Ход урока.
I. Самоопределение к деятельности.
1. Организационный момент. (Слайд 2)
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наида Сефербековна, и сегодня я проведу у вас урок математики. Поднимите, пожалуйста, правую руку. Это показывает, что вы готовы к работе на уроке. А теперь попробуйте похлопать только правой рукой . Не получается? А если я подойду и помогу вам, то у нас все получится. Перед уроком я хочу подарить вам свое хорошее настроение. Вытяните ладошки.
-А вы передайте это настроение всем другим ребятам и нашим гостям!
- Ребята, скажите пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима) А чего нам не хватает в это время года? (Снега) Играет музыка. (??)
-Конец зимы природа провожает теплыми деньками. Снег уже растаял. В воздухе витает аромат приближающей весны. Но зима не хочет так быстро отступать , сдаваться. К нам в класс пробрались снежные тучки . Давайте поможем молодому и теплому весеннему ветерочку разогнать их , выполняя задания , которые подготовила зима.
А выполнять мы будем эти задания в необычных рабочих тетрадях , которые вам подготовили мои ученики.
II. Минутка чистописания
- Откройте, пожалуйста, тетради и запишите: 16 февраля. Классная работа.
На доске ряд чисел: 50780, 60781, 70782, 80783, 90784, 100785.
- Прочитайте числа. (Внимательно рассматривают числа, на доске.)
- Прочитайте числа хором, в полголоса.
-По какому принципу построен данный ряд? ( в порядке возрастания)
-Дополните представленный ряд еще двумя числами выявленной закономерности.
- Как они называются, кто знает?
- Многозначные; натуральные.
- Какие числа называются натуральными?
- Числа, которые используются при счете.
- По какому принципу построен данный ряд?
- Каждое последующее число увеличивается на 10001.
- Найдите «лишнее» число. (100785).
- Докажите, почему оно лишнее?
- Оно шестизначное, а все другие – пятизначные.
- Дайте характеристику числа 100785.
- В нем 5 единиц, 8 десятков, 7 сотен, 100 тысяч.
- Совершенно верно! Подчеркните это число красным карандашом в ваших тетрадях.
- Допишите представленный ряд еще двумя числами выявленной закономерности , правильно записывая в клетке каждую цифру.
(учитель записывает пример написания на доске) Прописывают число .
1. Логические задачи.
Посмотрите на нашу волшебную тучку, не все снежинки рассыпались. Она нам подготовила волшебные задания к устному счету. Но они очень хитрые, готовы?
1. На березе росло 9 яблок ,4 яблока упало. Сколько яблок осталось на березе?
2. Что случилось 31 февраля? ( в феврале 28-29 дней)
3. Ученик решает 10 примеров за 30 минут. Сколько времени в среднем идет на решение одного примера? (3 мин)
4. Мотоциклист за 4 часа проехал 320 км. С какой скоростью ехал мотоциклист? (320:4=80 км/ч)
5. В парке 8 скамеек. Три покрасили. Сколько скамеек стало в парке? (8 скамеек)
6. Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? (Два разреза)
7. Мышка бежала 18 секунд со скоростью 5 м/с. Лисица это же расстояние пробежит за 6 секунд. С какой скоростью бежит лисица? (18:6=3м/с)
8. Что легче 1 кг ваты или 1 кг железа? (Одинаково)
-Молодцы, ребята . Вы с легкостью справились с этим заданием .
2. Графический диктант.
-Совсем скоро наши мальчишки будут отмечать праздник. Кто мне скажет, какой? (23 февраля – День защитника Отечества)
Небо прояснилось , ветерок разогнал тучи. И теперь мы сможем вместе с вами запустить самолеты в небо.
- Я уверена, что наши мальчики, хоть раз представляли себя пилотами, за штурвалом большого самолета.
Поэтому мы с вами посвятим этому наш графический диктант. В ваших рабочих тетрадях изображена первая половина самолета. Дорисуйте вторую половину. (Самостоятельная работа)
-Я хочу нам всем пожелать мирного неба над головой. А нашим мальчикам - быть верными защитниками Отечества.
III. Работа по теме урока.
Чтобы успешно продолжить наши полеты, давайте поставим задачи перед собой. О чем же мы будем говорить на уроке? Посмотрите на экран и, глядя на эти изображения, сформулируйте задачи.
- Письменное деление на числа, оканчивающееся нулями и решение задач на движение.
Ребята, давайте откроем наши учебники и продолжим наши полеты по странице 32.
Поскольку это уже не новый материал для вас, то сегодня на уроке мы будем продолжать работу по этой теме.
- А для этого давайте вспомним алгоритм письменного деления, который подготовила нам тучка (Слайд 5)
Алгоритм.
1. Определяем первое неполное делимое.
2. Определяем количество цифр в частном.
3. Выполняем деление. Записываем первую цифру в частное.
4. Проверяем умножением.
5. Вычитаем.
6. Сравниваем остаток с делителем.
7. Определяем второе неполное делимое.
8. Выполняем те же действия, что и в пунктах с 3 по 6, пока не разделим все единицы.
9. Читаем ответ.
- Объясните решение примеров на с. 32. Давайте разберем первый пример первого задания. А теперь первый пример второго задания.
- Какой вариант решения вам больше нравится ? Подробный или краткий? Почему?
При сокращенной записи если неполное делимое меньше делителя можно просто приписать в частном нуль и списать следующую цифру. В случае, когда в делимом в разряде нуль единиц, а десятки разделены полностью, последний нуль можно не сносить для деления, а списать его в частное.
IV. Физкультминутка.
Вы, наверное, устали? Сейчас отдохнем. (Видео на экране)
V. Работа по учебнику.
с. 32 № 120
Два ученика у доски. (один ученик выполняет первый пример первого столбика, второй ученик –первый пример второго столбика)
((((((Первый пример каждого столбика, с комментированием у доски.))))))
Остальные работают на месте в парах.
-А теперь сверим ответы с доски.
Молодцы.
А теперь продолжим работу на с. 32 Задача № 122. Вторая цель нашего урока – продолжить работу над задачами на движение.
- Прочитайте задачу.
- Давайте для начала составим краткое условие в виде таблицы.
Мы знаем, что они одновременно спрыгнули в воду и поплыли в противоположных направлениях со скоростью 90м/мин и 40 м/мин.
Сколько метров проплывет второй пловец, когда первый проплывет 270 м?
Какое время они плыли, мы не знаем, но знаем, что время было одинаковое.
- А теперь выполним чертеж к задаче.
Что мы должны поставить на наш схематический чертеж? (Флажок).Это место откуда спрыгнули наши пловцы и поплыли по реке в противоположных направлениях. Как это обозначим на схеме? (Стрелочками)
Что известно о скорости первого пловца? (Он плывет со скоростью 90м/мин0
Что известно о скорости второго пловца? (он плывет со скоростью 40м/мин)
Что еще известно о первом пловце? (он проплыл 270м.)
- Что нужно узнать? Какой вопрос нам задали в задаче? (сколько метров проплывет второй пловец?)
А еще, какой вопрос мы можем задать к этой задаче? Что нам неизвестно?
Какое время они плыли? Мы этого еще не знаем, но знаем , что время было одинаковое. Это значит, что если мы найдем время , которое плыл первый пловец, то узнаем сколько времени плыл второй пловец.
Первым мы должны найти - время.
Чтобы найти время, мы расстояние делим на скорость.
1) 270 : 90 = 3 (мин) - время;
А теперь нужно найти расстояние , которое проплыл второй пловец. Для этого нужно скорость умножить на время.
2) 40 * 3 = 120 (м)
Мы ответили на заданный вопрос? Запишите ответ.
Ответ: 120 метров проплывет второй пловец.
-Молодцы!
VI. Дополнительное задание. Игра "Эстафета".
-Ребята, а вы знаете, кто создал первый самолет в мире?
Александр Федорович Можайский – талантливый русский изобретатель, создал первый в мире самолет в натуральную величину, способный поднять человека в воздух.
Соревнование по рядам. Каждый ряд получает карточку (самолет) с выражениями на умножение и деление. Ученики в паре находят значение одного выражения и передают карточку следующим. Выигрывает ряд, быстрее других выполнивший задание и допустивший наименьшее количество ошибок.
900 : 3 300 * 2 627 : 100 150 * 5 900 : 9 100 * 81 8100 : 1000 1500 : 3
- Кто закончил работу? Сверьте ответы . У всех ли совпадают ответы?
Победителем эстафеты является команда ____ ряда; второе место занял ____ ряд; третье ____ряд. Молодцы, ребята !Вы работали сообща и командно.
VII. Рефлексия деятельности.
-Ну а теперь подведем итоги нашего урока.
- Какую цель мы ставили в начале урока?
( закрепление умения решения примеров вида письменного деления на числа, оканчивающееся нулями и продолжить работу над задачами на движение.)
- Что оказалось сложным?
- Что получилось лучше всего?
- Над чем надо еще поработать?
- Сейчас мы постараемся оценить свою работу на уроке. У вас на партах лежат самолетики, которые готовы к взлету. Если вы остались довольны своей работой на уроке, было легко выполнять все задания, то ваши самолеты полетят высоко в небо, над облаками, и вы увидите всю красоту с высоты птичьего полета.
Если вы немного затруднялись при выполнении заданий, но в следующий раз , я думаю, у вас все получится, то ваш самолет будет лететь в облаках (на уровне облаков).
Ну а если, вам было сложно и еще нужно поработать по теме - то самолет полетит под облаками. А я думаю, что у нас таких учеников нет, вы все справились и остались довольны уроком.
VIII. Домашнее задание и выставление оценок.
-Третья тучка подготовила для вас домашнее задание. Откройте судовые журналы, дневники. Запишите домашнее задание
С. 32 № 121, №122 Составить и решить задачи обратные данной.
- Ну а теперь, ребята, мы проводим нашу тучку набраться сил к следующей снежной зиме.
Выставление оценок. Сегодня на уроке показали свои отличные знания по математике .Урок окончен. Спасибо всем за работу.
425400 : 600
Первое неполное делимое 4254 сотни, значит, в записи частного будет три цифры.
Найду, сколько сотен будет в частном,
Разделю 4254 на 600, для этого разделю 42 на 6, получится 7 – столько сотен будет в частном.
Умножу 600 на 7, получится 4200 – столько сотен разделил.
Вычту 4200 из числа 4254, получится 54 сотни – столько сотен осталось разделить.
Сравню
остаток с делителем: сотен
осталось меньше, чем 600.
Второе неполное делимое 54 сотни, или 540 десятков.
Найду число десятков в частном: разделю 540 на 600, получится 0 десятков.
Умножу 600 на 0, получится 0.
Вычту 0 из 540, получится 540 десятков – столько десятков осталось разделить.
Сравню остаток с делителем: десятков осталось
меньше, чем 600.
Третье неполное делимое 5400.
Разделю 5400 единиц на 600, получится 9.
Умножу 600 на 9, получится 5400, все единицы разделили.
Ответ: 709.
При сокращенной записи если неполное делимое меньше делителя можно просто приписать в частном 0 и списать следующую цифру. В случае, когда в делимом в разряде 0 единиц, а десятки разделены полностью, последний 0 можно не сносить для деления, а списать его в частное.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.