МБОУ Гонодинская СОШ
Конспект урока русского языка
Предмет: русский язык
Тема урока: Правописание приставок на –з и -с
Класс: 5
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока: освоение способа действия при выборе согласных з – с на конце приставок.
Задачи урока:
- обучающая:
определить способ действия при выборе з,с на конце приставок;
отрабатывать навык определения согласных по звонкости – глухости, навык
выделения приставки слова, отрабатывать умение отличать слова с приставками на
з-, с- от слов с приставками единообразного написания и слов, где з- является
частью корня;
- развивающая: развивать умение самостоятельно находить в словах
изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание;
развивать внимание, орфографическую зоркость;
- воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной
исследовательской деятельности, ориентировать на здоровый образ жизни.
Планируемые результаты:
Предметные: формировать навык определения способа действия при написании приставок на –з и –с, развивать орфографическую зоркость.
Метапредметные:
регулятивные: уметь формулировать тему урока, ставить цели, проводить самопроверку;
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в группе; отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения
Личностные: развивать творческие способности, способствовать развитию и обогащению речи, стимулировать интеллектуальное развитие, воспитывать уважительное отношение к окружающим, наблюдательность, прививать интерес к предмету.
Понятия: приставка, глухой - звонкий согласный, средства художественной выразительности.
Методы обучения: проблемно-поисковый, дифференцированный подход, работа в группе.
Вид используемых ИКТ: презентация, компьютер, проектор, электронное приложение «Повторение и контроль знаний Русский язык.5 класс»
Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого материала.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты(УУД) |
||||||||||||||||||||
1 |
Мотивационный этап (организационный ) |
1 |
Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку. |
самоорганизация |
Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.
|
||||||||||||||||||||
2 |
Актуализация знаний |
3 |
– Ребята , давайте вспомним, что такое приставка?
- С какой орфограммой, связанной с правописанием приставок мы знакомы. -Приведите примеры слов с этой орфограммой. -А теперь давайте поиграем. Но для этого нам необходимо будет вспомнить парные согласные по глухости-звонкости. Игра
«Подскажи словечко». Замените начальный согласный парным ему глухим
или звонким (по цепочке). Цель: повторить парные звонкие и глухие согласные, развивать
внимание, слуховую память. |
-Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. -С неизменяемыми приставками.
Ответы учащихся
|
Коммуникативные:выражение своих мыслей; аргументация своего мнения
Игра"Подскажи словечко"
|
||||||||||||||||||||
3 |
Проблемное объяснение нового материала. |
3 |
Сравните два словосочетания: Бездумный поступок- бессердечный человек -Почему одна и та же приставка в одном случае пишется с буквой з, а в другом – с буквой с? Обратите внимание, какой согласный по глухости-звонкости стоит после приставки. - Ребята, определите по сказке тему урока. -Попробуйте самостоятельно сформулировать правило, но сначала прослушайте сказку о глухих и звонких согласных. -Итак, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Сформулируйте тему урока. -Исходя из темы урока, определите его цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? - А для чего нам нужно знать о правописании приставок на –з и-с? -Откройте учебник на стр.30, и прочтите правило. Верно ли вы его сформулировали?
|
Учащиеся самостоятельно формулируют правило. -Правописание приставок на –з и –с. 1. Выяснить, когда на конце приставок пишется -з, когда –с. 2. Потренироваться в написании слов с этими приставками.
-Чтобы грамотно писать.
|
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений. Регулятивные: целеполагание. Личностные: смыслообразование |
||||||||||||||||||||
4
|
Первичное закрепление знаний
|
5
2
4
2
12 |
Образуйте прилагательные, используя данные словосочетания: шоколад без вкуса,двигаться без шума – С помощью каких приставок вы образовали данные прилагательные? – От чего зависит выбор написания с и з на конце приставок? 2)физминутка ( Учитель произносит слова. Если приставка оканчивается на-з, дети встают .Если на букву-с, сидят на месте): Безвкусный, безжалостный, искусать, разговориться, рассказ, расщедриться, вознаградить, безбрежный, разбег ,исписать, раскрыть, безжизненный. Упр.437. 3)Найди слово по коду.(кто раньше выполнил упр.)
1-6-4-4-9-7-10 1-6-4-8-9-7-10 1-6-4-2-3-4-6-5-3-7
-выделите приставки, определите значение слов рассвет и расцвет по словарю, придумайте устно предложения с этими словами. 4) давайте ещё раз вспомним о правописании буквы з ис на конце приставок. В этом нам поможет стихотворение Пусть никто никогда не забудет, - Что нового вы узнали из этого стихотворения?
5)Самостоятельная работа.(упр.440) Индивидуальная работа: выполнение заданий на компьютере по изученной теме(диск-приложение к учебнику) 6) Работа в группах. Задание для 1-3 группы: Приложение№1 (Тексты№1-3)
Работа по карточкам (распечатаны).Найти четвертое лишнее. Составить словарный диктант из всех слов четвертых лишних ,добавить свои слова. Еще раз озвучивают орфограмму№11 на с.30. Еще раз запомнить: |
Записывают полученные слова, обозначают орфограмму. Осуществляют взаимопроверку .
Рассвет Расцвет Расписание
Выполняют упражнения.
Записывают слова рассвет, расцвет, расписание,работают с «Толковым словарём» С.И. Ожегова. (Рассвет-время перед восходом солнца, начало утра. Расцвет-1.расцвести.-2.Высшая степень развития чего-нибудь, подъём.) Упр.443.
-Слова здесь, здание, здоровье являются словарными ,выделяют в них корень.
Дети работают самостоятельно. Затем выступают с ответами представители каждой группы. |
Регулятивные: осуществление взаимоконтроля.
физминутка Здоровьесберегающие технологии
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения,
Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке
Работа в группах
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.
Познавательные: построение логической цепи рассуждений; классификация объектов по выделенным признакам; смысловое чтение. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера |
||||||||||||||||||||
5 |
Рефлексия(подведение итогов)
|
1 |
-Что нового и важного вы узнали о правописании приставок на –з и-с? - Кто доволен своей работой на уроке? Поднимите руки. - Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему? - Что было самым интересным на уроке? Самым трудным? - Чью работу на уроке можно выделить и оценить ( Выставляютя оценки,комментируются) |
Ответы учащихся Показывают смайлики |
Регулятивные: оценка, самооценка.
|
||||||||||||||||||||
6 |
Домашнее задание. |
2 |
3)Выписать из рассказа И.А.Бунина 2 предложения, в которых встречаются слова с приставками, оканчивающимися на –з,-с Показываю смайлик(Благодарю за сотрудничество) |
|
|
Приложение №1
Звонкие и глухие ходят парами.
Сказка о написании чередующихся приставок на –з и -с
Жили – были глухие деды, старые беззубые, шум и кашель от них до и только. Были у них крикливые, шумные внуки. Отгадайте, о ком идет речь? Правильно, деды – это приставки, оканчивающиеся на глухой согласный с: бес-, вос-, нис-, рас-, ис- и т. д. Внуки – это приставки, оканчивающиеся на звонкий з: без-, воз-, низ-, раз-, из- и т.д.
Службу деды и внуки в словах несли исправно, потому что обязанности у них давно поделены очень демократично. Звонкоголосые внуки – приставки, оканчивающиеся на з, ищут себе звонкую пару, т.е. корень, начинающийся на звонкую согласную. А как иначе? Молодежь любит тусовки, звонко песни попоют, на гитаре поиграют. А старые деды совсем глухие, слышат плохо, но дело знают. Если начинается слово с глухого звука, ковыляет к нему приставка на глухой с, вместе им хорошо: табачок покурят, покряхтят, помолчат.
Так и ходят парами: звонкий со звонким, глухой с глухим. Внуку со внуком интересней время проводить, а деду с дедом.
Приложение№2
Текст №1.
За ночь сильно похолодало. Наступило морозное утро. На окнах появились
удивительные рисунки. Солнечные лучи влетали в комнату и зажигали узоры на
стекле. Вот распушилась красивая ветвь. Какой чудесный мастер исписал все
стёкла такими узорами.
Задание :
Текст №2
Февраль – самая
метельная пора зимы. В лесу под холодным огнём яркого, но бессильного солнца висят
на ветвях кустов и деревьев снежные шапки. Рассеянный свет заката румянит снег.
От леса падает тень, и здесь сумеречно гаснет свет на буграх лиловых сугробов.
Днем небо безоблачное, поражает голубизной, а к вечеру оно становится
густо-фиолетовым, и на таком фоне удивительно красива в хрустальных кружевах
развесистая берёза.
Задание :
Текст №3.
Конец января. В сухом морозном воздухе сверкают на солнце бесчисленные блёстки
инея. Они украшают в алмазный наряд ветки деревьев. Развесили снежные шапки
кустарники. В воздухе чувствуется морозное холодное дыхание зимы.
У опушки белеет берёзка. Её облепила стая красногрудых чечёток. Они оживленно
перекликаются, порхают по ветвям.
Задание :
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.