Открытый урок по русскому языку "Род имён прилагательных"

  • docx
  • 05.04.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока 3 класс
Иконка файла материала Род имён прилагательных 3 класс.docx

Класс, учебник: 3 класс «Русский язык» В. П. Канакина    В.Г.Горецкий

Тема: Род имён прилагательных

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: учебник, тетради, компьютер, проектор, рисунок солнышка с лучами

Планируемые результаты:

 Предметные: познакомить с изменением имён прилагательных по родам; развивать умение определять род имён прилагательных, понимать, что в словосочетании имя прилагательное стоит в том же роде и числе, что и имя существительное

Метапредметные- понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя; планировать действия для решения поставленной задачи; делить слова на группы по общему признаку; осуществлять самоконтроль и самооценку.

Цель: расширять знания детей об имени прилагательном, обогащать словарный запас учащихся, развивающие: развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать выводы, формировать навыки самоконтроля и самооценки; воспитывать наблюдательность, культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе

Задачи: Создать условия для развития познавательных качеств таких как, умение выделять существенные признаки части речи; умение пользоваться справочной литературой; осознанно и произвольно строить речевые высказывания и составлять тексты;

коммуникативных – вступать в диалог, выслушивать разные точки зрения, отстаивать своё мнение, приводя аргументы, владение разными видами речевой деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

 регулятивных– определение цели учебной деятельности; владение способами самоконтроля и самооценки;

 личностных – способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учебе, знать и соблюдать правила поведения в различных экстремальных ситуациях

 

 

 

№п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия(УУД)

Средства обучения

1

Организацион-ный момент Мотивацион -ный настрой. Цель: создание условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

– Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Организация рабочего места, настрой на работу

организация учебного места (Р)

- внутренняя позиция школьника (Л)

- планирование совместного сотрудничества (К)

Учебник, тетрадь,ручка, карандаш

проектор,экран

2

Самоопределение к деятельности. Цель:

включение в учебную деятельность

Найди лишнее слово:

Зелёный, ветер, вкусная, голубое.

 

-Какую часть речи продолжим изучать?

Ответы учеников: Ветер лишнее слово, так как это часть речи- имя сущ., а все остальные слова- имена прилагательн-ые.

 

-Имя прилагательное

- формулирование и аргументация, выражение своих мыслей, учёт разных мнений (К)

контроль и оценка своей деятельности (Р)

-постановка и формулирование проблемы (П)

Компьютер: 1 слайд

3

Актуализация знаний. 

Цель: организация подготовки обучающихся к открытию нового знания. выполнение пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения  

-Догадайтесь, о чём идёт речь. Запишите слова, распределив их в три столбика.

-Последний месяц осени.                           (Ноябрь)

-Плод яблони (Яблоко)

-Часть суток от восхода до захода.       (Ночь)

- Родник.    (Ключ)

- Это рисует художник.

                   (Картина)

-Рама со стеклом.                                                    (Окно)

- По какому признаку записали в три столбика?

 

- Как узнать род имени существительного?

 

Повторить изученные орфограммы в записанных словах.

 

. выполнение пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения 

 

Ответы детей: по родам существительного

 

1)-По словам: она-ж. р;  он-м .р; оно- ср.р

2) по окончанию-

-ая,-яя-   ж.р

-Ый, -ий  -  м.р

-ое, -ее -  ср.р

-

Объясняют орфограммы

высказывать и обосновывать свою точку зрения (К)

- волевая саморегуляция (Р)

постановка и формулирование проблемы (П)

извлечение необходимой информации (П)

 

4

Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности

Цель: выявление и фиксация причины затруднения – конкретные знания, умения и способности, которые недостаёт для решения проблемы

-Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных.

 

Зелён…    лист,

Зелён….    трава,

Зелён….    платье

 

-Что вы заметили?

 

-Почему окончания имён прилагательных разные?

 

-Какой грамматический признак повлиял на изменение окончания прилагательного?

 

-Какой род у имени прилагательного в первом словосочетании? ( во 2-м?, в 3-м ?)

 

-Мы сейчас определяли….

 -У какой части речи?

-Сформулируйте тему урока.

-От чего зависит род имени прилагательного?

Списывают, вставляют окончания.

 

Ответ: окончания разные.

 

Ответ: Окончания имён прилагательных разные, потому что стоящие рядом имена существительные разного рода.

 

-Ответ: Род имени существительного

 

Ответ:в 1-м - м.р

           во 2-м—ж.р

          в 3-м-    ср.р

 

Ответ: Род

Ответ: У имени прилагательного

Ответ: Род имён прилагательных.

-Ответ: Род имени прилагательного зависит от стоящего рядом существительного

- мотивационная основа учебой деятельности (Л)

-извлечение необходимой информации (П)

- формулирование и аргументация, выражение своих мыслей, учёт разных мнений (К)

- волевая саморегуляция (Р)

- учебно-познавательный интерес (Л)

- контроль и оценка своей деятельности (Р)

-постановка и формулирование проблемы (П)

- высказывать и обосновывать свою точку зрения (К)

2 слайд

 

 

 

Рабочие тетради

5

Построение проекта выхода из затруднения

Цель: обдумывание проекта будущих учебных действий 

Прочитайте словосочетания. Если вы увидите, что то-то необходимо изменить в имени прилагательном, то измените и запишите новый вариант. Изменять имена существительные нельзя. После этого посоветуйтесь и если нужно, укажите своему товарищу на ошибку.

Верная  друг

Лесное  озеро

Голубой   небо

Хороший   книга

 

-Что повлияло на то, чтобы имя прилагательное изменилось?

-Определите род имени существительного в 1-м словосочетании.(во 2-м, в 3-м, 4-м)

 

_ Какой род у имени прилагательного в 1-м словосочетании? ( во 2-м, в 3-м. в 4-м)

-От чего зависит род имени прилагательного?

-Выделите окончания у прилагательных.

-Продолжи фразу:

 На уроке я узнаю…..

Выполняют задание

Стоящее рядом имя существительное.

 

- Мужской род

(ср.род

Ср.род.

Ж.род)

 

-Мужской род

(ср.род

Ср.род.

Ж.род)

 

-От стоящего рядом существительного.

 

Выделяют окончания

 

Ответы детей:(как изменяются имена прилагательные;

-от чего зависит род имени прилагательного;

какие бывают окончания у имён прилагательных в м.роде, ж.роде, ср.роде)

волевая саморегуляция (Р)

постановка и формулирование проблемы (П)

использование общих приёмов (П)

высказывать и обосновывать свою точку зрения (К)

Тетради

 

тетрадь;

карандаш

6

Первичное закрепление с проговариванием Цель: решение типовых заданий на новый способ действия

Работа по теме урока.

 

-Назовите имена прилагательные.

 

-Назовите окончания имён прилагательных. Что вы заметили?

 

- От чего зависит окончание имени прилагательного?

 

-Назовите окончания имён прилагательных мужского, женского, среднего рода.

 

-Прочитайте сведения о языке.

-Как изменяются имена прилагательные в единственном числе?

 

-Как определить род имени прилагательного?

 

Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.

Работа по учебнику.

Упр.124(с.72)             («Цепочкой»)

  (Называют имена прилагательные)

 

Ответ: Окончания имён прилагательных разные.

Ответ: Окончание имени прилагательного зависит от существительного, с  которым оно связано по смыслу.

  

(Называют окончания.)

 

(Читают правило)

 

-Ответ: По родам

Ответ: По роду имени сущ-ого, с которым оно связано.

(Первичное закрепление новых знаний с проговариванием)

(взаимопроверка усвоенного правила)

- контроль (Р)

- учёт установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П)

Учебник

Упр.124          ( с.72)

7

Физминутка

 Цель: восстановление физических и духовных сил

Учитель читает со слайда текст:

 

Поднимайте плечики

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко. (Надо оттолкнуться одной ногой и приземлиться на другую.)

Выполняют соответствующие движения.

 

 

 

 

Слайд  3

8

Самостоятель

ная  работа с самопроверкой по эталону

 Цель:  самостоятельное выполнение заданий нового типа

- Запишите по памяти загадки. Подчеркните имена прилагательные, укажите их род и выделите окончания.

- Проверьте выполненную работу.

-Прочитайте имена прилагательные. Назовите их род и окончания.

-Как определить род имени прилагательного?

-

Работа по учебнику.

Упр.127(с.74)

 

Дети самостоятельно выполняют упражнение.

 

(Письмо по памяти)

 

Самопроверка

 

Ответ: Род имени прилагательного нужно определять по роду имени существительного, стоящего рядом

волевая саморегуляция (Р)

- использование общих приёмов (П)

- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К)

Учебник

Упр.124          ( с.72)

тетради

9

Включение в систему знаний и повторение Цель: автоматизация умственных действий по изученным нормам и подготовка к введению новых норм

К нам сегодня пришло в гости солнышко. Выберете каждый свой лучик и выполните задание, которое вам по силам тогда наше солнышко вам улыбнётся.

1.

Списать, вставить пропущенные буквы, определить род имен существительных.

Д…ждливая погода, жареный к…ртофель, белый лебедь, вкусное какао, молодое дерево,  летуч… мыш…, горяч… в…да.

2.

Списать, вставить пропущенные буквы, определить род имен существительных, выдели окончания имён прилагательных

Детск… комната, золот… кольцо, весен… утро, смел… поступок, весенн… погода, смел… решение, добр… утро, дальн… поле.)

 

3.

Составь словосочетания из групп слов. Запиши полученные словосочетания. Определи род имён прилагательных

Золот..,,  высок., горяч..

, любим…, син…, молод…, жарен…

Кольцо, лента, дерево

 

шоколад, картофель, вода,  утро.

Дети выбирают задания по своему уровню.

использование общих приёмов, знаково-символических средств (П)

- планирование учебного сотрудничества (К)

- создается ситуация успеха (Л)

Рисунок солнышка с лучами;

тетради

10

Подведение итогов урока

Цель: Обобщить и систематизировать изученное на уроке.

-Составьте словосочетания:

Вкусн….  ( конфета,

                  яблоко,

                  пирог)

 

- В каком роде стоит имя прилагательное в  1-м словосочетании ?( во 2-м,в 3-м?)

 

-Какое окончание  у имени  прилагательного в ж.р,  (м.р. ср.р?)

                              

 -Что нового узнали на уроке?                   

 - Как определить род имени прилагательного?

(Составляют словосочетания)

Ответ: в 1-м  -ж.р

          во 2-м   -ср.р

         в 3-м   -м.р

 

(Ответы детей: -узнали, что имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам; имеют разное окончание.

 

-По роду имени существительного.

 

 

(Ответы детей)

-внутренняя позиция и самооценка (Л)

- контроль и оценка результатов (П)

- формулирование и аргументация своего мнения (К)

5 слайд

11

Выставление отметок за урок.

Цель: Оценить работу учащихся.

-Оцените свою работу на уроке.

Учитель дает подробный комментарий ответов детей.

Дети высказывают свое мнение и оценивают работу товарищей.

- внутренняя позиция и самооценка (Л)

- контроль и оценка результатов (П)

- формулирование и аргументация своего мнения (К)

 

12

Домашнее задание

Упр.126(с.73)

Учитель подробно комментирует домашнее задание.

– найти, просмотреть, выявить непонятное и т.д

 

 

13

Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: соотнесение цели учебной деятельности и результата

Продолжи фразу:

- На уроке я узнал…

- На этом уроке я похвалил себя за…

-Сегодня я сумел…

 

Ребята, преодолели ли вы затруднения?

- Какой вид работы вам понравился?

-Какие трудности возникли?

 

- Урок окончен! Спасибо за работу на уроке!

На шкале успеха ставят себе отметку

1-я ступенька- «Я не понял»

2-я ступенька –« Я понял, но не всё»

3-я ступенька- «Мне всё понятно»

 

Рисунок

шкалы успеха

«Лесенка»