ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Системно - деятельностный подход на уроке русского языка по теме «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» (УМК «Школа России», 3 класс)
Оценка 5

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Системно - деятельностный подход на уроке русского языка по теме «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» (УМК «Школа России», 3 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
28.03.2024
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Системно - деятельностный подход на уроке русского языка по теме «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» (УМК «Школа России», 3 класс)
Тема: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» Цели: 1. Формировать представление о способе для написания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих. 2. Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы. 3. Воспитать доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь, самостоятельность.
разработка урока+р.я+3кл.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Системно - деятельностный подход

на уроке русского языка по теме

«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

(УМК «Школа России», 3 класс)

 

                                                                      

 

 

 

 

Выполнила:

Акулова Елена

Викторовна

учитель начальных классов,

МБОУ «СОШ № 27»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новокузнецк 2024г.

 

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3

Основное содержание …………………………………………………..4 - 8

Заключение ………………………………………………………………….9

Список литературы ……………………………………………………..…10

Приложение ………………………………………………………………..11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

        

         Современное состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федеральным государственным образовательным стандартам, которые выдвигают новые социальные требования к системе школьного обучения.

         Современной школе нужен новый учитель, с новым мышлением, способный реализовать задачи, выдвинутые ФГОС.

         Новые требования к образовательным результатам задают новые целевые ориентиры. Для достижения результатов требуется новый педагогический инструментарий. Сделать это старыми педагогическими способами невозможно. Это значит, что педагогам надо не только поменять элементы педагогической системы, но и пересмотреть всю систему своей деятельности, научиться проектировать урок в логике учебной деятельности: ситуация - проблема-задача-результат.

В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход. Это заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познавательном процессе. Целью обучения становится не передача определенной суммы знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов. Содержание образования в связи с этим отбирается на основе выделения компетенций, которые необходимы каждому человеку. Соответственно вычленяются проблемы, которые ученик должен научиться решать, учебный материал группируется вокруг этих проблем. Учитель становится организатором деятельности ученика. Соответственно и ученик не просто сидит, слушает и воспроизводит полученную информацию на уроке, а становится активным участником по приобретению и освоению этой информации. Ученик становится субъектом деятельности.

Роль учителя начальных классов, реализующего требования ФГОС НОО, заключается не в том, чтобы передавать знания в готовом виде, а создавать условия, чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.

Учение выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения учебных проблем.

 

 

 

 

 

Основное содержание

Тема: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

 

Цели:

1.     Формировать представление о способе для написания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

2.     Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

3.     Воспитать доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь, самостоятельность.

 

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Актуализация знаний.

1.Словарная работа.

Учитель читает слова, дети записывают в тетради.

 

Соловьи, тетрадь, картофель, воробьи, коньки, пальто.

 

- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и выполните проверку по орфографическому словарю.

- Что общего вы заметили в этих словах?

- На что обратили внимание? (во всех словах присутствует мягкий знак)

- Какие функции мягкого знака вы знаете? (мягкий знак может являться показателем мягкости согласных, а может быть разделительным)

- Назовите слова в словарном диктанте, где мягкий знак является показателем мягкости согласных? (тетрадь, картофель, коньки, пальто)

- Назовите ещё 2 слова где мягкий знак является показателем мягкости согласных.

- Назовите слова, в котором ь является разделительным? (воробьи, соловьи)

- Запишите ещё 2 слова с разделительным мягким знаком.

 

2. Контрольно-оценочная деятельность.

- Что вам помогло определить в каких случаях мягкий знак является показателем мягкости, а в каком – разделительным? (в одном случае мы фонетически слышим смягчение согласного, значит нужно написать мягкий знак, а во втором случае мы знаем, что мягкий знак употребляется  в качестве разделительного знака после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и)

 

3. Проблемная ситуация.

На доске записаны слова: рож… , меч…, доч…, плач….

- Посмотрите на доску. Что вы можете сказать об этих словах? (они все имена существительные) 
-Что общего в звучании данных слов? (на конце слова слышится согласный шипящий звук)

- Можете ответить, нужно ли писать мягкий знак на конце данных имён существительных? (не можем)

 

4. Учебная задача.

- Вам до этого легко было писать мягкий знак? (да)

- А почему сейчас трудно? (мы не знаем правило)

- Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? Какое правило будем изучать? (когда пишется мягкий знак на конце существительных после шипящих, а когда нет)

- Кто ещё хочет повторить?

- Хотите узнать, в каких случаях пишется мягкий знак, а в каких нет? (хотим)

- Исходя из этого, тема нашего урока «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих».

- Сформулируйте учебную задачу урока. (Узнать способ определения, в каких случаях пишется мягкий знак на конце существительных после шипящих, а каких не пишется)

 

III. Открытие нового знания и способа действия.

1.Фронтальная работа.

- Проведите наблюдения за этой группой слов и поделитесь своими выводами.

- Почему в одних словах есть на конце Ь, а в других нет?

- Какие названия мы дадим каждому столбику? (ж.р., м.р.)

 

мышь         плащ

печь            грач

ночь           мяч

         тишь         камыш

 

- Есть какая то идея?

- Кто уже догадался?

Ученики высказывают свои предположения.

- Проверьте правильность вывода, сравнив его с учебником.

Ученики открывают учебник на стр. 31 и читают правило. (Приложение 1)

- У кого вывод получился такой же, как и в учебнике?

 

2.Групповая работа.

- Используя свои наблюдения, выводы, определите, в каких из записанных на доске именах существительных мы будем писать мягкий знак, а в каких – нет. Первая группа поработает со словами рож… и доч…, а вторая группа – меч… и плач….

- Обсудите версии всех участников группы.

 

Фронтальная проверка результатов групповой работы с вынесением на доску примеров применения алгоритма.

 

«Определение написания мягкого знака на коне имён существительных после шипящего»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Физминутка.

Учащиеся хором произносят стихотворение и выполняют соответствующие движения.

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела,
На четыре улетела.

– А какую работу выполняет ь в этих словах? (ответы детей)

IV. Первичное закрепление с комментированием.

Пользуясь планом, выполните в учебнике на стр.32 упр. 53. (Приложение 2)

-У кого возникли затруднения?

- В чем именно были затруднения ?

- Как рассуждали?

- Что посоветуете тем, у кого возникли трудности? (Пользоваться алгоритмом определения спряжения).

 

V. Контроль.

- Я вам раздала карточки со словами. Ваша задача подобрать и записать через дефис антонимы к данным словам.

 

День – ___________________ старт –______________________

Правда – _________________смех –________________________

полдень –_________________шум – ________________________

 

- Что такое антонимы? (это слова противоположные по значению)

- Что нужно сделать с орфограммой? (подчеркнуть)

- Теперь сверьте свою выполненную работу с образцом на доске.

- Если вы выполнили всю работу верно, поставьте +.

- Поднимите руки, у кого +.

- У кого -.

- Почему вы получили -?

- А что нужно сделать завтра, чтобы получить +?

 

VI. Рефлексия.

- С чем вы столкнулись вначале урока?  (с написанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих)

- Вы могли с этим справиться?(нет)

- Почему? Что было сложно? (мы ещё не знали такого правила)

- Какую учебную задачу перед собой ставили? (узнать способ определения, в каких случаях пишется мягкий знак на конце существительных после шипящих, а каких не пишется)

 

- А сейчас вы сможете справиться с такой задачей? (да)

- Почему? (мы знаем способ)

- А как вы узнали этот способ? (обсуждали, читали правило в учебнике, работали в группах, вели диалог)

 

VII. Итог урока.

- Какой способ мы теперь знаем?

1.Читаю или произношу слово. 
3. Внимательно слушаю звуки на конце слова. 
4. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного. 
5. Если существительное мужского рода, то Ь не пишу. 
6. Если существительное женского рода, то Ь пишу. 

 

VIII. Домашнее заданее.

Учебник, стр. 33, упр. 57.

1 Вариант - выписать слова, в которых пишется мягкий знак; 2 Вариант - выписать слова, в которых мягкий знак не пишется. ( Приложение 3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Урок русского языка по теме «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» был построен мною в системно- деятельностном подходе.

Цель урока полностью достигнута. У детей сформировалось представление о способе действий для написания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

         В начале урока мною была создана ситуация успеха, которая выражалась в актуализации изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

         В процессе  работы на уроке формировались регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Для создания учебной ситуации, которая привела к постановке учебной задачи, была создана проблемная ситуация. Дети выявили затруднения и определили цель последующей работы на уроке.

Ученики обсуждали, делали вывод, координировали различные позиции в сотрудничестве.

Для выхода из затруднения я предложила работу в группах. В ходе фронтальной работы  обсуждались варианты, предложенные учащимися, и выбирались оптимальные варианты, которые фиксировались. Построенный способ действий использовался для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточнили общий характер нового знания и зафиксировали преодоление возникшего ранее затруднения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.     Русский язык 3 класс. Учебник. Часть 2./ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 2-е изд.- М.: Просвещение, 2013.

2.     Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. О. И. Дмитриева. М.:ВАКО, 2014.

3.     Автайкина Т. О., Демчук Н. А. Формирование универсальных учебных действий средствами предметов начальной школы / Под общей редакцией кандидата педагогических наук Е. А. Нагрелли – Новокузнецк МАОУ ДПО ИПК-2014

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Приложение 1:

 

 

Приложение 2:

 

 

 

 

Приложение 3:

 


 

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Системно - деятельностный подход на уроке русского языка по теме «

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Системно - деятельностный подход на уроке русского языка по теме «

Содержание Введение ……………………………………………………………………

Содержание Введение ……………………………………………………………………

Введение

Введение

Основное содержание Тема: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

Основное содержание Тема: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

Что общего в звучании данных слов? ( на конце слова слышится согласный шипящий звук ) -

Что общего в звучании данных слов? ( на конце слова слышится согласный шипящий звук ) -

Первая группа поработает со словами рож… и доч… , а вторая группа – меч… и плач…

Первая группа поработает со словами рож… и доч… , а вторая группа – меч… и плач…

У кого возникли затруднения? -

У кого возникли затруднения? -

Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного

Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного

Заключение Урок русского языка по теме «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» был построен мною в системно- деятельностном подходе

Заключение Урок русского языка по теме «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» был построен мною в системно- деятельностном подходе

Список литературы 1. Русский язык 3 класс

Список литературы 1. Русский язык 3 класс

Приложение Приложение 1:

Приложение Приложение 1:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2024