Открытый урок по русскому языку 4 класс "Представляем еще одну часть речи" (Наречие)

Открытый урок по русскому языку 4 класс "Представляем еще одну часть речи" (Наречие)

Медиа
docx
30.11.2019
Открытый урок наречие 4 кл.docx

Открытый урок по русскому языку  4класс

на тему: наречие, как часть речи («Представляем ещё одну часть речи»)

 

Учитель: И.Н. Сидоренко

 

УУД

 

Регулятивные:

В ходе совместных действий ставить учебную задачу и предпринимать коллективные шаги для её решения; понимать и сохранять учебную задачу в процессе работы.

Совместно с учителем планировать решение новой задачи и самостоятельно – решение освоенных учебно-познавательных задач. Выполнять всю последовательность намеченных действий и каждое действие в отдельности; использовать речь для регуляции своих действий. Понимать инструкции и действовать в соответствии с ними. Контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы.

Оценивать свои достижения, осознавать трудности, в совместной деятельности искать их причины и стремиться к преодолению. Адекватно воспринимать оценку учителя.

 

Познавательные:

 

1.Общеучбные

Целенаправленно слушать учителя, одноклассников. Читать информацию в учебнике, черпать из неё нужные сведения, применять их для решения учебно-практических задач. Понимать сведения, инструкции, представленные в схематичной, табличной форме, переводить их в словесную и использовать в практической работе.

Становление социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, осознание себя как носителя этого языка; укрепление желания владеть русским языком, в том числе правильно писать; становление сознательного отношения к своей речи, в частности письменной, контроля за ней.

 

Владеть общими способами решения разнообразных конкретных лингвистических задач, использовать их в процессе практической работы. Понимать возможность решения отдельных задач разными способами, применять их. Пользоваться словарями учебника.

 

Находить в предложенных текстах, в указанных источниках языковые примеры, к обсуждаемым вопросам, заданные факты языка.

 

2.Логические

 

Осуществлять наблюдение, анализ, сравнение, синтез (конструирование), классификацию, группировку языкового материала по заданным (а иногда и самостоятельно выявленным) признакам; понимать проводимые аналогии, учитывать их в своих рассуждениях, действовать по аналогии; высказывать предположения, проверять их по учебнику; устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, делать умозаключения, выводы, формулировать их; подводить факты языка под понятия.

 

Коммуникативные:

 

– Участвовать в диалоге, в коллективной беседе, соблюдать правила речевого поведения, в том числе принимать во внимание ситуацию и характер общения, особенности партнёра (участников), решаемую задачу.

 

Осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; выслушивать и стараться понимать мнения других.

 

Осуществлять сотрудничество с одноклассниками в процессе парной (коллективной) работы, проявлять доброжелательное отношение, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль. Воспроизводить информацию, в том числе прочитанные тексты, стараться доносить до других приобретённые знания, услышанное, прочитанное.

 

 

Цели и задачи:

1)   Стимулировать учащихся на самостоятельный поиск характерных признаков наречия: 

     а) обозначение, где, когда и как совершается действие (признак действия);

     б) в предложении чаще всего относится к глаголу и его поясняет;

     в) неизменяемость наречий;

2) Формировать умение распознавать наречие среди других частей речи;

3) Развивать у учащихся умение точно употреблять наречия в устной и письменной речи.
Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.     

               

              Ход урока:

 

I.     Организация на урок.

УРОК-РАДОСТЬ УЗНАВАНИЯ, ОТКРЫТИЯ, ПОБЕДЫ!

II. Запись числа, классной работы, пословицы.

( запись на доске “Кабы всё знал, так бы не учился!”)

Как вы понимаете смысл пословицы?

Пусть эта пословица будет девизом не только нашего урока, но и всех последующих уроков, а также станет девизом в жизни.

Запишите пословицу в тетрадь.

III Словарная работа.

а) – Запишите под диктовку словарные слова, поставьте ударение, отметьте “ошибкоопасные” места.

Радостно, сейчас, здесь, интересно, сегодня.

·                     Проверьте, как вы справились с заданием. Слайд 3.

·                     Кто написал все слова правильно?

б) - Предположите, как образовалось слово “СЕГОДНЯ”? Слайд 4.

в) – Задайте вопросы к словам, которые мы записали.

IV. Постановка учебной проблемы.

- Предположите, какой частью речи являются эти слова?

- Почему получились разные ответы?

- Чего мы не знаем?

- Предположите, какой будет тема урока?

- Правильно, тема урока: “Наречие, как часть речи”.

- А для этого нам придётся на уроке … Слайд 5.

НАБЛЮДАТЬ, РАЗМЫШЛЯТЬ, ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ

- Проведём исследовательскую работу.

V. Поиск решения. Слайд 6.

-Почитайте и сравните предложения:

1.Зазеленеют деревья.

2. Забегают по кочкам муравьи.

3.Прилетят к  нам пернатые гости

4.Зовёт их родная земля.

1.Скоро зазеленеют деревья.

2.Хлопотливо забегают по кочкам муравьи

3.Издалека прилетят к нам пернатые гости.

4.Сюда зовёт их родная земля.

 

-Чем отличаются предложения?

-Что делают эти слова? (Правильно, они уточняют, дополняют, делают предложение понятнее красивее.)

- Запишите в тетрадях словосочетания с данными словами.(один ученик выполняет работу на доске).

Зазеленеют (когда?) скоро, (вр.)

Забегают (как?) хлопотливо, (приз.)

Прилетят (откуда?) издалека, (мест.)

Зовёт (куда?) сюда, (мест.)

- Что обозначают эти слова?

- На какие вопросы отвечает? Сделайте вывод.

- Сравним наш вывод с выводом в учебнике                             

 - Совпадает ли наш вывод с выводом в учебнике? Наши выводы совпали, значит, мы на уроке сделали открытие!

- Какое у вас настроение? Радость открытия!

- Как лучше запомнить вопросы? Слайд 7.

Где? Куда? Когда? Откуда?

Почему? Зачем? и Как?

Каким образом?

VI. Физминутка. Слайд 8.

VII. Самостоятельная работа в парах.

- Закрепим полученные знания и познакомимся с другими признаками наречий.

Работа по учебнику  в парах (помогать надо и помощь принимать тоже надо) Откройте с. 67.

Найти однокоренные слова и выделить в них корень. Выписать словосочетания, в которые эти слова входят. Указать  к каким частям речи относятся однокоренные слова. Доказать свое решение.

Была тихая звездная ночь. Тихо стоял на берегу темный лес.  Стих ветер.

-Каким членом предложения являются наречия? С какой частью речи связаны наречия в предложении? Сравним наши выводы с учебником на странице 68. Совпадают наши выводы с выводами авторов? Значит, мы с вами сделали еще одно открытие!

VIII. Поиск решения. Самостоятельная работа в группах.(на карточках) Слайд 9.

-Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам.

1 карточка- 1 группа.

 Понаблюдайте!                                                     Обсудите в группе!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?

                     ед.ч.                                              мн.ч.

Образец:  прилетел     (когда?)         рано  –     прилетели      (когда?)       рано;

                 запел            (               ?)                 -  запели             (______?)                      ;

                 проснулся   (________?)   _______-  проснулись     (______?)   __________;  

Сделайте вывод!

Наречия по числам _____________________________________________________.

 

2 карточка -2 группа.

Понаблюдайте!                                                     Обсудите в группе!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?

                    м.р.                        

Образец:  пришел   ( когда ?)      рано;

                 пришла   (_______?)    _________;

                 пришло   (_______?)    _________;

Сделайте вывод!

Наречия по родам _______________________________________________________.

 

3 карточка- 3 группа

Понаблюдайте!                                                     Обсудите в группе!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?

 

Образец:    появились        ( когда ? )          рано;

                   разольются     (________?)      ___________;

                   цветут            (________?)      ___________;

   Сделайте вывод!

 Наречия по временам ___________________________________________________.

4 карточка -4 группа

Понаблюдайте!                                                     Обсудите в группе!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа?

Образец:   1 л:   я встаю            ( когда ? )      рано;

                  2 л:   ты встаешь     (_______?)    _________;

                  3 л:   он встает         (_______?)    _________;

   Сделайте вывод!

 Наречия по лицам ___________________________________________________.

 

5 карточка – 5 группа

Понаблюдайте!                                                     Обсудите в группе!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица множественного числа?

Образец:   1 л:   мы встаем      ( когда ? )     рано;

                  2 л:   вы встаете     (_______?)    _________;

                  3 л:   они встают    (_______?)    _________;

   Сделайте вывод!

 Наречия по лицам ___________________________________________________.

 

6 карточка -6  группа

Понаблюдайте!                                                     Обсудите в группе!

Можно ли изменить форму наречий рано, вперед, назад, быстро, снизу так, чтобы они  отвечали на один из падежных вопросов:

Что? ___________________________________________________________________

Чего? __________________________________________________________________

Чему? __________________________________________________________________

Чем? ___________________________________________________________________

О чем? __________________________________________________________________

Сделайте вывод!

Наречия по падежам ______________________________________________________

 

Проверка исследовательской работы.       Слайды 10-15

-Какое исследование провели? Какай вывод сделали?

Наречие не изменяется по числам!

Наречие не изменяется по родам!        Наречие неизменяемая         Слайд 16.

Наречие не изменяется по временам!         часть речи.

Наречие не изменяется по лицам!

Наречие не изменяется по падежам!

 

-Сделайте вывод. Сравним наш вывод с выводом в учебнике. Совпадает ли наш вывод с выводом в учебнике? Наши выводы совпали , значит, мы на уроке сделали открытие!

IX. Закрепление знаний.

-Откройте учебник на странице 69, упражнение 140. Прочитайте выражения. Выпишите  словосочетания с наречиями.

-Проверяем. Уч-ся доказывают свой выбор.

X. Итог урока.

-Ребята! Вы хорошо работали на уроке, самостоятельно сделали несколько открытий! Прочитайте вопрос. Кто сможет на него ответить?

1.                  На какие вопросы отвечают наречия?

2.                  Что обозначают наречия?                                            Слайд 17.

3.                  С какой частью речи связаны наречия?

4.                  Какую роль играют в нашей речи наречия?

 

-Вы правильно ответили на все вопросы и заработали оценку:

МОЛОДЦЫ!  Слайд 18.

-А еще я хочу подарить стихотворение:

Если будет вам желательно

Действие или признак пояснить,

Это значит: нужно обязательно

Вам наречие на помощь пригласить!

 

 

 

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)