Открытый урок «Решение простейших тригонометрических уравнений»
Оценка 5

Открытый урок «Решение простейших тригонометрических уравнений»

Оценка 5
docx
18.04.2024
Открытый урок «Решение простейших  тригонометрических уравнений»
Конспект урока _Решение тригонометрических уравнений_ 10 класс.docx

 

Предмет: Алгебра и начала анализа.                                   Класс 10.

                                                                         Дата проведения – 20.12.2017 г.

Тема: «Решение простейших  тригонометрических уравнений»

Цели:

1.Образовательная: познакомить учащихся с типами тригонометрических уравнений и научить решать простейшие виды однородных, приводимых к алгебраическим и решаемых разложением на множители уравнений.

 2. Развивающая: развивать  у учащихся умение классификации предметов, поисковые навыки, учиться находить пути решения новой учебной задачи.

3.Воспитательная: воспитывать познавательную активность, самостоятельность и активность  учащихся, прививать трудолюбие.

Тип урока:  изучения нового материала

Вид урока: урок – семинар.

Форма работы: фронтальная.

Оборудование и материалы:

1.     Интерактивная доска. Презентация к уроку.

2.     Карточки-инструкции, раздаточный материал.

 

Ход урока

I.                  Организационный момент

II.              Актуализация опорных знаний.

1.     Назвать главные точки на тригонометрической окружности.

2.     Назвать значения тригонометрических функций для точек , находящихся в разных четвертях.

3.    Назвать точки, для которых sin t =  ,   cos t = -  ,   tg t = -1,                              ctg t = .

4.     Назвать решения частных случаев простейших тригонометрических уравнений: sin t = 0,  sin t = 1, sin t = -1,                           cos t = 0, cos t = 1, cos t = -1.

III.           Объяснение нового материала.

Перед Вами на карточках написаны три группа тригонометрических уравнений. Внимательно рассмотрите уравнения каждой группы и найдите лишние уравнения в каждой группе.

IMG

 

1.     Учитель знакомит учащихся с типами уравнений:  1 группа – уравнения, приводимые к алгебраическим,  2 группа - однородные  и  3 группа – уравнения, решаемые разложением на множители.

     В задачнике находим уравнения в соответствии с классификацией.

2.     Рассмотрим алгоритмы решения разных групп уравнений. Кто может предложить последовательность решения уравнений 1 группы  - уравнения, приводимые к алгебраическим.

а).Решение алгебраических уравнений заключается в том, что все тригонометрические функции, которые входят в уравнение, выражают  через какую-нибудь одну тригонометрическую функцию, зависящую от одного и того же аргумента.

Пример. 2sin2 x +  sin x – 1 = 0, sin x = t,

                2t2 + t – 1 =0,

                t1 =  - 1 , t2 =  ,    sin x = -1 , sin x =  ,

              x 1 = - +2πk,  , x2 =  + 2πn, x3 =  +2mk, k,n,m ϵZ

 Предлагаю самостоятельно решить уравнение 3 из первой группы.

6 cos2x + cos x – 1 = 0,  cos x = t,

6t2 +t – 1 = 0,  D = 1 + 24 = 25, t1 = -  , t2 =

cos x = -               cos x =    

x =   + 2 πn,        x =  arccos  + 2πk, n,k ϵZ

Формулируем алгоритм решения.

 

  б) Решение однородных уравнений (уравнения, в которых у всех слагаемых  сумма показателей одинакова) и приводимых к ним сводится к решению алгебраических путём деления обеих частей уравнения на выражение, стоящее в левой части уравнения справа. Однородные уравнения бывают уравнениями первой степени и второй. Рассмотрим, как их определить.

        Пример.  2 cos2x – 3 cos x sinx + sin2x = 0, разделим строку на sin2x. Сделать запись. Получим уравнение 2 сtg2x – 3 ctg x + 1 = 0, приводимое к алгебраическому.

….

Чем отличается уравнение 3 sin2 x –  sin x cos x = 2,

                                               3 sin2 x –  sin x cos x  - 2  = 0,

                                                3 sin2 x –  sin x cos x  - 2 (sin2 x + cos2x)  = 0,

                                                 3 sin2 x –  sin x cos x  - 2 sin2 x - 2 cos2x)  = 0,

 

                                                        sin2 x –  sin x cos x   - 2 cos2 x  = 0,  разделим на cos2x,

  получим уравнение   tg2x –  tgx - 2 = 0,

……..

Формулируем алгоритм решения.

 

в) Решение с помощью разложения на множители сводится к решению двух элементарных уравнений.

Пример2cos2 x – cos  x = 0, cos x ( 2 cos x – 1 ) = 0,

……

Формулируем алгоритм решения.

 

IV.            Подведение итогов урока: Назвать тип уравнения и способ его решения:

 

1.     cos x sin x + sin x = 0

2.     6 cos2 x – 5 cos x sin x – sin2 x = 0

3.     2 sin2 x + 3 sin x + 1 = 0

V.               Домашнее задание. № 18.6, 18.11, 18.12 (а, б)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Предмет: Алгебра и начала анализа

Предмет: Алгебра и начала анализа

I. Объяснение нового материала

I. Объяснение нового материала

Решение алгебраических уравнений заключается в том, что все тригонометрические функции, которые входят в уравнение, выражают через какую-нибудь одну тригонометрическую функцию, зависящую от одного и того…

Решение алгебраических уравнений заключается в том, что все тригонометрические функции, которые входят в уравнение, выражают через какую-нибудь одну тригонометрическую функцию, зависящую от одного и того…

Формулируем алгоритм решения. в)

Формулируем алгоритм решения. в)

Открытый урок «Решение простейших тригонометрических уравнений»

Открытый урок «Решение простейших  тригонометрических уравнений»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2024