Открытый урок по технологии. Бюджет семьи и её потребности
Оценка 4.9

Открытый урок по технологии. Бюджет семьи и её потребности

Оценка 4.9
pdf
02.03.2024
Открытый урок по технологии. Бюджет семьи и её потребности
Открытый урок. 8 класс. Бюджет семьи и её потребности.pdf

УПРАВЛЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ  

 администрации Сергиево-Посадского  

  городского округа Московской области

   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

      «Средняя общеобразовательная школа №28»

 

 

 

 

 

 

Тема конспекта  урока технологии: 

"Бюджет семьи и её потребности".

8 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учитель: Коваль О.М.

          

Цель: учить экономической и финансовой грамотности, необходимой для  ориентации и социальной адаптации учащихся.

Компетентности: информационная, самообразовательная, личностная, коммуникативная.

Методы обучения: словесный, наглядно-демонстрационный, практическая работа.

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и практическая работа).

Межпредметные связи: экономика.

Наглядные пособия:   учебный текст, презентация.

Ход урока:

 

I. Организационный момент:

Ø приветствие; 

Ø готовность к уроку;

Ø создание благоприятного психологического климата.

II.          Проверка домашнего задания

III.       Мотивация         учебной     деятельности      учащихся, совместное определение задач урока:

Эпиграфом к уроку  я выбрала слова немецкого писателя Авербаха Бертольда: "Приобретение денег требует доблести; сохранение денег требует рассудительности; трата денег требует искусства". 

И врачу, и акробату выдают за труд ... (зарплату) Коль трудился круглый год, будет кругленьким ... (доход)

 

Тема нашего урока: "Бюджет семьи и её потребности".

 

Задачи:

Ø обеспечить усвоение основных понятий и знаний входящих в содержание темы урока. Формировать умения постановки и решения учебных задач урока. Формировать умения решения проблемных ситуаций на уроке. Формировать умения выполнения продуктивных (творческих) заданий на уроке. 

Ø воспитывать нравственность, бережливость, экономное отношение к ведению домашнего хозяйства. 

Ø развивать у школьников познавательные способности, способности к самооценке, к самодиагностике личностного развития; способности открыто выражать свое мнение. 

 

Давайте вспомним, что такое бюджет? Откуда пошло это слово и что оно означает в современном мире? (Термин "бюджет" пришёл к нам из Англии, дословно он означал "кожаный мешок". В те давние времена казначей выходил перед двором с кожаным мешком и объявлял всем присутствующим, каков бюджет государства, каковы доход и расход за определённый период. Бюджет – план доходов и расходов.) 

Что такое доход? (Деньги, поступающие в бюджет.)

Что такое расход? (Деньги, которые тратят.)

Зачем, для чего, нужен бюджет? (Для того чтобы заранее рассчитать сколько денег поступит в бюджет и сколько и на что можно будет потратить.)

 

IV.    Изучение нового материала

У каждого из нас есть семья. В ней мы воспитываемся, отдыхаем, работаем, набираемся сил, переживаем тяготы и неудачи жизни, вместе с близкими людьми радуемся победам.

Семья — важнейший источник социального и экономического развития общества. Она является его подвижной ячейкой. Для каждого человека семья — начало начал.

     Семья выполняет ряд функций, основными из которых являются:

      репродуктивная (воспроизводство общества); 

      регулятивная, коммуникативная (общение членов семьи); 

      рекреативная (воспитание членов семьи);  социальная;

      экономическая.

     Составными частями экономической функции семьи являются:

ü организация семейного потребления и ведение домашнего хозяйства как индивидуального или частного производства, включающего в себя бытовое обслуживание членов семьи, личное подсобное хозяйство, индивидуальную трудовую деятельность, частное предпринимательство, создание частных семейных предприятий;

ü накопление          частно-семейного         имущества и       обеспечение         его

наследования;

ü финансовая деятельность по формированию и использованию бюджета семьи, охватывает движение денег от их поступления до расходования на товары (услуги) и накопление;

ü участие членов семьи в общественном и кооперативном производстве;

ü воспроизводство человека как личности и трудящегося, охватывает подготовку детей к труду в домашнем и общественном производстве, ориентацию на будущую профессию, экономическое воспитание, формирование хозяина.

Все эти функции семьи изучает "Домашняя экономика".

Домашняя экономика — это наука о повседневной экономической жизни семьи, направленной на удовлетворение потребностей её членов, деловой связи с окружающей средой, воспроизводства её ресурсов, производства товаров и услуг. Домашняя экономика — это умение разобраться со своими потребностями, выбрать оптимальные, эффективные средства их удовлетворения, разумно организовать семейный труд, рассчитать расход денег и времени, быть в меру щедрым и скупым, знать цену трудовой копейки.

Перед домашней экономикой стоят следующие задачи:

Øнаиболее полное удовлетворение потребностей и желаний всех членов семьи, организация обмена и сделок;

Øрациональное использование семейных ресурсов;

Øпланирование и экономия средств и времени;

Øприменение хозяйственного расчёта и научной организации труда в домашней работе.

Потребность — это осознанная необходимость иметь что-либо материальное или духовное.

Существуют  ложные  (неразумные) и  рациональные  (разумные)  потребности. Удовлетворение ложных потребностей не приносит пользы, а чаще даёт вред. Это потребность в курении, алкоголе, чрезмерном употреблении сладкого и т.д..

Следует различать материальные и духовные потребности. К материальным относятся: потребность в еде, жилье, одежде. Они являются основой для всех других потребностей. К духовным относятся: потребность в культуре, общении, знаниях, искусстве.

Ресурсы - это то, чем располагают человек и семья. Родители работают для того, чтобы содержать семью, старшие братья и сестры помогают им в этом. Расходы на тебя занимают значительное место в семейном бюджете. Это расходы на питание, одежду, обувь, учёбу, дополнительное образование (кружки, курсы, секции) и различные увлечения. Конечно, затраты на твоё содержание — это обязанность родителей, а твоя обязанность помогать им в этом всеми возможными силами, знаниями и умениями. 

Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета

Бюджет семьи — это структура всех доходов и расходов за определённый период времени (месяц или год).

Под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого-либо рода деятельности. Все полученные средства составляют совокупные доходы.

Расход — затраты, издержки, потребление чего-либо для определённых целей.

Бюджет можно представить в виде весов. На одну их чашу помещаем доходы семьи, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши пришли в полное равновесие. Трудность в том, что набор гирек очень велик и важно выбрать наиболее подходящие по весу.

Если весы находятся в равновесии: расходы равны доходам — бюджет сбалансированный. Когда расходы превышают доходы, тогда говорят, что бюджет имеет дефицит. Если же складывается ситуация, при которой доходы больше расходов, то бюджет называется избыточным.

Физминутка

V.     Практическая работа 

Фамилии семей. Загадки (1 мин.)

За партами вы сидите группами, значит, семьи у нас уже есть. А сейчас мы определим фамилии ваших семей. Для этого надо отгадать загадки и преобразовать их в фамилии.

Без рук рисует,

Без зубов кусает. (Мороз – Морозовы)

Большой подсолнух в небе,

Цветёт он много лет,

Цветёт зимой и летом,

А семечек всё нет. (Солнце – Солнцевы)

Кто так заливисто поёт

О том, что солнышко встаёт? (Петух – Петуховы) Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц – Зайцевы)

(Группа, которая отгадала загадку и преобразовала отгадку в фамилию, получает конверт с листками доходов и расходов)

Работа со счётным материалом. Доходы семей (2 мин.) Цель – учиться считать доходы семьи.

Достаньте из конверта первый лист, на котором указаны составы ваших семей, какие доходы вы имеете. (У каждой группы разное количество членов семьи, разные источники доходов и разные суммы.) Ознакомьтесь с ним.

Обсуждение расходов семьи (4 мин.) Цель – выбрать из списка первоочередные расходы.

Давайте проведём такой опыт. Представьте, что вы должны распределить свои расходы. Достаньте из конвертов списки расходов. Обсудите в своих "семьях", на что вы потратите деньги в первую очередь. (Работа в группах. Дети обсуждают, на что семье необходимо потратить деньги в первую очередь. На бланке расходов ставят галочки в 3 колонке. Четвёртая колонка детям не видна: она загнута). Доходы семей разные, а, значит, и статьи расходов у вас не одинаковые.

Давайте проверим, что вы выбрали (ответы детей). В чём едины все "семьи"? (Квартплата, еда, транспорт,…). Что же делать с такими большими покупками как сотовый телефон, телевизор, поездка к морю и т.д.. Откуда брать деньги на них?

Работа со счётным материалом. Расходы семей (2 мин.)

Цель – проверить, правильный ли выбор сделали в предыдущем задании.

Откройте цены товаров и подсчитайте ваши результаты. Проверьте, сколько колобков у вас потратилось на ваши покупки.  

Этап коррекции (2–3 мин.)

Цель – найти пути устранения ошибок, если они были при выполнении задания.

     Конечно это всё условные цифры. Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить? Где можно сэкономить? (Электроэнергию: выключать свет; воду: выключать, экономно расходовать; бережно относиться к одежде и обуви, чтобы она дольше служила, не тратить деньги на безделушки …)

А теперь давайте посмотрим, какая семья экономно расходовала деньги.

Сколько        денег        осталось        в        вашем        семейном         бюджете. 

Что можно сделать с деньгами? (Отложить на большую запланированную покупку, потратить на другие товары, которые не являются предметами первой необходимости, положить деньги в банк под % и т. д.) Что значит экономить?

Ø  Чем отличается экономный человек, от жадного?

Ø  На чём бы вы экономили? (Игрушки, развлечения, сладости...)

Ø  А на чём нельзя экономить? (На отдыхе, еде, здоровье, вещах первой необходимости.)

VI.           Закрепление знаний и умений учащихся

Цель – контроль знаний по теме, самоконтроль.

Давайте вспомним понятия, которые связаны с семейным бюджетом. В этом нам поможет кроссворд. Закончите предложения:

       Мама, папа, я – наша дружная …Семья

       Дети получают детское …Пособие

       Родители получают на работе …Зарплата

       То, что тратит семья …Расходы

       Её получают бабушки и дедушки…Пенсия

       Бывает государственный, семейный…Бюджет

       Назовите одним словом: зарплата, премия, пенсия, пособие …Доходы

     Какое слово спряталось? Правильно, спасибо за внимание, за хорошую работу. 

 

VII.       Рефлексия

 

  Что понравилось, а что не понравилось тебе в уроке? 

  Какие знания ты отметил для себя как важные. 

  Какие вопросы ты хотел бы рассмотреть подробнее? 

  Какой вид работы на уроке тебе понравился больше всего и почему?  

VIII.       Подведение итогов урока

Необходимо, чтобы каждая семья умела правильно распределять свой бюджет. Каждый человек должен знать основы домашней бухгалтерии. По сути дела каждый из ваших родителей (чаще мама) является домашним бухгалтером. 

     В каждой семье нужно иметь хозяйственную книгу, где необходимо отражать поступление средств и их расходование. Варианты ведения этих книг могут быть самые разные. Это зависит от индивидуальных особенностей человека. 

Мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А представьте ваших родителей, которые не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают, на что в первую очередь их потратить, а с чем подождать. Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: "Сейчас на это нет денег". Это не значит, что у родителей нет денег в кошельке – они есть, но не для этого. Поэтому, прежде чем обижаться, расстраиваться и требовать чего-либо, поговорите с родителями и посчитайте ваш семейный бюджет.

IX.              Домашнее задание

Ø Составьте структуру вашего семейного бюджета. Определите доходы и расходы вашей семьи. Задание можно выполнить в любой приемлемой для вас форме: в виде списка, схемы, таблицы.  

 

 

 

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ администрации

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ администрации

Коваль О.М. Цель: учить экономической и финансовой грамотности, необходимой для ориентации и социальной адаптации учащихся

Коваль О.М. Цель: учить экономической и финансовой грамотности, необходимой для ориентации и социальной адаптации учащихся

Ход урока: I. Организационный момент: Ø приветствие; Ø готовность к уроку; Ø создание благоприятного психологического климата

Ход урока: I. Организационный момент: Ø приветствие; Ø готовность к уроку; Ø создание благоприятного психологического климата

Формировать умения выполнения продуктивных (творческих) заданий на уроке

Формировать умения выполнения продуктивных (творческих) заданий на уроке

Семья — важнейший источник социального и экономического развития общества

Семья — важнейший источник социального и экономического развития общества

Все эти функции семьи изучает "Домашняя экономика"

Все эти функции семьи изучает "Домашняя экономика"

Это потребность в курении, алкоголе, чрезмерном употреблении сладкого и т

Это потребность в курении, алкоголе, чрезмерном употреблении сладкого и т

Бюджет можно представить в виде весов

Бюджет можно представить в виде весов

Кто так заливисто поёт О том, что солнышко встаёт? (Петух –

Кто так заливисто поёт О том, что солнышко встаёт? (Петух –

Доходы семей разные, а, значит, и статьи расходов у вас не одинаковые

Доходы семей разные, а, значит, и статьи расходов у вас не одинаковые

Что можно сделать с деньгами? (Отложить на большую запланированную покупку, потратить на другие товары, которые не являются предметами первой необходимости, положить деньги в банк под…

Что можно сделать с деньгами? (Отложить на большую запланированную покупку, потратить на другие товары, которые не являются предметами первой необходимости, положить деньги в банк под…

Какое слово спряталось? Правильно, спасибо за внимание, за хорошую работу

Какое слово спряталось? Правильно, спасибо за внимание, за хорошую работу

Поэтому, прежде чем обижаться, расстраиваться и требовать чего-либо, поговорите с родителями и посчитайте ваш семейный бюджет

Поэтому, прежде чем обижаться, расстраиваться и требовать чего-либо, поговорите с родителями и посчитайте ваш семейный бюджет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2024