Сочинение (с элементами описания) по картине
К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»
Цель урока:
формировать умение “читать” картину, понимать идейный замысел художника;
развивать пространственное мышление, обогащать словарный запас учащихся, литературную речь учащихся;
воспитывать любовь к природе, к родному языку.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
I. Организационный момент
(проверка готовности учащихся к уроку)
II. Подготовительная беседа
Тает снежок.
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?
- Какие признаки весны можно заметить?
(День стал длиннее. Солнце светит ярче. Капель. Воробьи стали веселее чирикать. Появляются проталины)
– Кто из вас слышал о художнике Константине Федоровиче Юоне?
– Знакомы ли вы с его картинами?
- Широко известны его картины “Весенний солнечный день”, «Мартовское утро», “Конец зимы. Полдень”.
- Константин Федорович Юон начал рисовать еще в детстве, в восемь лет, всю свою жизнь он посвятил живописи. Свое детство он провел на московской окраине в Лефортово.
К.Ф. Юон очень любил весну и зиму. Он с удовольствием и восторгом писал пейзажи русской природы, а на ее фоне часто изображал жизнь русского народа на улицах города или деревни. Поэтому его называли поэтом русского села.
III. Знакомство с картиной
- Рассмотрите внимательно картину. Определите настроение картины?
IV. Работа над содержанием картины
– Что изобразил художник? (Видимо, окраину деревни. За домом холмы, лес)
- Рассмотрим внимательнее и попробуем описать подробнее.
(На переднем плане деревянный дом. На крыше лежит снег. От дома тянется забор. Он местами разобран. Около забора – поленница дров. Дом окружен высокими стройными берёзами. От стволов берез на снег легли голубые тени. Немного дальше, в глубине поляны, видим небольшой домик…Лыжники спешат покататься по последнему снегу.)
– Какое время года изобразил автор? (Конец зимы, середина дня.)
– Как передал художник это время года?
( Все залито ярким солнцем. Сероватый пористый снег искрится. От берёз протянулись длинные по- весеннему голубые тени. Лес на холмах потемнел. По краям дорожки видны проталины. На крыше дома снег тоже подтаял. Воздух прозрачный. Небо ярко-голубое, светлое. Такое небо бывает ранней весной в полдень.)
– Кто изображён на картине “Конец зимы” К.Ф. Юона?
– Какими красками пользовался художник?
(Светлые: голубые, розоватые)
– Какие чувства вы испытываете, глядя на картину?
( По- весеннему приподнятое)
- Как можно начать сочинение? (На картине художник изобразил раннюю весну, начало весны ….
- Что будете описывать и в какой последовательности?
(деревянный дом, дрова, забор, березы, лыжники)
- Чем закончите сочинение?
( Отношение к картине)
V. Работа над содержанием картины
Примерная работа.
На картине художник изобразил начало весны. Мы видим уголок русской деревни. На переднем плане мы видим деревянный дом. На крыше дома пока ещё лежит снег. От дома тянется забор. Он местами разобран. Около забора – поленница дров. Дом окружен высокими стройными берёзами. От стволов берез на снег легли длинные голубые тени. Во дворе пёстрые куры деловито выискивают зёрнышки и семена в талом снегу. Всюду лежит белый снег. Он ослепительно блестит и сверкает на солнце. Небо чистое, светлое, ярко – голубое. Такое небо бывает ранней весной в полдень. Солнце слепит глаза. Воздух прозрачный, с лёгким морозцем. Лыжники спешат покататься по последнему снегу. Художник передаёт радостное весеннее настроение, ожидание тепла, солнца, пробуждения природы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.