Предмет: Алгебра и начала анализа. Класс 10.
Дата проведения – 20.12.2017 г.
Тема: «Решение простейших тригонометрических уравнений»
Цели:
1.Образовательная: познакомить учащихся с типами тригонометрических уравнений и научить решать простейшие виды однородных, приводимых к алгебраическим и решаемых разложением на множители уравнений.
2. Развивающая: развивать у учащихся умение классификации предметов, поисковые навыки, учиться находить пути решения новой учебной задачи.
3.Воспитательная: воспитывать познавательную активность, самостоятельность и активность учащихся, прививать трудолюбие.
Тип урока: изучения нового материала
Вид урока: урок – семинар.
Форма работы: фронтальная.
Оборудование и материалы:
1. Интерактивная доска. Презентация к уроку.
2. Карточки-инструкции, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний.
1. Назвать главные точки на тригонометрической окружности.
2. Назвать значения тригонометрических функций для точек , находящихся в разных четвертях.
3. Назвать точки, для которых sin t = , cos t = - , tg t = -1, ctg t = .
4. Назвать решения частных случаев простейших тригонометрических уравнений: sin t = 0, sin t = 1, sin t = -1, cos t = 0, cos t = 1, cos t = -1.
III. Объяснение нового материала.
Перед Вами на карточках написаны три группа тригонометрических уравнений. Внимательно рассмотрите уравнения каждой группы и найдите лишние уравнения в каждой группе.
1. Учитель знакомит учащихся с типами уравнений: 1 группа – уравнения, приводимые к алгебраическим, 2 группа - однородные и 3 группа – уравнения, решаемые разложением на множители.
В задачнике находим уравнения в соответствии с классификацией.
2. Рассмотрим алгоритмы решения разных групп уравнений. Кто может предложить последовательность решения уравнений 1 группы - уравнения, приводимые к алгебраическим.
а).Решение алгебраических уравнений заключается в том, что все тригонометрические функции, которые входят в уравнение, выражают через какую-нибудь одну тригонометрическую функцию, зависящую от одного и того же аргумента.
Пример. 2sin2 x + sin x – 1 = 0, sin x = t,
2t2 + t – 1 =0,
t1 = - 1 , t2 = , sin x = -1 , sin x = ,
x 1 = - +2πk, , x2 = + 2πn, x3 = +2mk, k,n,m ϵZ
Предлагаю самостоятельно решить уравнение 3 из первой группы.
6 cos2x + cos x – 1 = 0, cos x = t,
6t2 +t – 1 = 0, D = 1 + 24 = 25, t1 = - , t2 =
cos x = - cos x =
x = + 2 πn, x = arccos + 2πk, n,k ϵZ
Формулируем алгоритм решения.
б) Решение однородных уравнений (уравнения, в которых у всех слагаемых сумма показателей одинакова) и приводимых к ним сводится к решению алгебраических путём деления обеих частей уравнения на выражение, стоящее в левой части уравнения справа. Однородные уравнения бывают уравнениями первой степени и второй. Рассмотрим, как их определить.
Пример. 2 cos2x – 3 cos x sinx + sin2x = 0, разделим строку на sin2x. Сделать запись. Получим уравнение 2 сtg2x – 3 ctg x + 1 = 0, приводимое к алгебраическому.
….
Чем отличается уравнение 3 sin2 x – sin x cos x = 2,
3 sin2 x – sin x cos x - 2 = 0,
3 sin2 x – sin x cos x - 2 (sin2 x + cos2x) = 0,
3 sin2 x – sin x cos x - 2 sin2 x - 2 cos2x) = 0,
sin2 x – sin x cos x - 2 cos2 x = 0, разделим на cos2x,
получим уравнение tg2x – tgx - 2 = 0,
……..
Формулируем алгоритм решения.
в) Решение с помощью разложения на множители сводится к решению двух элементарных уравнений.
Пример. 2cos2 x – cos x = 0, cos x ( 2 cos x – 1 ) = 0,
……
Формулируем алгоритм решения.
IV. Подведение итогов урока: Назвать тип уравнения и способ его решения:
1. cos x sin x + sin x = 0
2. 6 cos2 x – 5 cos x sin x – sin2 x = 0
3. 2 sin2 x + 3 sin x + 1 = 0
V. Домашнее задание. № 18.6, 18.11, 18.12 (а, б)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.