МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 Г. КИЗИЛЮРТ
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«Какие члены предложения являются однородными»
(8 класс)
Подготовила: Дадамова У.А.
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ № 8г. Кизилюрт
2018г. Цели:
I. Обучающие: расширить знания учащихся об однородных членах предложения; учить находить однородные члены в предложении; продолжить работу по формированию умения ставить знаки препинания при однородных членах.
2. Развивающие:
развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, обобщать полученные данные и делать выводы, развивать устную и письменную речь учащихся, логическое мышление детей, навыки самостоятельной и коллективной работы.
3.Воспитательные: содействовать воспитанию рационального распределения времени, социализация личности, формирование правильной, грамотной речи.
Оборудование урока: учебник М.М. Разумовской «Русский язык. 8 класс",тексты, ПК
Тип
урока:
комбинированный.
Технологии: групповая, здоровьесберегающая, дифференцированная, ИКТ.
Методы:
- словесные методы: беседа, рассказ;
-наглядные:
презентация, интеллект-карта;
- практические методы: упражнения письменные, устные, графические (составление
схем), упражнения воспроизводящие (репродуктивные), тренировочные.
Элементы нетрадиционного урока:
- создание эмоционального подъёма уч-ся; ситуация успеха для каждого
ученика.
Ход урока.
(СЛАЙД 1) (релакс-музыка, число, классная работа)
I. Мотивирование к учебной деятельности.
1.Учитель:
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок!
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели
И работать захотели.
Наш урок я хочу начать с вопроса: с каким настроением вы пришли на урок? Ведь от этого зависит и усвоение материала и ваша активность
Запишите число, классная работа.
1. Введение в тему.
Ребята, а какой раздел русского языка мы с вами изучаем в 8 классе? А что изучает синтаксис?
Вот сейчас мы потренируемся.
Синтаксический разбор предложения у доски.
О доблестях, о подвигах, о славе я забывал на горестной земле. (пов., невоскл., простое, двусостав., распростр., ослож. однор. дополнениями)
- Чем осложнено предложение?
- Какова же тема нашего урока? (СЛАЙД 2)
- С этой темой раньше не встречались?
2. Целеполагание.(СЛАЙД 3)
- Какую же цель поставим? (Повторим и обобщим свои знания об однородных членах, научимся находить их в предложениях, читать, соблюдая перечислительную интонацию, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами)
- А может что-то и новое узнаете!?
- Для чего нам нужны эти знания? Где пригодятся? (Это краткий, выразительный прием речи)
3. Изучение нового материала.
Возьмите листочки с утверждениями. Работа с ними необходима нам для лучшего восприятия и осознания нового материала. В течение 1 минуты изучите утверждения и выразите свое согласие или несогласие в колонке «ДО» (поставьте + или - ). Время пошло.
ДО |
УТВЕРЖДЕНИЯ |
ПОСЛЕ |
|
1. Однородные члены – это всегда слова одной и той же части речи. |
|
|
2. Однородные члены соединяются только союзами. |
|
|
3. В предложении может быть только один ряд однородных членов. |
|
|
4. Однородными могут быть все члены предложения: подлежащие, сказуемые, определения, дополнения, обстоятельства. |
|
|
5. Однородные члены бывают только нераспространенными. |
|
|
6. Однородные члены в предложении всегда располагаются рядом. |
|
|
7. Все слова, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову, являются однородными членами. Н-р, желаю ни пуха ни пера. |
|
Откройте учебник на стр. 116-122 . Прочитайте материал параграфа 30 в синих рамочках, в том числе «Возьмите на заметку!». Через 3 минуты в течение 1 минуты поставьте + или – в колонке «ПОСЛЕ». Начинайте.
- Какие утверждения у вас совпали? Что считаете самым важным?
Признаки однородности, правило
- Если не совпали, в чём видите причину? (Многого не знаем)
- Что нового вы узнали?
Используя интеллект- карту, расскажите об однородных членах
4. Закрепление изученного материала.
(СЛАЙД 5) Запишите предложения, подчеркните однородные члены, расставьте знаки препинания, постройте схемы:
1) Стук топоров и голоса людей вскоре затихли и сменились стуком дятлов и журчанием воды около коряг.
2) Все серые, карие, синие глазки смешались, как в поле цветы.
3) Я люблю идти в лесу тихо, с остановками.
4) Костер г..рел щедро, ярко, в полную силу.
5) Солнце зашло, и серая паутинка легла на тихую землю и тихое небо.
- В чём вы ещё раз убедились? (В предложении может быть несколько рядов однородных членов. Одн.чл. могут быть любым членом предложения и выражаться разными частями речи, а также могут быть распространенными)
5. ( СЛАЙД 6) Физминутка.
Вы,
наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Мы осанку исправляем,
Спинку дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз,
Улыбнись всем и садись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем!
Открываем, поморгаем
И работать начинаем.
6. Дифференцированное задание.
- Переработайте текст, который вам предлагается, так, чтобы он стал ярким, выразительным, эмоциональным, включив в него однородные члены. Те, кто нуждается в помощи, могут обратиться к словам для справок.
(СЛАЙД 7)
Зимний день ярок. Мороз подгоняет прохожих. Снег переливается серебром. Деревья, крыши домов украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны.
Слова для справок: наряден, торопит, искрится, провода, кусты, сказка, колдовство.
- Прочитайте переработанный текст. (Зимний день и ярок, и наряден. Мороз торопит, подгоняет прохожих. Снег переливается, искрится серебром. Деревья и кусты, крыши домов и провода украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны, сказки и колдовства.)
- У кого иначе? Что изменилось? Благодаря чему?
- Однородные члены, как мы могли убедиться, украшают речь, делают ее экспрессивной. Но надо помнить и о том, что они «источник опасности», так как при неправильном построении предложений с однородными членами могут быть допущены грамматические ошибки. А наша задача – научиться грамотно, красиво, четко выражать свои мысли. Поэтому сейчас мы займемся предупреждением грамматических ошибок.
7. Предупреждение грамматических ошибок.
Перед вами перечень возможных ошибок при употреблении однородных членов в предложении. Изучите типичные ошибки. – 1 минута.
Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами
|
1. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов. (Герой умен, находчив, наблюдательный). 2. Включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий. (В комнате стояли столы, стулья, шкаф, мебель). 3. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени существительного. (Я люблю сочинять стихи и чтение). 4. Однородные члены с различным управлением имеют при себе общее дополнение. (Поэт знакомится и внимательно изучает фольклор). |
Учитель: Одна ученица написала небольшое сочинение. Прочитайте его. Что вам не понравилось? (В предложениях с однородными членами допущены грамматические ошибки). Поработайте в парах и исправьте ошибки, если сложно, обратитесь к подсказкам - схеме каждого предложения.
(СЛАЙД 8) Повесть «Капитанская дочка» удивительно поэтична, интересна и увлекательная. Это произведение заинтересовало и понравилось мне. Буран, сон Гринёва у Пушкина не просто деталь, а важные моменты, предсказывающие судьбу героев. История Петра Гринёва и Маши Мироновой учит нас быть честными и преданности.
Все произведения и стихи А.С.Пушкина мне очень нравятся.
(СЛАЙД 9)Проверим:
Повесть «Капитанская дочка» удивительно поэтична, интересна и увлекательна. Это произведение заинтересовало меня и понравилось. Буран, сон Гринёва в повести Пушкина не просто деталь, а важные моменты, предсказывающие судьбу героев. История Петра Гринёва и Маши Мироновой учит нас быть честными и преданными.
Все произведения А.С.Пушкина мне очень нравятся.
- Где вам могут пригодиться эти знания и умения? (на ОГЭ, ЕГЭ)
8. Итог урока. «Мозговой штурм», используя интеллект-карту
- Что нового об однородных членах вы сегодня узнали?
- Пригодятся вам эти знания в дальнейшем? Для чего?
9. Рефлексия.
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.
Оценки за урок
10. Домашнее задание: по интеллект-карте рассказать материал параграфа 30 учебника, упражнение 193.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.