Технологическая карта урока
Урок русского языка.
3 класс УМК «Школа России»
Тема урока: «Правописание мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих»
Цель урока: познакомить с правописанием мягкого знака в именах существительных после шипящих на конце слова, расширить представления о роли мягкого знака в словах.
Задачи:
1. Предметные:
- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
- совершенствовать умение распознавать существительные по родам;
2. Метапредметные:
а) познавательные УУД:
-развитие внимания, критического мышления , зрительной памяти учащихся.
б) коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в парах;
- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
в) регулятивные УУД:
- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
- формировать умения выполнять свои действия по образцу;
3. Личностные:
- формирование умения адекватно оценивать свою работу;
- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. |
Организационный момент |
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок. -Проверяем готовность к уроку. -Прозвенел и смолк звонок, - Ребята, давайте улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение.
|
Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на работу |
2. |
Проверка домашнего |
С.30 у. 50 -Прочитайте имена существительные, назовите их род. -Какую часть речи мы называем существительным? Как определить род имени существительного? |
- Вспоминают правило, какую часть речи называют существительным. - Называют имена существительные, определяют их род.
|
3. |
Чистописание. |
- Записать число, классная работа. - Мы сегодня с вами прописываем две разные буквы, многие из вас путают написание этих букв.( образец выполнить на доске, с проговариванием) ъ и ь. - Чем похожи, а чем отличаются? - Поменяйтесь тетрадями, найдите у соседа лучший ъ и ь , обведите эти буквы в кружок. |
-Пишут число, определяют орфограммы и части речи.
-Пишут ъ и ь знаки. - Находят лучшие две бук вы в тетрадях. |
5. |
Обобщение знаний о мягком знаке. |
1.-Работа в парах. - У вас на партах есть карточка, на ней записаны слова: семья, банька, вьюга, счастье, ладонь, уголь.
- Что объединяет эти слова? - Какое задание можно выполнить с этими словами?
- Какую роль выполняет ь? - Делим слова на группы. Записать слова в два столбика. - Проверка. 2. Составьте пословицу (на доске перепутаны слова) Умную речь приятно слушать. - Как вы понимаете смысл пословицы? - Запишите пословицу в тетрадь. - Найдите слово с ь. - В какую группу мы запишем слово речь? (Наблюдение над словом). - На какой звук оканчивается слово? (Шипящий мягкий, непарный) -Закрываю ь, как произносится слово? (Слово произносится так же, как и с ь.) - Нужен ли ь для обозначения мягкости согласного ? (Нет) - А, во вторую группу? (Разделительный ь) ( Нет)
- Сделайте вывод. (В 1 и 2 группы это слово отнести нельзя) - Какая проблема перед нами встала? - Кто догадался, какая тема урока?
|
1.- Читают слова. - Отвечают на вопросы. - Делят слова на группы и записывают .
2.Составление пословицы, написание в тетради. Наблюдение над словом речь. Формулировка темы урока. |
6. |
Работа по теме урока. |
1.- Предлагаю вам поработать с алгоритмом действий. (У всех на партах карточки) 1. Прочитай слова: мяч, дочь,лещ, Ночь, вещь, уж, карандаш, молодежь. 2.определи, какие это части речи. 3.Какие звуки слышатся в конце слов. 4.Определи род имен существительных. 5.Запиши слова в два столбика. 6.Понаблюдайте, где пишется ь, а где нет. 7.Сформулируйте правило о написании ь после шипящих.
2. Сравните свой вывод с правилом в учебнике. С.31 Так как определить правильность написания существительного с шипящим звуком на конце? |
1.Работа с алгоритмом действий.
2. Чтение правила. Сравнение правила с алгоритмом действий, составленным ребятами. |
7. |
Физминутка. |
- Встали, отдохнем. Я буду называть имена сущ. мужского и женского рода с шипящим звуком на конце. Если назову существительное ж.р.-делаете хлопок руками над головой, если м.р.-приседаете.
Репортаж, тишь, калач, скрипач, молодёжь, богач, выигрыш, этаж, ералаш, чушь, чертёж, сушь, душ, хвощ, роскошь, фарш, смерч, дочь. Так запомни – род мужской Гонит мягкий знак метлой. Женский род наоборот, Ь- знак в друзья берёт! |
Выполнение упражнений. |
8. |
Закрепление изученного материала |
1.- Прочитайте правило ещё раз. Выполняем упражнение 55. - Вспомним, какие слова мы называем антонимами. (Разбор выполнения упражнения) -Вспомним алгоритм действий. - Проверка, повторить ещё раз правило. 2. На доске слова: ландыши, вещи, малыши, мыши, куличи. Запишите слова по образцу, подчеркните знакомые орфограммы. Образец: камыши – камыш. (Спросить про число имен существительных). - Какие правила необходимо было вспомнить для написания данных слов?
|
1.- Читают правило. - Разбор выполнения упражнения. - Выполняют упражнение.
2. Читают слова, записывают по образцу. -Проверяют.
|
9. |
Рефлексия |
Вспомним ещё раз, какое новое правило узнали? - Выполним тест. На листочках ставим + или – 1. На конце имён существительных ж. р. после шипящих а) всегда пишется мягкий знак; б) не пишется мягкий знак. 2. На конце имён существительных м. р. после шипящих а) не пишется мягкий знак; б) пишется мягкий знак. 3. Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных указывает а) на род имени существительного; б) на число имени существительного. - Проверка. (после каждого задания) - Что узнали нового на уроке? - Чему учились?
|
- Выполняют тест. - Проверяют тест.
- Анализируют. |
10. |
Домашняя работа |
- Комментарий к домашнему заданию с.33 у.57 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.