Открытый урок по русскому языку в 8 классе "Для чего служат союзы"
Оценка 4.7

Открытый урок по русскому языку в 8 классе "Для чего служат союзы"

Оценка 4.7
docx
24.03.2023
Открытый урок по русскому языку в 8 классе "Для чего служат союзы"
Для чего служат союзы.docx

МБОУ «Мамедкалинская гимназия им. М. Алиева»

 

 

 

Конспект открытого урока

русского языка в 8 классе

«Для чего служат союзы»

 

 

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Исмаилова Севиндж Мубаризовна

 

 

 

п. Мамедкала

2021 г.

Тема:  Для чего служат союзы

Цели:

·         Формирование представления учащихся о союзе как служебной части речи.

·         Развитие теоретического мышления учащихся.

Методические приёмы: аналитическая беседа, анализ языкового материала.

Ход  урока

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания

1. Проверка домашнего упражнения.

2. Замена тетрадей.

3. Тридцатое января

    Классная работа

4. Словарный диктант:

В виде бронированного жилета, в течение рискованного путешествия, по приезде в город, вместо газированной воды, наподобие кованого сундука, выучил благодаря старанию, в связи с костюмированным балом, в заключение заинтересованного разговора, вследствие взволнованности, ввиду загазованности, иметь в виду шифрованную запись, насчет лакированных сапог, несмотря на запланированную встречу.

5. Фронтальный опрос по пройденному материалу (Предлог)

- Что такое предлог?

- Какие разряды предлогов вы знаете?

- Какие различаются предлоги по составу?

- Какие еще служебные части речи вы знаете?

III. Словарная работа

табор – группа кочующих людей

мухомор – ядовитый гриб

локатор – устройство для определения местонахождения

IV. Мотивационное введение.

Сегодня на уроке мы ближе познакомимся  ещё с одной служебной частью речи – союзом.

Само слово “союз” пришло в русский язык из старославянского, в котором оно было образовано с помощью приставки со-  от слова, корень которого дошёл до нас в словах узел, уж, вязать, узы.

Что вы уже знаете о союзе как части речи? (Одна из служебных частей речи, служит для связи однородных членов и простых предложений в составе сложного.)

В XIX в. в Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даль так определил значение слова “союз”: “Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление…; часть речи, частичка, связующая слова”. В XX в. “Толковый словарь русского языка” С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой слово “союз” было определено так: “В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения”. Сравните два определения союза. Чем они отличаются? (Словарь Ожегова по сравнению со словарём В. И. Даля указывает на большее число признаков: служебное слово, связывает не только слова, но и предложения.)

Такое различие объясняется тем, что наука о языке постоянно развивается, и в XX в. учёные-лингвисты, используя достижения предшественников, знали о языке и его законах больше, чем учёные XIX в., что и отразилось в словарях. Но нужно помнить, что словари С. И. Ожегова и В. И. Даля были предназначены для широкого круга читателей, и поэтому указывали не все признаки этой части речи, известные специалистам. Именно поэтому в словаре С.И. Ожегова не используется термин “однородные члены предложения”. Возможно, союз обладает ещё какими-то важными признаками? Сегодня мы попробуем это установить.

V. Пунктуационный разбор.

Горят первые звёзды, а вечерняя заря ещё долго светит над полями и лесами.

[ ], а [ О и О ].

VI. Аналитическая беседа по теме “Определение союза”.

Какие слова мы внесли в схему предложения? (Союзы).

Почему на схеме отображаются именно союзы, а не предлоги или слова самостоятельных частей речи? (Они связывают однородные члены и простые предложения в составе сложного.)

Итак, союзы связывают однородные члены предложения, а также простые предложения в составе сложного. Но только ли в этом заключается их роль в предложении? Для ответа на этот вопрос задания на карточке № 1.

Прочитайте предложения, входящие в первую и вторую группу.

·         По пути нам попадались берёзы и осины.

·         По пути нам попадались не берёзы, а осины.

·         По пути нам попадались берёзы или осины.

·         По пути нам попадались то берёзы, то осины.

·         Свеча мигала жёлтым язычком, и в комнате было темно.

·         Свеча мигала жёлтым язычком, но в комнате было темно.

·         Свеча мигала жёлтым язычком, когда в комнате было темно.

·         Людей было не слишком много. И потребности у них были маленькие.

·         Интерес молодежи к чтению снижается. Поэтому редко увидишь их с книгой в руках.

Подчеркните союзы в первой и второй группе предложений.

Определите, что (однородные члены предложения или простые предложения в составе сложного) связывают союзы в предложениях первой группы, а что – в предложениях второй группы?

Одинаковы ли по смыслу предложения первой группы? А второй?

Что, по вашему мнению, изменяет смысл предложений первой группы? А второй?

Что следует из этого наблюдения? (Союзы имеют значение.)

Да, союзы имеют значение, но значение это проявляется в предложении, потому что союзы выражают смысловые отношения между однородными членами и простыми предложениями в составе сложного.

Итак, подведём итоги. Что мы узнали о роли союзов в предложении? (Союзы связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного и выражают смысловые отношения между ними.)

Опираясь на выводы, которые мы сделали при анализе предложений, дайте определение союзу как части речи. (Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения , простые предложения в составе сложного , самостоятельные предложения и выражает смысловые отношения между ними.)

VII. Закрепление материала. Упражнение на закрепление навыка “узнавания” союза.

Заключите в овал в тексте карточки № 2 союзы. Что они связывают?

VIII. Аналитическая беседа по теме “Разряды союзов”.

Вами были выделены разные союзы. А можно ли их разделить на группы? Попробуйте определить, на какие группы можно разделить союзы? [1) союзы, связывают однородные члены – союзы, которые связывают простые предложения в составе сложного; 2) союзы сочинительные – союзы подчинительные.]

Остановимся на делении союзов на сочинительные и подчинительные. Чем отличаются эти группы союзов друг от друга?

Что связывают сочинительные союзы? (Однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного)

Что связывают подчинительные союзы? (Простые предложения в составе сложного)

А почему сочинительные союзы могут соединять как однородные члены, так и простые предложения в составе сложного, а подчинительные – только простые предложения в составе сложного? (Однородные члены предложения не зависят друг от друга, они равноправны. В сложном предложении его части могут быть как равноправны, так и неравноправны, то есть одна подчинять себе другую. Сочинительные союзы, которые связывают однородные члены и простые, не зависящие друг от друга предложения в составе сложного, выражают отношения равноправия связанных частей, а подчинительные, которые связывают неравноправные предложения – неравноправия, зависимости одной части от другой.)

Итак, мы установили, что союзы по значению делятся на два разряда: сочинительные союзы и подчинительные союзы.

А возможно ли выделение разрядов союзов по другим признакам? Обратите внимание: на карточке № 3 приведены союзы. По какому признаку эти союзы можно разделить на две группы? (Состоят из одного слова – состоят из нескольких слов.)

·         когда

·         что

·         чтобы

·         так что

·         как будто

·         если

·         как

·         потому что

·         словно

·         едва

·         пока

·         так как

Какое название можно предложить для союзов первой группы? (Простые – союзы, состоящие из одного слова.) А второй? (Составные – союзы, состоящие из двух и более слов.)

IX. Закрепление изученного.

1. Выразительное чтение новой темы

2. Упр. 327.

А. Устно: Прочитайте предложения, соблюдая интонацию перечисления при однородных членах.

Б. Письменно: Сделайте синтаксический разбор первого предложения.

3. Составьте предложения по данному началу так, чтобы в первом случае союз и соединял простые предложения в сложном, а во втором – однородные члены предложения. Обратите внимание на постановку запятой, разделяющей простые предложения в составе сложного и её отсутствие между однородными членами, связанными союзом и.

Небо на востоке посветлело, и…

Небо на востоке посветлело и…

4. Выполнение заданий по электронному приложению.

5. Вопрос на закрепление.

Что из того, о чём говорилось на уроке, было для вас новым, а может быть, показалось неожиданным, удивило вас?

X. Домашнее задание.

§ 54, упр.328 .

XI. Подведение итогов урока

Раздаточный материал

Упражнение  № 1

Прочитайте предложения.

·         По пути нам попадались берёзы и осины.

·         По пути нам попадались не берёзы, а осины.

·         По пути нам попадались берёзы или осины.

·         По пути нам попадались то берёзы, то осины.

 

·         Свеча мигала жёлтым язычком, и в комнате было темно.

·         Свеча мигала жёлтым язычком, но в комнате было темно.

·         Свеча мигала жёлтым язычком, когда в комнате было темно.

 

·         Людей было не слишком много. И потребности у них были маленькие.

·         Интерес молодежи к чтению снижается. Поэтому редко увидишь их с книгой в руках.

Заключите в овал союзы в каждой группе предложений.

Определите, что (однородные члены предложения или простые предложения в составе сложного) связывают союзы в предложениях первой группы,  что – в предложениях второй группы и что – в третьей группе?

Одинаковы ли по смыслу предложения эти предложения?

Что, по вашему мнению, изменяет смысл предложений первой группы и второй группы?

Что следует из этого наблюдения?

 

Упражнение  № 2

Заключите в овал в тексте союзы, подчеркните связываемые союзами однородные члены предложения или основы простых предложений.

Утро было солнечное, безветренное, но не жаркое. Море после шторма всё ещё дышало холодом и не давало солнцу накалить воздух. Когда же на солнце наплывало дымком толстое облачко, простор угрюмел, как перед долгой непогодой, а холодный ток с моря разом усиливался.

Тропинка вначале петляла среди невысоких холмов, затем прямо и сильно тянула вверх. Её прорезал неглубокий, усеянный камнями жёлоб, русло одного из тех бурных ручьёв, что низвергаются с гор после дождя, рокоча и звеня на всю округу, но иссякнут быстрее, чем высохнут дождевые капли.

Упражнение  № 3

·         когда

·         что

·         чтобы

·         так что

·         как будто

·         если

·         как

·         потому что

·         словно

·         едва

·         пока

·         так как

 

Небо на востоке посветлело, и…

Небо на востоке посветлело и…


 

Открытый урок по русскому языку в 8 классе "Для чего служат союзы"

Открытый урок по русскому языку в 8 классе "Для чего служат союзы"

Тема: Для чего служат союзы

Тема: Для чего служат союзы

Само слово “союз” пришло в русский язык из старославянского, в котором оно было образовано с помощью приставки со- от слова, корень которого дошёл до нас…

Само слово “союз” пришло в русский язык из старославянского, в котором оно было образовано с помощью приставки со- от слова, корень которого дошёл до нас…

Прочитайте предложения, входящие в первую и вторую группу

Прочитайте предложения, входящие в первую и вторую группу

Вами были выделены разные союзы

Вами были выделены разные союзы

Какое название можно предложить для союзов первой группы? (Простые – союзы, состоящие из одного слова

Какое название можно предложить для союзов первой группы? (Простые – союзы, состоящие из одного слова

Свеча мигала жёлтым язычком, и в комнате было темно

Свеча мигала жёлтым язычком, и в комнате было темно

Небо на востоке посветлело, и…

Небо на востоке посветлело, и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2023