Открытый урок по окружающему миру в 1 классе по программе
«Школа России».
Учебник А. А. Плешаков, 2011г.
Учитель: Майер Ирина Геннадиевна
Тема урока: Почему мы любим кошек и собак?
Цели: расширить и обогатить представления детей о кошках и собаках, познакомить с правилами ухода за кошками и собаками; воспитывать чувство заботы и любви к своему домашнему животному, чувство ответственности за своего питомца.
Оборудование: таблица с изображением домашних животных, детские книжки про домашних животных, тесты, ИКТ (ноутбук, проектор, ИАД).
Тип урока: решение частных задач, рефлексия.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями) : научатся описывать по плану своего домашнего питомца; научатся выступать с подготовленными сообщениями; рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой; получат возможность научиться обсуждать свое отношение к домашним питомцам; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре, используя полученную информацию.
Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению ; принятие и освоение социальной роли обучающегося ; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные: общеучебные -самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Регулятивные: ориентирование в учебнике; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнёром; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые условия.
Методы и формы обучения: частично-поисковый, фронтальная и индивидуальная.
Образовательные ресурсы: Электронные тесты на тему «Домашние животные».
Прозвенел звонок- начинается урок! Проверим готовность к нему……Хорошо. Садитесь.
Прикрыли глазки и мысленно скажите: «Я внимателен, я сообразителен и я уверен в себе».
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. И так, мои хорошие, желаю вам успеха на уроке по окружающему миру, тема которого…, хотя назвать её мне поможете вы …..чуть позже. Будьте внимательны.
- Отгадайте загадку и узнаете, о ком пойдёт речь на уроке?
1. Зверь знакомый,
С шерстью гладкой.
Спать на печке любит сладко.
Выгнет спинку он дугой.
Вы узнали, кто такой?
2. На сене спит,
Сама не ест и другим не даёт.
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
- О ком будем говорить?
- О каких?
- А как вы к ним относитесь?
И так ребята вы сказали, что относитесь к домашним животным с любовью.
А вот почему мы любим кошек и собак, давайте разбираться вместе.
И так тема урока: «Почему мы любим кошек и собак».
- Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет лапки в коготки!
Без расчески причесался
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады.
Выгнул спину он дугой,
Замяукал.
Кто такой?
Потянулся сладко –
Вот и вся загадка. (кошка)
- Ребята, о
каком животном можно так сказать: «Животное с «бархатными лапками».
– А почему говорят, что лапки у них бархатные?
– Что вы знаете об этих животных?
Невозможно
определить время, когда человек приручил кошку.
Кошки очень умные, чистоплотные животные. Они постоянно чистятся и вылизывают
свою шерсть. Это единственное животное, у которого отсутствует запах. Кошка –
обладает острой наблюдательностью, легко приспосабливается к условиям обитания,
поддаётся выучке и дрессировке.
Сегодня на земном шаре насчитывается около 40 мл. кошек.
Несмотря на долгую жизнь рядом с человеком, кошки не растеряли своих диких повадок. Как ловко котенок ловит бумажку на веревочке! Затаивается, подкрадывается, мгновенно прыгает – и игрушка в когтях. А когти у кошек втяжные: подкрадываясь, они убирают их в мягкие подушечки. Но уж если запустят в добычу – не вырваться. До сих пор главные «профессии» кошки – охотник и охранник. Подсчитано, что одна кошка, охотясь на мышей, спасает от них в год до 10 тонн зерна.
По поведению кошки можно предсказывать погоду. Кошки предугадывают землетрясение, извержение вулкана.
Кошки проявляют необыкновенную чуткость к больным хозяевам, согревая их своим телом. Как правило, кошка устраивается рядом с больным, дремлет, урчит, позволяет себя гладить. От этого люди быстрее идут на поправку.
Кроме того, современные кошки выступают в роли артистов в цирке, в театре Ю. Куклачева, снимаются в кино.
Охотником и охранником, синоптиком и лекарем, артистом и другом, игрушкой и даже живым ''будильником'' может стать для вас кошка.
3.Продолжение беседы «Домашние животные»
У.– Ребята, послушайте стихотворение, и вы
поймёте, о ком сейчас пойдёт разговор.
В день, наверно, раз по десять,
Раз по триста каждый месяц,
Больше тыщи раз в году
В переулке и саду,
На вокзале,
Во дворе,
На мосту,
На пустыре,
На бульваре,
На проспекте
Вам встречались звери эти.
Может, даже вы видали
На ошейниках медали?
А скажите, вам известны
Их отвага, ум и честь?
Вот об этом-то сейчас
И пойдёт у нас рассказ.
У.– О ком же мы сейчас будем говорить?
У.– Правильно. Разговор мы начнём про собак.
У.– Что вы знаете о собаках?
У.– Сейчас на земном шаре нет такого места, где бы рядом с человеком не
жила собака. Она помогает людям во всем. У собак очень много профессий. Одни
используются как ищейки, а другие как охотничьи.
Собаки работают в вооруженных силах, помогают охранять границу, находить по следу преступников, разыскивать взрывчатку и наркотики.
Есть породы, которые помогают сопровождать слепых, есть собаки - спасатели, которые разыскивают человека под снежной лавиной или вытаскивают из воды.
До сих пор собаки помогают людям пасти стада. А на Крайнем Севере и сейчас ездят на собачьих упряжках.
Но прежде всего любая собака, даже самая маленькая, это преданный и бескорыстный друг, который рядом и в радости, и в несчастье. Собаки умеют успокаивать после каких-либо неприятностей в школе, на работе. Вот человек открывает дверь квартиры … Кто встречает его радостным визгом, преданным взглядом? А кто лежит часами возле кровати, когда человек болеет? Кто вылизывает царапины и порезы, стараясь залечить это место?
И не зря говорят, что человек и его верный друг – собака со временем становятся похожи друг на друга!
Работа по тестам.
-Я сейчас раздам вам листочки с тестами, на которых вы должны зачеркнуть лишние слова.
Коврик, миска, зеркало, расческа, шампунь, поводок, вилка, игрушки.
-Поменяйтесь листочками и проверьте своего соседа.
-Сколько лишних слов вы нашли? (2)
Назовите их.
5. Работа с учебником по формулировке правил ухода за домашними животными.
-Ребята рассмотрите рисунки в синей рамке в учебнике на стр. 42 учебника.
- Что обозначают все эти рисунки? (Как правильно ухаживать за домашними животными. )
-Назовите правила ухода за ними.
-А что это за предметы нарисованы вокруг кошки и собаки?
X. Работа в рабочей тетради.
Выполняют задание на стр.27.
Физминутка (в руках у учеников плюшевые кошки и собаки)
Мы гуляли, мы гуляли
И корову повстречали,
Поздоровались:
Му-му!
Мы гуляли, мы гуляли
И лошадку повстречали,
Поздоровались:
Иго-го!
Мы гуляли, мы гуляли
И котенка повстречали,
Поздоровались:
Мяу-мяу!
Мы гуляли, мы гуляли
И собачку повстречали,
Поздоровались:
Гав-гав!
XI. Беседа “Откуда появляются бездомные животные?”
У. Ребята, помните, прежде чем завести кошку или собаку, посоветуйся с родителями. Убедись в том, что все члены семьи не возражают против появления в доме животного.
ВЗЯВ В ДОМ ЖИВОТНОЕ, ПОМНИ – ЭТО ЧЛЕН ТВОЕЙ СЕМЬИ И ЕГО НЕЛЬЗЯ ВЫГНАТЬ НА УЛИЦУ
У.- А сейчас давайте внимательно послушаем стихотворение Агнии Барто “Уехали”.
Два ученика – первоклассника декламируют стихотворение.
Щенка кормили
молоком,
Чтоб он здоровым рос.
Вставали ночью и тайком
К нему бежали босиком -
Ему пощупать нос.
Учили
мальчики щенка,
Возились с ним в саду,
И он, расстроенный слегка,
Шагал на поводу.
Он на
чужих ворчать привык,
Совсем как взрослый пёс.
И вдруг приехал грузовик,
И всех ребят увёз.
Он ждал:
когда начнут игру?
Когда зажгут костёр?
Привык он к яркому костру,
К тому, что рано по утру
Труба зовёт на сбор.
И лаял он
до хрипоты
На тёмные кусты.
Он был
один в саду пустом,
Он на террасе лёг.
Он целый день лежал пластом,
Он не хотел махать хвостом,
Он даже есть не мог.
Ребята
вспомнили о нём -
Вернулись с полпути.
Они войти хотели в дом,
Но он не дал войти.
Он им
навстречу, на крыльцо,
Он всех подряд лизал в лицо,
Его ласкали малыши,
И лаял он от всей души.
У. – Что можно сказать об отношении ребят к
щенку? Любили ли они его? Заботились о нем? Как заботились?
Д. – Кормили молоком, вставали ночью и тайком к нему бежали
босиком – ему пощупать нос.
У. – Что случилось потом? Почему щенок остался один?
Д. – Ребята уехали.
У. – Как переживал щенок расставание с ребятами?
Д. – Он целый день лежал пластом, он не хотел махать хвостом, он
даже есть не мог.
У. – Чем закончилась история с щенком?
Д. – Ребята вспомнили о нем, вернулись и, скорее всего, забрали
щенка с собой.
У. – Какой можно сделать вывод из этого стихотворения?
Д. – Надо не забывать о тех, кому мы уделяли внимание, о ком мы
заботились. Мы в ответе за тех, кого приручили.
У. – Но не всегда так бывает… По нашему городу бегают десятки
бездомных собак и кошек. Как вы думаете, почему так много на улицах бездомных
кошек и собак? Откуда они появились?
У. – Действительно, бездомные животные появляются из-за равнодушия людей, из-за их безразличия. Каждое выброшенное на улицу животное - это чье-то предательство. Сначала люди приручают животных, начинают заботиться о них, а потом им это надоедает, животных просто выгоняют из дома.
У. – Как можно позаботиться о бездомных собаках и кошках?
- …(Из ответов детей: Построить большой дом, куда поселить всех бездомных собачек и кошек).
У. – Домашние животные нуждаются в заботе человека. Если мы решили завести кошку или собаку, нужно создать для них хорошие условия жизни.
1. У животного должна быть собственная постель. Её можно устроить из коробки или картонного ящика с одеялом внутри.
2. Постель должна находиться в сухом, тёплом месте, подальше от сквозняков.
3. Для питания животных нужны три миски: для еды, молока и воды
4. Кормить кошек и собак можно свежими продуктами или специальными консервами.
5. Советы по правильному питанию даёт ветеринар.
6. Животным постоянно нужна вода, поэтому её надо наливать в миску и оставлять для вашего питомца.
7. Нельзя разрешать животным таскать еду со стола. Мусорное ведро в доме должно плотно закрываться.
8. Кошки и собаки любят играть. У ваших любимцев должны быть собственные игрушки.
9. Домашних животных учат правилам поведения в доме, дисциплине, приучают к тому, где надо ходить в туалет.
10. Собак специально дрессируют. На прогулку собак выводят в ошейнике и наморднике, надев поводок.
11. Чтобы кошки и собаки были чистыми и здоровыми, их необходимо регулярно вычёсывать щёткой и расчёской.
12. Кошка сама поддерживает себя в чистоте, а собаку надо мыть. Для мытья животных используют специальные шампуни.
13. Уезжая на каникулы, надо позаботиться о том, чтобы ваше животное кто-то кормил, поили выгуливал.
14. Животное может заболеть. В таком случае надо обязательно обратиться к ветеринару.
15. Для кошки в доме обязательно выделяется место, где она будет точить когти, иначе она испортит мебель.
У. – Люди, неравнодушные к судьбам бездомных собак и кошек, создают приюты для них. Конечно, это не родной дом для животных, но все же лучше, чем если его, этого дома, совсем нет. Чтобы в нашем городе было меньше покинутых собак и кошек, не забывайте заботиться о своих четвероногих друзьях, любите их, выполняйте все обязанности по уходу за ними.
XIII. Рефлексия.
– Итак, ребята, подошел
к концу наш урок. Как же нужно ухаживать за кошками и собаками?
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что вы захотели бы рассказать, своим родным и близким дома?
Вы правы, ребята, надо всегда помнить слова французского писателя Антуана де
Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приучили. В заключении готов дом для
бездомных животных. (Все ребята и гости заселяют кошек и собак.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.