Открытый урок по русскому языку "Письмо заглавной и строчной буквы Б,б" 1 класс
Оценка 5

Открытый урок по русскому языку "Письмо заглавной и строчной буквы Б,б" 1 класс

Оценка 5
docx
27.11.2020
Открытый урок по русскому языку "Письмо заглавной и строчной буквы Б,б" 1 класс
Технологическая карта урока Л.В.Шаповал.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Междуреченская средняя общеобразовательная школа

Технологическая карта урока обучения грамоте, 1  класс.

 УМК «Начальная школа 21 века»

Учитель: Л.В.Шаповал

Тема урока « Письмо заглавной и строчной букв Б.б »

 

Цели урока:

          1)Обучающая: создание условий для формирования умений правильно и красиво писать заглавную и строчную буквы Б,б;

           2)Развивающая: совершенствование метода звукобуквенного анализа слов; развитие фонематического слуха, связной речи,внимания,памяти;

           3)Воспитывающая: развитие коммуникативных навыков и навыков учебного труда; воспитание чувства сотоварищества, дружбы, сплочённости;

           4)Здоровьесберегающая: сохранение здоровья учащихся через проведение разминки и физминутки;

Задачи урока:

- формировать умения различать буквы печатные и       письменные, сохраняя  образ    букв   Б,б в памяти;

- развивать продуктивное мышление, формируя способность учащихся к новому способу действий;

- развивать  мышление, фонематический слух, речь, память,внимание,воображение учащихся;

- воспитывать чувство коллективизма

-способствовать сохранению здоровья

 

Цели учащихся:

 

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к восприятию и использованию  новых знаний и умений.

 

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых знаний.

 

 

Тип урока: урок открытия нового знания

Форма проведения: урок-исследование

Опорные понятия, термины

Средства обучения:

1.      Сигналы для звукового анализа;

2.      Картины «Бимка» ( собачка) и «белка»;

3.      Буквы Б, б, и, к, а, е, м, л;

4.      Конверты со словами «бублики», «баранки», «У» «и» «Бори»;

5.      Жгутики из пластилина 2 шт. по 20 см и 1шт. по 8 см;

6.      Презентация c использованием интерактивной доски (Smart)

7.      Презентация физминутки

8.      Презентация написания букв Б,б

 

Содержание взаимодействия с учащимися

Методы
и приемы работы


ФОУД

Деятельность

учителя

 Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

1.       Мобилизующий этап урока – 1 мин

 Цель: обеспечение высокого уровня вовлечённости школьников в активную творческую учебную деятельность; создание псевдоконцертного настроения первоклассников;

 

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Я рада приветствовать вас в нашем классе.

-Мы урок начнём с разминки.

Выпрямляем свои спинки.

Вправо, влево оглянитесь.

Вправо потянитесь.

Влево потянитесь.

И назад все повернитесь.

-Поздоровайтесь с гостями учтиво.

-Ко мне повертитесь, улыбнитесь. К друг другу повернитесь, поприветствуйте друг друга.

-Прошу садиться. Ножки. Ручки. Спинки выпрямили. Голова прямо. Глазки на меня.

-Вижу класс мой хоть куда и мы начнём урок русского языка.

Декламация стиха (хоровая) Психологический настрой на хорошую, дружную работу

Коллективные

Внимательно слушает хоровое чтение стиха. Вовлекает  учащихся в активную творческую деятельность, создавая хорошее настроение.

Читают стихотворение наизусть, слушают учителя.

 

 

 

 

 

Кивок головы.

 

Регулятивные:

- развитие способности к мобилизации сил и энергии для выполнения предстоящей работы;

- развитие психических процессов;

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- воспитание  положительного отношения к процессу познания;

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать;

- формирование бережного отношения друг к другу;


 

2.      Мотивационный этап .  Актуализация опорных знаний  - 4 мин

Цель: создание мотивационного мобилизующего начала урока и через игровую ситуацию введение  учеников в мир познания

 

Что понадобиться на урок?

-откройте свои рабочие тетради на с.9.

-Обозначьте своё настроение в начале урока.

-Приготовим пальчики для письма. Выполним пальчиковую гимнастику «Дружная семья»:

Этот пальчик-дедушка

Этот пальчик бабушка

Этот пальчик папочка

Этот пальчик мамочка

Этот пальчик- я

Вот и вся моя семья!

-посмотрите на слайд

Ы О р Д е Й и т К

-Назовите буквы

-Подумайте по какому  признаку можно распределить эти буквы на 2 группы

1)ы р е и т     2)ыОеи

ОДЙК              рДЙтК

 -Почему вы так распределили?

-На какие группы можно распределить гласные буквы?

-Согласные?

-И так, буквы русского алфавита делятся на гласные и согласные. Гласные делятся на буквы, которые обозначают мягкость согласного на письме и буквы, которые обозначают твёрдость согласного звука на письме. Согласные делятся на  парные и непарные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.

 

Наблюдение, проблемная мотивационная игровая ситуация. Работа по плану урока и заданиям учителя. 

Коллективные

 

Выполняет с детьми пальчиковую гимнастику.

Обобщает  знания гласные и согласные буквы, строчные прописные, звонкие, глухие, твёрдые и мягкие

Отвечают, что необходимо для урока ( Рабочая тетрадь, пенал, жгутики из пластилина, буквы, схемы)

Обозначают своё настроение.

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Актуализируют знания гласные и согласные буквы, строчные прописные, парные

и непарные

звонкие, глухие, твёрдые и мягкие.

Регулятивные:

 -умение слушать,  воспринимать  и сохранять учебную задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленных вопросов;

Познавательные:

- анализ услышанной информации, умение наметить пути решения проблемы с учётом жизненного опыта учащихся;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

- нравственно – этическая ориентация;

Коммуникативные:

-  слуховое восприятие ответов товарищей, умение строить для окружающих простые и ясные высказывания – предположения;

 

 


 

3 Формулирование темы и цели урока. Игровая ситуация. -3мин.

Цель: создание мотивационной ситуации для формулирования темы и цели урока, определение содержательных рамок урока; актуализация опорных знаний;

 

 

 

- Как то холодно стало. Ветерок подул и все буквы перепутал.

-Назовите буквы, которые оставил ветер

а м Б и к          е  б  л   к  а

( все письменные, кроме Б б , они печатные)

-Предлагаю вам поработать в парах и из данных букв составьте слова

-Какие слова получились?

 Бимка  белка

-Кого могут звать Бимка?

-Кто такая белка?

 

-что вы заметили в записи этих слов?

-Можем ли мы эти слова написать письменными буквами?

- В чём проблема?

-Кто догадался какая будет тема урока?

-Чему мы будем учиться?

-Для чего нам нужна заглавная буква Б? строчная?

 

Нажатием руки на слайд появляются картинки собачки и белочки

 

 

коллективная, работа в парах

Подводит детей к самостоятельному озвучиванию темы и целей урока, к осознанию для чего это нам надо знать.

Работа с буквами в парах

-

 

 

 

 

 

-получились слова

-Бимка белка

-собаку

млекопитающие животное

-в записи слов есть письменные буквы и печатные

-не можем записать эти слова

-проблема в том, что мы не умеем писать заглавную и строчную буквы Б, б

-Тема урока будет Письмо заглавной и строчной букв Б, б

-мы будем учиться писать эти буквы

-заглавная буква нужна, чтобы записывать имена собственные и первое слово в предложении

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

- целеполагание, контроль, коррекция, саморегуляция;

Познавательные:

-- постановка и решение проблем;

-   выделение и формулирование темы  урока;

-структурирование знаний;

-осознанное построение устных высказываний;

-смысловое чтение;

-логические универсальные действия: анализ, синтез, подведение под понятие, классификация, построение логической цепи рассуждений;

Личностные:

- положительное отношение к процессу познания; внимание, желание узнать больше;

- знание основных моральных норм работы  у доски  (принятие  помощи от товарищей и взрослых, ответственность за правильное выполнение задания);

Коммуникативные:

- умение адекватно воспринимать оценки товарищей и учителя;


 

4.  Пробное учебное действие (коллективное и  индивидуальное)  и фиксация индивидуальных затруднений  в пробном действии.  Звукобуквенный анализ слова «бабочка»- 7  мин

Цель: организация  коммуникативного  взаимодействия, направленного  на приобретение недостающих знаний  и умений по совершенствованию метода звукобуквенного анализа слов; создание условий для развития аналитического мышления, речи, внимания, актуализации опорных  знаний; для  организации пробных действий и фиксации затруднений;

Белочка и Бимка вам покажут как пишутся эти буквы, если вы выполните задание

-Отгадайте загадку:

Шевелились у цветка

Все 4 лепестка

Я сорвать его хотел

Он вспорхнул и улетел (бабочка)

-Слайд картинка бабочка

-Звуковой анализ слова «бабочка»

- Слове бабочка-3 слога. Ударение падает на 1 слог  ба  на букву а

Первый звук[б]-согласный, звонкий, твёрдый

[ а ]-гласный, ударный

[б]- согласный, звонкий, твёрдый

[а]-гласный, безударный

[ч]-согласный,

[к]-согласный, парный, глухой, тв

[а]-гласный, ударный

В слове бабочка 7 звуков,7 букв

-Выпишите буквы, которые обозначают гласные звуки.

Второй гласный звук [а ]-обозначается буквой о.Эту орфограмму  мы будем изучать во 2 классе

-назовите гласные буквы  а о а

-Какой общий элемент у этих букв?

-посмотрите на букву б, что общего у неё с гласными буквами ( элемент овал)

-Напишите 3 раза элемент овал

Звукобуквенный анализ слова с проговариванием алгоритма разбора
 

Коллективный

индивидуальный
 

Следит за алгоритмом разбора, ставит проблемные вопросы, учит обобщать
 

Выполняют разбор, следуя алгоритму,

Приходят к выводу, что у гласных  а о а общий элемент овал, он нам понадобится для написания буквы б.

Регулятивные:

- Умение принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять итоговый контроль по результату; оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

--осознанное построение устных высказываний;

-логические универсальные действия: анализ, синтез, подведение под понятие,  построение логической цепи рассуждений;

-  решение проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

5.  Вовлечение учащихся  в систему расширенных знаний. Исследовательская работа  – 10  минут

Цель: расширение  учебного  содержания,  необходимого  для обеспечения  содержательной непрерывности: формирование умений писать строчную и заглавную буквы Б,б; через игровую ситуацию,   подвести учащихся к выводу, что эти буквы необходимы для написания имён собственных, первого слова в предложении и написания слов; развитие умений сравнивать, анализировать, классифицировать; развитие и воспитание коммуникативных навыков и навыков учебного труда;

- Белочка хочет показать вам сюрприз.

-Слайд Показ написания б

-Рассмотрите образец написания буквы б в прописи, из скольких элементов он состоит?

-Обведите образец другим концом ручки

-Напишем букву в воздухе под счёт

-Запишите 3 раза красиво.

Учитель следит за положением тетради и осанкой детей

-ошибки

-Допишите до конца строки

-прочитайте слова на следующих строках

 

бабуся

барабан

бублики

-что общего у этих слов?(начинаются на б, трёхсложные)

 

-Когда так говорят «бабуся»?

Слайд «Жили у бабуси 2 весёлых гуся»

-Что такое барабан?  Слайд.

Музыкальный инструмент

-Что такое бублики?

Слайд хлебобулочные изделия

 

-посмотрите как будем писать соединение букв ба в слове «бабуся»

-ба учитель показывает на доске

-Напишите слово

-Запишите барабан. Что интересного заметили?

Все согласные звуки звонкие

-посмотрите, как будем писать соединение букв бу в слове «бублики»

-бу учитель показывает на доске

-первый ряд в 1 слове поставьте ударение, второй во втором обозначьте

 звонкие согласные красным колокольчиком, третий ряд в третьем слове подчеркните

карандашом буквы на месте мягких согласных звуков

 

Коллективная работа, наблюдения, сличение с эталоном в рабочей тетради, рефлексия, контроль; 

 

индивидуальная, коллективная, по рядам

Организует наблюдения, помогает написать букву учащимся, испытывающих затруднения.

Следит за осанкой.

Анализируют объекты, с выделением существенных и несущественных признаков

Обводят по образцу, пишут в воздухе, находят самую красивую букву и повторяют письмо, сохраняют образ буквы б в памяти

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные:

- развитие умений сравнивать, анализировать, классифицировать;

 Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


 

6.Валеологическая пауза     2 – 3 минуты

Цель: Развитие двигательной сферы ребёнка

 

Физзарядка «Белочка» Презентация музыкальной физзминутки «Собачий вальс»

минутки отдыха, игра 

коллективная

Организация психофизической тренировки

Выполняют упражнение для релаксации

Регулятивные:

- саморегуляция;

Познавательные:

- проговаривание в речи;

 

Ребята, Бимка тоже решил вам показать сюрприз

-Слайд Показ написания буквы Б

-Рассмотрите образец написания буквы Б

- В написании каких букв присутствуют эти элементы?

-Обведите букву другим концом ручки

-Напишем в воздухе под счёт

-Напишите по точкам

 Учитель следит за осанкой

 

-Напишите 5 раз букву в следующей строке

-Ошибки

-Напишите до конца строки

-Прочитайте слова на слайде

Боря Борис Барсик Бимка

-Чем похожи слова?

-На какие группы можно разделить слова?

-Когда говорят Боря? Борис?

-Напишите слова в прописи

Боря Борис. Обозначьте гласные буквы красными точками, поставьте ударение.

Проверка на слайде.

самостоятельная , работа с интерактивной доской  - проверка выполненного, чтение слов, написанных письменными буквами

Коллективная

самостоятельная

Показ презентации написания заглавной буквы Б, подробное объяснение написания буквы Б на доске, повторение правила написания имён собственных

Следит за осанкой

Наблюдают за показом написания буквы Б, называют элементы из которых она состоит, обводят по образцу другим концом ручки, пишут в воздухе, самостоятельно записывают букву в пропись.

Повторяют правило написания имён собственных, делят на слоги и ставят ударение, под гласными буквами ставят красным карандашом точки в словах Боря, Борис

 


 

7.Закрепление знаний с проговариванием во внутренней речи –  5 минут

Цель: осуществление проверки  на основе сопоставления с образцом умения применять знания по теме  урока, организация рефлексии  усвоения  данной темы  по результатам выполнения самостоятельной работы

 

Скажите ребята, а теперь мы сможем написать слова «Бимка» и «белка» письменными буквами?

-Слайд

-Ученик пишет на слайде заглавную букву Б с слове «Бимка» и строчную б в слове «белочка»

Дети пишут в прописи слово Бимка белка

-Ребята, Бимка и белочка довольны вашей работой и говорят спасибо. Давайте им тоже подарим сюрприз

-Вылепите из пластилина букву белочки, букву Бимки

-Молодцы

-Наши друзья предлагают поработать в группах.

Учитель раздаёт каждому ряду слова

-Ваша задача составить предложение.

 -Проверим

У Бори бублики и баранки.

 

-Запишите в прописи схему этого предложения

Проверка на слайде

 

 

 

Коллективная,

индивидуаль-

ная, групповая

Подводит к тому, что теперь можем записать слова Бимка и белка письменными буквами, проводит самостоятельную работу с целью сохранения образа букв Б,б в памяти у

Самостоятельно вписывают заглавную и строчную буквы Б, б в слова Бимка, белка в прописи

Из жгутиков пластилина вылепляют буквы б, Б.

Регулятивные:

 - умение проводить рефлексию знаний;

Познавательные:

-умение применять знания по теме урока;

-умение сравнивать с образцом;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

 Личностные:

- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия;

Коммуникативные:

- управление собственным поведением  (контроль, коррекция, оценка  действий);

- владение монологической и диалогической формами речи родного языка.


 

 

8.Аналитический этап урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке – 3 мин

Цель: рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований урока;  развитие адекватной самооценки учащихся  при достижении цели урока, воспитание добра и положительных эмоций в ситуации успеха

 

 

 

Мы сейчас начнём рассказ,

Как урок прошел у нас.

 

- Что нового узнали на уроке?

-Чему научились?

-Поднимите руку, кто научился писать букву Б? б?

-У кого ещё не совсем получается?

-Кому было трудно?

-Какие задания понравились?

-Поделитесь своими впечатлениями о уроке.

-Обозначьте своё настроение внизу страницы на солнышке.

-У кого отличное настроение?

-У кого хорошее?  

-Кому грустно? Почему?

-Давайте поднимем настроение

Маше и споем песню

« Настоящий друг»

-Спасибо за урок.

 

 

рефлексия, контроль

 

Задает вопросы 
о целях урока. Выясняет, удалось ли их достичь.

Обеспечивает положительную реакцию учащихся на уроки русского языка

Высказывают свои впечатления от урока, от взаимоотношений на уроке, Получают позитивный настрой от урока выясняют, уровень усвоения  новых ЗУН

Исполняют 1 куплет песни «Настоящий друг»

Регулятивные:

 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений;

Личностные:

- умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

 

Коммуникативные:

 – инициативное сотрудничество в обсуждении урока;

- умение слушать и вступать в диалог

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Содержание взаимодействия с учащимися

Содержание взаимодействия с учащимися

Мотивационный этап . Актуализация опорных знаний - 4 мин

Мотивационный этап . Актуализация опорных знаний - 4 мин

Формулирование темы и цели урока

Формулирование темы и цели урока

Пробное учебное действие (коллективное и индивидуальное) и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии

Пробное учебное действие (коллективное и индивидуальное) и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии

Вовлечение учащихся в систему расширенных знаний

Вовлечение учащихся в систему расширенных знаний

Белочка хочет показать вам сюрприз

Белочка хочет показать вам сюрприз

Валеологическая пауза 2 – 3 минуты

Валеологическая пауза 2 – 3 минуты

Закрепление знаний с проговариванием во внутренней речи – 5 минут

Закрепление знаний с проговариванием во внутренней речи – 5 минут

Аналитический этап урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке – 3 мин

Аналитический этап урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке – 3 мин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2020