Открытый урок по русскому языку 2 Б кл.
МОУ "Турочакская СОШ им. Я.И. Баляева"
Учитель: Васина Лидия Викторовна
Тема: «Имя существительное. Ознакомление»
Цель: познакомить учащихся с новой частью речи - имя существительное.
Задачи:
1. Образовательная: определять имена существительные, пользуясь комплексом грамматических признаков: вопрос, значение.
2. Развивающая: развивать навыки грамотного письма, умение аргументировать свой ответ.
3. Воспитывающая: воспитывать любовь к языку, культуру устной и письменной речи.
Регулятивные УУД :
осуществлять пошаговый контроль деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной целью.
Познавательные УУД:
научить распознавать имена существительные, самостоятельно подбирать имена существительные по группам, находить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, использовать специальную терминологию при определении части речи.
Коммуникативные УУД:
вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Личностные УУД:
формирование познавательной потребности, умение оценивать свои действия, выполнять задания в соответствии с целью.
Планируемые результаты:
· обучающиеся научатся распознавать имена существительные, различать одушевленные и неодушевленные имена существительные,
· научатся различать предмет и слово как часть речи; учащихся осознают, что слово способно называть все в окружающем мире (слово – название предмета)
· научатся соотносить вопросы Кто? и Что?;
Ход урока.
I. Организационный момент.
1.1 Мотивация к учебной деятельности
В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях.
Расшифруйте формулу успеха: осанка-улыбка-настроение-старание-результат.
- Что необходимо ученику на уроке, чтобы добиться успеха?
- А для этого нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и взять ручку.
2. Актуализация опорных знаний
2. 1. Вводная беседа.
- Кто такой детектив?
- Какими качествами должен обладать хороший детектив?
(иметь зоркий глаз;уметь слушать и слышать; быть внимательным).
- Сегодня я предлагаю вам превратиться в детективов, а наш класс будет называться так: (вывешивается табличка)
ДЕТЕКТИВНОЕ АГЕНТСТВО
- Интересно, кто станет лучшим сыщиком?
2. 2. Чистописание.
Работа со скороговоркой (письмо по памяти; определение однокоренных слов)
Каждый хороший детектив ведет журнал, в котором записывает, как проходит расследование. Мы тоже будем вести такой журнал. Откройте тетради и запишите число.
- Дети, у нас на доске записаны слоги, вам нужно переставить их местами чтобы получить слово!
На, во, ро
Послушайте скороговорку и повторите её:
Проворонила ворона воронёнка.
- Какой звук произносится звонче других? (р)
- Что вы знаете про этот звук? (Звонкий, непарный согласный)
- Вы конечно поняли, какую букву мы сегодня напишем на минутке чистописания. (Р, р)
- Пропишем заглавную и строчную буквы Р в соединении.
- Ещё раз повторим скороговорку. Сейчас вы по памяти запишите эту скороговорку в тетрадь, (проверка предложения на слайде)
- Найдите грамматическую основу предложения. (Один ученик выходит к доске и выполняет задание, остальные дети пишут в тетрадях)
- Ребята, скажите, чем интересны слова в этом предложении? (похожи)
- Как называются слова в которых есть общая часть? (однокоренные)
Выделите корень в этих словах (ворон)
Вы успешно справились с заданием и теперь все зачислены в детективное агентство.
III Целеполагание. Постановка учебной задачи.
- Итак, в наше детективное агентство поступило срочное сообщение:потерялась часть речи. Что будем делать? (Собирать информацию.)
- Какие у вас возникли вопросы?
IV Изучение нового материала.
1. Составление фоторобота (работа в тетрадях и на доске).
На центральной части доски вывешивается табличка ФОТОРОБОТ
На доске появляется рисунок снеговика. Сегодня мы начнём составлять фоторобот части речи, что она обозначает? На какие вопросы отвечает?
Работа в парах - карточки белого цвета)
Игра " Слова рассыпались"( слайд)
Какие слова у вас получились? К какой из частей речи вы их отнесете?
На снеговике появляется надпись имя сущест.
Пенал, город, лимон, арбуз, воробей, корова, собака,учитель.
Что обозначают эти слова? На какие вопросы отвечают?
Появляется надпись предмет
- Прочитайте эти слова и разделите их на две группы. Запишите в тетрадь.
По какому признаку разделили слова?
Вывод: Слова, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? (кого? кому? кем? о ком?).
Слова, которые называют все остальные предметы, отвечают на вопрос что? (чего? чему? чем? о чём?)
Слова, которые вы записали, называются именами существительными.
-Что же обозначает имя существительное?
Люблю я очень называть
В грамматике предметы
И на вопросы отвечать,
Ведь я сама – ответы!
Вопросы эти – «что?» и «кто?»
Без них не может жить никто!
А кто на них даёт ответ,
Тот называет вам предмет.
Вывод: имя существительное обозначает предмет.
На фотороботе появляются таблички Неодушевлённые Одушевлённые
В центре существительные - обозначают предмет добавляются вопросы ( кто? что?)
2. Работа по учебнику
Откройте учебники страница 44 упражнение 74.
Рассмотрите рисунки. Назовите предметы, которые вы видите. Поставьте к каждому слову-названию предмета вопрос. Запишите слова в два столбика: в первый столбик слова, которые отвечают на вопрос кто? во второй на вопрос что?
Итак, давайте проверим всё ли верно. Какие же слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?
(Кто?) девочка, сорока, заяц, обезьяна, воробей
(Что?) яблоко, машина, ролики, чашка, карандаш, пенал, молоток, капуста.
3.Экспертное задание.
Заранее экспертам дано было задание узнать - почему часть речи так назвали?
Стр. 47 Минутки для любознательных
Прослушивание 2-х человек
4. Физкультминутка. Игра «Внимательный детектив».
Дети по команде учителя изображают животных:
- Зайчики! (Скачут.)
- Раки! (Отходят назад.)
- Лошадки! (Топают ногами.)
- Птицы! (Машут руками.)
- Цапли! (Стоят на одной ноге.)
- Человек! (По этой команде дети садятся на места.)
5. Продолжение работы по теме урока
Работа в парах
Возьмите зелёную карточку.
Вспомни, как звали героев этого мульфильма и найди соответствия
кот Шарик пёс Мурка корова Матроскин почтальон Дядя Фёдор мальчик Печкин
|
Проверим, правильно ли вы справились с заданием.
-Чем различаются по написанию слова первого и второго столбика?
- Почему слова во 2 столбике написаны с большой буквы?
- Какие ещё слова называются именами собственными? Как называются остальные слова? (нарицательными)
-Собственные и нарицательные - тоже постоянные признаки имён существительных
Фоторобот дополняется
Работа над упражнением 75 ( если останется время)
V.Подведение итогов урока
- Итак, юные детективы, что мы можем сказать о потерявшейся части речи?
- На какие вопросы она отвечает?
Игра " Забери с собой только имена существительные"( на слайде)
Наш фоторобот мы будем дополнять на последующих уроках.
Домашнее задание
с. 45 выучить правило, упражнение 76
6.Стадия Рефлексии
1. Возвращение к поставленной цели и критериям успеха.
-Ну, что же, юные детективы, наше расследование подошло к концу. Наш фоторобот мы будем дополнять на следующих уроках изучения имени существительного.
- Какую информацию вы собрали?
- Что такое имя существительное?
- Какие имена существительные относятся к одушевленным, какие к неодушевленным?
-Что такое собственные и нарицательные имена существительные?
Учащиеся озвучивают полученную информацию
2."Гора успеха"- самооценка деятельности ( на доске прикреплён постер горы)
- Сегодня мы много потрудились, чтобы собрать информацию. Преодолевали различные трудности. Это я думаю можно сравнить с поднятием на высокую гору.
-Перед вами Гора успеха. Вам необходимо прикрепить стикеры.
Вершина горы - Всё отлично! У меня всё получилось! (на доске опора)
Склон горы - Было нетрудно. Но есть вопросы. Нужно поработать!
Подножия горы - Было много трудностей. Но постараюсь их преодолеть!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.