему в зоне степи ещё больше тепла, чем в лесной зоне.

Руководитель группы, оцени работу членов группы. Занесите оценку в оценочный лист.

План-задание Ботаникам:

Цель: изучить, какие растения растут в зоне степи. Как они приспособились к жизни в степи? Объяснить, почему в степи не растут деревья.

 

(1,2 абзац текста на с. 114, дополнительный материал)

 

Составьте отчёт по плану.

1. Каковы все растения в степи?

2.Какие в степи почвы? (с. 111) Почему?

3. Когда цветут тюльпаны и ирисы. Как тюльпаны и ирисы приспособились к жизни в степи. Почему?

4. Как ковыль и типчак приспособились к жизни в степи. Почему?

5. Почему в степи не растут деревья.

Дополнительный материал

          Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остаётся луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Так же приспособились ирисы и таволга. У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества.

          Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак. Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарять меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.

 

Руководитель группы, оцени работу членов группы. Занесите оценку в оценочный лист.

 

План-задание Зоологам-1:  

 

ВКЛЮЧАЮ ПРЕЗЕНТАЦИЮ О ЖИВОТНЫХ

 

Цель: изучить разнообразие степных животных, распределить их на группы.

(Текст учебника  на с. 114-115 (с 3 абзаца). Рисунки на с. 112-113. Дополнительный материал.)

Составьте отчёт по плану.

1. Насекомые.

- Назовите различие между кузнечиком и кобылкой.

2. Птицы.

- Назовите одну из самых крупных птиц нашей страны.

3. Звери.

4. Хищники.

 

Дополнительный материал

В степях встречаются волки. От лесных волков они отличаются длиной шерсти и окраской.

Степные лисы меньше лесных лисиц. Их называют лисица-корсак.

 

Руководитель группы, оцени работу членов группы. Занесите оценку в оценочный лист.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План-задание Зоологам-2:

 

Цель: выяснить, как животные приспособились к жизни в зоне степи.

(Дополнительный материал)

1. Окраска животных? 

2. Где живут, устраивают гнёзда?  

3. Как бегают? 

4. Как прячутся от хищников?

5. Что делают некоторые животные в период бескормицы или зимние холода?

 

Дополнительный материал

Птицы степи устраивают гнёзда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй, в которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников. В степи живут суслики, хомяки, мыши полёвки, в норах они делают себе запасы на зиму.

         Сайгаки способны к быстрому бегу и это часто спасает их от волков. Некоторые животные в период зимних холодов или летней бескормицы впадают в спячку – это суслики, сурки, черепахи и ящерицы.

         У животных степи маскирующая окраска под цвет окружающей территории.

 

Руководитель группы, оцени работу членов группы. Занесите оценку в оценочный лист.

 

План-задание экологам:

 

Цель: выяснить, как повлиял человек на мир степи.

Узнать, какие растения и животные занесены в Красную книгу.

(Текст учебника  на с. 115-116)

 

 

1.  Экологические проблемы степной зоны, возникшие по вине человека.

(Человек возвёл поля, сады. Распахал почвы, устроил пастбища, охотится на степных животных. Во время полевых работ погибают сами птицы и их гнёзда)

2. Растения и животные, занесенные в Красную книгу.

3. Пути решения экологических проблем.

(ограничить распашку степей;

ограничить выпас скота;

бороться с браконьерством;

создавать заповедники)

 

Руководитель группы, оцени работу членов группы. Занесите оценку в оценочный лист.

 

Дополнение к сообщению группы экологов. СПИЧКИ

- Ребята, посмотрите ещё раз на мой походный набор и скажите, какой предмет лишний? (спички)

- Почему? А чем это грозит живой природе?

- Правильно. Степные пожары – это тоже экологическая проблема, которая часто случается по вине человека. Трава в степи летом сухая и легко воспламеняется. Пожар в степи страшен, т.к. очень быстро распространяется и уничтожает всё на своём пути.

 

(Вешаю картину степного пожара и знак с зачёркнутой спичкой)

 

 

 

 

 

 

V. Включение в систему знаний и умений.

1. ФИЗМИНУТКА

- Давайте проверим, внимательно ли вы слушали докладчиков.  Ответьте на вопросы «Верно ли…» движением.

Если верно, показываете мне всем известное движение – большой палец вверх двумя руками.

Если нет – приседаете.

 

Верно ли

- зона степей расположена южнее зоны лесов; Пальцы

- в степной зоне холодное дождливое лето; Приседание

- почвы в зоне степей очень плодородные; Пальцы

- тюльпаны цветут в степи в самый разгар лета; Приседание

- в степи встречается дрофа – одна из самых мелких птиц нашей страны. Приседание

- в степь - безлесная территория. Пальцы

- в степной зоне часто идут ливневые дожди. Приседание

 

2. Инсценировка «Встреча в степи»

 

Включаю видео степи

 

Автор. Жаркий летний день Далеко-далеко протянулась степь. Как серебряное море, колышется ковыль. Высоко в небе парит орёл, высматривая на земле добычу. Вот он удаляется, превращается в чёрную точку и исчезает. А в зарослях ковыля встретились тушканчик и серая куропатка. Они не боятся друг друга: тушканчик растениями питается, а куропатка - насекомыми.

Тушканчик. Наконец-то орёл улетел. А то я боялся по степи пробежать. Куропатка. И  я орла боюсь, уже два часа голодная сижу. Только не пойму я, тебе-то чего его бояться? Ты же вон как бегаешь быстро. Разве орёл тебя поймает?

       Тушканчик. Я для того и бегаю быстро, чтоб не поймал. Да кто его знает, лучше не рисковать.

        Куропатка. А кто ещё у нас в степи так же быстро бегает, как ты ?

       Тушканчик. Сайгак. А мыши, хомяки и суслики в норы прячутся.

        Куропатка. Мало нам орлов, так ещё  лисы с волками появились.

        Тушканчик. И не говори. Надоело мне здесь, я вот думаю, может, в северную степь перебраться. А то здесь , в южной степи, ковыль да ковыль, а там цветов, трав всяких » уйма.

        Куропатка. Не знаю, мне и здесь хорошо. Если бы только орлы волки… Смотри, дрофа бежит, вот умора! Ноги длинные, летает кое-как.

        Тушканчик.  Это она разбегается долго, а летает не так уж и плохо.

        Куропатка.  Настоящая птица выше летать должна. То ли  дело я -  серая куропатка, или журавль-красавка, или розовый скворец, или степной жаворонок.

        Тушканчик. Или орёл.

        Куропатка. Не говори мне про орла! Он высоко-высоко поднимается, а потом оттуда на всех бросается. Нет, настоящая птица так не поступает.

        Тушканчик. Говорят, что там , южнее, степи кончаются.

        Куропатка. А что там?

       Тушканчик. Там солнце над горизонтом днём ещё выше, чем у нас поднимается. Поэтому там так жарко и сухо, что растений очень мало. Пустыня, одним словом.

        Куропатка. Не хочу я туда! Мне здесь хорошо - есть где спрятаться, насекомых много.

       Тушканчик. Вон, кузнечик поскакал!

       Куропатка. Это не кузнечик, это кобылка. У кузнечиков усики длинные, а у кобылок - короткие. Кузнечики насекомыми питаются, прямо как я, хоть и сами - насекомые. А кобылки - растениями.

         Автор. И куропатка погналась за кобылкой. Тушканчик же поскакал по степи, туда, где люди пшеницу посеяли. Будет у него вкусный обед.

3. Составление цепей питания. Работа в парах на карточках.

- Всё как всегда. Кто-то охотник, а кто-то добыча. Таков закон природы.

- Возьмите листы зелёного цвета. На них изображены неполные цепи питания. Восстановите их.

 

1

 

 

гадюка

2

кузнечик

 

орёл

3

 

кобылка

куропатка

Слова для справок:

ящерица, трава, зерно, мышь

 

0 ошибок – «5»           1 ошибка – «4»           2 ошибки – «3»

 

Оцените свою работу, поставьте оценки в оценочный лист.

 

ВКЛЮЧАЮ ВИДЕО МОРОЗОВСКА.

3. Просмотр видео Морозовска сверху.

- Посмотрите внимательно, какая экологическая проблема видна с высоты птичьего полёта? (Распашка земель)

- А что ещё вы увидели на видео? А вы не узнаёте населённый пункт, расположенный внизу?

- Вокруг Морозовска осталось очень мало диких степей из-за распашки степей.

 

4. Тест (Работа с нетбуками)

1. Инструктаж.

2. С/Р детей.

Оцените свою работу, поставьте оценки в оценочный лист.

 

VII. Рефлексия:

- Как вы считаете, мы справились с поставленными задачами?

- Давайте пополним корзину наших знаний. Возьмите в руки карточки и запишите, что же нового вы узнали о степи на уроке.

 

Начинайте свой ответ со слов: «Теперь я знаю, что...»

 

- Оцените свою успешность на уроке, закончив заполнение оценочного листка.

Возьмите оценочные листы и поставьте себе итоговую оценку за урок. Вы сдадите мне эти листы, я их проанализирую и мы посмотрим, совпала ли ваша оценка с моей.

 

- Кто поставил себе 5? 4?

 

- Можно ли сказать, что мы достигли успеха на уроке? Почему?

 

 

Д/з: учебник с.117, задание 2,3 – найдите в дополнительной литературе, интернете сведения о тех растениях и животных степи, которые вас заинтересовали. Подготовьте сообщение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Предмет: Окружающий мир Класс: 4 класс

Предмет: Окружающий мир Класс: 4 класс

Ход урока I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Ход урока I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Внимание, задание. - Расселите животных и растения по природным зонам

Внимание, задание. - Расселите животных и растения по природным зонам

I II . Целеполагание Прослушивание песни степного жаворонка -Что за птичка поёт такую славную песню

I II . Целеполагание Прослушивание песни степного жаворонка -Что за птичка поёт такую славную песню

IV . Формирование новых знаний: -

IV . Формирование новых знаний: -

План-задание Ботаникам : Цель: изучить, какие растения растут в зоне степи

План-задание Ботаникам : Цель: изучить, какие растения растут в зоне степи

План-задание Зоологам-2 :

План-задание Зоологам-2 :

V . Включение в систему знаний и умений

V . Включение в систему знаний и умений

Составление цепей питания. Работа в парах на карточках

Составление цепей питания. Работа в парах на карточках

Открытый урок по окружающему миру "Зона степей" 4 класс.

Открытый урок по окружающему миру "Зона степей" 4 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2020