Открытый урок по русскому языку "Неопределенная форма глагола"

  • docx
  • 08.04.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала неопределенная форма глагола 3.docx

 

3 КЛАСС

Тема: «Неопределенная форма глагола»

Цели:

·        Образовательные:

·        Дать понятие о неопределенной форме глагола.

·        Формировать представления учащихся об основных признаках неопределенной формы глагола.

·        Обогащать словарный запас учащихся

2.Развивающие:

·        Развивать речь, умение делать выводы.

3.Воспитывающие:

·        Воспитывать познавательный интерес к предмету

 

 

Этап урока

Содержание работы

Ответы

Орг. момент

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минутка чистописания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог:

 

 

 

 

 

 

Словарная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог

 

 

Введение нового

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

 

 

 

                    Работа по учебнику

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог урока

Прозвенел звонок веселый.                                     Мы начать урок готовы.                                    Будем слушать, рассуждать.                                   И друг другу помогать.

Сегодня мы с вами будем говорить о глаголе.

- Посмотрите на доску и  прочитайте слова. выкопал, выдержал, угрожают, зашагает, стемнеет, сбегут.

-Найдите в них общее

Какие вы можете назвать различия?                                                                                                                    -  Что вы заметили, обратив внимание на числа этих глаголов?                                             Что вы заметили, обратив внимание на время глаголов?

- Какие еще особенности вы увидели?

 -Скажите, что такое глагол? Самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать, что сделать, обозначает действие предмета.

 

- Молодцы, откройте свои тетради и запишите число, классная работа.

- Сейчас мы проведем минутку чистописания, а буквы, которые мы будем писать, вы назовете сами.

- Первая буква находится в корне глагола настоящего времени множественного числа и обозначает в нем парный звонкий всегда твердый звук. Какая это буква? Где она находится?

 

 - Вторая и третья буква являются проверяемыми безударными гласными в корнях глаголов прошедшего времени. Какие это буквы? Где они находятся?

 

- Составьте цепочку, в которую входили бы буквы Ж, О, Е.

 - Напишите эту цепочку букв до конца строки в данной последовательности

-Хорошо, мы подготовили руку к письму. Сейчас 6 человек будут работать по индивидуальным карточкам. А с остальными мы проверим знание словарных слов.

- Словарная работа:                                   1. Это широкая городская дорога с твёрдым покрытием, которая предназначена для движения автотранспорта.                                                  2 .Состояние атмосферы в определенный момент времени.                                                 3. Одна из четырех сторон света, противоположная югу                                      4.Четвертый день недели                                5. Это чрезвычайно быстрое и сильное, большой разрушительной силы и значительной продолжительности движение воздуха.                                            6. Мера длины, равная 1000 метров.           

    7. Ледяные кристаллы, образующиеся на поверхности Земли, которые садятся на предметы, которые холоднее воздуха, и замерзают на них пушком.                             8. Транспортное средство, Широко применяется в сельском хозяйстве для пахоты и перемещения несамоходных машин и орудий.                                               9. Нарисованное изображение                          10. Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица.

 - Молодцы, мы повторили словарные слова. Теперь посмотрите что записано на доске. Как вы понимаете?

- Назовите глаголы из пословицы. Задайте к нему вопрос. Определите время и число.

 - От данных глаголов образуйте новые так, чтобы к ним можно было задать вопрос «что сделать»?

- Теперь посмотрите на следующую пословицу. Прочитайте её. Как вы понимаете?                                                            - Назовите глаголы из пословицы. Задайте к нему вопрос. Определите время и число.

- И еще одна пословица, прочитайте, как вы понимаете?

- Желать, видать – определите время глаголов отвечающих на вопрос что делать?  что сделать?

- Форма глагола, которая не указывает на время  и число называется неопределенной формой глагола

- На что оканчивается глаголы в неопределенной форме

- Давайте обобщим наши рассуждения:

- На какие вопросы отвечает

- На что оканчиваются

- Указывает ли на время неопределенная форма глагола?

- Изменяются ли по числам глаголы в неопределенной форме

Посмотрите на доску, такую схему можно составить к сегодняшней теме.

Раз, два — стоит ракета                           Три, четыре — самолет.                             Раз, два — хлопок в ладоши,                     А потом на каждый счет.         

Раз, два, три, четыре                                 Руки выше, плечи шире.                              Раз, два, три, четыре                                      И на месте походили.

- А сейчас откройте свои учебники на  странице 76, прочитаем правила, которое мы узнали.

- Упражнение № 179 выполним устно. Прочитайте задание. Что нам нужно сделать?

 

Чему мы научились, выполняя  это  упражнение?

- Упражнение № 181 письменно.

- Упражнение № 183 выполним устно.

- Упражнение № 185 письменно.

 - С какими глаголами мы сегодня познакомились?  На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?  Указывают ли на время и число?

- Кто считает, что он работал весь урок отлично? Кто считает, что мог работать лучше?

 

 

 

 

Все слова глаголы, имеют б/у гласную в корне, во всех словах есть приставка.  Угрожают,сбегут мн. числа, а остальные ед. ч.

Выкопал и выдержал прош. вр., угрожают наст. вр, зашагает, стемнеет, сбегут – буд. вр.

В приставках угрожают, стемнеет по 1  букве, а в остальных словах по 2 буквы.

 

 

 

- Это буква Ж, она находится в корне -грож-, наст. врем. множ. числа угрожают, и обозначает в нем парный звонкий

 

- Вторая буква о, она находится в корне -кол- глагола прошедшего времени выкопал

- третья буква е, она находится в корне -держ- глагола прошедшего времени выдержал.

 

Жо же

 

Шоссе

 

 

 

 

 Погода

 

Север                                                                                                                                                     

 

Четверг   

                                                           Ураган

 

 

 

Километр

 

Иней

 

 

 

 

 

Трактор

 

 

 Рисунок

 Земляника

 

 

 

 

 

-Кто много желает, тот мало имеет,

-Желает, имеет  (что делает? )- наст. время, ед.ч.

- пожелать, поиметь

 

Лишнего пожелать - последнее потерять.

                                                                  Пожелать, потерять  - (что сделать?)

- Время и число определить нельзя.

 

Много желать – добра не видать.

 

- Время и число определить нельзя.

- Глаголы в неопределенной форме оканчиваются на ть, ти, чь,

 

-Глагол в нф отвечают на вопросы что делать?, что сделать?, они оканчиваются на ть, ти, чь

 

- Начальная форма глагола не указывает на время и не изменяется по числам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нужно поставить вопросы к выделенным глаголам неопределенной формы.

 


 

Скачано с www.znanio.ru