Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Междуреченская средняя общеобразовательная школа
Технологическая карта урока обучения грамоте, 1 класс.
УМК «Начальная школа 21 века»
Учитель: Л.В.Шаповал
Тема урока « Письмо заглавной и строчной букв Б.б »
Цели урока: 1)Обучающая: создание условий для формирования умений правильно и красиво писать заглавную и строчную буквы Б,б; 2)Развивающая: совершенствование метода звукобуквенного анализа слов; развитие фонематического слуха, связной речи,внимания,памяти; 3)Воспитывающая: развитие коммуникативных навыков и навыков учебного труда; воспитание чувства сотоварищества, дружбы, сплочённости; 4)Здоровьесберегающая: сохранение здоровья учащихся через проведение разминки и физминутки; Задачи урока: - формировать умения различать буквы печатные и письменные, сохраняя образ букв Б,б в памяти; - развивать продуктивное мышление, формируя способность учащихся к новому способу действий; - развивать мышление, фонематический слух, речь, память,внимание,воображение учащихся; - воспитывать чувство коллективизма -способствовать сохранению здоровья
|
Цели учащихся:
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к восприятию и использованию новых знаний и умений.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых знаний.
|
Тип урока: урок открытия нового знания |
Форма проведения: урок-исследование |
Опорные понятия, термины |
Средства обучения: 1. Сигналы для звукового анализа; 2. Картины «Бимка» ( собачка) и «белка»; 3. Буквы Б, б, и, к, а, е, м, л; 4. Конверты со словами «бублики», «баранки», «У» «и» «Бори»; 5. Жгутики из пластилина 2 шт. по 20 см и 1шт. по 8 см; 6. Презентация c использованием интерактивной доски (Smart) 7. Презентация физминутки 8. Презентация написания букв Б,б |
Содержание
взаимодействия с учащимися |
Методы |
ФОУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. Мобилизующий этап урока – 1 мин Цель: обеспечение высокого уровня вовлечённости школьников в активную творческую учебную деятельность; создание псевдоконцертного настроения первоклассников; |
|||||
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Я рада приветствовать вас в нашем классе. -Мы урок начнём с разминки. Выпрямляем свои спинки. Вправо, влево оглянитесь. Вправо потянитесь. Влево потянитесь. И назад все повернитесь. -Поздоровайтесь с гостями учтиво. -Ко мне повертитесь, улыбнитесь. К друг другу повернитесь, поприветствуйте друг друга. -Прошу садиться. Ножки. Ручки. Спинки выпрямили. Голова прямо. Глазки на меня. -Вижу класс мой хоть куда и мы начнём урок русского языка. |
Декламация стиха (хоровая) Психологический настрой на хорошую, дружную работу |
Коллективные |
Внимательно слушает хоровое чтение стиха. Вовлекает учащихся в активную творческую деятельность, создавая хорошее настроение. |
Читают стихотворение наизусть, слушают учителя.
Кивок головы.
|
Регулятивные: - развитие способности к мобилизации сил и энергии для выполнения предстоящей работы; - развитие психических процессов; -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - воспитание положительного отношения к процессу познания; Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать; - формирование бережного отношения друг к другу; |
2. Мотивационный этап . Актуализация опорных знаний - 4 мин Цель: создание мотивационного мобилизующего начала урока и через игровую ситуацию введение учеников в мир познания |
|||||
Что понадобиться на урок? -откройте свои рабочие тетради на с.9. -Обозначьте своё настроение в начале урока. -Приготовим пальчики для письма. Выполним пальчиковую гимнастику «Дружная семья»: Этот пальчик-дедушка Этот пальчик бабушка Этот пальчик папочка Этот пальчик мамочка Этот пальчик- я Вот и вся моя семья! -посмотрите на слайд Ы О р Д е Й и т К -Назовите буквы -Подумайте по какому признаку можно распределить эти буквы на 2 группы 1)ы р е и т 2)ыОеи ОДЙК рДЙтК -Почему вы так распределили? -На какие группы можно распределить гласные буквы? -Согласные? -И так, буквы русского алфавита делятся на гласные и согласные. Гласные делятся на буквы, которые обозначают мягкость согласного на письме и буквы, которые обозначают твёрдость согласного звука на письме. Согласные делятся на парные и непарные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.
|
Наблюдение, проблемная мотивационная игровая ситуация. Работа по плану урока и заданиям учителя. |
Коллективные
|
Выполняет с детьми пальчиковую гимнастику. Обобщает знания гласные и согласные буквы, строчные прописные, звонкие, глухие, твёрдые и мягкие |
Отвечают, что необходимо для урока ( Рабочая тетрадь, пенал, жгутики из пластилина, буквы, схемы) Обозначают своё настроение. Выполняют пальчиковую гимнастику. Актуализируют знания гласные и согласные буквы, строчные прописные, парные и непарные звонкие, глухие, твёрдые и мягкие. |
Регулятивные: -умение слушать, воспринимать и сохранять учебную задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленных вопросов; Познавательные: - анализ услышанной информации, умение наметить пути решения проблемы с учётом жизненного опыта учащихся; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; - нравственно – этическая ориентация; Коммуникативные: - слуховое восприятие ответов товарищей, умение строить для окружающих простые и ясные высказывания – предположения;
|
3 Формулирование темы и цели урока. Игровая ситуация. -3мин. Цель: создание мотивационной ситуации для формулирования темы и цели урока, определение содержательных рамок урока; актуализация опорных знаний;
|
|||||
- Как то холодно стало. Ветерок подул и все буквы перепутал. -Назовите буквы, которые оставил ветер а м Б и к е б л к а ( все письменные, кроме Б б , они печатные) -Предлагаю вам поработать в парах и из данных букв составьте слова -Какие слова получились? Бимка белка -Кого могут звать Бимка? -Кто такая белка?
-что вы заметили в записи этих слов? -Можем ли мы эти слова написать письменными буквами? - В чём проблема? -Кто догадался какая будет тема урока? -Чему мы будем учиться? -Для чего нам нужна заглавная буква Б? строчная?
|
Нажатием руки на слайд появляются картинки собачки и белочки
|
коллективная, работа в парах |
Подводит детей к самостоятельному озвучиванию темы и целей урока, к осознанию для чего это нам надо знать. |
Работа с буквами в парах -
-получились слова -Бимка белка -собаку млекопитающие животное -в записи слов есть письменные буквы и печатные -не можем записать эти слова -проблема в том, что мы не умеем писать заглавную и строчную буквы Б, б -Тема урока будет Письмо заглавной и строчной букв Б, б -мы будем учиться писать эти буквы -заглавная буква нужна, чтобы записывать имена собственные и первое слово в предложении |
Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; - целеполагание, контроль, коррекция, саморегуляция; Познавательные: -- постановка и решение проблем; - выделение и формулирование темы урока; -структурирование знаний; -осознанное построение устных высказываний; -смысловое чтение; -логические универсальные действия: анализ, синтез, подведение под понятие, классификация, построение логической цепи рассуждений; Личностные: - положительное отношение к процессу познания; внимание, желание узнать больше; - знание основных моральных норм работы у доски (принятие помощи от товарищей и взрослых, ответственность за правильное выполнение задания); Коммуникативные: - умение адекватно воспринимать оценки товарищей и учителя; |
4. Пробное учебное действие (коллективное и индивидуальное) и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии. Звукобуквенный анализ слова «бабочка»- 7 мин Цель: организация коммуникативного взаимодействия, направленного на приобретение недостающих знаний и умений по совершенствованию метода звукобуквенного анализа слов; создание условий для развития аналитического мышления, речи, внимания, актуализации опорных знаний; для организации пробных действий и фиксации затруднений; |
|||||
Белочка и Бимка вам покажут как пишутся эти буквы, если вы выполните задание -Отгадайте загадку: Шевелились у цветка Все 4 лепестка Я сорвать его хотел Он вспорхнул и улетел (бабочка) -Слайд картинка бабочка -Звуковой анализ слова «бабочка» - Слове бабочка-3 слога. Ударение падает на 1 слог ба на букву а Первый звук[б]-согласный, звонкий, твёрдый [ а ]-гласный, ударный [б]- согласный, звонкий, твёрдый [а]-гласный, безударный [ч]-согласный, [к]-согласный, парный, глухой, тв [а]-гласный, ударный В слове бабочка 7 звуков,7 букв -Выпишите буквы, которые обозначают гласные звуки. Второй гласный звук [а ]-обозначается буквой о.Эту орфограмму мы будем изучать во 2 классе -назовите гласные буквы а о а -Какой общий элемент у этих букв? -посмотрите на букву б, что общего у неё с гласными буквами ( элемент овал) -Напишите 3 раза элемент овал |
Звукобуквенный анализ слова
с проговариванием алгоритма разбора |
Коллективный индивидуальный |
Следит
за алгоритмом разбора, ставит проблемные вопросы, учит обобщать |
Выполняют разбор, следуя алгоритму, Приходят к выводу, что у гласных а о а общий элемент овал, он нам понадобится для написания буквы б. |
Регулятивные: - Умение принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять итоговый контроль по результату; оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: --осознанное построение устных высказываний; -логические универсальные действия: анализ, синтез, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений; - решение проблем творческого и поискового характера; Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми |
5. Вовлечение учащихся в систему расширенных знаний. Исследовательская работа – 10 минут Цель: расширение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности: формирование умений писать строчную и заглавную буквы Б,б; через игровую ситуацию, подвести учащихся к выводу, что эти буквы необходимы для написания имён собственных, первого слова в предложении и написания слов; развитие умений сравнивать, анализировать, классифицировать; развитие и воспитание коммуникативных навыков и навыков учебного труда; |
|||||
- Белочка хочет показать вам сюрприз. -Слайд Показ написания б -Рассмотрите образец написания буквы б в прописи, из скольких элементов он состоит? -Обведите образец другим концом ручки -Напишем букву в воздухе под счёт -Запишите 3 раза красиво. Учитель следит за положением тетради и осанкой детей -ошибки -Допишите до конца строки -прочитайте слова на следующих строках
бабуся барабан бублики -что общего у этих слов?(начинаются на б, трёхсложные)
-Когда так говорят «бабуся»? Слайд «Жили у бабуси 2 весёлых гуся» -Что такое барабан? Слайд. Музыкальный инструмент -Что такое бублики? Слайд хлебобулочные изделия
-посмотрите как будем писать соединение букв ба в слове «бабуся» -ба учитель показывает на доске -Напишите слово -Запишите барабан. Что интересного заметили? Все согласные звуки звонкие -посмотрите, как будем писать соединение букв бу в слове «бублики» -бу учитель показывает на доске -первый ряд в 1 слове поставьте ударение, второй во втором обозначьте звонкие согласные красным колокольчиком, третий ряд в третьем слове подчеркните карандашом буквы на месте мягких согласных звуков
|
Коллективная работа, наблюдения, сличение с эталоном в рабочей тетради, рефлексия, контроль;
|
индивидуальная, коллективная, по рядам |
Организует наблюдения, помогает написать букву учащимся, испытывающих затруднения. Следит за осанкой. |
Анализируют объекты, с выделением существенных и несущественных признаков Обводят по образцу, пишут в воздухе, находят самую красивую букву и повторяют письмо, сохраняют образ буквы б в памяти |
Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Познавательные: - развитие умений сравнивать, анализировать, классифицировать; Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
6.Валеологическая пауза 2 – 3 минуты Цель: Развитие двигательной сферы ребёнка |
|||||
Физзарядка «Белочка» Презентация музыкальной физзминутки «Собачий вальс» |
минутки отдыха, игра |
коллективная |
Организация
психофизической тренировки |
Выполняют упражнение для релаксации |
Регулятивные: - саморегуляция; Познавательные: - проговаривание в речи;
|
Ребята, Бимка тоже решил вам показать сюрприз -Слайд Показ написания буквы Б -Рассмотрите образец написания буквы Б - В написании каких букв присутствуют эти элементы? -Обведите букву другим концом ручки -Напишем в воздухе под счёт -Напишите по точкам Учитель следит за осанкой
-Напишите 5 раз букву в следующей строке -Ошибки -Напишите до конца строки -Прочитайте слова на слайде Боря Борис Барсик Бимка -Чем похожи слова? -На какие группы можно разделить слова? -Когда говорят Боря? Борис? -Напишите слова в прописи Боря Борис. Обозначьте гласные буквы красными точками, поставьте ударение. Проверка на слайде. |
самостоятельная , работа с интерактивной доской - проверка выполненного, чтение слов, написанных письменными буквами |
Коллективная самостоятельная |
Показ презентации написания заглавной буквы Б, подробное объяснение написания буквы Б на доске, повторение правила написания имён собственных Следит за осанкой |
Наблюдают за показом написания буквы Б, называют элементы из которых она состоит, обводят по образцу другим концом ручки, пишут в воздухе, самостоятельно записывают букву в пропись. Повторяют правило написания имён собственных, делят на слоги и ставят ударение, под гласными буквами ставят красным карандашом точки в словах Боря, Борис |
|
7.Закрепление знаний с проговариванием во внутренней речи – 5 минут Цель: осуществление проверки на основе сопоставления с образцом умения применять знания по теме урока, организация рефлексии усвоения данной темы по результатам выполнения самостоятельной работы |
|||||
Скажите ребята, а теперь мы сможем написать слова «Бимка» и «белка» письменными буквами? -Слайд -Ученик пишет на слайде заглавную букву Б с слове «Бимка» и строчную б в слове «белочка» Дети пишут в прописи слово Бимка белка -Ребята, Бимка и белочка довольны вашей работой и говорят спасибо. Давайте им тоже подарим сюрприз -Вылепите из пластилина букву белочки, букву Бимки -Молодцы -Наши друзья предлагают поработать в группах. Учитель раздаёт каждому ряду слова -Ваша задача составить предложение. -Проверим У Бори бублики и баранки.
-Запишите в прописи схему этого предложения Проверка на слайде
|
|
Коллективная, индивидуаль- ная, групповая |
Подводит к тому, что теперь можем записать слова Бимка и белка письменными буквами, проводит самостоятельную работу с целью сохранения образа букв Б,б в памяти у |
Самостоятельно вписывают заглавную и строчную буквы Б, б в слова Бимка, белка в прописи Из жгутиков пластилина вылепляют буквы б, Б. |
Регулятивные: - умение проводить рефлексию знаний; Познавательные: -умение применять знания по теме урока; -умение сравнивать с образцом; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; Личностные: - формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия; Коммуникативные: - управление собственным поведением (контроль, коррекция, оценка действий); - владение монологической и диалогической формами речи родного языка. |
8.Аналитический этап урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке – 3 мин Цель: рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований урока; развитие адекватной самооценки учащихся при достижении цели урока, воспитание добра и положительных эмоций в ситуации успеха
|
|||||
Мы сейчас начнём рассказ, Как урок прошел у нас.
- Что нового узнали на уроке? -Чему научились? -Поднимите руку, кто научился писать букву Б? б? -У кого ещё не совсем получается? -Кому было трудно? -Какие задания понравились? -Поделитесь своими впечатлениями о уроке. -Обозначьте своё настроение внизу страницы на солнышке. -У кого отличное настроение? -У кого хорошее? -Кому грустно? Почему? -Давайте поднимем настроение Маше и споем песню « Настоящий друг» -Спасибо за урок.
|
рефлексия, контроль |
|
Задает
вопросы Обеспечивает положительную реакцию учащихся на уроки русского языка |
Высказывают свои впечатления от урока, от взаимоотношений на уроке, Получают позитивный настрой от урока выясняют, уровень усвоения новых ЗУН Исполняют 1 куплет песни «Настоящий друг» |
Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения; Познавательные: - построение логической цепи рассуждений; Личностные: - умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.
Коммуникативные: – инициативное сотрудничество в обсуждении урока; - умение слушать и вступать в диалог |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.