Открытый урок по русскому языку в 4-м классе с использованием приёмов технологии «Развитие критического мышления» по теме: «Наклонение глаголов»
Оценка 5

Открытый урок по русскому языку в 4-м классе с использованием приёмов технологии «Развитие критического мышления» по теме: «Наклонение глаголов»

Оценка 5
doc
20.09.2024
Открытый урок по русскому языку в 4-м классе с использованием приёмов технологии «Развитие критического мышления» по теме: «Наклонение глаголов»
Урок русского язык по теме _Наклонение глаголов_ 4 класс .doc

 

Открытый урок по русскому языку в 4-м классе с использованием приёмов технологии «Развитие критического мышления» по теме:

«Наклонение глаголов»

Методические задачи урока:

Предметные:

подвести  учащихся к «открытию» и  осознанному пониманию понятия терминов  «наклонение глагола»;

 «роль в жизни», «употребление в речи».

формировать умение определять наклонение глаголов, классифицировать их и правильно употреблять

 в речи;

Метапредметные.

 Развивать психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление,

мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение), речь;

Развивать:  УУД учащихся:

Формируемые УУД:

личностные: самоопределение, смыслообразование; положительная мотивация учения;

познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций;

регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция,

 инициативность и самостоятельность;

коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества через работу в паре, группе.

Основные дидактические методы: системно -  деятельностный,

С элементами проблемного, исследовательского, практического методов;

 Приемы технологии развития критического мышления:  “мозговой штурм”; “инсерт”;

составление кластера.

Применяемая технология: “Развитие критического мышления через чтение и

 письмо”.

Форма организации познавательной деятельности:

 индивидуальная, парная, групповая, дифференцированная.

Место данного урока в системе уроков по теме:

первый урок по теме «Наклонение глагола».

Форма проведения урока: урок с использованием деятельностного метода обучения, с применением ИКТ.

Учебные пособия: Русский язык:4класс:учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2/С.В.Иванов и др. –М.: Вентана - Граф, 2011.-176 с.: ил.-(Начальная школа ХХI века), толковый  словарь С.Ожегова.

Используемое оборудование: ПК, проектор, экран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

I. Организационный момент.

Слово учителя: Садитесь, пожалуйста…я думаю, вы готовы к совместной творческой работе! Запишите в тетради число, классная работа.

Сегодня мы продолжим изучать раздел науки о языке, который изучает части речи, их морфологические особенности.

Кто назовет этот раздел? МОРФОЛОГИЯ. Верно.

А какую часть речи мы сейчас изучаем? (Глагол).

 Давайте воспользуемся методом «Мозговой штурм» и поиграем в игру «Корзина понятий». Итак, наполняем нашу корзину знаниями о глаголе… (слайд 1)

 

ОБОБЩЕНИЕ – 2 слайд

- С каким морфологическим признаком глагола мы работали на предыдущих уроках? (Время)  

Проверим, научились ли вы определять эту категорию у глаголов. Для этого я прошу заполнить квадрат, буквами указывая время глагола. П – прошедшее, Н – настоящее, Б – будущее.

II. Проверочная работа: заполните квадрат, буквами указывая время глагола:

1

2

3

 4

5

6

7

8

9

ДИКТУЮ: проверил, допишу, работаем, буду рисовать, пошли, говорят, покупаем, прогуляла, посидим.
Взаимопроверка: (слайд 2)

1.п

2.б

3.н

4.б

5.п

6.н

7.н

8.п

9.б

       + отметка в листе достижений

 Рефлексия:

- Довольны вы своими результатами? В каких словах допустили ошибки? Что помогло вам безошибочно справиться с работой?

III. Введение в тему. Стадия вызова: Итак, ребята, вы обладаете достаточными знаниями, чтобы перейти к следующему этапу.

Работа в группах:

Посмотрите на слайд и на свою карточку.

Прочитайте задание и выполните. Время – 3 минуты.

( прочитайте предложения, найдите глаголы и определите время)

1)    Миша читает рассказ «Скворцы». (Настоящее)

2)    Миша читал повесть «Скворцы». (Прошедшее)

3)    Миша будет читать повесть «Скворцы». (Будущее)

4)    Миша, читай повесть «Скворцы»!

5)    Читал бы ты, Миша, повесть «Скворцы». ИТОГ: ЗАЧИТЫВАЕМ  ВРЕМЕНА!

- У нас возникли разногласия в определении времени в 4 и 5 предложениях? А может в этих предложениях время и вовсе не определяется?

ИТАК, У НАС ПРОБЛЕМА… НАМ НЕ ХВАТАЕТ ЗНАНИЙ, чтобы дать ответ…

ВАШИ предположения ребята?

ОТВЕТ: у глаголов еще есть какая-то категория, которую мы не знаем, но именно она дала бы ответ на наш вопрос.

- Давайте обратимся за помощью к информационному тексту и поработаем с ним, используя метод «ИНСЕРТ». ОН поможет Вам найти недостающую информацию.

Работа с информационным текстом:

V «галочкой» помечается то, что уже известно;

+ знаком «плюс» помечается то, что явилось новым и неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

Информационный текст

Работа с текстом.«Инсерт»

1.      В русском языке глаголы имеют постоянные признаки: вид (совершенный и несовершенный), спряжение..

 

2.      В русском языке глаголы имеют непостоянные признаки:

                                   ЧИСЛО

 

                                   ВРЕМЯ

 

                                   ЛИЦО

 

                                     НАКЛОНЕНИЕ

 

                          РОД (кроме настоящего и будущего времени).

 

       4. В русском языке у глаголов есть формы  трёх       наклонений:  изъявительного,   условного     (сослагательного) и повелительного.

 

 

Вопросы:

 - использовали вы в работе с текстом вопросительный знак, было ли что-то непонятным для вас?

 

ОБОБЩЕНИЕ:

1) Ребята, о каком новом для нас непостоянном морфологическом признаке глагола идет речь в информационном тексте? (Наклонение)

Итак, мы подошли к теме урока.

тема  - __________________ (наклонение глагола)

Целеполагание.

 Какую цель поставим перед собой сегодня на уроке? ( Узнать, что такое наклонения глагола, уметь различать наклонения).

А еще мы постараемся найти ответ на вопрос:

«В каких ситуациях нам в жизни пригодиться умение распознавать глаголы разных наклонений  и использовать их в своей речи?

1 ответ (теория) – наклонение глагола – глагольная категория, выражающее отношение действия к действительности, устанавливаемое говорящим. (словарь лингвистических терминов)

IV. Стадия осмысления. Исследование.

- Итак, глагол имеет 3 наклонения: изъявительное, условное, повелительное.

Глагол изменяется по наклонениям, т.е. один и тот же глагол можно употребить в форме этих наклонений. Для того, чтобы узнать, что обозначают, как изменяются, изъявительное, условное, повелительное наклонения, вам придётся провести небольшое исследование, оформить его в виде кластера и познакомить своих товарищей. Работаем в командах.

Работа с текстом:

Работа с  карточкой. (1 группа – 1 ряд)

1-ая группа – изучает изъявительное наклонение;

2-ая группа – условное наклонение;

3-ья – группа – повелительное наклонение;

?? 4-ая группа – индивидуальное задание для детей (дополнить карточку, пользуясь учебником).

Заполняют таблицы.

Изъявительное наклонение

1.Что обозначает?

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают  действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле.

2. Как изменяются?

1.по числам

2.по лицам

3.в прош. времени - род

2.по временам

3.В каких жизненных ситуациях будем использовать глаголы изъяв. наклонения в речи?

 

 

Условное наклонение

1.  Что обозначает?

Глаголы в условном наклонении, обозначают действия, желаемые или возможные при определённых условиях.

2. Отличительные особенности условного наклонения

Частица БЫ

 

3. Как изменяется?

1.     Изменяются по числам, в единственном числе – по родам.

2.     Не имеет времени и не изменяется по временам и лицам!

4. В каких жизненных ситуациях будем использовать глаголы условного наклонения в речи?

 

 

 

 

Повелительное наклонение

1. Что обозначает?

Глаголы в повелительном наклонении обозначают действия,  которые кто-то требует или просит выполнить.

2. Отличительные особенности повелительного наклонения

Давай  

3. Как изменяются?

Изменяется по числам

По лицам (2 и 3 лицо)

!!!!! но Не изменяются по временам.

4. В каких жизненных ситуациях будем использовать глаголы повелительного наклонения в речи?

 

 

Обмен информацией. С результатами исследования выступает ученик от каждой группы, остальные внимательно слушают, дополняют.

(слайд)

Вопросы для рефлексии:

- Что вам в этом помогло справиться с заданием?

- Какие трудности возникли?

V. Закрепление полученных знаний.

- А теперь отправимся в путешествие по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Поработайте самостоятельно!!

Работа с текстом:

- Соедините отрывок с одним из наклонений глагола. Подчеркните глаголы.

ИТОГ: самопроверка (слайд)

Итоговая рефлексия.

- что дала работа в группе?

VI. Домашнее задание:

1 вариант: Написать небольшое сочинение –рассуждение «Если бы я был

 директором школы» - 1 ряд

2 вариант – Написать туристу памятку «Как вести себя в лесу», используя глаголы повелительного наклонения.

3 вариант – представьте, что вы заблудились в магазине и вам надо сообщить своим родителям о своем месторасположении.

Альтернативное задание: выбрать стихотворение о зиме, списать его, подчеркнуть глаголы, определить их наклонение

 

 
ФИЗМИНУТКА:
Правда\неправда
высказывание
правда +
Неправда- 
Правда ли, что глагол и глаголить – имеют одинак. корень
+
Правда ли, что все глаголы изменяются по временам
-
Правда ли, что глаголы бывают разноспрягаемыми
+
Правда ли, что окончания ут,ют в глаголах 1 спряжения
+
 Правда ли, что брить, стелить относится ко 2 спряжению
-
 Правда ли, что нач. форма у глаголов называется инфинитив
+
 Правда ли, что вид – непостоянный признак глагола
-
 
 
 
 
 
 

 

 

 


Открытый урок по русскому языку в 4-м классе с использованием приёмов технологии «Развитие критического мышления» по теме: «Наклонение глаголов»

Открытый урок по русскому языку в 4-м классе с использованием приёмов технологии «Развитие критического мышления» по теме: «Наклонение глаголов»

Ход урока: I . Организационный момент

Ход урока: I . Организационный момент

Рефлексия: - Довольны вы своими результатами?

Рефлексия: - Довольны вы своими результатами?

В русском языке у глаголов есть формы трёх наклонений: изъявительного, условного (сослагательного) и повелительного

В русском языке у глаголов есть формы трёх наклонений: изъявительного, условного (сослагательного) и повелительного

Глагол изменяется по наклонениям, т

Глагол изменяется по наклонениям, т

В каких жизненных ситуациях будем использовать глаголы условного наклонения в речи?

В каких жизненных ситуациях будем использовать глаголы условного наклонения в речи?

Альтернативное задание: выбрать стихотворение о зиме, списать его, подчеркнуть глаголы, определить их наклонение

Альтернативное задание: выбрать стихотворение о зиме, списать его, подчеркнуть глаголы, определить их наклонение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2024