30 лицей .Тема: Все падежи. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О ПАДЕЖАХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Педагогические |
Формировать умение склонять имена существительные в единственном числе. Закрепить умение определять падеж имён существительных по алгоритму. Развивать память, мыслительные операции (аналогию, обобщение), коммуникативные способности; познавательный интерес, орфографическую зоркость, речевые умения.
|
Тип урока |
Систематизация и обобщение знаний и способов действий / решение частной задачи |
Планируемые |
Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грам-матических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета; ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуника-тивных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов |
Личностные |
Владеют навыками
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,
умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений |
Универсальные учебные
действия
Основное содержание
темы, понятия |
Познавательные:
общеучебные – используют знаково-символические средства для решения
учебной задачи; осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных
пособиях; понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и
учебных пособиях; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез,
обобщение, классификацию по родовидовым признакам, построение рассуждения,
отнесение к известным Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные: формулируют собственное
мнение и позицию; строят понятные для партнера высказы- Именительный, винительный, дательный, родительный, творительный, предложный падежи. Признаки падежей. Начальная форма имени существительного. Косвенные падежи. Порядок разбора имени существительного. Приставки и предлоги. Фразеологизмы. Составление текста. Потом, вокруг |
Ход урока
Этапы урока |
Формы,
методы, |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
осуществляемые |
формируемые умения |
|||
I. Мотивирование к
учебной |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
- Свой урок мне бы хотелось начать с поговорки: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости» - Как вы её понимаете? - Мы узнаём что-то новое и умнеем. - Ваши знания – это богатство, которое мы складываем в «сундучок», а когда нужно, достаём и используем. - Сегодня эти знания вам пригодятся.
|
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Проявляют эмоциональную
отзывчивость |
II. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
- Запишите пословицу в тетрадь под диктовку.(Один уч-к работает у доски). Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости. - Определите падеж имен сущ. - Попробуйте сформулировать тему нашего урока. -Сегодня мы подводим итог первоначальному знакомству с одним из понятий русского языка – склонением. - Обобщение знаний о склонении имён существительных. - Какие цели поставите перед собой на данный урок? - вспомним все, что знаем об имени сущ.; - повторим названия падежей и падежные вопросы; - будем склонять имена сущ.; - будем определять падеж существительных; - Будем развивать навык грамотного письма.
|
Выполняют задание |
Принимают учебную |
.
III. Раб. по теме урока
1. Теор. пятиминутка
2. Физмин. |
Фронтальная. Словесный. Беседа,
упражнение,
Коллективная. |
- Начнём работу с теоретической 5-минутки.
(замечательно) – это оценка вашей предыдущей работы.
Проводит физкультминутку |
Выполняют задания,
отвечают на вопросы,
Выполняют движения |
Извлекают необходимую
информацию
Осуществляют профилактику утомления |
2. Повторение по теме «Имя сущ.» |
Фронтальная,
индивидуальная. Словесный, |
- Что общего у слов, написанных на таблице? (они все – имена сущ.)
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? На вопрос кто? отвечают одушевленные существительные, на вопрос что? отвечают неодушевленные существительные.Имена существительные бывают собственные и нарицательные. Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы, а нарицательные – с маленькой. Имена существительные имеют род мужской, женский или средний.
Имена существительные изменяются по падежам и числам. В предложении имя существительное может быть подлежащим, обстоятельством или дополнением.
- Приведите примеры одуш. сущ. среди слов, записанных на доске. (медведь, Илья). - Какие сущ. относятся к собственным сущ? - Что знаете об их правописании? - Какого рода бывают имена сущ.? ( + общего рода) - Как изменяются имена сущ.? (по числам и падежам)
- Как наз. изменение имен сущ. по падежам? (склонением) - Все ли сущ. склоняются? ( нет ) - Приведите примеры несклоняемых имен сущ. - Ск. падежей в русском языке? (6) - Наз. падежи и их вопросы. - Чем отличается И.п. от других падежей? ( кто? что?; всегда употребляется без предлога, в предложении всегда является подлежащим) - Сущ. в каком падеже никогда не употребляются без предлога? (П.п.) - Чем похожи все остальные падежи, кроме И.п. и П.п.? ( употребляются с предлогом и без предлога)
|
Отвечают на вопросы. Работают с правилом |
Извлекают необходимую информацию из правила и схемы |
3. Упр. в склонении имен сущ. ( 2 чел. работают у доски)
4.Упр. в определении падежей имен сущ. У.107.
|
С.р. с последующей фронтальной проверкой. Инд. работа
|
В –I - сестра В – II - земля
- Как определить падеж имен сущ? (алгоритм )
В-I Нарисовал в альбоме, доехал до деревни, был на ужине, спрятался за кровать, вышел из комнаты
В-II вышел из комнаты, рассказал о компьютере, подъехал к метро, обвести вокруг пальца, прокатить с ветерком |
Склоняют имена сущ.
Определяют падеж имен |
Объясняют, как определить падеж имен сущ
|
5. Упр. в разборе сущ., как части речи.
6.Физкультминутка
IV.Пров. работа.
V.Рефлексия учебной
деятельности на уроке
VI.Дом. задание: упр. 107) |
Работа в группах.
Коллективная. Практический
Инд. с.р. работа
Фронтальная. Словесный. Беседа
Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя |
в альбоме
за кровать
к метро
Проводит физкультминутку.
Вставь пропущенные орфограммы. Определи падеж всех имен сущ. Подчеркни основу в предложениях.
В – I Об…з...яна с…дела на дер…ве. Сын пр…ехал из гор…да к отцу в д…ревню.
В – II Мур…вей спустился к руч…ю. Олень спрятался от ..хотников в л…су.
Достигли ли мы цели, которую поставили себе перед началом урока?
Оценки за урок.
Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи
|
Разбирают сущ. как часть речи
Выполняют движения
Вставляют пропущенные орфограммы. Определяют падеж всех имен сущ. Подчеркивают основу в предложениях.
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи |
Пользуются алгоритмом
Осуществляют профилактику утомления
Применяют теор. зн. на практике
Открыто осмысливают
Принимают учебное |
-вспомним все, что знаем об имени сущ.;
-повторим названия падежей и падежные вопросы;
-будем склонять имена сущ.;
-будем определять падеж имён сущ.;
-будем учиться грамотно писать.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.