Открытый урок по русскому языку в 3 "ж" классе на т ему : " Сложные слова"
Оценка 4.6

Открытый урок по русскому языку в 3 "ж" классе на т ему : " Сложные слова"

Оценка 4.6
doc
07.03.2021
Открытый урок по русскому  языку  в 3 "ж"  классе   на т ему : " Сложные  слова"
УРОК 4 сложные слова 3 класс.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок русского языка

по теме: «Сложные  слова».3 класс.

 

 

                                                                                            

 

    

 

             

               

 

 

 

 

                                                                           

Предмет: Русский язык
Класс: 3
Тема урока: «Сложные слова»
Дидактическая цель: создать условия для формирования понятия «сложные слова» и введения
                                       его в систему знаний
Задачи урока: 1. логически вывести алгоритм  определения сложных слов, дать понятие        
                             «сложные слова» на основе знаний детей;
                         2. развивать умение находить сложные слова среди других слов, развивать
                             мыслительные операции и творческие способности, речь обучающихся;
                         3. воспитывать чувство прекрасного,  любовь и бережное отношение  к природе.
Тип урока:  урок открытия новых знаний
Оборудование: учебник «Русский язык 3 класс», рабочая
                              тетрадь, презентация, индивидуальные карточки для учащихся,
                              раздаточный материал.

Ход урока:

I. Самоопределение к деятельности.

Учитель: Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Сегодня мы
                 будем работать со словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения.      
                 Пожелаем друг другу успешной работы.

II. Актуализация  знаний.

Учитель: Открыли тетради, положили их чуть на уголок. Записали число и классная работа, ручки         
                  положили на середину тетради, вспомнили правила посадки.
Учитель: Скажите, какое сейчас время года?    
Ученики: Осень (Слайд 2)
Учитель: Догадайтесь, о каком осеннем месяце идёт речь?  
                   Опустел наш старый сад,
                    Паутинки вдаль летят,
                    И на южный край земли
                    Потянулись журавли.
                    Распахнулись двери школ.
                    Что за месяц к нам пришёл?   
Ученики: Сентябрь
Учитель: Записываем слова с проговариванием орфограмм. (Слайд  3)
Учитель:     Всё мрачней лицо природы:
                    Почернели огороды,
                    Оголяются леса,
                    Молкнут птичьи голоса,
                    Медведь в спячку завалился.
                    Что за месяц к нам явился?   
Ученики: Октябрь (Слайд 3)
 
Учитель:  Поле чёрно-белым стало.
                  Падает то дождь, то снег.
                  А ещё похолодало -
                 Льдом сковало воды рек.
                 Мёрзнет в поле озимь ржи.
                 Что за месяц, подскажи?    
Ученики: Ноябрь (Слайд 3)
Учитель: Как вы думаете, что общего у этих слов?   
Ученики: Это имена существительные, единственного числа, мужского рода, имеют два слога, первый из них безударный, одинаковы по составу.
Учитель: Разбираем.  Проверяем.  (Слайд 3)
Учитель: Что вам известно об окончании ?  
Учитель: Что такое основа слова?   
Учитель: Как вы думаете, какое слово можно считать лишним
Ученики: 1.«сентябрь»,  т.к. в первом слоге безударная  гласная «е», а в остальных словах «о» .
 2.«октябрь», потому что начинается на гласную букву.
3.«ноябрь», т.к. количество букв в этом слове совпадает с количеством звуков, а остальных словах такого совпадения нет.
Учитель: Я полностью согласна с вашим мнением. Давайте это докажем. Слова «сентябрь» и      
                «октябрь» на карточках делают фонетический разбор две девочки.
                 А пока девочки  делают фонетический разбор на карточках, мы вместе устно выполним         
                фонетический разбор слова «ноябрь».

Ноябрь-но-ябрь, 2 слога  (Слайд 4)
н -[н ] согл., зв., непарн., тв.        
о- [а] гласн., безуд.                        
я- [й'] согл., зв., непарн., мягк.,  
     [а] гласн., уд.
б- [б] согл., зв., парн., тв.          
р- [р'] согл., зв., непарн., мягк.  
ь- [-]  -------------                          
6б. 6зв.                                         

Учитель: А знаете ли вы, что данные названия месяцев пришли к нам из римского календаря, год в котором начинался с марта. Поэтому названия осенних месяцев  отражал  их порядковый номер-седьмой, восьмой, девятый.
 Учитель: А у древних славян у каждого месяца было своё имя. Так сентябрь называли «хмурень».  (Слайд 5) Как вы думаете, почему?  Имя «хмурень» он получил благодаря своим погодным отличиям от других месяцев - небо начинает часто хмуриться, идут дожди, в природе наступает осень.
Учитель: Октябрь называли «листопадом».   (Слайд 6) Почему? У наших предков он известен под именем «листопад» от природного явления, которое мы наблюдаем именно в октябре.
Учитель:  А ноябрь получил название «грудень». (Слайд 7). Как вы думаете, почему?
Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите, как выглядит грунтовая, разбитая после осенних дождей, дорога. (Слайд 8,9). В  старину этот месяц назывался груденем, от груд замёрзшей земли со снегом, а в древнерусском языке зимняя замёрзшая дорога называлась грудным путём.
Учитель: Какие же изменения в погодных условиях нашли своё отражение в древнеславянских названиях месяцев? (ухудшение погоды, изменение в жизни растений).


 Учитель: А теперь, прочитайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина и скажите , почему  именно так сказал об осени великий поэт? (Слайд 10).
Ученики: Главная примета осени – изменение в окраске листьев. Разноцветие  листьев радует глаз.

«Унылая пора, очей очарованье…»
                                                             А.С.Пушкин
Учитель: В следующем стихотворении также отражаются осенние явления в природе. Прочитайте текст, объясните написание пропущенных букв. (Слайд 11)

 Утром мы во двор идём-
Листья сыплются д…ждём,   
Под  н…гами ш…лестят         
И л…тят, л…тят, л…тят.     

И высоко от з…мли                 
Прол…тели  жур…вли.            
Всё л…тит! Должно быть, это  
Ул…тает наше лето!              


Учитель: Какие слова  из  текста можно объединить в группу? 
Ученики: Летят, пролетели, улетели   (Слайд 12).
Учитель: По какому признаку?   
Ученики: Слова являются однокоренными.
Учитель: Почему слова являются однокоренными?   
Ученики: Одинаковый корень.
Учитель: Что такое корень?
Ученики: Корень – это общая часть родственных слов.
Учитель: Почему не назвали слово «летит».
 
Ученики: «летит » и «летят» форма одного и того же слова «лететь».
Учитель: Запишем  однокоренные  слова и разберём их по составу.
Учитель: Первое слово
Ученики: Летят      (Слайд 12).
Учитель: Второе слово
Ученики: Пролетели (Слайд 12).   
Учитель: Третье слово
Ученики: Улетает       (Слайд 12).

Учитель: Какой способ образования слов использован в найденных вами словах?  
Ученики: Приставочно-суффиксальный  (Слайд 12).
Учитель: Какие ещё способы словообразования вам известны?     
Ученики: Приставочный и суффиксальный.

Индивидуальная работа.
Учитель: Подберите ещё 3  однокоренных слова с данным корнем, подходящие к следующим схемам:
(Слайд).
I  вариант - приставочный способ образования. (Слайд 13)
II  вариант - суффиксальный способ образования. (Слайд 13)
 Учитель: Обоснуйте подбор слов.

Учитель: Составьте алгоритм разбора слов  по составу
Ученики: Окончание, основа, корень, приставка, суффикс (На слайде 14составляется схема)

III. Фиксация затруднения в деятельности, постановка учебной задачи.

Учитель: Запишите названия древнеславянских месяцев, выполните разбор слова по составу  самостоятельно.
Хмурень              листопад                   грудень (Слайд 15)
Учитель: В каком слове возникло затруднение при выполнении задания.   
Ученики: Листопад
Учитель: Чем оно отличается от остальных? 
 Ученики: Образовалось из двух слов - «лист» и «падать».
Учитель: Сформулируйте цель нашей работы на уроке.
 Ученики: Познакомиться со словами нового вида, с особенностями их образования.

Учитель: Тема нашего урока «Сложные слова». (Слайд 16)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.
1. Работа с учебником.
Учитель: А сейчас откроем учебники на странице 92, найдите упр. № 171.
Прочитаем задание:  назовите основы, от которых образовались выделенные слова. Работаем в тетради, а Дима идёт   к доске. Записываем:

    Лес, степь -  лесостепь    

Учитель: Давайте подумаем, как образовалось слово  «лесостепь»?

Учитель: Назови основу первого слова?
Ученик:  Лес. Выделили её.
Учитель:  Назови основу слова «степь»?
Ученик:  Степь. Выделили её.
Учитель: Какая буква соединила эти две основы?
 Ученик: Буква «о».
 Учитель: Эта буква так и называется –  соединительная гласная.
Учитель: Какое слово образовалось?
Ученик: Лесостепь.
Учитель: Такие слова называются «сложными».
   
    лес, парк – лесопарк
    лес, тундра – лесотундра
    птица, ферма – птицеферма
    корень, плод – корнеплод

Учитель: Прочитаем правило на странице 92.  
Учитель: Какой же вывод можно сделать о способе образования данных слов? (Слайд 17)
2. Работа с учебником.  
Следующее упражнение № 172. Подумайте, все ли сложные слова могут образовываться  сложением двух основ?

 Учитель: Что можно добавить к нашему правилу об образовании сложных слов?
Ученики: Слова могут образовываться не только сложением двух основ, но и основы первого слова и корня второго слова и соединительной гласной «о» и «е». (Слайд 17)
Учитель: Что теперь вы можете сказать о способе образования слова «листопад» и его составе? Ученики: Оно образовалось сложением основы первого слова и корня второго слова. (Слайд 18)
 Учитель: Разберите его.
Учитель: Кроме этих способов образования новых слов существуют и другие, с которыми мы познакомимся позже.

V.Первичное  закрепление   во  внешней  речи.

Игра.  «Образуй сложное слово».

Учитель: Устали? Давайте играть.  Я бросаю вам мяч и два простых слова, вы возвращаете мне одно сложное.
Лес, рубить - лесоруб
буря, ломать - бурелом
сам, летать – самолёт
пар, ходить – пароход
сам, варит - самовар
пар, возить – паровоз
книга, любить – книголюб
секунда, мерить – секундомер

Физминутка для глаз. (Слайд 19)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.   
Учитель: В осеннем лесу налетел ветер, сорвал с двух деревьев все листья и рассыпал их разноцветным ковром по поляне. Вам нужно определить, с какого дерева  упали листья.  Для этого вам нужно найти слово по его значению. У  каждого варианта свои карточки.
Учитель: Давайте посмотрим, что получилось у 1 варианта.
Ученики: заводь           
(Слайд 20)
                 водоворот    
(Слайд 20)
                 паводок        
(Слайд 20)
                 водолаз      
 (Слайд 20)

Учитель:  С каким словом связаны все эти слова? 
Ученики: Вода. (Слайд 20)
Учитель: А теперь переверните карточку и скажите, с какого осеннего дерева вы собрали листья? Ученики: Берёзы.  (Слайд 20)
Учитель: Посмотрим, что получилось у 2 варианта?
Ученики:  водитель              
(Слайд 21)
                  поводок               
(Слайд 21)
                  экскурсовод        
(Слайд 21)
                  счетовод      
        (Слайд 21)

Учитель: С каким словом связаны все эти слова?  
Ученики: Водить. (Слайд 21)
Учитель: А теперь переверните карточку и скажите, с какого дерева вы собрали листья?
Ученики: Клёна. (Слайд 21).

 
Учитель: А теперь,  каждый из своего варианта выписывает сложные слова и их разбирает их по   составу. (Слайд 22)
Учитель: Какие слова выписал 1 вариант?      
Ученики: Водоворот (Слайд 22)     Водолаз. (Слайд 22)
Учитель: Как разобрали?  
Учитель:
 Какие слова выписал 2 вариант?       
Ученики: Экскурсовод  (Слайд 22)     Счетовод. (Слайд 22)
Учитель: Как разобрали?    

1 вариант. (Слайд)

Небольшой залив в реке или озере с замедленным течением.

заводь

Место в реке, море, в котором течения образуют вращательное движение.

водоворот

Разлив реки в результате ливней, быстрого таяния снега и льда.

паводок

Специалист, занимающийся подводными работами.

водолаз

2 вариант. (Слайд)

Человек, управляющий самодвижущимся транспортным средством.

водитель

Короткий ремень, на котором держат при прогулке собак.

поводок

Специалист, дающий пояснения экскурсантам.

экскурсовод

Специалист по ведению учёта операций по банковским счетам.

счетовод

VII. Включение в систему знаний и повторение.

Творческая работа. Работа по  карточкам (дифференцированное задание).
Учитель: Сегодня на уроке вы наблюдали осенние изменения в лесу. И в горах природа осенью также меняется.  (Слайд 23,24) Об этом вы узнаете из задания на карточках. Выберете ту карточку, с заданием которой вы справитесь.


Фамилия и имя: _______________________________

1 карточка. Задание. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу
                                                               В горах.
Осенью наш класс отправился в горы.  В лесу на склонах гор было очень красиво.   _____________  усыпал землю пёстрым ковром. На открытых участках, не поросших лесом, возникла опасность ________________.  Всех поразила красота горной речки.       ________________  поднимал тысячи брызг. А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление - ______________.

 Слова для справок:   камнепад,    звездопад,    листопад,    водопад

 


Фамилия и имя:
     _________________________

2 карточка
.  Задание. Образовать из слов для справок сложные слова. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу.

                                                              В горах.
Осенью наш класс отправился в горы.  В лесу на склонах гор было очень красиво.              _______________ усыпал землю пёстрым ковром. На открытых участках не поросших лесом, возникла опасность _______________. Всех поразила красота горной речки.          ________________ поднимал  тысячи брызг. А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление – _________________.

Слова  для справок: (вода, падать), (лист, падать), (звезда, падать), (камень, падать).

 


Фамилия и имя:
    ____________________________________

3 карточка
.  Задание. Образовать из слов для справок сложные слова. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу. Расположить предложения в нужном порядке.

                                                              В горах
     ________________ поднимал  тысячи брызг.
    В лесу на склонах гор было очень красиво.            
    Осенью наш класс отправился в горы. 
    Всех поразила красота горной речки.      
    На открытых участках, не поросших лесом, возникла опасность ________________.
    ________________ усыпал землю пёстрым ковром.
    А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление – ______________.

Слова  для справок: (вода, падать), (лист, падать), (звезда, падать), (камень, падать).

Учитель: Проверьте  выполнение  задания. (Слайд 25)

VIII. Рефлексия.

Учитель: Какова же была цель нашего урока?
Учитель: Достигли ли мы её?
Учитель: Были ли у вас затруднения?
Учитель: Смогли ли мы их преодолеть?
Учитель: Чем же мы будем заниматься на следующем уроке?
Учитель: А теперь оцените себя, каким был для вас урок? (Слайд 26).
Учитель: Молодцы! Я довольна вашей работой на уроке. (Слайд  27).  

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1) Справочное пособие по русскому языку, О.В. Узорова, Е.Н.  Нефёдова, 2006г.
2) Сборник «Правила и упражнения по русскому языку» О.В. Узорова, Е.Н.    
    Нефёдова, 2006г.
3) Сборник «Изучаем части речи» Е.Г.Мережко
4)
Кульневич С. В. “Нетрадиционные уроки в начальной школе”.  
    Воронеж. Учитель. 2002.

 

 

 

 

 




Урок русского языка по теме: «Сложные слова»

Урок русского языка по теме: «Сложные слова»

Тип урока : урок открытия новых знаний

Тип урока : урок открытия новых знаний

Учитель: Что вам известно об окончании ?

Учитель: Что вам известно об окончании ?

Учитель: В следующем стихотворении также отражаются осенние явления в природе

Учитель: В следующем стихотворении также отражаются осенние явления в природе

III . Фиксация затруднения в деятельности, постановка учебной задачи

III . Фиксация затруднения в деятельности, постановка учебной задачи

Ученики: Слова могут образовываться не только сложением двух основ, но и основы первого слова и корня второго слова и соединительной гласной «о» и «е»

Ученики: Слова могут образовываться не только сложением двух основ, но и основы первого слова и корня второго слова и соединительной гласной «о» и «е»

Учитель: А теперь переверните карточку и скажите, с какого дерева вы собрали листья?

Учитель: А теперь переверните карточку и скажите, с какого дерева вы собрали листья?

Фамилия и имя: _______________________________ 1 карточка

Фамилия и имя: _______________________________ 1 карточка

Учитель: Проверьте выполнение задания

Учитель: Проверьте выполнение задания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2021