Русский язык Урок 87 (69).
Раздел «АЛФАВИТ» и «НАПИСАНИЕ БОЛЬШОЙ БУКВЫ В СЛОВАХ»
Тема: «Почему одно и то же слово написано и с большой, и с маленькой буквы».
Цель: – развитие умений писать большую букву в кличках животных, различать и объяснять написания сходных в звучании слов типа Шарик и шарик, Орёл и орёл.
1) Познавательные УУД: ознакомление детей со словами, которые звучат одинаково, пишутся по-разному, создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации,
2) Коммуникативные УУД: сотрудничество учеников в паре, планирование совместной деятельности, умение донести свою позицию и понять других;
3) Регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания
4) Личностные УУД: умение оценивать свои и чужие действия, стремление к созидательной деятельности.
Методы и приемы, используемые на уроке: -деятельностный подход; - групповая форма работы
Этапы урока |
Д. учителя |
Д.учеников |
Орг.момент
Ι. Актуализация знаний.
|
Ребята, посмотрите на солнышко.( На экране изображение солнышка.) Скажите, у кого из вас такое настроение? Каким бы вы хотели видеть наш урок? Повернитесь друг к другу. Положите ладошки. Скажите: « Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу, все в моих руках». Упр-я для рук.
СТРАНА ЗАГЛАВНЫХ БУКВ 1. Зрительный диктант Коллективная работа по карточкам Найди пару
Вывод:Имена собственные пишутся с большой буквы.
|
5 ч. работают индив-о у доски. Найти грамматическую основу предложения |
II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания.
|
Проблемная ситуация. – Запишите предложение. У меня есть шарик. – Все ли одинаково написали? (Возможные ответы: да или нет.) – А о чём вы подумали? (О воздушном шарике/о собаке по кличке Шарик.) Если в классе только один вариант ответа – все подумали о воздушном или каком-то другом шарике, то учитель может подсказать: о ком ещё можно сказать Шарик? (О собаке.) – Перестройте предложение так, чтобы стало понятно, о каком шарике идёт речь. У меня есть воздушный шарик. У меня есть собака Шарик. – Как же можно написать одинаковые по звучанию слова? (С большой и маленькой буквы.) – Составим план урока. План (примерный)
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) Исправь ошибки Щенок шарик укусил Шарик. Лопнул Шарик, испугался шарик. Щенок Шарик укусил шарик. Лопнул шарик, испугался Шарик. Открытие нового знания. Сравни Лев и лев Роза и роза Упр. 158 – наблюдение над словами, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному. Работа проводится в группах. Задание 1. – Почему одинаковые по звучанию слова написаны по-разному? Предложите свои версии. Дети делают предположения от групп. Все версии выслушиваются (можно не повторять все, а только добавлять, если есть отличия). Затем делается вывод (обобщение). – Если слова называют имя (Лилия, Роза, Мишка и др.), кличку животного (Шарик, Рыжик, Уголёк, Пушок), город (Орёл, Клин), планету (Земля), то это имена собственные, они пишутся с большой буквы. – А если слова называют животное, предмет, цветок, гриб, то они пишутся с маленькой (строчной) буквы. Задание 2. – Составьте в группах по два предложения так, чтобы было понятно, в каком значении употреблено любое из данных слов. А из других групп назовут нужную букву в каждом случае. Возможные комментарии для отдельных слов. Орёл и орёл.. Галка и галка Орёл – это название (имя) города, а орёл – название птицы. Одно слово обозначает два разных предмета (понятия), одно из названий (название города) – имя собственное, оно пишется с большой буквы. – Город Орёл так назвали, наверное, потому, что там было много орлов. Составим предложения. Красив город Орёл. Гордая птица – орёл. Моя соседка Галка принесла в клетке птицу галку. – Сравните свои выводы с авторским в конце упр. 158.
|
|
ΙΙI. Развитие умений – применение знания. |
|
|
ΙV. Рефлексия
|
– Что нового узнали? – Что поможет правильно написать одинаково звучащие слова? (Предложение, из которого будет понятно значение слова.) - Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что?
|
|
V. Домашнее задание.
|
Упр. 135,136 с. 62 «Дидактический материал».
|
|
Деятельность учеников:
– Называть правильно буквы в алфавитном порядке.
– Объяснять, где и когда в жизни может понадобиться знание алфавита.
– Писать заглавную (большую) букву в именах собственных, географических названиях.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.