Предмет: Мир природы и человека.
Тема: Сезонные изменения в природе. Признаки зимы.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: формировать знания о сезонных изменениях в природе, характерных признаках зимы.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-формировать умение выделять признаки зимы, расширять кругозор обучающихся через рассказ учителя; составление рассказа по картинке, через просмотр обучающего видео, обогащать активный словарь детей по данной теме.
Коррекционно-развивающие:
- развивать наблюдательность через рассматривание картинок;
- корректировать мышление, внимание, память, устную речь через составление предложений, ответов на вопросы.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, интерес к предмету.
-воспитывать взаимопомощь и уважительное отношение друг к другу.
Познавательные БУД:
Учить ориентироваться в своей системе знаний, развивать внимание, мышление, интерес к наблюдению за окружающим миром.
Коммуникативные БУД:
Развивать умение оформлять свою мысль в устной форме, делать выводы, слушать и понимать речь других.
Регулятивные БУД:
Развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, умение работать по предложенному учителем плану. Формировать умение работать в группе, умение выслушивать мнение других. Выполнять самооценку успешности учебной деятельности.
Личностные БУД:
Воспитывать интерес к предмету через разнообразные виды игровой деятельности.
Оборудование: оформленная доска, календарь природы, ноутбук, проектор, видеофрагмент о зиме, презентация, картинки о зиме, карточки , карточки со словами, опорные слова к составлению рассказа о погоде сегодня, изображения зимних месяцев и явлений природы, Н.Б.Матвеева, М.А.Попова. «Мир природы и человека»-учебник, карандаш, магниты.
Ход урока:
I. Организационный момент.
а) -Встали, приготовились ребята. Сегодня у нас необычный урок. Вы, наверное, все заметили, что мы с вами не одни в классе, на нашем уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем. Повернитесь и поздоровайтесь. Здравствуйте!
- На вас надеюсь я, друзья,
Вы хороший дружный класс,
Все получится у нас!
- Тихонечко садитесь, и начинаем работать.
-Скажите, к какому уроку мы приготовились?
-Мир природы и человека.
а) Актуализация имеющихся знаний.
-Вспомните, пожалуйста, о чем мы говорили на предыдущих уроках?
Сегодня перейдем к изучению другой темы, но сначала я хочу проверить, как вы запомнили пройденный материал. Сейчас мы с вами проведем игру «Да - нет». Если вы согласны с моим утверждением, вы показываете зеленый кружочек, если нет, то красный.
-После лета наступает осень? (Да)
-Июль, август это осенние месяцы? (Нет)
-Осенью листья на деревьях желтеют? (Да)
-Осенью дни жаркие? (Нет)
-Осенью перелетные птицы улетают в теплые края? (Да)
-Осенью цветы распускаются? (Нет)
-Зайцы и белки линяют осенью? (Да)
-Осенью урожай собирают в садах? (Да)
-Молодцы, ребята!
-Давайте, вспомним названия осенних месяцев?(сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Какие признаки осени? Обобщение знаний.
б) Работа с календарём природы. Беседа.
Рассказ о погоде учащимся.
- Ребята, вы сказали , что на улице идет снег, на земле лежит снег.
-Снег- это признак какого времени года?
-Так, значит после осени какое время года наступит?
-Зима.
-Ребята кто знает, сколько зимних месяцев в году?
-Давайте их назовем. (декабрь, январь, февраль)
-Скажите, пожалуйста сегодня какая тема урока?
-Тема урока «Сезонные изменения в природе. Признаки зимы».
-Какие знания мы получим на уроке?
- Сегодня на уроке мы узнаем о том, какие изменения происходят с наступлением зимы в природе.
II. Основная часть. Работа над новым материалом.
а) Давайте, ребята посмотрим видеофрагмент о зиме. Беседа.
-После просмотра вы должны будете назвать признаки зимы.
-Посмотрим видеофрагмент.
- О каких признаках зимы в нём рассказывается?
- По каким признакам мы почувствовали наступление зимы? (Стоит холодная погода, выпал снег, дуют холодные ветры, дни стали короче, ночи длиннее, солнце светит мало, деревья и земля покрыты снегом, реки и озера покрылись льдом).
- Повторите еще раз, что мы сегодня узнаем на уроке?
- Мы узнаем о том, какие изменения происходят с наступлением зимы в природе.
б) Рассказ учителя о зиме.
-Зима начинается в декабре. Первый зимний месяц - декабрь. Замерзают реки и покрываются льдом. В последний день декабря наступает новый год.
Второй зимний месяц - январь. Выпадает много снега. Это явление называется СНЕГОПАД.
Февраль - третий зимний месяц. Он очень холодный. Дует сильный ветер со снегом. Это ВЬЮГА. На улице мороз.
в) Работа по учебнику. (стр.16)
-Ребята, внимательно послушайте текст. О каких признаках в нем будет говориться.
-Чтение текста учителем.
-О каких признаках зимы вы слушали?
-А теперь внимательно прочитайте текст самостоятельно.
- Найдите в рассказе названия зимних месяцев и их признаки.
-Какой первый месяц зимы? (Декабрь). Прочитайте из текста признаки декабря.
-Какой вторый месяц зимы? (Январь). Прочитайте из текста признаки января.
-Какой третий месяц зимы? (Февраль). Прочитайте из текста признаки февраля.
Физкультминутка:
-Сейчас мы с вами немножко отдохнем и поиграем. У вас есть карточка с названием месяца. Вы должны выстроится в ряд, и каждый месяц должен найти своё место.
- Зимние месяцы покружитесь на месте.
- Осенние месяцы попрыгайте на одной ножке.
- Весенние месяцы потопайте ножками.
- Летние месяцы попрыгайте, как зайчики.
-Ребята, продолжаем работу по тексту.
-Прочитайте, как живут птицы и звери зимой?
-Чем питаются зайцы и лоси?
III. Закрепление.
-Давайте, подведем итог нашего урока.
а) -После какого времени года наступает зима?
- По каким признакам мы почувствовали наступление зимы?
-Какие изменения происходят в природе зимой?
-Давайте вспомним названия зимних месяцев. (работа по картинкам- учебник, стр.16).
-На какой картине изображен декабрь? (январь? февраль?)
-Почему?
Чтобы лучше запомнить порядок наступления зимних месяцев, мы с вами поиграем.
б) Игра называется «До – между – за».
в) -Чтобы закрепить названия зимних месяцев, выполним еще одно задание: названия каких зимних месяцев пропущены в предложениях.
1. …..(Февраль) – месяц снегопадов, злых метелей и первого тёплого солнца.
2. …. (Декабрь)– год заканчивает, зиму начинает.
3. …. (Январь)– году начало, зиме середина.
4. Итог урока. Рефлексия.
а) - О каком времени года мы сегодня говорили?
б) В начале урока мы с вами говорили о том, что узнаем нового о зиме.
- Проверьте, каждый себя. Попробуйте составить рассказ о зиме.
- Закончите предложения словами из словаря, который написан внизу задания, чтобы получился рассказ.
1. Наступила …. .
2. Часто идет … .
3. На реке … .
4. Земля покрылась … .
5. Мороз, снегопад и вьюга - … .
6. Декабрь, январь, февраль - … .
Словарь: зима, снег, лед, снегом, признаки зимы, зимние месяцы.
-Проверяем.
б) Выставление оценок.
-Как бы вы оценили свою работу на уроке?
-Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, давали полные и правильные ответы.
Домашнее задание: найти 3 загадки о зиме и запишите их в тетрадь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.