Открытый урок по технологии в начальной школе «Народные поверья. Оберег своими руками"
Оценка 4.7

Открытый урок по технологии в начальной школе «Народные поверья. Оберег своими руками"

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
труд
9 кл—10 кл
25.03.2024
Открытый урок по технологии в начальной школе «Народные поверья. Оберег своими руками"
Урок будет способствовать привитию интереса и любви к народным традициям, как средству формирования семейных и нравственных ценностей в воспитании и развитии детей.
Народные поверья. Оберег своими руками.docx

 

Тема: «Народные поверья. Оберег своими руками».

Цель: Привить интерес и любовь к народным традициям, как средству формирования семейных и нравственных ценностей в воспитании и развитии детей. Изготовить изделие - оберег для украшения интерьера дома.

Задачи:

·        Образовательные – научить работать с природным материалом и выполнять оберег, расширить кругозор учащихся о народных поверьях;

·        Развивающие – развивать фантазию и творческие способности, самостоятельность, инициативу;

·        Воспитательные – воспитывать уважение к народным традициям, интерес и активность к творческой деятельности и художественно - эстетический вкус; интерес к творчеству, желание дарить радость другим, чувство коллективизма, толерантность

·           Коррекционно-развивающие: способствовать развитию речи обучающихся (обогащению словарного запаса); способствовать развитию сенсорики (развитие глазомера, ориентировка в пространстве, точность и тонкость размещения цветовой формы); способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, двигательной сноровки).

Актуальность: заключается в том, что каждый образованный человек должен знать культурные традиции своего народа и почитать их, так как изучение этих традиций позволяет приобщиться к национальной культуре, духовно – нравственным ценностям своего народа, воспитывает уважение и интерес к народным традициям.

Практическая направленность: данный материал может быть использован на классных часах, на уроках истории, на внеклассных занятиях и занятиях дополнительного образования творческого направления. Данный проект будет интересен детям, которые любят и умеют что-то мастерить своими руками.

 

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

1)формируем умение делать выводы, выполнять поиск нужной информации;

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Регулятивные УУД

1)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Личностные УУД:

1) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Методы: словесные (беседа, рассказ, объяснение), наглядные, практические.

Тип занятия: открытие новых знаний (занятие – практикум).

Вид занятия: смешанный (беседа и практическая работа).

Класс: 2

Продолжительность: 40 минут.

Оборудование: образец изделия, шаблоны для изготовления подковы, ножницы, клей, обережные знаки, цветные ленты, монеты, крупа, презентация.

 

№ п/п

Этапы занятия

Время (мин)

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формируемые УУД

1

Организационный момент.

1 мин.

- Мы всех зовем

В наш уютный дом.

Проходите, не стесняйтесь,

Поудобнее располагайтесь.

А собрались мы для забавушки

Чтоб узнать, как жили наши бабушки,

Как делали обереги яркие,

Да самим смастерить подарки. (Слайд 2)

 

-Ребята, а о каком доме идёт речь?

(Вспоминают, что наш дом-это наша Новосибирская область, её 85 летний юбилей). (Слайд 3)

-Сегодня на занятии, ребята, мы поговорим о народных поверьях, приметах, суевериях, оберегах наших предков. Вы узнаете, как сделать оберег своими руками. Познакомитесь с основными правилами изготовления оберегов и их символами. Уж так устроен человек. Обязательно постучим по дереву, сплюнем через левое плечо, а вернувшись, домой за забытой вещью, посмотримся в зеркало.

 

Приветствуют учителя.

 Занимают свои рабочие места.

Проверяют готовность.

Высказывают свои предположения?

Позитивное. Хорошее. Радостное.

 

Рассказывают о нашей области.

Личностные: Установление эмоционально-психологического контакта. Сосредоточение внимания.

Регулятивные:

организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов.

2

 Актуализация знаний.

2 мин

- Сегодня мы поговорим об одном очень интересном обереге и даже сделаем его своими руками. Его название нам подскажут следующие строки:

«Ах, как хорошо!» - воскликнула она,

Лошадью разбитая подкова -

«Нынче я от рабства гонок спасена,

Пусть уже и не совсем здорова».

 

-Кто догадался, что мы будем сегодня делать? (Слайд 4)

 

Ребята поднимают руку, отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

Высказывают свои предположения.

Познавательные: Умеют осуществлять поиск существенной информации

Регулятивные:

целеполагание

Коммуникативные:

Умение слушать и вступать в диалог

3

Знакомство с бытовым предназначением подковы и оберегом «Подкова».

5 мин

-Ребята, а кто знает о бытовом предназначении подковы?

 (Выслушав предположения, рассказывает новую информацию).

 

-При работе лошади на твёрдом грунте роговые части копыта быстро изнашиваются. При повреждении копыта лошадь испытывает болезненные ощущения, начинает хромать, или вообще отказывается ступать на больную ногу. Ковка позволяет предохранить копыта от износа и защитить их от травмирующих ударов о твёрдый грунт. В зимнее время подковы, снабжённые шипами, улучшают сцепление копыта с грунтом и предотвращают скольжение. Специальные типы подков (ортопедические подковы) применяются при лечении различных заболеваний конечностей лошади. Крупный рогатый скот тоже нуждается в ортопедических подковах.

 

- А кто ни будь из вас слышал об обереге «Подкова»? (Слайд 5)

 

-Это очень интересный и красивый оберег. Издавна считается, что подкова – это талисман, который несет с собой счастье, удачу и богатство. Наши предки считали, что если найти подкову на дороге, то с этого времени ты станешь «баловнем» судьбы. Если настоящую подкову вам не найти, то купленная, подаренная или сделанная своими руками, она так же будет обладать сильнейшей энергетикой. В Сибири были свои основания считать подкову символом грядущего счастья и оберегом от бед и нечистой силы. Дело в том, что все подковы выходили из-под молота кузнецов, всегда считавшихся борцами с нечистой силы. Современные исследователи считают, что радость от найденной подковы объясняется тем, что в давние времена железо было большой редкостью, любое металлическое изделие считалось очень дорогим. Поэтому найти подкову, из которой можно было изготовить что-либо для дома – нож, скребок или просто гвоздь, действительно было счастьем.

Ребята высказывают предположения, задают интересующие вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята высказывают предположения.

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

высказывают аргументированное суждение

Коммуникативные:

умение слушать товарищей и учителя

Коммуникативные: построение речевых высказываний.

Регулятивные: формировать умение  высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать и аргументировать.

4

Знакомство со значением цвета и знаков на оберегах.

2 мин

-Кто ни будь знает, что обозначают цвета в оберегах?

Красный — успех в начинаниях, любви.

Оранжевый — сотрудничество.

Желтый — радость, символ здоровья и удачи.

Зеленый — практичность.

Голубой — изменения.

Синий — ответственность.

Фиолетовый — вера;

Черный, белый, или жемчужно-серый — интуиция;

Красновато-коричневый, желтовато-коричневый — величие;

Коричневый с синим — счастливая дорога и ясное солнце.

 

-Что вы знаете о значении символов на оберегах?

 

Злаки, бобовые — символ достатка, сытой жизни, благополучной в материальном аспекте.

Шишка — символ трудолюбия и достижения успеха.

Тыква, семена тыквы — символ плодородия, женского начала.

Лавровый лист — слава, успех.

Семена подсолнуха — здоровье детей в доме.

Монетка — успех в делах.

Мешок — символ богатства.

Крупа — мир, лад в доме, желая этого, молодых после венчания осыпали крупой.

Колосья, ягоды, дары природы — урожай в хозяйстве.

                                                                 

 

 

      Алатырь             Стрибожич                  Ладинец     

 

-Были ещё и специальные знаки, которые наносились на оберег или вышивались.   (Слайд 6) 

                                                                                             

Слушают учителя.

 

Задают интересующие вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступают в дискуссию, высказывают свои предположения.

Задают вопросы.

Коммуникативные:

умение слушать товарищей и учителя

 

 

Личностные:

Развитие элементов рассуждения, логического мышления, умения высказывать свои суждения.

5

Практическая часть.

25 мин

-Ребята, сейчас каждому из вас предстоит создать свой оберег. Какой он будет решать каждому из вас. Перед вами лежать разные обережные знаки, ленты разных цветов.

(Заготовки лежат на партах, на отдельных подставках и баночках).

 

-Что и в какой последовательности вы будите крепить на свою подкову решать вам!

-Возьмите в руки свои заготовки подковы и думая только о хорошем и светлом, начинайте создавать свой оберег «Подкова».

-Для того, чтобы вы не забыли, что означает каждый предмет и знак на подкове можете посмотреть на доску.

(Подсказки в виде таблиц прикреплены на доске)

 

-Не забывайте о технике безопасности!

 

Ребята настраиваются на рабочий лад.

Чётко выполняют инструкции учителя.

 

Выбирают исследуя заготовки обережных знаков и предметов, выбирают и прикрепляют их к оберегу.

 

 

 

 

Вспомнили перед началом работы правила техники безопасности.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать учителя, выполнять его инструкции.

Личностные:

формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

6

Первичное закрепление.

 2 мин

-Подкову вы сделали. Молодцы!

 -Знаете ли вы как правильно повесить оберег - подкову?

-Вот что об этом было сказано в «Книге Потаённого Древа Жизни»: «Чаша Светлая, где Счастье живёт, Добра Обитель, Знак Защиты»

 

-Подкова, направленная ветвями вверх, олицетворяет собой чашу, которая будет привлекать в дом богатство. Если же вы повесите подкову ветвями вниз, вся негативная энергия дома будет задерживаться на ней и стекать вниз, на землю. Обычно, таким образом, подкову вешают для защиты дома от злых сил (порчи, сглаза). У нас на с давних времён принято придерживаться такой традиции: внутри дома подкова вешается ветвями вверх, а снаружи, например, над крыльцом – ветвями вниз.

 

Как подкову на дверь прибиваю,

Так себя и дом от всякой беды ограждаю,

Всё плохое за порог выгоняю,

Любовь, радость в дом привлекаю! (Слайд 7)

 

Ребята высказывают свои версии прикрепления подковы.

Ребята подходят к доске и прикрепляют свои работы.

 

Личностные:

 Развитие самооценки. Умение делать выводы о результате совместной деятельности.

7

Вывод.

2 мин

- Дорогие ребята и гости, сегодня мы вспомнили о том, во что верили наши деды, о том, как они жили и не тужили, как ценили тепло домашнего очага и сохраняли его с помощью различных оберегов. Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, трудолюбием, а это очень важно. Чтобы не ушло все старое, доброе, что велось веками, мы должны продолжать с вами наши традиции.

Высказываю свои мнения.

Личностные:

Развитие элементов рассуждения, логического мышления, умения высказывать свои суждения.

8

Рефлексия.

1 мин

Педагог предлагает закончить предложения:

- Я поняла, что оберег – подкова – это …

- Мне особенно понравилось…

- У меня появилось желание …

 

Учащиеся обобщают все новое, что узнали и научились делать на занятии.

 

Оценивают свои работы и работы других.

 

Убирают рабочие места.

Регулятивные: Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.

 

Выводы: знать традиции, верования своего народа должен знать каждый человек. Данное занятие поможет глубже узнать то, во что верили наши предки, чем они жили. Поможет раскрыть лучшие качества каждого, ведь при создании оберега ребёнок наталкивается на мысль, что только человек с чистыми помыслами может создать действительно действенный оберег, а не просто поделку.


 

Тема: «Народные поверья. Оберег своими руками»

Тема: «Народные поверья. Оберег своими руками»

Регулятивные УУД 1)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Регулятивные УУД 1)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Вы узнаете, как сделать оберег своими руками

Вы узнаете, как сделать оберег своими руками

Ребята, а кто знает о бытовом предназначении подковы? (Выслушав предположения, рассказывает новую информацию)

Ребята, а кто знает о бытовом предназначении подковы? (Выслушав предположения, рассказывает новую информацию)

Поэтому найти подкову, из которой можно было изготовить что-либо для дома – нож, скребок или просто гвоздь, действительно было счастьем

Поэтому найти подкову, из которой можно было изготовить что-либо для дома – нож, скребок или просто гвоздь, действительно было счастьем

Шишка — символ трудолюбия и достижения успеха

Шишка — символ трудолюбия и достижения успеха

Возьмите в руки свои заготовки подковы и думая только о хорошем и светлом, начинайте создавать свой оберег «Подкова»

Возьмите в руки свои заготовки подковы и думая только о хорошем и светлом, начинайте создавать свой оберег «Подкова»

Первичное закрепление. 2 мин -Подкову вы сделали

Первичное закрепление. 2 мин -Подкову вы сделали
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2024