Открытый урок по русскому языку в 3 классе
Тема: Местоимение – как часть речи.
Цель: Познакомить с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи. Учить умению распознавать местоимения в речи (устной и письменной), правильно употреблять их. Учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Учить сотрудничеству, сотворчеству.
Развивать наблюдательность, внимание, культуру речи, логическое мышление, воображение, фантазию.
Воспитывать интерес к русскому языку, трудолюбие, уважительное отношение друг к другу.
Ход урока.
1.Орг момент.
1. Приветственное слово учителя.
2. Открываем тетради и записываем дату.
Минутка чистописания (Кк, Ккк, Кккк)
-Какую закономерность вы заметили? Что вы можете сказать о этой букве?
Работа по кроссворду . (Словарная работа) Групповая работа.
Ключевое слово – морфология.
1. Его бьют, а он не плачет
Веселее только скачет (мяч)
2. Часть слова без окончания. (основа)
3. В математике: сумма всех сторон.(периметр)
4. Синоним слова – передник.(фартук)
5. Состоит из одного и более слов , связанных по смыслу и грамматически.(предложение)
6. Антоним слова – маленький.(большой)
7. Мужской, женский, средний. (род)
8. Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады и огороды
Всей округи полила.(гроза)
9. Золотой у Буратино.(ключик)
10. Ребус- 7-я. (семья)
- А что такое морфология? Какие чати речи мы изучили в этом году?
Работа по группам.
1. Рассказать все, что известно о имени существительном.
2. Рассказать все, что известно о имени прилагательном.
3. Записать любые три существительные среднего рода, и три прилагательных во множественном числе.
4. Ведение в новую тему.
На доске записаны слова: я, нос, груши, красивый, ты, мы, работа, они, синий,света, цветные.
-Прочитайте слова и разделите их на группы по какому нибудь признаку.
*Какое название вы дали последней группе. Почему не смогли?
В царстве ЧАСТИ РЕЧИ у имён существительных, имён прилагательных есть
заместители, которых они могут оставлять на посту вместо себя. На сегодняшнем
уроке мы познакомимся с ними.
Обратите внимание на эти предложения.
Маша встала рано утром.
Маша умылась и позавтракала.
У Маши хорошее настроение.
- Прочитайте получившийся текст.
- Какой имеется в тексте недостаток и как его исправить (неоправданный повтор слова Маша, необходимо его заменить другими словами)
- Давайте его отредактируем. (один ученик у доски с цветным мелом, все остальные – в тетради: 1 предложение остается без изменений, во втором предложении слово Маша заменяем на слово она, в третьем предложении заменяем словом у нее)
- Место какой части речи заняли в предложении новые слова? (место имени существительного)
На центральную доску прикрепляются карточки:
МЕСТО ИМЕНИ
- Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи? (карточки сдвигаются, открывается буква е)
МЕСТОИМЕНИЕ
V. Сообщение темы и постановка целей урока
- Итак, тема нашего урока – Понятие о местоимении.
- Какие бы вы поставили перед собой цели? (Наблюдать за ролью местоимений в предложении, развивать речевую деятельность, формировать навык употребления местоимений.)
V. Сообщение темы и постановка целей урока
I. Открытие нового.
Грамматическая сказка о местоимении.
- Переходим к реализации первой цели. Для этого мы поработаем на стр. 134 вашего учебника- правило.
- Давайте обобщим наши сведения о местоимении на данном этапе урока. Местоимение – это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него.
- Это определение надо выучить к следующему уроку.
Физминутка.
- Попробуем найти общие признаки у имени существительного и местоимений.
- Значит 1 сходство:
- местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное, но это относится только к личным местоимениям (на доске прикрепляется слово ЛИЧНЫЕ и табличка? МЕСТ = ?СУЩ)
- К личным местоимениям относятся местоимения я, ты, он, она, оно, они, вы, мы.
- Давайте определим, почему местоимение я называется личным?
Кто может сказать о себе я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение я – 1 лица.
- На сколько человек может указывать местоимение я? Значит это местоимение ед. числа.
- Если я иду с Сашей, то, как скажем о себе? (мы)
- Я беседую с Никитой. Как я к нему обращусь? (ты). Он второй участник нашей беседы, значит ты – местоимение 2 лица.
- При беседе с Юлей и Егором я употреблю местоимение… (вы). Это местоимение множественного числа. Но иногда местоимение Вы употребляют при обращении к одному человеку. Когда это бывает?
- Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица и в 3 л. ед. ч. могут иметь род)
Все вместе выучим правило. Я и МЫ, ТЫ и ВЫ,
ОН, ОНА, ОНО, ОНИ –
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Все местоимения.
VI. Применение новых знаний на практикеI
Подумайте, какое слово нужно заменить, чтобы избежать повторения:
Очень давно человек приручил диких животных. Человек заставил их служить себе.
(Учащиеся заменяют во втором предложении существительное человек словом он и записывают оба предложения.)
На кого указывает слово он?(На лицо,о котором мы говорим, о котором что-либо сообщаем) Подчеркните слово он.
Прочитайте все подчеркнутые слова.
Я,мы,ты,вы,он -это местоимения. Подумайте, почему так называется эта часть речи.
Прочитайте последнее предложение.
Было бы нам понятно, о ком идет речь, если бы не было предыдущего предложения?(Нет.)
(взять стихотворение из методички)
Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ
При НИХ на берегу
ЕГО ловили. Но, увы:
Я плавать - не могу!
МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,
ВЫ ИМ, обратно, НАС.
Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,
А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС…
Хоть МНЕ известно, что ОНО
ИХ любит больше ТЕХ, -
Всё ЭТО тайной быть должно
Для НАС и ВАС от ВСЕХ…
Местоимение он так же, как и другие местоимения, не называет предмета или лица,а только указывает на него. Вместо какой части речи употреблено местоимение он?(Вместо имени существительного.)В этом и состоит особенность местоимений.
Чем отличаются местоимения от существительных?(Существительные называют предметы, а местоимения только указывают на них.)
В нашем языке много местоимений. Мы познакомимся только с одной группой местоимений.(личные местоимения.)
Запись на доске: «Местоимения». Местоимения употребляются в единственном и во множественном числе. Запишите:
Единственное число Множественное число
Местоимения бывают 1,2,3-го лица. Местоимения 1-го лица единственного числа указывает на лицо,которое говорит о себе.Назовите это местоимение.(Я.)-Записывают.
Какое местоимение употребляем,говоря не только о себе,но и о других,включая себя в их число?(Мы.)-Записывают на той же строчке.-Я,мы-это местоимения 1-го лица.Какие местоимения употребляем,обращаясь к другому лицу(ты),нескольким лицам?(Вы.)-записывают:2-е лицо-ты,вы.
Какое местоимение употребляем вместо существительного, сообщая о чем-либо или о ком-либо?(Он,она,оно,они.)-Запись местоимений 3-го лица.
Когда употребляем он?(Вместо существительного мужского рода.)Докажите это.Докажите,когда употребляются местоимения она,оно,они.
. Самостоятельная работа. Работа в парах.
"Вставь местоимение" (у уч-ся индивидуальные карточки, 1,2 варианты).
Записаны предложения с пропущенными личными местоимениями, которые легко восстанавливаются по форме глагола. Запишите. Взаимопроверка.
1 вариант.
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
2 вариант.
Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.
Осуществление деятельности. Работа в группе.
- Сейчас мы с вами сделаем памятку, которая поможет нам запомнить местоимения. Перед каждым из вас лежит файл в котором находится основа для памятки, клей и маленькие карточки со словами. Вам необходимо выбрать из этих слов местоимения и наклеить их на основу.
- Поиграем в игру "Четвёртое - лишнее". Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему.
Я, они, на, ты (предлог)
Я, яма, ты, вы (имя существительное)
Он, она, они, оно (мн.ч.)
Мы, я, вы, они (ед.ч.)
Он, она, они, мы (1-е лицо)
IV.Обобщение по вопросам:
1)Что такое местоимение?(Часть речи.)
2)Назовите местоимения 1,2 и 3-го лица.
3)Чем отличаются местоимения от существительных ?(Существительные называют предметы,местоимения только указывают на них.)
4)Как изменяются местоимения 3-го лица?(По родам.)
V.Распознание местоимений в тексте.
-Отгадайте загадку. Назовите в тексте местоимение,укажите лицо и число.
Я на солнышке сверкаю, И тянусь верхушкой вниз:
А зимою вырастаю Ты меня поберегись.
(Сосулька.)
VII. Закрепление
- Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.
Цветы.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты -
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты -
Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)
Я предлагаю отрывки из произведений. Вы называете автора и название произведения, а в тетрадь выписываете местоимения.
«Чем вы гости торг ведете,
И куда теперь плывете?»
А. Пушкин
«Не сумел ты взять выкупа с рыбки. . . »
А. Пушкин
«Кабы я была царица, -
Говорит одна девица. . . »
А. Пушкин
«Мы объехали весь свет:
За морем житье не худо. . . »
А. Пушкин
VIII. Итог
Мне бы хотелось, чтобы в нашей повседневной жизни чаще звучало местоимение МЫ. Ведь "вместе весело шагать по просторам..!"
Дополнительно.
Задания по парам.
Вставь подходящие местоимения.
-Привет, Дима. ….. меня слышишь?
-Здравствуйте. Мне нужна Катя. …. дома?
-А где Слава и Женя? ….. будут гулять?
-Ольга Николаевна, ….. придете к нам в гости?
-Извините. …… позвоню позже.
Вопросы шутки -занимательная грамматика стр 85- 3 класс
Оценивание по критериям.
Игра «Да или нет»
- Местоимение – это часть речи.
- Местоимения называют предметы.
- Местоимения указывают на предметы.
- Местоимения употребляются вместо имён
существительных.
- Местоимения отвечают на вопросы: какой? какая?
- Местоимения отвечают на вопросы: кто? что?
- Она – это местоимение.
- В предложении « Я выучил уроки» нет
местоимения.
- В предложении местоимение может быть подлежащим.
Вариант 1
1. Укажи, что мы называем знаками письма.
1. Звуки |
1. Буквы |
1. Книги |
1. Слова |
2. Укажи слова, которые записаны в алфавитном порядке.
1. Альбом, йогурт, отвёртка, телефон |
1. Бумага, часовщик, коробка, сумка |
1. Ремень, салфетка, баклажан, принтер |
1. Банан, магазин, снегопад, монета |
3.Напиши слова в алфавитном порядке:
телевизор, роса, воробей, коньки, рисунок, артист, девочка, завтрак.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Напиши, сколько в словах слогов, букв и звуков:
молоко - ___слога., ___б., ___зв.;
осень - ___слога., ___б., ___зв.;
пеньки - ___слога., ___б., ___зв.;
стулья - ___слога., ___б., ___зв.;
юла - ____ слога, ____ б., ___зв.
5.Какие гласные буквы обозначают два звука? Обведи их.
а я у ю ы
6. Укажи, в каком случае все буквы в слове щука названы верно.
1. Первая буква «ща», вторая буква «у», третья буква «ке», четвёртая буква «а» |
1. Первая буква «ще», вторая буква «у», третья буква «ка», четвёртая буква «а» |
1. Первая буква «ща», вторая буква «у», третья буква «ка», четвёртая буква «а» |
1. Первая буква «ка», вторая буква «у», третья буква «ща», четвёртая буква «а» |
7. Укажи слова, в которых пропущена буква е. |
1. Т.традный (лист), д…журный, за…ц |
1. П…тушок, в…т…рок, р…бята |
1. Уч…ница, л…сица, в…село |
1. М…двежонок, б…рёзка, п…нал |
8.Найди предложения, в которых все слова расположены в алфавитном порядке.
1. Вдали виднелись заросли кустарника. |
1. Отец подарил сыну шахматы, шашки. |
1. Учитель рассказывал ученикам про горы, моря, равнины. |
1. Рыболовы ночевали на берегу озера. |
9. Догадайся, о каких словах идёт речь в стихотворении.
Со звуком С я невкусна, 1) сова - медведь |
Но в пищу каждому нужна. 2) слива - малина |
С М берегись меня, не то 3) сок - морс |
Я съем и платье, и пальто. 4) соль - моль |
Вариант 2
1. Укажи, как называются буквы русского языка, расположенные в определённом порядке, где каждая буква имеет своё место, своё начертание и своё название.
1. Буквосочетание |
1. Алфавит |
1. Словосочетание |
1. Звуковой ряд |
2. Укажи слова, которые записаны в алфавитном порядке.
1. Мармелад, переход, грабли, таблетки |
1. Месяц, конверт, спортсмен, тетрадка |
1. Пенал, театр, яблоко, рюкзак |
1. Кастрюля, конфета, мальчик, провод 3.Запиши слова в алфавитном порядке: Ветерок, ручка, апрель, друзья, завод, кубик, снег, вишня, ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4.Напиши, сколько в словах слогов, букв и звуков: корова - ___ слога, ____б., ____зв. карась - ___ слога, ____ б. ____зв. октябрь - ____ слога, ____ б. ____зв. ёрш - ___слога. ___б., ___зв. вьюга - ____ б. ____зв. 5.Какие гласные обозначают один звук? Обведи их. ю и ё ы о |
6. Укажи, в каком случае все буквы в слове шарф названы верно.
1. Первая буква «ша», вторая буква «а», третья буква «эр», четвёртая буква «эф» |
1. Первая буква «ше», вторая буква «а», третья буква «ре», четвёртая буква «фе» |
1. Первая буква «ша», вторая буква «а», третья буква «ре», четвёртая буква «фе» |
1. Первая буква «ше», вторая буква «а», третья буква «эр», четвёртая буква «эф» |
7. Укажи слова, в которых пропущена буква о. |
1. Л…патка, яг…дка, в…р…обей |
1. П…судный (отдел), м…лочный, р…дина |
1. Сах…рный, к…пуста, г…ра |
1. К…рандашик, р…бочий, в…рона |
8. Найди предложения, в которых все слова расположены в алфавитном порядке.
1) На лесной поляне живёт старый лесник. |
1. Школьники посадили плодовые деревья. |
1. Владимир и Леонид мечтают путешествовать. |
1. Ели, ёлки засыпаны лёгким пушистым снежком. |
9. Догадайся, о каких словах идёт речь в стихотворении.
Я с В – ночная птица, |
|
Но замените В на Д |
|
И растворяюсь я в воде. |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30 ИМЕНИ КАВАЛЕРА ОРДЕНА КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ Ю.В. ГАВРИЛОВА ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЫЗРАНЬ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Открытый урок
по русскому языку в 3 классе по теме
«Местоимение»
Выполнила
учитель начальных классов
Емельянова Г.М.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.