Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Троицкого Моздокского района
Открытый урок русский язык по ФГОС во 2 классе
(«Школа России» М.И. Моро)
Тема: «Корень слова. Однокоренные слова»
Учитель начальных классов:
Яшина А.А.
Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова.
Цель урока:
• Актуализировать знания о понятии «родственные слова»
• Ввести понятия «однокоренные слова», «корень».
• Научить:
— выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней;
— определять группу родственных слов и обосновывать своё мнение;
— выполнять взаимопроверку учебного задания;
— формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога;
— писать слова с изученными орфограммами
Познавательные умения:
— определять группу родственных слов и обосновывать своё мнение;
— определять части слова и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
— выполнять взаимопроверку и самопроверку учебного задания и вносить коррективы.
Коммуникативные умения:
— формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога.
Предметные умения:
— выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней;
— писать слова с изученными орфограммами.
Задачи:
Обучающие:
1. познакомить с признаками родственных однокоренных слов;
2. формировать умение определять в словах корень;
3. учить подбирать однокоренные слова.
Развивающие:
1. развивать мышление, внимание, память, речь учащихся;
2. развивать орфографическую зоркость учащихся;
3. развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать.
Воспитывающие:
1. воспитывать интерес к русскому языку, любознательность, аккуратность;
2. воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль;
3. воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи, умение работать в паре,
4. воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Ход урока.
1. Организационный момент. (в тетрадях уже записаны число и Кл. работа)
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать!
- Ребята, посмотрите внимательно на СМАЙЛИКИ (облака). Какой из них вам больше всего нравится? Поднимите руки, кому больше нравится сиреневый – грустный смайлик? А кому зеленый – задумчивый? А кому – желтый – веселый, радостный?
- Я рада, что вы выбрали смайлик с хорошим настроением, с улыбкой. Я думаю, что хорошее настроение у нас у всех будет весь урок.
2. Минутка чистописания.
У: - Начнём с минутки чистописания.
- Определите букву, которую будем писать. Она « лишняя » в этом ряду:
Б Т В Р К С Ф
(Буква «Р», так как этой буквой обозначаются непарные согласные звуки [р], [р’ ], а остальными – парные.)
Если ручкой я пишу,
Не верчусь и не спешу,
Буква к букве по линейке
Аккуратно вывожу.
3. Актуализация знаний. Ребята, у нас гости (куклы Аня и Витя)
Аня: Витя загадал мне загадку – ребус, помогите разгадать. Р 1 а
Д: Родина.
Аня Ребята, а как вы понимаете слова «Родина»?
У (после ответов детей) - Как известно, понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это и великая страна с великой историей, и то место на земле, где человек родился и рос, где прошло его детство, то есть свою малую родину как часть большого Отечества.
- Запишите слово «Родина» на доске и в тетрадях, объясните его написание.
4. Словарно – орфографическая работа. (на партах орф. словари)
У: - Если вам так понравился ребус, попробуйте разгадать и те слова, которые я задумала, узнав их по моим подсказкам. Запишите их на доске и в тетрадях, поставьте ударение, объясните написание.
- Страна, в которой мы живём. Россия
- Столица нашей страны. Москва
- Крупный населённый пункт. город
- Город, в котором мы с вами живем. Королев
- Зелена, а не луг; бела, а не снег; кудрява, а не голова.
Самое любимое дерево в России. берёза
У: - Какие это слова?
Д: - Словарные, их написание мы проверяем по словарю
У: - Почему некоторые слова (прочитать) вы написали с большой буквы??
Д: - Это имена собственные.
У: - А остальные?
Д: - Нарицательные.
5. Этап формулировки темы и цели урока и постановка учебной задачи.
Аня: Я очень люблю отгадывать загадки, не поможете разгадать еще одну
Я у дуба, я у зуба, Я упрятан в темноту
Я у слов и у цветов. Я не вверх, а вниз расту.
У: - Какое это слово? (Корень)
Аня: Не пойму значение этого слова
У: - О каких значениях корня говорится в тексте загадки?
1) подземная часть растения;
2) внутренняя, находящаяся в десне часть зуба;
3) часть слова
У: - Сколько значений у слова корень? Какой вывод можно сделать?
Д: - Слово корень – многозначное.
У: - Как вы думаете, какое значение имеет корень для растения, для зуба или слова?
Д: Это важная необходимая часть.
У: - О чём мы будем говорить на уроке? Кто догадался?
Д: - Мы будем говорить о корне как части слова.
У: - Что бы вы хотели узнать на этом уроке?
У: - Обозначим проблемные вопросы:
На доске тема урока: Корень слова. Однокоренные слова.
1) Что такое корень слова?
2) Какова роль корня в слове?
3) Как выделить в слове корень?
4) Что такое однокоренные слова?
6. Этап усвоения новых знаний.
У: - Ребята, посмотрите на слова, записанные на доске
Народ, родник, родина.
У: - Что у них общего?
Д: - Близкие по значению, имеют общую часть.
У: - Прочитайте, как об этом размышлял лесник из произведения К. Паустовского «Золотая роза»: «Родник родит реку, а река льётся-течёт через… всю родину, кормит народ… и все эти слова как бы родня между собой». (на листке читает ученик.)
У: - Прочитайте все выделенные слова.
Родник, родит, родину, народ, родня, …
У: - Сравните и скажите, что общего имеется в этих словах?
Д: - В этих словах есть общая часть - род-
У: - Что можно сказать о значении данных слов?
Д: - Данные слова близкие по значению
У: - Какие слова добавили бы вы? родители, родной, родственник…
У: - Как называются эти слова?
Д: - Родственные
У: - Докажите.
Д: - Слова, которые имеют общую часть и близкие по значению
У: - Как обозначим общую часть в словах?
У: - Можно сказать "выделим корень".
У: - От какого корня образовались все эти слова?
Д: - род -
У: - Выделяем вот
таким значком (карандашом в листочке)
У: - Получили ответ на 1 вопрос?
У: - Корень - это общая часть родственных слов.
У: - Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.
У: - Ясен ли смысл слова?
Д: - Нет.
У: Оставьте корень, а другую часть слова закройте. Понятен смысл? Вывод?
Д: - В корне заключён смысл слова.
У: - Корень - это главная часть слова. От него образуются другие слова.
Это ответ на 2 вопрос.
У: - А кто уже догадался, как найти корень и не ошибиться?
Д: - Надо подобрать как можно больше родственных слов и выделить общую часть.
У: - Это ответ на 3 вопрос.
У: - Подумайте, можно дать другое название словам, образованным от одного и того же корня?
Д: - Можно – однокоренные.
У: - Сделайте вывод.
Д: - Однокоренные слова - это родственные слова, имеющие общую часть.
У: - Это ответ на 4 вопрос.
У: А сейчас нам предстоит сложная работа, давайте встанем и немножко отдохнем.
Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.
САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.
7. Этап первичной проверки понимания. Коллективно.
У: - А сейчас я хочу рассказать вам сказку.
ДВА КОРНЯ
Встретились однажды корень куста и корень слова.
— Здравствуй,— говорит один,— я корень, а ты кто?
— И я тоже корень,— отвечает другой.
— Я в земле живу,— говорит первый,— а ты где живёшь?
— А я живу в словах,— отвечает второй.
— Ну, какой же корень может жить в словах! — усмехнулся первый.— Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?
— Не хвастайся,— отвечает с улыбкой второй.— От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня ЛЕС.
— Подумаешь! — не унимается первый.— Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов не съешь!
— А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни фруктов, ни ягод даже и назвать-то нельзя! — не сдаётся второй.
Услышали их спор люди и говорят:
— Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно.
Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть тоже общий корень — общая для всех часть, от которой все они произошли.
У: - Рассмотрите, ребята, какое дерево выросло из одного маленького корня! А мы вырастим необычное «словесное» дерево. Возьмем корень – лес - Какие слова могут вырасти из этого корня?
На доске: Лес – перелесок – лесной – лесочек – лесник –
Кто уже увидел корень в этих словах? Покажите рукой, как нам его выделить.
Как вы думаете, а можно ли еще придумать слова с этим корнем? (лесничий, лесовичок, лесоруб и т.д.)
б) У: - Давайте посадим дерево с корнем - сад –
У: - Подберите и запишите самостоятельно однокоренные слова к слову «Сад» и выделите в них корень. (Дать 1 мин)
У: Прочитайте, что у вас получилось. ( 2-3 чел)
Д: Сад, садик, рассада, посадка, садовый, садовник, пересадил. И т.п…
А теперь послушайте меня, какое дерево вырастили Аня и Витя?
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
А был садик словом.
Это слово,
Слово - корень
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло -
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада,
Вот ещё посадка рядом,
А вот садовый цветок,
Садовник пересадил в горшок.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
Какие новые для вас слова с корнем – сад – вы услышали? Запишите еще одно в ваших тетрадях. Интересно?
У: В нашем необыкновенном словесном саду, как и в обычном, могут завестись вредители – ошибки. Послушайте мою загадку.
Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница…
Переход на гусеницу
У: - А как вы думаете, права ли гусеница, которая считает себя родственницей гусей? Почему?
Д: Нет, гусеница – не родственное слово, так как это совершенно разные животные.
У: Попробуйте найти «лишнее» слово и на следующих слайдах.
У: - По каким признакам определим однокоренные слова?
Д: - У однокоренных слов общий смысл и общая часть.
8. Этап закрепления знаний. Посмотреть по времени!!! Можно дать работу по листочкам №1, где в ряду надо найти и вычеркнуть «лишнее» слово.
а) Работа в парах. "Поделись с соседом". (Приложение)
У: - У вас на столах конверты со словами. Разделите их между собой, учитывая тему нашего урока.
(Земля, землица, земной, земляника, цветок, цветик, цветение, цветочница, вода)
У: - Что общего в словах, которые вы разделили?
Д: - Корень.
У: - Проверим, правильно ли вы разделили слова. Сколько групп однокоренных слов у вас получилось? Прочитайте слова 1-ой группы. 2-ой.
У: - Какое слово осталось?
Д: - Вода. У него нет однокоренных слов в этом конверте.
в) Коллективная работа.
Физминутка.
- Чтобы слову не было одиноко, подберём ему родственников. Встаньте. Если я называю однокоренные слова к слову «вода», вы хлопаете, если нет - тишина.
Водичка, деревянный, водный, ромашка, рыбка, водица, воздух, ведро, подводник, водитель, водолаз, туча, дождик, водяной.
У: - Молодцы!
У: - По каким признакам вы определяли однокоренные слова?
Д: - У однокоренных слов общий смысл и общая часть.
9. Самостоятельная разноуровневая работа по карточкам.
У: - Поработайте самостоятельно. Из предложенных на ваших листочках заданиях выберите одно по вашему желанию и выполните его.
(Синие – средний уровень и выше среднего, зелёные – слабый уровень.)
СИНИЕ
Выпишите группы однокоренных слов. Выдели корень. Грач, гриб, грачата, грибной, грачиха, грибок. |
ЗЕЛЁНЫЕ
Напишите цепочки однокоренных слов, зачеркнув лишнее слово. Выдели корень. Белка, бельчата, белочка, белый. Поле, полка, полевой, полюшко. |
У: - Кто выбрал задание, написанное синим цветом? Зеленым? Кто думает, что он справился с заданием? Кто сомневается? Листочки вложите в свою тетрадь, сдайте. Я обязательно проверю и на следующем уроке мы проверим ваши предположения.
10. Этап подведения итогов урока.
У: - Чему же учились сегодня на уроке?
Д: - Учились подбирать однокоренные слова, выделять корень.
У: - Итог нашей работы подведём по вопросам, которые ставили в начале урока.
Теперь я знаю, (дети ставят в окошках + или - )
Что корень это – главная часть слова.
Что в корне заключён – смысл слова.
Чтобы правильно выделить корень надо – подобрать родственные слова.
Однокоренные – это родственные слова.
11. Этап рефлексии.
У: – Понравился вам урок?
Д: - …
У: - Сейчас вы собой изобразите шкалу успеха.
У: - Покажите насколько вы сегодня
1) были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно
2) умеете применять свои знания.
Сидите за партами – плохо
Просто стоите – хорошо
Стоите, руки вверх – отлично
У: - Спасибо вам за урок.
У: - Пусть в нашей России никогда не умолкают голоса птиц, пусть шумят леса, стрекочут кузнечики, пусть природа живет и дышит. Пусть человек любит свою семью, свое село и город, свою страну и ее народ, а также своих соседей, другие народы и весь земной шар – нашу большую родину.
12. Домашнее задание.
У: - А чтобы наша Родина стала ещё краше надо посадить дерево. «Вырастить словесное дерево» с корнем: 1) - цвет -; 2) - рыб-.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.