Дата________________________ Урок №____________
План-конспект по истории России 6 класс
Тема урока 17: Северо-Западная Русь между Востоком и Западом
Характеристика темы: данный урок входит в раздел «Русские земли в середине XIII – XIVв.», учебник «История России 6 класс. Часть 2», автор Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др. (Из-во Просвещение, 2016 г.)
Тип урока: комбинированный.
Цели и задачи урока:
1) Познакомить с внешнеполитической обстановкой в Северо-Западной Руси, борьбой русского народа с западными завоевателями;
2) Познакомить с внешней и внутренней политикой Александра Невского;
3) Оценить роль Александра Невского в истории.
Планируемые результаты:
Предметные: овладеть целостным представлением об историческом пути Руси в середине XIII – XIVв; объяснить историческое значение побед русского народа над немецкими и шведскими рыцарями; описывать основные этапы Невской битвы и Ледового побоища; выявлять закономерности в развитии Руси; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве.
Метапредметные УУД - 1) Коммуникативные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон. – 2) Регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. – 3) Познавательные: использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал; владеть общими приемами решения поисковых задач; представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, презентации.
Личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; оценивать исторические события и роль личности в истории; развивать навыки анализа, индивидуального и коллективного проектирования.
Структура урока
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Время |
1. |
Организационный |
Приветствие обучающихся, проверка отсутствующих. |
Приветствие учителя, подготовка к уроку |
2 мин |
2. |
Подготовка к основному этапу урока: введение в тему, формулировка цели и задач урока |
Вступительное слово, мотивация обучающихся для работы на уроке.
Учитель: Добрый день ребята, сегодня мы продолжим говорить об истории русских земель в 13 в. События, о которых сегодня пойдет речь, связаны с именем одного из самых великих деятелей истории нашей родины. В 16 веке этот человек был причислен к лику святых, в период ВОВ в 1942 году был создан специальный орден в честь этого человека, которым награждали командиров за особую отвагу, героизм и полководческий талант. (слайд 5 )
Вы догадались о ком пойдет речь? – Правильно, Александр Невский.
Как вы думаете, о истории каких земель сегодня пойдет речь?
Речь пойдет о Северо-Западных землях средневековой Руси.
Ребята, давайте вспомним, какая угроза обрушилась на русскую землю в начале 13 века? Какие земли были разорены и сожжены монголами? Дошли монголы до Новгорода? Посмотрите пожалуйста еще раз на карту в учебнике, с каким государствами и народами граничила Новгородская земля?
Тема нашего с вами урока «Северо-Западная Русь между Востоком и Западом». Запишем её. Какие вопросы мы с вами должны рассмотреть? (слайд 3) 1. Походы Шведов 2. Походы Крестоносцев 3. Князь Александр Ярославич 4. Невская Битва 5. Ледовое побоище (слайд 4) Проблемный вопрос – Какое значение имела победа русского народа над немецкими и шведскими рыцарями? |
Слушают учителя, предполагают ответ на вопрос: Александр Невский.
- Отвечают на вопросы: Новгородские земли, Северо-Западные земли.
- Нашествие монголов в 1237-41 годах. Хан Батый. - Рязань, Москва, Владимир, Торжок.. - Нет, монголы на Новгород не пошли, а свернули, чтобы поднабраться сил. - Ливонский орден, Шведы. Записывают тему.
- Высказывают свои мнения. |
5 мин |
3. |
Основной этап урока. Походы шведов и крестоносцев. |
В 13 в. Монголы не были единственными врагами Руси, стремившимися ослабить её внутреннее и внешнее положение. Коварный враг наступал с Запада. Северно-Западной Руси пришлось столкнуться с западными завоевателями. Эти земли издавна привлекали внимание потомков скандинавских викингов.
Чтобы изучить этот вопрос более подробно, разделимся на 2 варианта. (приложение 1) Каждый вариант, пользуясь соответствующим пунктом в учебнике, ответит на предоставленные вопросы.
1 вариант – работает с п.1 §17 и описывает походы шведов на Русь в середине 12 – п.пол.13 веков. 2 вариант – работает с п.1 §17 и описывает походы крестоносцев на Русь
Вопросы для 1 варианта: 1) Почему шведские феодалы давно претендовали на земли Великого Новгорода 2) Когда шведы приступили к покорению финских племен? 3) Чем закончились их попытки в 1164 году завоевать новгородские земли в районе Ладоги? 4) Когда шведские рыцари вновь усилили натиск на Восточную Прибалтику? 5) Почему Католическая церковь поддержала поход шведов на Русь?
Вопросы для 2 варианта: 1) Когда и почему римский папа объявил крестовый поход против живших на прибалтийских землях ливов, эстов и других народов? 2) Кто откликнулся на призыв римского папы? 3) Что предприняли рыцари для завоевания прибалтийских земель? 4) Что такое духовно-рыцарский орден? 5) Кто такие крестоносцы? 6) Почему действия этих рыцарей встретили сопротивления со стороны русских князей? 7) когда и с какой целью был образован Тевтонский орден? 8) чем закончились попытки рыцарей обосноваться в Прибалтике? 9) Как и почему был образован Ливонский орден?
Таким образом мы с вами видим, что шведские и немецкие рыцари не оставляли надежд захватить прибалтийские и новгородские земли. После того как центральная Русь была разорена монгольским нашествием Батыя крестоносцы начали собирать новые силы для очередного нападения на Северо-Западную её часть.
|
Слушают учителя, знакомятся с заданием и вопросами, начинают выполнять.
1 вариант - отвечают на вопросы: Новгород занимал выгодное географическое положение, был богатым городом, не был разорен, его захват позволял контролировать всё Балтийское море. Шведы начали покорять финские племена с сер.12 века. В 1164 году шведы были разбиты близ Ладоги. Новгородская рать в 1187 г. сама напала на крупнейший город Сигтуну (Стокгольм) шведов и разорила его. В нач. 13 века вновь начали походы в Прибалтику, но вновь получили отпор от русских князей. Католическая церковь желала обратить православных славян в католическую веру. 2 вариант отвечают на вопросы: - в к.12 века папа римский объявил крестовый поход против народов прибалитики. Немецкие рыцари откликнулись на этот призыв. Они высадились в устье западной Двины и заложили здесь крепость – Ригу и объединились в орден Меченосцев. Духовно-рыцарские ордена это военно-монашеские организации рыцарей создававшиеся под руководством папы римского для крестовых походов против неверных. Русские князья защищали православную веру. Между реками Висла и Неман образовался Тевтонский орден литовских пруссов (немцев). В 1234 году меченосцы потерпели поражение от Ярослава Всеволодовича по г. Юрьев.их остатки соединились с Тевтонским орденом и стали называться Ливонским орденом. |
8 мин |
4. |
Переход к центральным темам урока |
Учитель:
Ребята, мы с вами переходим к ключевым событиям нашего урока. Чтобы решить поставленные цели и задачи и узнать как Северо-Западная Русь встретила очередную угрозу, поделимся на группы: 1 ряд – 1 группа 2 ряд – 2 группа 3 ряд – 3 группа
1 группа изучит дополнительный материал (приложение 3-3.1) и познакомит нас с личностью Александра Ярославича.
2 группа внимательно изучит материал о Невской Битве (приложение 2) и подробно нам о ней расскажет
3 группа освятит нам события Ледового побоища.
Каждый ряд работает в парах, отвечает на вопросы с помощью необходимого материала. Выступать будет кто-нибудь один от каждой пары. 1 группа работает с дополнительным материалом, 2 и 3 группа работает с текстом учебника, схемой представленной в учебнике и картой на стр.16. На работу вам дается 10 мин. |
Обучающиеся слушают учителя, знакомятся с заданиями и начинают их выполнять. |
12 мин |
5. |
Князь Александр Ярославич |
Слайд 6 Начинаем мы с группы №1 и личности Александра Ярославича Невского. |
Обучающиеся по руке начинают рассказывать про Александра Невского в соответствии с памяткой. |
5 мин |
6. |
Невская Битва |
Слайд 7
А теперь мы узнаем, как в первый раз встретило русское войско западного неприятеля при Александре Невском. Итак, группа №2 вам слово. Подводим итог. Была одержана сокрушительная победа над шведами благодаря полководческому таланту князя Александра и героизму его воинов. Этот успех надолго отбил желание у шведов вторгаться в русские земли. |
Группа № 2 начинает отвечать на вопросы и рассказывать о Невской битве. По желанию, один из учащихся может выйти к доске и на схеме объяснить тактику боя. |
5 мин |
7. |
Ледовое побоище |
Слайд 8-9
Поражение шведов на Неве не убавило желание побороться за желанные земли у немецких крестоносцев. Про битву получившую название «Ледовое побоище» нам расскажет группа №3. |
Группа № 3 начинает отвечать на вопросы, освещая Ледовое побоище. На карте показывают поход Ливонского ордена в сторону Новгорода и поход Александра Невского в сторону Пскова. Объясняют тактику боя обеих сторон и итог битвы. |
5 мин |
8. |
Подведение итогов |
Ребята сегодня мы с вами узнали про Александра Невского, про те трудности, с которыми пришлось столкнуться Новгородской земле, про знаменитые битвы и победы русских воинов. Давайте вернемся к нашему проблемному вопросу и попытаемся ответить на него: Какое значение имела победа русского народа над немецкими и шведскими рыцарями?
Домашнее задание на слайде пар. 17. Вопросы 1-4 |
Работая в парах обучающиеся подводят итог: 1) Новгородские земли не были завоеваны западными крестоносцами 2) Сохранение торговых путей, проходивших через территории Северо-Западной Руси 3) Сохранение православия 4) Поражение рыцарей остановило их продвижение на восток. |
2 мин |
9. |
Рефлексия |
Слайд 10-12 Ребята представьте, что вы пишите смс своему соседу по парте: Напишите ему кратко ваши впечатления от урока, что понравилось, что не понравилось, что вы узнали нового и какую бы вы поставили ему оценку за этот урок.
Спасибо вам за урок! |
Размышляют, пишут свои впечатления. |
1 мин |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.