Открытый урок по русскому языку в 3 а классе на тему: «Понятие о местоимении»
Оценка 4.8

Открытый урок по русскому языку в 3 а классе на тему: «Понятие о местоимении»

Оценка 4.8
docx
30.09.2020
Открытый урок по русскому языку в 3 а классе на тему: «Понятие о местоимении»
Понятие о местоимении отзыв.docx

1Мотивация учения.

Открытый урок по русскому языку в 3 а классе

на тему: «Понятие о местоимении»

 

Урок разработала и провела

учитель начальных классов

Магомедова Патимат Исмаиловна

 

Цель: знакомство с учащимися с новой частью речи – местоимением.

Задачи: познакомить учащихся со значением местоимения; формировать понятие о личных местоимениях; развивать умение работать в группах и парах; воспитывать интерес к учебе, любовь к природе.

 

1. Орг.момент

-Дорогие ребята, я рада видеть вас на уроке русского языка и  надеюсь, что

каждый   из вас будет внимателен, окажет поддержку и помощь друг другу.

Сегодня  на  нашем  уроке  присутствуют  гости,  учителя    нашего района.  Давайте порадуем гостей хорошей работой.

 

2.  Минутка чистописания.

- Отгадайте ребус.   7 я  -  семья .  Какие орфограммы увидели в этом слове? Назовите гласные буквы (е, я). Чем они интересны? Запишите букву  я, слово семья.   Назовите буквы из слова семья, которые обозначают согласные звуки. Запишите:  ся ,мя.

 

3.Словарная работа. 

— Словарные слова с «опасной» буквой я: яблоко, заяц, рябина.

 На какой вопрос отвечают эти слова? Что обозначают? Какая это часть речи? Назовите лишнее слово.

(Индивидуальная работа на карточках)

 

4. Актуализация опорных знаний.

Закрепление знаний об имени существительном по схеме (Слайд4)

Имя сущ. - это ...

 Отвечает на вопрос ...

 Обозначает ...

Бывает ...

Изменяется ...

- Найдите в предложениях существительные,   которые   относятся   к семье.

1. Мать подарила нам жизнь и мир вокруг нас.

2. Отец всегда нас защищает и оберегает.

Двое учеников у доски. Морфологический разбор по образцу  (Слайд 6)

1. Часть речи.

2.  Начальная форма.

3. Постоянные признаки:

- одушевленное,

- неодушевленное,

-род.

4.  Непостоянные признаки:

- число.

 

5. Ведение в новую тему.

На доске записаны слова: я, нос, груши, красивый, ты, мы, работа, они, синий,света, цветные.

-Прочитайте слова и разделите их на группы по какому нибудь признаку.

*Какое название вы дали последней группе. Почему не смогли?
В царстве ЧАСТИ РЕЧИ у имён существительных, имён прилагательных есть заместители, которых они могут оставлять на посту вместо себя. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с ними.

Обратите внимание на эти предложения.
Маша встала рано утром.

Маша умылась и позавтракала.

У Маши хорошее настроение. 

-  Прочитайте получившийся текст.

 -  Какой имеется в тексте недостаток и как его исправить (неоправданный повтор слова Маша, необходимо его заменить другими словами)

 

-  Давайте его отредактируем. (один ученик у доски с цветным мелом, все остальные – в тетради: 1 предложение остается без изменений, во втором предложении слово Маша заменяем на слово она, в третьем предложении заменяем словом у нее)

 -  Место какой части речи заняли в предложении новые слова? (место имени существительного)

 На центральную доску прикрепляются карточки:

 МЕСТО       ИМЕНИ

 

- Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи? (карточки сдвигаются, открывается буква е)

МЕСТОИМЕНИЕ

 

6. Физминутка.

1-я строка - шагаем на месте, показываем руками на себя и друзей

2-я строка - шагаем на месте, круг вверх руками, хлопок перед собой

3–я строка - прыжки на месте, хлопки над головой.

4–я строка - руки на поясе, приседаем в повороте направо, налево.

Я, ты, он, она
Вместе - целая страна
Вместе - дружная семья
В слове "мы" - сто тысяч "я"

 

 

7. Применение новых знаний на практике

-  Попробуем найти общие признаки у имени существительного и местоимений.

 -  Значит 1 сходство:

- местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное, но это относится только к личным местоимениям (на доске прикрепляется слово ЛИЧНЫЕ и табличка? МЕСТ = ?СУЩ)

 

-  К личным местоимениям относятся местоимения я, ты, он, она, оно, они, вы, мы.

 

-  Давайте определим, почему местоимение я называется личным?

Кто может сказать о себе я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение я – 1 лица.

 -  На сколько человек может указывать местоимение я? Значит это местоимение ед. числа.

Как ты говоришь о себе? (я)

 Как ты обращаешься к товарищу? ( На ты.)

Как ты говоришь о своем друге, когда его нет рядом? О подруге? (Он, она.)

Какого рода слова он, она?  Слова какого рода не хватает? (Оно)

Как вы говорите о себе, когда вы все вместе? (мы)

Как ты обращаешься к учителю? К взрослому человеку? А еще так обращаются к группе людей. (Вы.)

Как вы говорите о своих друзьях, когда их нет рядом? (они)

Таблица на доске:

Местоимение

           ед. ч.

     мн. ч.

 1 л.

я

мы

 2 л.

ты

вы

 3 л.

он, она, оно

они

В русском языке есть слова, которые употребляются вместо имен существительных (или других частей речи). Можно сказать по-другому: они занимают место имени. (Учитель записывает два последних слова на доске, соединяет их, добавляет в конце е.) Как называются такие слова? (Записывает слово местоимение на 1-й строке таблицы.)  Читаем вывод в учебнике (стр. 55).

- Посмотрите на местоимения 1-го столбика, 2-го. Что вы заметили? Как изменяются местоимения? (Записать на 2-й строке таблицы: ед. ч., мн. ч.)

 

8. Работа по теме урока

Самостоятельная работа. Работа в парах.

"Вставь местоимение" (у уч-ся индивидуальные карточки, 1,2 варианты).

Записаны предложения с пропущенными личными местоимениями, которые легко восстанавливаются по форме глагола. Запишите. Взаимопроверка.

1 вариант.

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

2 вариант.

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.

Осуществление деятельности. Работа в группе.

- Сейчас мы с вами сделаем памятку, которая поможет нам запомнить местоимения. Перед каждым из вас лежит файл в котором находится основа для памятки, клей и маленькие карточки со словами. Вам необходимо выбрать из этих слов местоимения и наклеить их на основу.

 

- Поиграем в игру "Четвёртое - лишнее". Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему.

 Я, они, на, ты (предлог)

 Я, яма, ты, вы (имя существительное)

 Он, она, они, оно (мн.ч.)

 Мы, я, вы, они (ед.ч.)

 Он, она, они, мы (1-е лицо)

 

9.Обобщение. 

- По таблице прочитайте что вы узнали о местоимении. Теперь сравните его с существительным .

Сравнительная таблица имени существительного и местоимения

 

Существительное

Местоимение

Это...

Часть речи

Часть речи

Отвечает на вопрос...

Кто? Что?

Кто? Что?

Обозначает...

Предмет

Не   называет предмет, а    указывает на него

Бывает...

М. р.,  ж.р., ср. р.

1 , 2, 3-го лица

Изменяется...

По числам

В 3-м лице ед. ч. по родам

 

10. Подведение итогов урока.

- С какой частью речи познакомились на уроке?

- Почему эта часть речи получила такое название?

- Что нового вы для себя узнали? Кому на уроке было трудно выполнять задание?

Оцените свою работу.(Поднимают сигнальные карточки).

 

11.Домашнее задание.

Выучить определение на стр. 56,  57.

Упр.1 стр. 63.   (выполнять по образцу).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отзыв коллег

на открытый урок по русскому языкув 3 а классена тему:

«Понятие о местоимении»

учителя начальных классов

Магомедовой Патимат Исмаиловны

 

Целью урока было формирование понятия о местоимении как части речи, наблюдение за ролью местоимений в предложении, тексте.

Тип урока: урок - открытие новых знаний.

Учитывая интересы современных детей, а так же их развитие, на уроке учитель использовала информационные и коммуникационные технологии. Детям предлагалась работа с различного вида словарями, увлекательные задания на карточках, заполнение исследовательской карты.

Урок был направлен на формирование следующих универсальных учебных действий обучающихся:

личностные: принимать учебные цели, проявлять желание учиться; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с ее оценкой товарищами, учителем.

регулятивные: следовать при выполнении инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные учебные действия; наблюдать и самостоятельно делать простые выводы;

предметные: ориентироваться в учебниках, словарях; наблюдать и самостоятельно делать простые выводы; выполнять задания по аналогии;

коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; участвовать в диалоге, слушать и понимать других, задавать вопросы; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Данный тип урока включает организационную часть, определение темы и целей, работа с карточками, различного вида словарями, упражнения в словообразовании, воспроизведение учащимися знаний, связанных с предстоящей работой, сообщение содержания задания и инструктаж по его выполнению, самостоятельную, групповую работу учащихся, самооценку выполненной работы, физкультминутку.

Для достижения поставленных целей урока  Патимат Исмаиловна использовала следующие приёмы и методы:

• словесные

• наглядные : мультимедийная презентация всех этапов урока;

• письменные и устные упражнения, самостоятельная групповая работа;

• методы устного и письменного контроля и самоконтроля.

В ходе урока были использованы формы работы учащихся:

- фронтальная;

- индивидуальная.

На уроке, с целью активизации работы, учитель  использовала самопроверку  по образцу на экране, которая дала возможность каждому ребёнку оценить свои знания, увидеть, что он не усвоил и над чем ему ещё нужно поработать.

В ходе работы ученики показали уровень усвоения материала, сформированность универсальных учебных действий, знание достопримечательностей родного края, были активны, внимательны, излагали новый материал последовательно, логично.

На  этапе обобщения, учащиеся смогли самостоятельно сформулировать понятие определения «Местоимения» и его роли в речи. На этапе релаксации «СМАЙЛИКИ» обучающихся подтвердили - материал усвоен хорошо. На уроке им было интересно, они выполняли задания с удовольствием. Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отзыв родителей

на открытый урок по русскому языку в 3 а классе на тему:

«Понятие о местоимении»

учителя начальных классов

Магомедовой Патимат Исмаиловны

 

Урок проходил с компьютерной поддержкой, что резко повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.  

Исходя из целей, все структурные компоненты урока усвоения нового материала и комплексного использование знаний соблюдены.

 Наблюдение над языковым материалом. Обучающиеся подходили к усвоению 

нового материала, направленного на выявление отличительных признаков 

местоимения.

Ребята сами формулировали основные моменты правила, исходя из выясненных в 

диалоге с учителем положений. Была поставлена проблема: научиться определять общее грамматическое значение местоимения и его морфологические признаки .

Самостоятельная работа  в форме решения лингвистической задачи ( упр.365) 

Оценка  обучающимися результатов учебной деятельности.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

 Работа по применению полученных знаний на других предметах, в жизненных ситуациях. Самостоятельно обучающиеся подошли к выводу:  морфологические признаки местоимений зависят от того, какую часть речи они заменяют, в предложении местоимения могут быть подлежащим, дополнением, обстоятельством, определением.

Подведение итогов урока. Обобщение  материала урока в ходе намеченных целей.

Домашнее задание разноуровневое,направлено на закрепление полученных 

знаний, на развитие творческих способностей.

Рефлексия деятельности. Обратная связь на уроке осуществлялась с учетом разных способов восприятия информации учащимися.

 Осознание  обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Преобладал творческий характер познавательной деятельности. 

Приёмы подведения итогов урока, рефлексия способствуют развитию 

мыслительных операций, таких как умение систематизировать, обобщать 

изученное, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке. 

Учебная работа на уроке была разнообразна: чередовались виды организации 

деятельности учащихся, такие как: обсуждение, беседа (ответы на вопросы 

учителя), составление логических задач, самостоятельная работа, взаимопроверка, самопроверка.

Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер 

общения с обучающимися доброжелательный. 

 

 

Родители 3 а класса


 

Мотивация учения. Открытый урок по русскому языку в 3 а классе на тему: «Понятие о местоимении»

Мотивация учения. Открытый урок по русскому языку в 3 а классе на тему: «Понятие о местоимении»

Непостоянные признаки: - число

Непостоянные признаки: - число

ЛИЧНЫЕ и табличка? МЕСТ = ?СУЩ) -

ЛИЧНЫЕ и табличка? МЕСТ = ?СУЩ) -

Сейчас мы с вами сделаем памятку, которая поможет нам запомнить местоимения

Сейчас мы с вами сделаем памятку, которая поможет нам запомнить местоимения

Отзыв коллег на открытый урок по русскому языкув 3 а классена тему: «Понятие о местоимении» учителя начальных классов

Отзыв коллег на открытый урок по русскому языкув 3 а классена тему: «Понятие о местоимении» учителя начальных классов

На этапе обобщения, учащиеся смогли самостоятельно сформулировать понятие определения «Местоимения» и его роли в речи

На этапе обобщения, учащиеся смогли самостоятельно сформулировать понятие определения «Местоимения» и его роли в речи

Отзыв родителей на открытый урок по русскому языку в 3 а классе на тему: «Понятие о местоимении» учителя начальных классов

Отзыв родителей на открытый урок по русскому языку в 3 а классе на тему: «Понятие о местоимении» учителя начальных классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.09.2020