Открытый урок русского языка в 5 в классе по теме: «Занимательная «Морфемика». Увлекательная «Орфография».
Оценка 4.7

Открытый урок русского языка в 5 в классе по теме: «Занимательная «Морфемика». Увлекательная «Орфография».

Оценка 4.7
docx
20.11.2024
Открытый урок русского языка в 5 в классе по теме: «Занимательная «Морфемика». Увлекательная «Орфография».
Обобщение знаний_Морфемика_Орфография.docx

Открытый урок русского языка в 5 в классе по теме:

«Занимательная «Морфемика». Увлекательная «Орфография».

 

Личностные УДД: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, а так же ее результатом; знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; определять общие для всех правила поведения и правила поведения в группах; оценивать усваиваемое содержание.

 

Регулятивные УДД: развивать умение формулировать вопрос (проблему урока) и его цель; учить планировать свою деятельность и искать пути решения проблемы урока; формировать навыки контроля и самоконтроля; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

Познавательные УДД: развивать познавательный интерес, речь учащихся через обогащение словарного запаса; умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения, извлекать информацию из разных источников; актуализировать в памяти учащихся ранее усвоенные знания и умения.

 

Коммуникативные УДД: умение чётко выражать свои мысли; умение договариваться и слушать друг друга; быть готовым корректировать свою точку зрения; развивать коммуникативные навыки при работе в парах и группах, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

 

Цели урока:

- закрепить, повторить и систематизировать знания учащихся по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи»,

развивать коммуникативные способности учащихся во время общения; ответственность за себя и каждого в паре,

- развивать внимание; абстрактное мышление; речь; усидчивость,

- воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение оценивать свою работу и работу одноклассников,  воспитывать нравственные качества личности.

систематизировать знания и умения по теме “ Морфемика. Орфография».

Задачи урока:

обучающие:

а) повторение и закрепление всех орфографических навыков

б) закрепление умение выполнять морфемный разбор, отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова

развивающие:

а) умение сопоставлять и сравнивать,

б) расширение словарного запаса учащихся,

в) умение творчески работать (занимательные задачки),

г) развитие самостоятельности у учащихся.

воспитывающие:

а)воспитывать положительную мотивацию к обучению

б) способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, коллективе;

Оборудование: презентация, видеоролик, структурная карта урока.

 

Тип урока: обобщение и систематизация по теме «Морфемика. Орфография».

 

Оборудование урока:  учебник русский язык 1ч., Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др., раздаточный материал с заданиями, доска, мяч, сигнальные карточки.

 

Ход урока.

I. Организационный момент.

Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке.

 

А чтоб урок понравился всем нам,

Напоминаю правила я вам:

Не просто разговаривать,

А чётко выговаривать

И правильно и внятно

Чтоб было всем понятно.

Работать вместе, дружно.

И ссорится не нужно.

 

II.  Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы ещё раз полистаем страницы двух разделов науки о языке. Ребята в нашей классной комнате спрятаны части слова. Внимательно посмотрите вокруг и найдите их! А теперь, выйдите, со своими карточками к доске. Давайте составим слово и назовём раздел лингвистики, с котором мы будем сегодня работать (“МОРФЕМИКА). Прикрепите части к доске магнитами. (левая створка)

 

II. Сообщение целей урока. Подготовка к основному этапу урока.

Какова цель нашего урока. (Повторить и обобщить всё изученное в разделе «Морфемика». Повторить орфограммы, изученные в разделе. Повторить разбор слова по составу)

Действительно, сегодня мы повторим основные понятия, которые относятся к разделу «Морфемика», вспомним орфографические правила, изученные в разделе, а в конце урока вы должны будете оценить свои знания.

Эпиграфом к нашему уроку являются слова известного русского лингвиста Льва Владимировича Щербы

« Тот, кто хорошо хочет владеть родным языком, должен больше  внимания

уделять незаметным труженикам языка - морфемам. Это они делают язык

языком».     Л.В. Щерба.

Запишем в рабочей тетради дату, тему урока «Занимательная «Морфемика» и увлекательная «Орфография».

 

III. Работа по теме урока

 

1. Повторение теоретических сведений по теме «Морфемика»

(фронтальный опрос)

 

А)- Что изучает морфемика? (Морфемика изучает морфемы как части слова.)

- Что такое морфема? (Морфема – это наименьшая, значимая часть слова.)

Правильно, ребята. Давайте еще раз повторим морфемы.

 

Б) Возьмите карточку 1. Соедините морфему с ее значением. Работаем в паре.

1.     Морфема, стоящая перед корнем (Приставка)

2.     Морфема, стоящая после корня (Суффикс)

3.     Морфема, которую находят первой при разборе слова по составу (Окончание)

4.     Часть слова без окончания. (Основа)

5.     Главная значимая часть слова (Корень)

6.   Есть суффикс, стоящий за окончанием, Он носит другое, сложнее название.

7.    Соединительная морфема, располагающаяся между корнями.

Проверка. Кто поработает у доски и назовет морфемы, их определение? (работа у доски)

 

2. Работа со «словесным деревом

Ребята, обратите внимание на удивительное дерево (правая створка)

Выразительное чтение стихотворения учителем:

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым – 
Был он только словом.

Это слово – слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло – 
Стало много новых слов.

Сердцевиной слова, основной его частью является корень. От него растут слова, как ветви на дереве. Чем сильнее корень, тем он жизнеспособнее и употребительнее, тем больше у него ветвей, тем величественнее возвышается "словесное дерево".

·         Вот одно из таких деревьев, но здесь есть слова, которые ветер занёс с других деревьев, их надо отделить.

·         - Соберите урожай, распределив слова по корзинкам.

(Работа выполняется на магнитной доске.)

(Один ребенок работает у доски, остальные дети в тетради). Разделите пять строк на два столбика. Напишите корень в каждой колонке. Распределите слова по колонкам.

Проверка:

-ВОД- (прозрачная жидкость без цвета, вкуса,запаха): вода, водный, водяной, наводнить, подводный.

-ВОД- (движение, сопровождение): проводка, завод, выводить, водитель, проводник.

Какое слово осталось? (водопровод) Запишите его с новой строки и выполните морфемный разбор. Давайте повторим алгоритм разбора слова по частям:

Алгоритм морфемного разбора слова:

Найти окончание слова. Для этого изменить форму слова.

Выделить основу. В основу входит всё, кроме окончания.

Выделить корень. Для этого подобрать родственные слова и выделить общую часть.

Выделить приставку (приставки). (Перед корнем)

Выделить суффикс (ы). (Между корнем и окончанием).

Назвать по порядку все части слова.

 

 

С каким разделом языка тесно соприкасается наша тема? (с орфографией)

А что изучает орфография? (правописание слов)

 

3. Работа с орфографическими правилами.

Дети, обратите внимание на доску. Что это за цветок? Правильно, Цветик-семицветик.

Во время изучения морфемики мы выяснили, что этот раздел тесно связан с другим разделом «Орфографией».

- С какими орфограммами в приставках, корнях, суффиксах мы познакомились в разделе «Орфография»? (ответы)

- Мы сейчас с вами вспомним формулировку правил, повторим их на практике и соберём цветик-семицветик! На каждом лепестке цветка задание-правило. Давайте ответим на заданное правило и соберём цветок со всеми лепестками.

 

 

Лепесток 1. Правописание приставок, оканчивающихся на з/с.

Давайте  вспомним правило написания З и С в приставках (правило)

Самостоятельная работа в тетради (работа с карточкой 2)

Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с), записать получившиеся слова через запятую. Выделить орфограмму.

1. Ребенок без забот (беззаботный)

2. Небо без звезд (беззвездное)

3. Жидкость без цвета (бесцветная)

4. Дорога без конца (бесконечная)

5. Плач без звука (беззвучный)

6. Движение без шума (бесшумное)

7. Шоколад без вкуса (безвкусный)

8. Вход без платы (бесплатный)

9. Ребенок без помощи (беспомощный)

10. Океан без предела (беспредельный)

Взаимопроверка

 

Лепесток 2. Правописание букв И и Ы в корне после приставок. (карточка 3)

В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква Ы?

А) под…грать, пред…стория, пред…дущий

Б) по…грать, под…скать, без…нтересный

В) сверх…нтересный, дез…информация, не….звестный

Г) роз…ск, небез…звестный, на…игранный

Какую строчку выписываем? Правильно, первую. Записываем на доске.

 

Лепесток 3. Проверяемые гласные в корне. (карточка 4)

Гл…застый, д…г…вор, заг…в…рить, д…мище, д…р…гой, д…ска, д…чурка, ед…ница, ж…леть, ж…ровня

 

Лепесток 4. Беглые гласные в приставках, корнях, суффиксах. (карточка 5)

- Сколько беглых гласных в русском языке? Назовите их. (О и Е)

- Почему их называют беглыми? (Чередуются с нулевым звуком).

- Где встречались нам беглые гласные? (В корне слов).

- В каких морфемах нужно искать беглые гласные?

- Их нужно искать в корнях, суффиксах, приставках.

- В какой морфеме не бывает беглых гласных?

- В окончаниях.

Задание: Выделите части слова и сделайте вывод, в каких частях слова возникли беглые гласные?

1. Сон - сна, зову - звать, ров – рвы (в корне).

2. Собрать - сбор, подогнуть - подгибать, надорвать – надрыв (в приставке).

3. Подарок - подарки, овражек - овражка, прекрасен – прекрасны (в суффиксе).

 

Лепесток 5. Чередующиеся гласные в корне слова. (карточка 6)

Ребята сколько всего групп корней с чередующейся гласной в корне? (4)

1 группа.

-В каких словах надо вставить а?

 зАрница; благотвОрительный; обгОрелый; кАсательная; озАрить.

 

-В каких словах надо вставить о?

ПрикОсновение; преклОняться (перед авторитетом); утвАрь (домашняя);

разгОраться; отвОрить (темницу).

 

2 группа.

Чередующиеся гласные в корнях –лаг-лож и –раст-ращ-рос

Узнайте слова по их лексическому значению, запишите их через запятую, выделите орфограмму.

Число, которое складывается с одним или несколькими другими при сложении – слагаемое.

Количество лет от рождения – возраст.

Письменный пересказ чего-либо своими словами с учебной целью – изложение.

Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопрос какой? Какая? Какие? – прилагательное.

Отдельная область знаний, производства - отрасль.

Недавно появившийся из семени стебелёк - росток.

Постановка тела или частей его, поза, местонахождение в пространстве - положение.

С какими орфограммами записанные слова?

Вспомним правило «Чередующиеся гласные в корнях –лаг-лож и –раст-ращ-рос». Кто может рассказать? О чём мы никогда не должны забывать?

Спиши слова в алфавитном порядке, обозначь орфограмму:

Возл..гать, возл..жить, изл..гать, изл..жить, слаг..емое, прир..с, р..сток, выр..щенный.

 

3 группа.

Распределите слова в два столбика: один с и в корне, другой – с е.

Соб_ратель, расст_латься, раст_реть, оп_раться, разд_раемый, обт_рание, заст_лить, ст_реть, выб_рут, бл_стательный.

 

4 группа.

Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание.

Держите р...внение в строю; м…каем палочку в краску; ср…внительный союз; нам…чите лицо; ср…внять с этажом; м…чёные грибы; равн…мерный срез;

м…кнём пирожное в глазурь; ур…вень масла; непром…каемый футляр.

 

Лепесток 6. Правописание О, Ё после шипящих в разных частях слова.

Замените словосочетание одним словом с орфограммой

Цвет, противоположный белому цвету - чЁрный

Плод дуба - _____________

Цвет одуванчика - _______________________

Разговор тихим голосом - _________________________

Головной убор, присоединенный к куртке (рубашке и т.д.) - _______________

Негромкий шуршащий звук - _______________

Делящийся на два – чётный

Проверка в виде физкультминутки

Физкультминутка

Если в слове Ё – хлопните в ладоши, если «О»- топните

 

Лепесток 7. Правописание букв «И» и «Ы» после «Ц»

Какую ещё орфограмму, изученную в разделе «Орфография», мы не вспомнили?

Я сейчас назову алгоритм работы с этой орфограммой, а вы слушайте внимательно.

В существительных на –ция

Мы всегда напишем –ия.

Ну и в корне, посмотри,

Тоже пишем букву и.

А в концовке –цын, -цый, -цы

Пишем только букву ы.

О чем я ещё забыла сказать. ( Об исключениях)

 

Игра с мячом «Жонглёры»

Я буду бросать вам мяч со словом, в котором спрятана орфограмма И, Ы после Ц. Вы должны бросить мяч обратно и назвать букву после Ц.

Ситуация, рация, куцый, овцы, цыплята, секция, цыган, у гостиницы, нарцисс, ящерицы.

 

IV. Подведение итогов урока

Опрос:

- Какие разделы мы повторили?

- Какие морфемы знаем?

- Порядок морфемного разбора.

- Для чего необходимо знать морфемный состав слова?

Выставление оценок. Рефлексия.

 

V. Домашнее задание. Выполнить задание на карточке.

КАРТОЧКА

1. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание приставок.

1. С самого ра...света идёт снег. 2. Молния ра...колола старое дерево, 3. Бе...прерывно слышались раскаты грома. 4. Перед нами ра...стилалась бескрайняя равнина. 5.Почки у деревьев ра...бухли. 6. В детском доме нельзя нарушить ра...порядка. 7. В скале было много ра…щелин. 8. Ребята ра...чистили площадку для игры в футбол.

2. Запишите слова, выделите морфемы.

Зернышко, загадка, повар, обед, побегут, осенний, умная,

 

 

 

 

 

 


 

Открытый урок русского языка в 5 в классе по теме: «Занимательная «Морфемика»

Открытый урок русского языка в 5 в классе по теме: «Занимательная «Морфемика»

Тип урока: обобщение и систематизация по теме «Морфемика

Тип урока: обобщение и систематизация по теме «Морфемика

Б) Возьмите карточку 1 . Соедините морфему с ее значением

Б) Возьмите карточку 1 . Соедините морфему с ее значением

С каким разделом языка тесно соприкасается наша тема? (с орфографией)

С каким разделом языка тесно соприкасается наша тема? (с орфографией)

Их нужно искать в корнях, суффиксах, приставках

Их нужно искать в корнях, суффиксах, приставках

Лепесток 6. Правописание О, Ё после шипящих в разных частях слова

Лепесток 6. Правописание О, Ё после шипящих в разных частях слова

КАРТОЧКА 1. Спишите, вставьте пропущенные буквы

КАРТОЧКА 1. Спишите, вставьте пропущенные буквы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2024