Открытый урок по русскому языку на тему: «Обобщение знаний об имени прилагательном» в 4 «а» классе
Оценка 5

Открытый урок по русскому языку на тему: «Обобщение знаний об имени прилагательном» в 4 «а» классе

Оценка 5
docx
30.09.2020
Открытый урок по русскому языку на тему: «Обобщение знаний об имени прилагательном»  в 4 «а» классе
4кл. «Обобщение знаний об имени прилагательном».docx

 

Открытый урок по русскому языку

на тему:

«Обобщение знаний об имени прилагательном»

 в 4 «а» классе

 

Триединая цель:

– дидактическая: совершенствовать у учащихся умение определять род, числа, падеж имен прилагательных;

– развивающая: развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать, а также развивать орфографическую зоркость, наблюдательность, внимание, речь учащихся;

– воспитательная: воспитывать любовь к языку; умение работать в коллективе; воспитывать аккуратность ведения тетрадей.

Задачи урока:

1. Обобщение и систематизация знаний учащихся об имени прилагательном, его грамматических значениях (роде, числе, падеже), о согласовании с именем существительным; формирование орфографической зоркости.

2. Развитие речи, познавательного интереса к языку, мыслительных процессов, речевой культуры, внимания, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы.

3. Развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности.

4. Воспитание любви к знаниям, русскому языку, к одноклассникам.

5. Использование здоровьесберегающих технологий.

 

Оборудование:учебник, тетради, мультимедийное оборудование, карточки с заданиями для парной работы.

 

«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.

 

1.     Организационный момент:

– Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним, посмотрите, улыбнитесь, какие они доброжелательные, поприветствуйте. Пусть этот урок несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. Желаю вам успехов и творческих удач.

- А сейчас послушайте стихотворение.

 

Работа над эпиграфом к уроку:   

Что нам делать предстоит?

Вот вопрос какой стоит.

Чтоб ответ вам получить

Надо задачу нам решить.

Я – часть речи интересная,

Миру широко известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!

-Какая часть речи может так себя охарактеризовать? (конечно, имя прилагательное)

Сообщение целей:- Сегодня на уроке нам надо показать свои знания об имени прилагательном и умениях применять прилагательные в своей речи.

Итак, мы опять с вами в стране имени прилагательного.

Выступление ребят (Сценка-диалог имени существительного и имени прилагательного)

 

Имя прилагательное:

- Родилось я с очень покладистым характером, но нет у меня ни рода, ни числа. Что же мне делать? Может спросить у имени существительного?

- Имя существительное, одолжи мне свой род и число, а то мне скучно и грустно.

Имя существительное: С удовольствием, я буду с тобой дружить.

 

Имя прилагательное:

 Вместе - служба, вместе - дружба!

Существительное с прилагательным живет на редкость дружно.

Изменит окончание, когда ему так нужно.

Оно его не бросит в воде и на земле.

Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.

 

2.   Актуализация опорных знаний.

-Вспомним, что мы еще знаем об имени прилагательном.

1. Что такое имя прилагательное?   

2. Что оно обозначает

3. На какие вопросы отвечает

4. С какой частью речи связано?

5. Как изменяется? 

6. Как называется изменение имен прилагательных по падежам?

7.Как определить падеж имени прилагательного? (Падеж прил. определяется по падежу имени сущ., к которому оно относится.)

 

3.   Чистописание (дата  записана заранее)

Ребята, что вы видите на картинке?

(Зимний лес и следы на снегу)

Что еще видите (Сочетание букв)

Как вы думаете что это?

(Окончание имен прилагательных м.р.,ж.р., ср.р.)

Да родовые окончания прилагательных.

Напишите, ребята родовые окончания прилагательных правильно делая соединение:

1 ряд окончания муж.рода; 2 ряд окончания жен.рода; 3 ряд окончания ср.р.

Каких окончаний здесь нет?

Окончания множественного числа

Какие имеют окончания множественного числа?

 

-  Поможем зимушке нарисовать узоры на стеклах наших домов.

 « Узоры на стекле»

Если вы согласны с моим утверждением – пишите петельку вверх, не согласны- петельку  вниз

1.       Имя прилагательное обозначает признак предмета.( да)

2.      В предложении имя прилагательное является определением.(да)

3.      Имя прилагательное изменяется по числам,  падежам, родам ( в ед. ч) (да)

4.      Определить род прилагательного во множественном числе можно.(нет)

5.      Чтобы правильно написать безударное окончание прилагательного, надо от существительного задать вопрос.(да)

6.      Прилагательное согласуется в роде, числе и падеже со связанным с ним существительным. (да)

7.      Главным словом в словосочетании прил.+сущ. является прилагательное.(нет)

8.      Какой? Какая? Какие? – вопросы прилагательного.(да)

-  Какой узор у вас получился?

( 3 петельки вверх1 вниз 2 ввех 1 вниз 1 вверх)

-  Повторите узор до конца строки.

 

4.   Лексический диктант

Лиственное дерево с белой корой (береза)

Зверек отряда грызунов с длинными ушами (заяц)

Диск луны (месяц)

Синоним слова путь (дорога)

Сладкое, наливное, круглое (яблоко)

Поставьте ударение, подчеркните орфограмму. Какая это часть речи?

Подберите прилагательные к ним?

 

Начнем работу с разминки:

Словарь, в котором можно узнать о правильном написании слов (орфографический)

Антоним к слову временный (постоянный)

Как называется дождь, идущий при солнце? (слепой)

На какое дерево садится ворона во время дождя? (мокрое)

Что входит в окно, но не ломает его? (солнечный луч)

- Что общего в названных вами ответах? (это имена прилагат.)

 

5.    Работа со стихотворением.

- Прочитайте стихотворение.

Поёт зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.  

                                 (С.Есенин)

- Объясните значение слов «аукает», «баюкает».

Из данного стихотворения выписать словосочетания: сущ.+прил.,

 Определить род и падеж имени прилагательного.

-Какое словосочетание можно считать лишним? Почему?

- Ребята, а знаете ли вы, что означает прилагательное в переводе с греческого языка? (эпитет).

-Что же такое эпитет? Это художественное, образное определение, подчеркивающее один из признаков предмета.

- Какие эпитеты использовал поэт в стихотворении?

 

А теперь повторим написание

         Безударного окончания.

         Что при этом надо знать,

          Чтобы грамотно писать?

          (задать вопрос от имени существительного к имени прил.)

- На какие вопросы отвечают имена прил.м.р. и с.р. в Р.п., Д.п., Т.п. и П.п.?

-В чем хитрость имен прил.ж.р.? В каких падежах они отвечают на вопрос «какой?»

 

6.   Физминутка

- Проявите зоркость.Прочитайте текст и найдите ошибки.

Зимнем погожим утром лыжники катались в лесу. Сначала они зашли в

берёзоваю рощу. Потом отправились к дальнимустараму бору по знакомай удобной лыжне. В сосновам бору стояла тишь.

- Объясните правильное написание слов, в которых допущены ошибки.

- Исправьте окончания имен прилагательных.

 

Упражнение в подборе синонимов и антонимов.

Прочитайте словосочетания:

         1. Теплая погода                   

         2. Холодный ветер     

         3. Сладкая ягода

                  

- В каком значении употребляется прилагательное? (В прямом).

-Измените словосочетание так, чтобы прилагательное употреблялось в переносном значении. Используйте слова для справок.

 

Слова для справок: кофта, конфета, беседа, чай, речь, разговор.

(Теплая беседа)

(Холодный разговор)

(Сладкая речь)

 

- Замените прилагательное в словосочетании теплая беседа близким по смыслу (душевная, радостная).

 

- Замените прилагательное в словосочетании холодный разговор противоположным по смыслу (задушевный, приятный).

- Как называются слова близкие по смыслу? Противоположные по смыслу?

- Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Прилагательное употребляется в прямом и переносном значении. К прилагательным можно подобрать слова близкие по смыслу – синонимы и противоположные по смыслу – антонимы.

 

7.    Работа по книге: упражнение №100 с.47

 

8.   Самостоятельная работа по карточкам.

Работа по парам:

- Ниже написаны пословицы, в которых пропущены противоположные по смыслу слова большой –маленький.Спишите пословицы, вставляя вместо черточек подходящие по смыслу прилагательные.

1.       ________пенёк опрокидывает _______воз.

2.      _______крючком_______рыбу не выудишь.

3.      Даже самое ______дерево выросло из _______семени.

 

Работа по парам:

В приведённых ниже пословицах вставь вместо черточек слово, противоположное по смыслу (антоним).

Укажи род и падеж имён прилагательных в пословицах.

1. У короткого ума ____________язык.

2. Старый друг лучше ____________двух.

3.Доброе слово лечит, а ____________калечит.

4. Горькая правда лучше____________лжи.

 

9.   Последнее задание  «ТЕСТ – ОПРОС»

1. Указать имена прилагательные:

а) бледнеть;           б) бледноватый;                 в) бледнота

2. В каком из данных прилагательных в окончании пишется –И?

а)  к могуч…му            б) летн…го          в) с зимн…м      г) по здешн…му

3. Имена прилагательные во множественном числе по родам:

а) изменяются                           б) не изменяются

4. У прилагательного нет следующего признака:

а) времени;                  б) числа;                      в) рода.

5. В предложении имя прилагательное чаще всего является:

а) определением          б) обстоятельством            в) дополнением

 

10.                   Домашнее задание  упражнение №102 с.47

11.                     Итог урока. Рефлексия.

Что вам больше всего понравилось в уроке?

На протяжении всего урока вам светило солнышко удачи. Я радовалась вашим ответам, каждой вашей удаче. Все ли у вас получилось на уроке, что вам хочется сказать самому себе?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отзыв коллег

об открытом уроке  в 4 «а» классе

по теме «Обобщение знаний об имени прилагательном»

 

Посетив  открытый урок русского языка «Обобщение знаний об имени прилагательном»  в 4 «а»  классе учителя начальных классов Патимат Исмаиловна видна удивительная трудоспособность, высокая ответственность, любовь к детям, большая кропотливая работа учителя. Она –мастер своего дела, эрудированный специалист, владеющий в совершенстве методикой преподавания предметов начального звена. Данный урок удивил нас  тем, как эффективно использована каждая минутка, как много ее ученики успели сделать. Нас поразила грамотная, правильная речь учащихся, отработанная дикция, глубина знаний, четкость ответов, каллиграфическая и орфографическая грамотность учащихся. На уроке царила бодрая рабочая атмосфера, доброжелательные отношения между учителем и детьми, вера в силы и возможности каждого ребенка, т.е. налицо педагогика сотрудничества. Главная задача учителя- формирование стойкого интереса к знаниям. На уроке было видно, что дети умеют учиться, умеют самостоятельно организовывать свой труд. В течение всего урока дети работали азартно, самозабвенно. Педагог умело чередует коллективную и индивидуальную форму работы. У учащихся нет механического заучивания, они анализируют каждое задание, делают выводы. Для данного урока характерны высокая плотность, разнообразие видов деятельности, логическая связь и завершенность, целесообразность каждого этапа, несущего воспитательное воздействие. Здесь ученик чувствует себя личностью, творцом. Каждый работает на пределе своих возможностей, реализует и развивает свой творческий потенциал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отзыв родителей

об открытом уроке  в 4 «а» классе

по теме «Обобщение знаний об имени прилагательном»

 

«21 февраля  в 4 а классе состоялся открытый урок русского языка. Наша учительница,Патимат Магомедовна,творчески подошла к подготовке данного урока.

Урок  состоял из 5 этапов: от простого к сложному. Учащиеся показали прочные знания в области русского языка. Нас, родителей, поразили четкие, громкие, грамотные ответы детей. Учитель постоянно контролировал, чтобы четвероклассники могли аргументировать свои высказывания. Благодаря чуткости, доброжелательности, отзывчивости Патиналаевой П.М., урок прошел в теплой, дружной обстановке.

Патимат Магомедовна все предусмотрела, все организовала так, чтобы каждый  из родителей смог услышать своего ребенка, порадоваться вместе с ним его успехам, либо увидеть, чему еще уделить внимание дома. Учительница  умело использовала и наглядные пособия, и обратную связь, и командную работу.

       Четвертый год она неустанно объясняет детям главные приоритеты жизни: «Ты – человек. Ты – команда. Тебя на этой планете окружают люди». И нам, родителям, всегда приятно и легко приходить почти в полном составе в наш замечательный, необыкновенный, порою шумный, но всегда отзывчивый 4б класс.

 

Учитель творчески подходит к проведению уроков.,

 

 С уважением родители 4 а класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Открытый урок по русскому языку на тему: «Обобщение знаний об имени прилагательном» в 4 «а» классе

Открытый урок по русскому языку на тему: «Обобщение знаний об имени прилагательном» в 4 «а» классе

Миру широко известная: Опишу любой предмет –

Миру широко известная: Опишу любой предмет –

Напишите, ребята родовые окончания прилагательных правильно делая соединение: 1 ряд окончания муж

Напишите, ребята родовые окончания прилагательных правильно делая соединение: 1 ряд окончания муж

Что входит в окно, но не ломает его? (солнечный луч) -

Что входит в окно, но не ломает его? (солнечный луч) -

В каком значении употребляется прилагательное? (В прямом)

В каком значении употребляется прилагательное? (В прямом)

В предложении имя прилагательное чаще всего является: а) определением б) обстоятельством в) дополнением 1

В предложении имя прилагательное чаще всего является: а) определением б) обстоятельством в) дополнением 1

Отзыв коллег об открытом уроке в 4 «а» классе по теме «Обобщение знаний об имени прилагательном»

Отзыв коллег об открытом уроке в 4 «а» классе по теме «Обобщение знаний об имени прилагательном»

Отзыв родителей об открытом уроке в 4 «а» классе по теме «Обобщение знаний об имени прилагательном» «21 февраля в 4 а классе состоялся открытый урок…

Отзыв родителей об открытом уроке в 4 «а» классе по теме «Обобщение знаний об имени прилагательном» «21 февраля в 4 а классе состоялся открытый урок…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.09.2020