Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме "Местоимение -как часть речи"
Оценка 4.6

Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме "Местоимение -как часть речи"

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
русский язык
3 кл
27.10.2022
Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме "Местоимение -как часть речи"
Познакомить с новой частью речи-местоимением,его ролью в речи. Учить умению распознавать местоимения в речи (устной и письменной)
открытый урок 3 кл.docx

 

Открытый урок по русскому языку в 3 классе

Тема: Местоимение – как часть речи.

Цель:  Познакомить с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи. Учить умению распознавать местоимения в речи (устной и письменной), правильно употреблять их. Учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Учить сотрудничеству, сотворчеству.

Развивать наблюдательность, внимание, культуру речи, логическое мышление, воображение, фантазию.

Воспитывать интерес к русскому языку, трудолюбие, уважительное отношение друг к другу.

Ход урока.

1.Орг момент.

1.      Приветственное слово учителя.

2.      Открываем тетради и записываем дату.

Минутка чистописания (Кк, Ккк, Кккк)

-Какую закономерность вы заметили? Что вы можете сказать о этой букве?

Работа по кроссворду . (Словарная работа) Групповая работа.

Ключевое слово – морфология.

1.      Его бьют, а он не плачет

Веселее только скачет (мяч)

2.      Часть слова без окончания. (основа)

3.      В математике: сумма всех сторон.(периметр)

4.      Синоним слова – передник.(фартук)

5.      Состоит из одного и более слов , связанных по смыслу и грамматически.(предложение)

6.      Антоним слова – маленький.(большой)

7.      Мужской, женский, средний. (род)

8.      Нашумела, нагремела,

Все промыла и ушла.

И сады и огороды

Всей округи полила.(гроза)

9.      Золотой у Буратино.(ключик)

10.  Ребус- 7-я. (семья)

- А что такое морфология? Какие чати речи мы изучили в этом году?

Работа по группам.

1.      Рассказать все, что известно о имени существительном.

2.      Рассказать все, что известно о имени прилагательном.

3.      Записать любые три существительные среднего рода, и три прилагательных во множественном числе.

4.      Ведение в новую тему.

На доске записаны слова: я, нос, груши, красивый, ты, мы, работа, они, синий,света, цветные.

-Прочитайте слова и разделите их на группы по какому нибудь признаку.

*Какое название вы дали последней группе. Почему не смогли?


В царстве ЧАСТИ РЕЧИ у имён существительных, имён прилагательных есть заместители, которых они могут оставлять на посту вместо себя. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с ними.

Обратите внимание на эти предложения.

Маша встала рано утром.

Маша умылась и позавтракала.

У Маши хорошее настроение. 

-  Прочитайте получившийся текст.

 -  Какой имеется в тексте недостаток и как его исправить (неоправданный повтор слова Маша, необходимо его заменить другими словами)

 -  Давайте его отредактируем. (один ученик у доски с цветным мелом, все остальные – в тетради: 1 предложение остается без изменений, во втором предложении слово Маша заменяем на слово она, в третьем предложении заменяем словом у нее)

 -  Место какой части речи заняли в предложении новые слова? (место имени существительного)

 На центральную доску прикрепляются карточки:

 МЕСТО                                 ИМЕНИ

 

- Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи? (карточки сдвигаются, открывается буква е)

МЕСТОИМЕНИЕ

 V.  Сообщение темы и постановка целей урока

 - Итак, тема нашего урока – Понятие о местоимении.

 -  Какие бы вы поставили перед собой цели? (Наблюдать за ролью местоимений в предложении, развивать речевую деятельность, формировать навык употребления местоимений.)

 V.  Сообщение темы и постановка целей урока

        I.            Открытие нового.

Грамматическая сказка о местоимении.

 -  Переходим к реализации первой цели. Для этого мы поработаем на стр. 134 вашего учебника- правило.

  -  Давайте обобщим наши сведения о местоимении на данном этапе урока. Местоимение – это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него.

 -  Это определение надо выучить к следующему уроку.

 Физминутка.

-  Попробуем найти общие признаки у имени существительного и местоимений.

 -  Значит 1 сходство:

- местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное, но это относится только к личным местоимениям (на доске прикрепляется слово ЛИЧНЫЕ и табличка? МЕСТ = ?СУЩ)

 -  К личным местоимениям относятся местоимения я, ты, он, она, оно, они, вы, мы.

 -  Давайте определим, почему местоимение я называется личным?

Кто может сказать о себе я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение я – 1 лица.

 -  На сколько человек может указывать местоимение я? Значит это местоимение ед. числа.

 -  Если я иду с Сашей, то, как скажем о себе? (мы)

 -  Я беседую с Никитой. Как я к нему обращусь? (ты). Он второй участник нашей беседы, значит ты – местоимение 2 лица.

 - При беседе с Юлей и Егором я употреблю местоимение… (вы). Это местоимение множественного числа. Но иногда местоимение Вы употребляют при обращении к одному человеку. Когда это бывает?

 -  Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица и в 3 л. ед. ч. могут иметь род)

 Все вместе выучим правило.     Я  и  МЫ,  ТЫ  и  ВЫ,

ОН,  ОНА,  ОНО,  ОНИ –

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Все местоимения.

 VI.  Применение новых знаний на практикеI

Подумайте, какое слово  нужно заменить, чтобы избежать повторения:

Очень  давно человек приручил диких животных. Человек заставил их служить себе.

(Учащиеся заменяют во втором предложении существительное человек словом он и записывают оба предложения.)

На кого указывает слово он?(На лицо,о котором мы говорим, о котором что-либо сообщаем) Подчеркните слово он.

Прочитайте все подчеркнутые слова.

Я,мы,ты,вы,он -это местоимения. Подумайте, почему так называется эта часть речи.

Прочитайте последнее предложение.

Было бы нам понятно, о ком идет речь, если бы не было предыдущего предложения?(Нет.)

(взять стихотворение из методички)

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ

При НИХ на берегу

ЕГО ловили. Но, увы:

Я плавать - не могу!

МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,

ВЫ ИМ, обратно, НАС.

Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,

А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС…

Хоть МНЕ известно, что ОНО

ИХ любит больше ТЕХ, -

Всё ЭТО тайной быть должно

Для НАС и ВАС от ВСЕХ…

Местоимение он так же, как и другие местоимения, не называет предмета или лица,а только указывает на него. Вместо какой части речи употреблено местоимение он?(Вместо имени существительного.)В  этом и состоит особенность местоимений.

Чем отличаются местоимения от существительных?(Существительные называют предметы, а местоимения только указывают на них.)

В нашем языке много местоимений. Мы познакомимся только с одной группой местоимений.(личные местоимения.)

Запись на доске: «Местоимения». Местоимения употребляются в единственном и во множественном числе. Запишите:

Единственное число         Множественное число

Местоимения бывают 1,2,3-го лица. Местоимения 1-го лица единственного числа указывает на лицо,которое говорит о себе.Назовите это местоимение.(Я.)-Записывают.

Какое местоимение употребляем,говоря не только о себе,но и о других,включая себя в их число?(Мы.)-Записывают на той же строчке.-Я,мы-это местоимения 1-го лица.Какие местоимения употребляем,обращаясь к другому лицу(ты),нескольким лицам?(Вы.)-записывают:2-е лицо-ты,вы.

Какое местоимение употребляем вместо существительного, сообщая о чем-либо или о ком-либо?(Он,она,оно,они.)-Запись местоимений 3-го лица.

Когда употребляем он?(Вместо существительного мужского рода.)Докажите это.Докажите,когда употребляются местоимения она,оно,они.

. Самостоятельная работа. Работа в парах.

"Вставь местоимение" (у уч-ся индивидуальные карточки, 1,2 варианты).

Записаны предложения с пропущенными личными местоимениями, которые легко восстанавливаются по форме глагола. Запишите. Взаимопроверка.

1 вариант.

нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

2 вариант.

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.

Осуществление деятельности. Работа в группе.

- Сейчас мы с вами сделаем памятку, которая поможет нам запомнить местоимения. Перед каждым из вас лежит файл в котором находится основа для памятки, клей и маленькие карточки со словами. Вам необходимо выбрать из этих слов местоимения и наклеить их на основу.

- Поиграем в игру "Четвёртое - лишнее". Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему.

 Я, они, на, ты (предлог)

 Я, яма, ты, вы (имя существительное)

 Он, она, они, оно (мн.ч.)

 Мы, я, вы, они (ед.ч.)

 Он, она, они, мы (1-е лицо)

IV.Обобщение по вопросам:

1)Что такое местоимение?(Часть речи.)

2)Назовите местоимения 1,2 и 3-го лица.

3)Чем отличаются местоимения от существительных ?(Существительные называют предметы,местоимения только указывают на них.)

4)Как изменяются местоимения 3-го лица?(По родам.)

V.Распознание местоимений в тексте.

-Отгадайте загадку. Назовите в тексте местоимение,укажите лицо и число.

Я на солнышке сверкаю,                           И тянусь верхушкой вниз:

А зимою вырастаю                                      Ты меня поберегись.

        (Сосулька.)

 VII.  Закрепление

 - Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.

  Цветы.

 Если я сорву цветок,

 Если ты сорвёшь цветок,

 Если он, и я, и ты -

 Если мы сорвём цветы,

 То окажутся пусты

 И деревья, и кусты.

 И не будет красоты,

 И не будет доброты,

 Если только я и ты -

 Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)

 

Я предлагаю отрывки из произведений. Вы называете автора и название произведения, а в тетрадь выписываете местоимения.

«Чем вы гости торг ведете,

И куда теперь плывете?»

  А. Пушкин

«Не сумел ты взять выкупа с рыбки. . . »

  А. Пушкин

«Кабы я была царица, -

Говорит одна девица. . . »

 А. Пушкин

«Мы объехали весь свет:

За морем житье не худо. . . »

 А. Пушкин

VIII.  Итог

 Мне бы хотелось, чтобы в нашей повседневной жизни чаще звучало местоимение МЫ. Ведь "вместе весело шагать по просторам..!"

Дополнительно.
Задания по парам.

Вставь подходящие местоимения.

-Привет, Дима. ….. меня слышишь?

-Здравствуйте. Мне нужна Катя. …. дома?

-А где Слава и Женя? ….. будут гулять?

-Ольга Николаевна, ….. придете к нам в гости?

-Извините. …… позвоню позже.

Вопросы шутки -занимательная грамматика стр 85- 3 класс

Оценивание по критериям.

Игра «Да или нет»
- Местоимение – это часть речи.
- Местоимения называют предметы.
- Местоимения указывают на предметы.
- Местоимения употребляются вместо имён существительных.
- Местоимения отвечают на вопросы: какой? какая?
- Местоимения отвечают на вопросы: кто? что?
- Она – это местоимение.
- В предложении « Я выучил уроки» нет местоимения. 
- В предложении местоимение может быть подлежащим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 1

1. Укажи, что мы называем знаками письма.

1.     Звуки

1.     Буквы

1.     Книги

1.     Слова

2. Укажи слова, которые записаны в алфавитном порядке.

1.     Альбом, йогурт, отвёртка, телефон

1.     Бумага, часовщик, коробка, сумка

1.     Ремень, салфетка, баклажан, принтер

1.     Банан, магазин, снегопад, монета

3.Напиши слова в алфавитном порядке:

телевизор, роса, воробей, коньки, рисунок, артист, девочка, завтрак.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Напиши, сколько в словах слогов, букв и звуков:

молоко - ___слога., ___б., ___зв.;

осень - ___слога., ___б., ___зв.;

пеньки - ___слога., ___б., ___зв.;

стулья - ___слога., ___б., ___зв.;

юла - ____ слога, ____ б., ___зв.

5.Какие гласные буквы обозначают два звука? Обведи их.

а я у ю ы

6. Укажи, в каком случае все буквы в слове щука названы верно.

1.     Первая буква «ща», вторая буква «у», третья буква «ке», четвёртая буква «а»

1.     Первая буква «ще», вторая буква «у», третья буква «ка», четвёртая буква «а»

1.     Первая буква «ща», вторая буква «у», третья буква «ка», четвёртая буква «а»

1.     Первая буква «ка», вторая буква «у», третья буква «ща», четвёртая буква «а»

7. Укажи слова, в которых пропущена буква е.

 

1.     Т.традный (лист), д…журный, за…ц

1.     П…тушок, в…т…рок, р…бята

1.     Уч…ница, л…сица, в…село

1.     М…двежонок, б…рёзка, п…нал

8.Найди предложения, в которых все слова расположены в алфавитном порядке.

1.     Вдали виднелись заросли кустарника.

1.     Отец подарил сыну шахматы, шашки.

1.     Учитель рассказывал ученикам про горы, моря, равнины.

1.     Рыболовы ночевали на берегу озера.

9. Догадайся, о каких словах идёт речь в стихотворении.

Со звуком С я невкусна, 1) сова - медведь

Но в пищу каждому нужна. 2) слива - малина

С М берегись меня, не то 3) сок - морс

Я съем и платье, и пальто. 4) соль - моль

Вариант 2

1. Укажи, как называются буквы русского языка, расположенные в определённом порядке, где каждая буква имеет своё место, своё начертание и своё название.

1.     Буквосочетание

1.     Алфавит

1.     Словосочетание

1.     Звуковой ряд

2. Укажи слова, которые записаны в алфавитном порядке.

1.     Мармелад, переход, грабли, таблетки

1.     Месяц, конверт, спортсмен, тетрадка

1.     Пенал, театр, яблоко, рюкзак

1.     Кастрюля, конфета, мальчик, провод

3.Запиши слова в алфавитном порядке:

Ветерок, ручка, апрель, друзья, завод, кубик, снег, вишня,

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Напиши, сколько в словах слогов, букв и звуков:

корова - ___ слога, ____б., ____зв.

карась - ___ слога, ____ б. ____зв.

октябрь - ____ слога, ____ б. ____зв.

ёрш - ___слога. ___б., ___зв.

вьюга - ____ б. ____зв.

5.Какие гласные обозначают один звук? Обведи их.

ю и ё ы о

6. Укажи, в каком случае все буквы в слове шарф названы верно.

1.     Первая буква «ша», вторая буква «а», третья буква «эр», четвёртая буква «эф»

1.     Первая буква «ше», вторая буква «а», третья буква «ре», четвёртая буква «фе»

1.     Первая буква «ша», вторая буква «а», третья буква «ре», четвёртая буква «фе»

1.     Первая буква «ше», вторая буква «а», третья буква «эр», четвёртая буква «эф»

7. Укажи слова, в которых пропущена буква о.

 

1.     Л…патка, яг…дка, в…р…обей

1.     П…судный (отдел), м…лочный, р…дина

1.     Сах…рный, к…пуста, г…ра

1.     К…рандашик, р…бочий, в…рона

8. Найди предложения, в которых все слова расположены в алфавитном порядке.

1) На лесной поляне живёт старый лесник.

1.     Школьники посадили плодовые деревья.

1.     Владимир и Леонид мечтают путешествовать.

1.     Ели, ёлки засыпаны лёгким пушистым снежком.

9. Догадайся, о каких словах идёт речь в стихотворении.

Я с В – ночная птица,

Но замените В на Д

И растворяюсь я в воде.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 30                                                                ИМЕНИ КАВАЛЕРА ОРДЕНА КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ Ю.В. ГАВРИЛОВА                                 ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЫЗРАНЬ САМАРСКОЙ  ОБЛАСТИ

 

 

 

 

                                     Открытый урок

                       по русскому языку в 3 классе по теме

                                      «Местоимение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                Выполнила

                                                                                учитель начальных классов

                                                                                Емельянова Г.М.

 

 

 

 


 

Открытый урок по русскому языку в 3 классе

Открытый урок по русскому языку в 3 классе

Ребус- 7-я. (семья) - А что такое морфология?

Ребус- 7-я. (семья) - А что такое морфология?

МЕСТОИМЕНИЕ V. Сообщение темы и постановка целей урока -

МЕСТОИМЕНИЕ V. Сообщение темы и постановка целей урока -

Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица и в 3 л

Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица и в 3 л

Хоть МНЕ известно, что ОНО ИХ любит больше

Хоть МНЕ известно, что ОНО ИХ любит больше

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги?

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги?

Если ты сорвёшь цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Вставь подходящие местоимения. -Привет,

Вставь подходящие местоимения. -Привет,

Вариант 1 1. Укажи, что мы называем знаками письма

Вариант 1 1. Укажи, что мы называем знаками письма

Укажи, в каком случае все буквы в слове щука названы верно

Укажи, в каком случае все буквы в слове щука названы верно

Вариант 2 1. Укажи, как называются буквы русского языка, расположенные в определённом порядке, где каждая буква имеет своё место, своё начертание и своё название

Вариант 2 1. Укажи, как называются буквы русского языка, расположенные в определённом порядке, где каждая буква имеет своё место, своё начертание и своё название

Какие гласные обозначают один звук?

Какие гласные обозначают один звук?

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме "Местоимение -как часть речи"

Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме "Местоимение -как часть речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2022