Открытый урок русского языка в 3 классе
Учитель: Кулиева Н. С.
Тема урока: Состав слова. Закрепление.
Тип урока: урок закрепления.
Основные цели:
1. Систематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова», оценить их, выявить пробелы для дальнейшей работы, закрепить навыки разбора слова по составу.
2. Развивать самостоятельные навыки учащихся; письменную речь, умения применять правила на письме; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, способствовать развитию речи, делать выводы, анализировать.
3. Повторять и закреплять изученные орфограммы.
4. Формирование способов действий по выделению в слове окончания, основы, корня, приставки суффикса.
5. Воспитывать культуру поведения на уроке, воспитывать интерес к родному языку, соблюдение гигиенических норм; прививать внимание, аккуратность.
Планируемые результаты.
Предметные результаты достижения учащихся: различать и выделять основные части слова; формулировать словообразующую роль каждой части слова; объяснять причины изменения формы слова; конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости.
Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; приобретение начального опыта применения знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; умение выполнять разбор слова по составу; проявлять терпение в учебной деятельности, работать в парах и самостоятельно, оценивать свои умения; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать.
Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Материалы к уроку:
Демонстрационный материал: учебник «Русский язык», презентация к уроку, Раздаточный материал: карточки для индивидуальной работы; карточки для парной работы
Ход урока.
I. Организационный момент.
1.Мотивация к учебной деятельности.
– Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.
Мы рады приветствовать вас в классе
Возможно есть
классы и лучше, и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко,
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но начнем же урок, не будем зря время терять.
- Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей улучшилось и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.
- Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. Улыбнемся пожелаем друг другу доброго и радостного настроения.
Начинаем урок!
- Открываем тетради. Соблюдаем наклон тетрадей и правила посадки при письме. Записываем: Семнадцатое декабря. Классная работа.
Стук в дверь.
- Кто там?
- Это я, почтальон Печкин. Принёс посылочку для 3 «А» класса.
Вручает посылку и уходит.
Интересно, что это такое? Посылка. Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано. Давайте откроем конверт и посмотрим, что там.
Здесь разрезные картинки. Давайте соберём картинку и узнаем от кого же письмо (дети собирают картинку).
(Изображение Звездного волшебника на доске на доске)
Всё ясно, письмо нам прислал Звёздный волшебник. Теперь мы можем его прочитать.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Мне очень нужна ваша помощь. Во время прогулки по зимнему лесу я потерял звёзды с колпака, а колпак потерял волшебную силу. Если вы их найдёте и соберёте на мой колпак, он опять станет волшебным. Лес находится по дороге в волшебный город. А вас в этом городе ожидает сюрприз. »
- Ребята, а вы готовы к путешествию по зимнему лесу в волшебный город? Тогда удачи! Нас ждёт паровозик. Поехали!
II. Актуализация знаний
- Посмотрите, как здесь красиво!
- Вот и первая станция и первая наша звёздочка.
Слушайте задание:
1. Минутка чистописания.
Урок русского языка учит нас грамотному и красивому письму. На минутке чистописания мы будем прописывать 2 буквы, но какие – нам нужно угадать, так как тучки запутали карточки с буквами.
Посмотрите на первую тучку и скажите, как вы думаете, какую первую букву мы будем прописывать? Какая буква отличается от других? Почему? (Чч)
А теперь расшифруем задание 2 тучки. (Рр)
Откройте тетради и пропишите по образцу буквы.
Звук «ч» всегда мягкий, а остальные всегда твердые.
«Р» согласный, остальные гласные.
Игра- Молодцы, справились с первым заданием. Прикрепим первую звезду на колпак.
«Отгадай часть слова» (устно)
- Правила игры: один из вас будет давать определение о какой-либо части слова, а вы должны догадаться, о какой части слова идёт речь.
1. - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (Приставка)
2. - это главная значимая часть слова, в котором заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. (Корень)
3. - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. (Суффикс)
4. - это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. (Окончание)
5. - это часть слова без окончания. (Основа)
- Какие две части слова очень похожи по своей роли в словообразовании? (приставка, суффикс)
- Чем они похожи? (служат для образования новых слов)
- Какие две части слова непохожи? (корень, окончание)
- Чем они непохожи? (корень не изменяется, а окончание изменяется)
- Молодцы, справились со вторым заданием. Прикрепим звезду на колпак.
III. Самоопределение к деятельности
1. Словарно-орфографическая работа.
-Поехали дальше. Следующая станция – станция Словарная.
Отгадайте загадки:
1. В сентябре встречает нас светлый и просторный .... (класс)
2. Чтобы не замерз никто, не обойтись нам без …. (пальто)
3. Называют Геркулес — значит сила в каше есть.
А вот из какой крупы это-то ответьте вы! (овес)
4. Он готов в огонь и
бой, защищая нас с тобой.
Он в дозор идёт и в град, не покинет пост … (солдат)
5. И красива, и стройна средь подруг стоит она.
Вся в кудряшках и серёжках. Это белая .... (березка)
6. Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
- Найдите, спрятавшееся слово. (Состав)
- Какие значения имеет слово “состав”? (Состав вещества, офицерский состав, состав поезда)
- Что же обозначает это слово? (Соединение всех частей в целое)
- Обратимся к словарю Ожегова (Состав – это совокупность людей, предметов, образующих какое-нибудь целое).
- Как вы думаете, какой состав будет интересовать нас? (Состав слова)
- Сформулируйте тему урока: Состав слова.
- Чем будем заниматься на уроке? (Закрепим разбор слов по составу, правописание приставок и суффиксов)
- Молодцы, справились со следующим заданием. Прикрепим звезду на колпак.
IV. Работа по теме урока. Закрепление изученного
1. Упражнение в определении корня.
- Итак, все готовы? Закрываем глазки и переносимся в чащу леса. Откройте глазки. Станция Знаний.
Физминутка. Упражнение на тренировку зрительного аппарата.
- На этой остановке мы с вами пройдем несколько препятствий. И сейчас, работая в чаще леса, вы должны быть очень внимательны, и чтобы глаза не болели, и мы могли увидеть много интересного нужно потренировать глаза.
Расшифруйте строчку из известной песни, заменив слова противоположными по смыслу. Что может помочь в выполнении этого задания? (Знание антонимов)
-Что такое антонимы?
- Большой берёзе жарко летом.
- Какие слова вы можете сразу заменить антонимами? Составьте предложение.
-Мал…нькой ел..чке Хол…дно з…мой.
Работа у доски. - Списать предложение, вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы.
- Назовите слова с суффиксами. Суффиксы каких слов вызывают сомнения в написании?
- Как их проверить?
Работа по учебнику упр. 254 (фронтально, устно)
-О каком празднике идет речь в этой песне?
Отрывок из этой песни находится в учебнике на с. 130, упр. 254.
- Прочитайте.
-В какой значимой части слова пропущены буквы: в корне? В суффиксе? Объясните их написание
Первое препятствие на станции Знаний.
- Ребята, перед вами три елочки , которые нужно украсить новогодними шарами.
1) Сведения о языке.
- Какая часть слова нам поможет одеть их в наряд? Корень
- Что такое корень слова?
Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение.
Ваша задача подобрать однокоренные слова. (с каждого ряда по одному ученику)
- Разбиваемся на группы.
1 группа.
Водолаз, водитель, водичка, водный, подводник, водопад, водопровод, водовоз.
2 группа.
Лиса, лисонька, лисий, листочек, лисята, лисёнок, лисица, лисичка.
3 группа.
Морской, моряк, море, мороз, приморский, морячка, мореходный, мореход.
Проверка (учащиеся называют однокоренные слова по очереди)
- Молодцы, справились с третьим заданием. Прикрепим третью звезду на колпак.
2. Упражнение в определении окончания.
- Второе испытание в остановке Знаний. Вам дан набор слов. Нужно составить предложение об осени.
Лес, наступила, в, нежный, зима.
- Что мы должны сделать, чтобы правильно построить предложение?
Изменить окончание.
- Что такое – окончание?
Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
- Напишите предложение и найдите грамматическую основу. Сначала дайте характеристику этому предложению.
- Молодцы, справились со следующим заданием. Прикрепим звезду на колпак.
Физминутка.
3. Упражнение в определении суффикса и приставки.
- Третье испытание в остановке Знаний.
1) Определить суффикс.
- Что такое суффикс?
Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Работа в группе. У каждой группы на столах карточки с заданиями:
Укажите в каком ряду слов пропущены одинаковые гласные буквы в суффиксах?
□ огород…к, козл…к, ореш…к, нож…к;
□снеж…к, круж…к, ящич…к, береж…к;
□замоч…к, овраж…к, фартуч…к.
2) Определить приставку. Работа в парах.
- Что такое приставка.
Приставка – это часть слова, которое стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Укажите в каких рядах слов пропущены одинаковые гласные буквы в приставках?
□ н…клеить, з…вязать, н…дписать;
□ п…завтракать, з…звенел, д…прыгнул;
□ пр…мыл, п…дсказал, п…качал;
V. Итог урока. Рефлексия.
- Посмотрите, пожалуйста, на ёлочку, которую я для вас приготовила. Как вы думаете, чего не хватает новогодней елочке?
- Оцените свою работу на сегодняшнем уроке. Если вам все удалось, то выбирайте синий шарик - смайлик, а если у вас пока не всё получилось, допускаете ошибки – желтый, ну а если остались ещё неразрешимые проблемы, вам нужна помощь – красный (украшение ёлочки шариками-смайликами)
1. Итог урока.
- Все препятствия на пути мы преодолели. В город волшебный мы с вами прибыли. Теперь нам нужно узнать название волшебного города. Поиграем в игру «Закончи фразу». Но прежде ответьте на вопрос:
- Какова была тема урока? Состав слова
Игра «Закончи фразу»
1.Часть слова, которая изменяется, называется …(окончанием).
2. Часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов, это …(приставка).
3. Часть слова, стоящая за корнем и служащая для образования новых слов, называется …(суффиксом).
4. Общая часть родственных слов называется…(корнем)
- Город, в который мы приехали, называется Городом морфем. Морфемы – это части слов, которые мы сегодня выделяли. А разбор слова по составу называется морфемным разбором.
- Для чего нужно знать части слова, уметь находить их в слове? (Чтобы образовывать новые слова, грамотно писать, проникать в историю слова - этимологию, развивать свою речь.)
Рефлексия
- А теперь вас ждёт – сюрприз.
- Что это? – волшебный ларец. А что же внутри? Заглянем в него!
- Мы нашли настоящие сокровища! (конфеты). Это для вас звёздный Волшебник постарался. Значит, хорошо вы работали на уроке.
3. Выставление отметок уч-ся.
- Вам понравилось путешествие? Сегодня вы работали хорошо. Поэтому я говорю вам –МОЛОДЦЫ!
- Берегите лес, ребята, он для человека приносит много пользы.
Домашнее задание. Дома закрепим материал урока. Открываем учебники страницу 79, упражнение 179. Нужно найти противоположные по смыслу слова(антонимы). Написать по образцу. Выделить корень и приставки. Составить предложения с антонимами. (по желанию)
Состав |
слова
|
Морфема
|
(Вы-, в-) ходить из вагона поезда; (пере-, по-) садить цветы.
|
(Вы-, в-) ходить в вагон; (при-, от-) плыть от берега.
|
(При-, от-) плыть к берегу; (на-, в-) клеить лист в книгу.
|
(Вы-, в-) ходить из вагона поезда; (пере-, по-) садить цветы.
|
(Вы-, в-) ходить в вагон; (при-, от-) плыть от берега.
|
(При-, от-) плыть к берегу; (на-, в-) клеить лист в книгу.
|
(Вы-, в-) ходить из вагона поезда; (пере-, по-) садить цветы.
|
(Вы-, в-) ходить в вагон; (при-, от-) плыть от берега.
|
(При-, от-) плыть к берегу; (на-, в-) клеить лист в книгу.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.