Открытый урок по русской литературе в 7 классе Н.А Некрасов Стихотворение "Школьник"
Оценка 4.6

Открытый урок по русской литературе в 7 классе Н.А Некрасов Стихотворение "Школьник"

Оценка 4.6
docx
20.03.2020
Открытый урок по русской литературе  в 7 классе Н.А Некрасов Стихотворение "Школьник"
некрасов основной.docx

              

                     Открытый урок. Русская литература.  8 « Ә»  класс

Тема    Н.А.Некрасов Стихотворение  «Школьник».Тема  детства.                                      Цели урока: 1.Кратко ознакомить с жизнью и творчеством Н.А. Некрасова, показать, какое внимание уделялось писателем изображению жизни детей; формировать умение формулировать выводы и предположения по результатам исследования.

2.Способствовать развитию критического мышления, речевого аппарата,вниамательности.

3.Воспитывать стремление к получению знаний на примере  жизни  знаменитых  людей.  

Оборудование:

-слайды: портреты Н.А. Некрасова, М.В. Ломоносова, М.Ломоносова.

- репродукции картин  В. Маковского, И. Перова и др. (рассказывающих о трудном крестьянском детстве);

- грамзапись стихотворения Н. Некрасова "Школьник"; карточки с заданиями;

- толковые словари.

 Методические приемы:

- рассказ учителя, выразительное чтение стихотворения мастером художественного слова;

- беседа по вопросам;

- исследование, проводимое учащимися;    анализ текста.

                                                 ХОД УРОКА

    Ὶ.Организационный момент

Деление  на  группы.(При  помощи  счетных  палочек).

        Ребята, скажите мне, что такое детство? А каким оно должно быть?

        Давайте заполним кластер.

 Коллективная работа:   кластер  «Детство»(желающие выходят и пишут на доске ассоциации со словом  «Детство»  Счастливое детство, трудное детство,  весёлая пора,  много радости ,родители,  школа, друзья, каникулы,.

- Бывает ли несчастливым детство? (Бывает, конечно). Рассуждайте.

1.Психологический настрой: Всех вас ,ребята, можно назвать счастливыми детьми. Наше государство заботится о вас и делает все, чтобы вы были грамотными детьми: строит школы, дает бесплатно учебники, оснащает школы компьютерами, интерактивными досками. Ваша задача- учиться и вырасти достойными гражданами своей страны. . Я желаю вам, чтобы ваша жизнь была такой же светлой и радостной как ваше детство.

2.Предварительное  задание. Стихотворение И.Алтынсарина  «Кел,  балалар, оқылық». Кел, балалар, оқылық



Бір құдайға сиынып,  
Кел, балалар, оқылық , 
Оқығанды көңілге 
Ықыласпен тоқылық.. 
Істің болар қайыры 
Бастасаңыз аллалап, 
Оқымаған жүреді 
Қараңғыны қармалап. 
Кел, балалар, оқылық, 
Оқығанды көңілге 
Ықыласпен тоқылық. 
Оқысаңыз, балалар, 
Шамнан шырақ жағылар, 
Тілегенің алдыңнан 
Іздемей-ақ табылар.
Кел, балалар, оқылық, 
Оқығанды көңілге 
Ықыласпен тоқылық.. 
Мал дәулеттің байлығы, 
Бір жұтасаң жоқ болар, 
Оқымыстың байлығы, 
Күннен-күнге көп болар, 
Еш жұтамақ жоқ болар. 
Кел, балалар, оқылық, 
Оқығанды көңілге 
Ықыласпен тоқылық. 
Сиса көйлек үстіңде 
Тоқуменен табылған. 
Сауысқанның тамағы 
Шоқуменен табылған... 
Өнер-білім бәрі де 
Оқуменен табылған. 
Кел, балалар, оқылық, 
Оқығанды көңілге 
Ықыласпен тоқылық. 
Надандықтын белгісі – 
Еш  ақылға жарымас.
Жайылып жүрген айуандай 
Ақ, қараны танымас. 
Аяңшыл ат арымас, 
Білім деген қарымас... 
Жөн білмеген наданға 
Қыдыр ата дарымас. 
Кел, балалар, оқылық, 
Оқығанды көңілге 
Ықыласпен тоқылық. 
Оқу деген шыны-ды, 
Тұрған сайын шыныққан... 
Оқу білген адамдар 
Май тамызған қылыштан... 
Білмегенді білуге 
Есті бала тырысқан, 
Есер бала ұрысқан. 
Кел, балалар, оқылық, 
Оқығанды көңілге 
Ықыласпен тоқылық. 
Әлпештеген ата-ана 
Қартаятын күн болар. 
Қартайғанда жабығып, 
Мал таятын күн болар. 
Ата-енең қартайса  – 
Тіреу болар бұл оқу, 
Қартайғанда мал тайса 
Сүйеу болар бұл оқу. 
Кел, балалар, оқылық, 
Оқығанды көңілге 
Ықыласпен тоқылық.
Оқу білген таниды 
Бір жаратқан құдайды, 
Танымаған құдайды 
Не қылғанда ұнайды? 
Шырағым абай болғай деп, 
Ата-енең жылайды, 
Баладан қайыр болмаса, 
Баланы неге сұрайды.


-Кто  автор  этого  стихотворения?

-О  ком  это  стихотворение ?  (О школе  и  школьнике).

3.Просмотр  презентации :  « Ибрай   Алтынсарин »

4.Что узнали о казахском  просветителе?

Ибрай Алтынсарин

1841 - 1889г

 Просветитель,  педагог - новатор , писатель, этнограф, фольклорист, общественный  деятель, ученый-  этнограф,   переводчик

5.Определение  темы  урока..

6.Запись  в  тетрадь.

Н.В.Некрасов. Стихотворение «Школьник»

ῚῚ.Работа над новой  темой.

1.Предварительное  задание. Реферат «Жизнь и творчество  Н.А.Некрасова.»

   Дома вы должны были узнать о детстве Н.А.Некрасова. Кто подготовил сообщение об этом? ( 2 ученика)

Родился  Николай Алексеевич Некрасов 28 ноября 1821 года. Его детство прошло в имении Грешнево. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоило няньке крикнуть: "Барин, барин идет!" — как они мгновенно исчезали.

Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке. Этот момент его жизни — непосредственное общение с крестьянскими детьми - оказал влияние на его творчество.

Отец Некрасова всегда желал, чтобы его сын наследовал его звание и поступил в военную службу. Николай отказался и начал готовиться в университет, за что был лишен отцом денежных средств. "Судьбе угодно было, чтобы я пользовался крепостным хлебом только до 16 лет, далее я не только никогда не владел крепостными, но будучи наследником своих отцов, имевших родовые поместья, не был ни одного дня даже владельцем клочка родовой земли", - вспоминал писатель.

2.1838 - 1841 гг. - годы лихорадочного труда, безостановочной работы. Некрасов тяжелым трудом зарабатывал себе гроши на полуголодное существование.                "Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось  есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день",- вспоминал Н.А. Некрасов).

Николай Алексеевич терпел лишения для того, чтобы учиться и заниматься своим любимым делом - литературой.

Конечно, это отразилось и в его творчестве.

3.Просмотр презентации «Н.А.Некрасов»

 3.  Постановка цели и  задачи.

1.Сегодня на уроке я познакомлю вас со стихотворением Николая Алексеевича Некрасова "Школьник",но прежде чем переходить к теме урока , я предлагаю группам  поработать над заданиями,  для того, чтобы выяснить, как в литературе и живописи XIX века отражена тема крестьянского детства. Какое место эта тема занимает в лирике  Н. Некрасова.

 3.  Групповая  работа:

        Прочитайте тексты,  из какого произведения отрывки и кто автор? Что объединяет эти тексты?

1-группа: «На барском дворе» М.Салтыков -Щедрин,

 

   «Петька — десятилетний мальчик, служащий парикмахерской.  Мальчику хотелось бы куда-нибудь в другое место, но дни его тянулись однообразно: И утром, и вечером, и весь Божий день над Петькой висел один и тот же отрывистый крик: «Мальчик, воды», и он все подавал ее, все подавал». Петька  часто проливал воду, худел, покрылся «нехорошими струпьями». Даже нетребовательные посетители с брезгливостью смотрели на этого худенького, веснушчатого мальчика, у которого глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея .Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведенные острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика».

2-группа: «Петька на даче» Л.Андреев. О детях./

"У конюшни, на куче навоза, привязанная локтями к столбу, стояла девочка лет двенадцати и рвалась во все стороны. Был уже час второй дня, солнце так и обливало несчастную своими лучами. Рои мух поднимались из навозной жижи, вились над ее головой и облепляли ее воспаленное, улитое слезами и слюною лицо. По местам образовались уже небольшие раны, из которых сочилась сукровица. Девочка терзалась…

3-группа:Найдите  в словаре значение  слов:

грош-старинная монета в 2 копейки , позднее равна 0,5 копеек.

Четвертачок - равен 25 копейкам ,

  котомка-устар.сумка,носимая  за  плечами, 

дьячиха-жена дьячка-низшего церковного служителя,

 дворовый- принадлежащий дворне. - домашняя прислуга в помещичьем доме. .,

 поприще- область деятельности. (словарь Н.И.Ожегова

 Б)Рассмотрите  репродукции картин. Опишите  детей, изображённых на картинах/одежду

1-группа-В.Перов. «Тройка»

 выражение лиц/

2-группаhttp://d2.files.namba.net/files/52495012:    В.Маковский «Свидание»

  -3-группа. «Школьник»

 4.  Новая тема: Знакомство со стихотворением “Школьник». А сейчас прослушайте стихотворение  А. Некрасова  о трудном детстве подростка

Школьник


  -Ну, пошёл же, ради бога!

  Небо, ельник и песок –

  Невесёлая дорога…

  Эй! садись ко мне, дружок!

 

  Ноги босы, грязно тело,

  И едва прикрыта грудь…

  Не стыдися! что за дело?

  Это многих славный путь.

 

  Вижу я в котомке книжку.

  Так учиться ты идёшь…

  Знаю: батька на сынишку

  Издержал последний грош.

 

  Знаю: старая дьячиха

  Отдала четвертачок,

  Что проезжая купчиха

  Подарила на чаёк.

 

 Или, может, ты дворовый

 Из отпущенных?..Ну, что ж!

 Случай тоже уж не новый-

 Не робей, не пропадёшь!

 

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик.

 

Не без добрых душ на свете-

Кто-нибудь свезёт в Москву,

Будешь в университете-

Сон свершится наяву!

 

Там уж поприще широко:

Знай работай да не трусь…

Вот за что тебя глубоко

Я люблю, родная Русь!

 

Не бездарна та природа,

Не погиб ещё тот край,

Что выводит из народа

Столько славных то и знай,-

 

Столько добрых, благородных,

Сильных любящей душой,

Посреди тупых, холодных

И напыщенных собой!

5. Задание для класса.

Подготовить выразительное чтение стихотворения


.

 

                                              Памятка

                             . Прочитайте стихотворение про себя.

                            . Выделите в тексте смысловые части.

                             . Обратите внимание на знаки препинания.

                             . Расставьте паузы и логическое ударение.                                                            1.Слушание  стихотворения –грамзапись.                                                                                                   2.Какое чувство, настроение вызвало у вас это стихотворение? /Сожаления , печали, грусти 

5.Проверка понимания:

Анализ стихотворения:

Обратите внимание на следующую строфу:

Скоро сам узнаешь в школе,

 Как архангельский мужик

 По своей, и Божьей воле

 Стал разумен и велик.

   Как вы думаете, о каком известном историческом деятеле идёт речь?/даются фрагменты биографии   М.В. Ломоносова/.

 Родился  Он  8 ноября 1711 года на острове около Холмогор в Архангельской губернии. Место, где прошло все детство будущего ученого, был неприглядным, с суровым климатом. Местные жители занимались не только рыбной ловлей и ведением хозяйства, они много общались с прибывающими моряками и обладали обширным кругозором. Отец его, Василий Дорофеевич,  был человеком необразованным, хотя умел читать и писать, но считал, что сыну  не нужно учиться, а лишь работать.  Учила  грамоте его мать, Елена Ивановна, которая была дочерью дьякона. Но мать умерла, когда мальчику было 9 лет. После этого он учился у соседа Ивана Шубина,  В детстве он был рослым, сильным и очень любознательным. Когда ему исполнилось 19 лет, он сбежал из дома в Москву. Здесь он поступил в 1-й класс и за один год прошел курс шести классов.  Поначалу одноклассники, дети намного младше его и их родители, смеялись и издевались над ним, но потом поняли, что юноша  будущий гений.

   (иллюстрация детство Ломоносова, Великий ученый)

  (Опережающее задание для одного ученика)                                            

   - Ученик . Одного из голодных ,оборванных школьников поэт встретил однажды на пустынной проезжей дороге и вспомнил при этом Михаила Васильевича Ломоносова ,великого «архангельского мужика», который . желая учиться, пришёл пешком в Москву из далёкой северной деревни. Долго жил впроголодь, бедствовал и всё же учился. Прочитал множество книг, изучил физику, химию, металлургию и другие науки, стал знаменитым русским учёным, сделавшим много научных открытий. Проводя лето в местах, которые хранят память о великом соотечественнике, он создал стихотворение "Школьник".

4.  Новая тема:

 Знакомство со стихотворением “Школьник». А сейчас прослушайте стихотворение  А. Некрасова  о трудном детстве подростка


Школьник


  -Ну, пошёл же, ради бога!

  Небо, ельник и песок –

  Невесёлая дорога…

  Эй! садись ко мне, дружок!

 

  Ноги босы, грязно тело,

  И едва прикрыта грудь…

  Не стыдися! что за дело?

  Это многих славный путь.

 

  Вижу я в котомке книжку.

  Так учиться ты идёшь…

  Знаю: батька на сынишку

  Издержал последний грош.

 

  Знаю: старая дьячиха

  Отдала четвертачок,

  Что проезжая купчиха

  Подарила на чаёк.

 

 Или, может, ты дворовый

 Из отпущенных?..Ну, что ж!

 Случай тоже уж не новый-

 Не робей, не пропадёшь!

 

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик.

 

Не без добрых душ на свете-

Кто-нибудь свезёт в Москву,

Будешь в университете-

Сон свершится наяву!

 

Там уж поприще широко:

Знай работай да не трусь…

Вот за что тебя глубоко

Я люблю, родная Русь!

 

Не бездарна та природа,

Не погиб ещё тот край,

Что выводит из народа

Столько славных то и знай,-

 

Столько добрых, благородных,

Сильных любящей душой,

Посреди тупых, холодных

 


- Откройте учебники на с. 117.

Начинается стихотворение с обращения к мальчику, герою стихотворения. Какой изображена дорога? Обратимся к 1 строфе  ("Невеселая дорога")

-Ну, пошел же, ради Бога!

 Небо, ельник и песок-

Невесёлая дорога…

Эй! Садись ко мне, дружок!

-  От какого лица идёт повествование ?/от первого –« вижу я в котомке книжку», »знаю…».Как называется речь одного лица?  (Монолог- автора)

- Да, стихотворение представляет собой монолог. Ребята, согласны ли вы, что это напутствие мальчику?

- Как вы понимаете лексическое значение  слова «напутствие»? / «Напутствие/книжное/- слова, пожелания, отправляющемуся в путь./

- Найдите напутственные слова, сказанные мальчику/ «..не робей, не стыдись, не пропадёшь,                Знай, работай, да не трусь»…

 - Обратите внимание, ребята, какие части речи преобладают в напутствии? /Глаголы и частица-НЕ/

 О чём всё это говорит?/ О том , что герою предстоит много работать, чтобы проститься с нуждой. Частица НЕ  говорит о том , что школьник не должен делать./

- Кто помог мальчику собраться в город на учебу?

(батька на сынишку

Издержал последний грош.                                                                                                                               Знаю, старая дьячиха                                                                                                                

 Отдала  четвертачок,                                                                                                                

 Что проезжая купчиха                                                                                                                     Подарила на чаек.

  -  Обратите внимание на 5 строфу и время написания стихотворения (1856 г.). Скоро вы узнаете из курса истории: в 1855 г. умер Николай I, к власти приходит царь-реформатор Александр II. Крепостное право пока еще не отменено, но уже не столь нерушимы устои крепостного быта. Что говорит автор  о семье, о положении этой семьи?

Или , может, ты дворовый

Из отпущенных?...Ну, что ж!

- Ребята , кого называли «дворовыми»? 

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь..

Не стыдися! Что за дело?

Это многих славный путь.

- Найдите в тексте синоним к слову  «славный» синонимы – Слава- почетная известность, признание заслуг ,таланта .("Это многих славных путь").

- Подберите к слову путь прилагательные. Может ли путь быть жизненным?

Заметьте, дорога в стихотворении вырастает в жизненный путь человека.

- Как вы думаете. Почему в тексте много просторечных слов? Что такое просторечные слова?/  Из словаря : просторечие- слова  и грамматические формы разговорной  речи, используемые в литературном языке как стилистическое средство для придания речи шутливого, пренебрежительного, иронического, грубоватого оттенка.(Герой стихотворения - крестьянский мальчик, который пошел учиться).Назовите несколько слов : стыдися, котомка, батька и др.

- Как вам кажется, как сложится жизнь этого мальчика? (Ему будет нелегко).

- Относится ли название стихотворения только к Ломоносову или ко всякому, кто пошел славным путем знаний?

5.Обобщение «Подумай»

История знает людей, прошедших суровую жизненную школу, ставших гордостью своей страны, своего народа - именно в 60-е годы XIX века. Это Добролюбов, Чернышевский, сам Некрасов. Врачи: Боткин, Пирогов.  . / Прочитайте эти строки:

  Не бездарна та природа,

  Не погиб еще тот край,

 Что выводит из народа

 Столько знатных-то и знай

- Какое значение имеют эти строки?

(В них заключена основная мысль стихотворения).

6. Творческое применение знаний и умений: Чтение стихотворения учащимися ( по строфам)

7.Рефлексия.Заполнение  кластера

1-группа-И.алтынсарин.

2-группа-М.Ломоносов

3-группа-Н.Некрасов.

8. Памятка                         «Синквейн»– пять строк

                 Правила составление синквейна:                                                                                                                      1 строка - Тема – 1 слово (имя существительное)

2 строка - Описание темы 2 слова (имя прилагательное)

3 строка - Описание действия3 слова (глагол)

4 строка - Отношение к темефраза из 4-х слов (предложение, цитата)

5 строка - Суть темы – 1 слово (синоним)

 

  1. Школьник
  2. Способный, старательный
  3. Учит, старается, не робеет
  4. Стал разумен и велик
  5. Ученик

 Итог урока с оценкой работы учащихся.

Итак, мы можем сделать вывод: крестьянские дети стремились выбраться из нищеты, бесправия, выбрать другой путь, нежели их родители и судьба Ломоносова - яркий тому пример. То есть у детей была тяга к знаниям, и они проявляли упорство для достижения поставленных целей.

В этом и заключена идея стихотворения "Школьник", где образ дороги переходит в образ жизненного пути, "славного пути" и "широкого поприща".

- Чтобы не расставаться на грустных нотках о несчастливом детстве подростков  того времени, посмотрим слайды  о счастливом  детстве нашего подрастающего  поколения

9.Домашнее задание:

Выучите стихотворение А .Некрасова  « Школьник»  наизусть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок.                                            Русская литература.

                   7 « Ә»  класс

Тема :   Н.А.Некрасов                       Стихотворение «Школьник».

                         Тема  детства.

                                                          Провела:учитель русского языка и литературы:    Хакимова.С.К

      

Сш№ 3.с. Жетыген.Илийский район

 


 

Открытый урок. Русская литература

Открытый урок. Русская литература

Кел, балалар, оқылық, Оқығанды көңілге

Кел, балалар, оқылық, Оқығанды көңілге

XIX века отражена тема крестьянского детства

XIX века отражена тема крестьянского детства

Школьник» 4. Новая тема:

Школьник» 4. Новая тема:

Проверка понимания: Анализ стихотворения:

Проверка понимания: Анализ стихотворения:

Знай работай да не трусь… Вот за что тебя глубоко

Знай работай да не трусь… Вот за что тебя глубоко

Обобщение «Подумай» История знает людей, прошедших суровую жизненную школу, ставших гордостью своей страны, своего народа - именно в 60-е годы

Обобщение «Подумай» История знает людей, прошедших суровую жизненную школу, ставших гордостью своей страны, своего народа - именно в 60-е годы

Открытый урок.

Открытый урок.

Открытый урок по русской литературе в 7 классе Н.А Некрасов Стихотворение "Школьник"

Открытый урок по русской литературе  в 7 классе Н.А Некрасов Стихотворение "Школьник"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2020