Открытый урок" Северо-западная Русь, между западом и востоком" 6 класс
Оценка 4.6

Открытый урок" Северо-западная Русь, между западом и востоком" 6 класс

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
история
15.03.2021
Открытый урок" Северо-западная Русь, между западом и востоком" 6 класс
План-конспект.docx

Дата________________________                                       Урок №____________

 

План-конспект по истории России 6 класс

Тема урока 17: Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

Характеристика темы: данный урок входит в раздел «Русские земли в середине XIIIXIVв.», учебник «История России 6 класс. Часть 2», автор Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др. (Из-во Просвещение, 2016 г.)

Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи урока:

1) Познакомить с внешнеполитической обстановкой в Северо-Западной Руси, борьбой русского народа с западными завоевателями;

2) Познакомить с внешней и внутренней политикой Александра Невского;

3) Оценить роль Александра Невского в истории.

Планируемые результаты:

Предметные: овладеть целостным представлением об историческом пути Руси в середине XIIIXIVв; объяснить историческое значение побед русского народа над немецкими и шведскими рыцарями; описывать основные этапы Невской битвы и Ледового побоища; выявлять закономерности в развитии Руси; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве.

Метапредметные УУД - 1) Коммуникативные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон. – 2) Регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. – 3) Познавательные: использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал; владеть общими приемами решения поисковых задач; представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, презентации.

Личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; оценивать исторические события и роль личности в истории; развивать навыки анализа, индивидуального и коллективного проектирования.

 

 

Структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

1.

Организационный

Приветствие обучающихся, проверка отсутствующих.

Приветствие учителя, подготовка к уроку

2 мин

2.

Подготовка к основному этапу урока: введение в тему, формулировка цели и задач урока

Вступительное слово, мотивация обучающихся для работы на уроке.

 

Учитель:

Добрый день ребята, сегодня мы продолжим говорить об истории русских земель в 13 в. События, о которых сегодня пойдет речь, связаны с именем одного из самых великих деятелей истории нашей родины. В 16 веке этот человек был причислен к лику святых, в период ВОВ в 1942 году был создан специальный орден в честь этого человека, которым награждали командиров за особую отвагу, героизм и полководческий талант. (слайд 5 )

 

Вы догадались о ком пойдет речь? – Правильно, Александр Невский.

 

Как вы думаете, о истории каких земель сегодня пойдет речь?

 

Речь пойдет о Северо-Западных землях средневековой Руси.

 

Ребята, давайте вспомним, какая угроза обрушилась на русскую землю в начале 13 века? Какие земли были разорены и сожжены монголами? Дошли монголы до Новгорода?

Посмотрите пожалуйста еще раз на карту в учебнике, с каким государствами и народами граничила Новгородская земля?

 

Тема нашего с вами урока «Северо-Западная Русь между Востоком и Западом». Запишем её.

Какие вопросы мы с вами должны рассмотреть? (слайд 3)

1. Походы Шведов

2. Походы Крестоносцев

3. Князь Александр Ярославич

4. Невская Битва

5. Ледовое побоище

(слайд 4)

 Проблемный вопрос Какое значение имела победа русского народа над немецкими и шведскими рыцарями?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя, предполагают ответ на вопрос: Александр Невский.

 

- Отвечают на вопросы: Новгородские земли, Северо-Западные земли.

 

 

 

- Нашествие монголов в 1237-41 годах. Хан Батый.

- Рязань, Москва, Владимир, Торжок..

- Нет, монголы на Новгород не пошли, а свернули, чтобы поднабраться сил.

- Ливонский орден, Шведы.

Записывают тему.

 

- Высказывают свои мнения.

5 мин

3.

Основной этап урока. Походы шведов и крестоносцев.

В 13 в. Монголы не были единственными врагами Руси, стремившимися ослабить её внутреннее и внешнее положение. Коварный враг наступал с Запада. Северно-Западной Руси пришлось столкнуться с западными завоевателями. Эти земли издавна привлекали внимание потомков скандинавских викингов.

 

Чтобы изучить этот вопрос более подробно, разделимся на 2 варианта. (приложение 1)

Каждый вариант, пользуясь соответствующим пунктом в учебнике, ответит на предоставленные вопросы.

 

1 вариант – работает с п.1 §17 и описывает походы шведов на Русь в середине 12 – п.пол.13 веков.

2 вариант – работает с п.1 §17 и описывает походы крестоносцев на Русь

 

Вопросы для 1 варианта:

1) Почему шведские феодалы давно претендовали на земли Великого Новгорода

2) Когда шведы приступили к покорению финских племен?

3) Чем закончились их попытки в 1164 году завоевать новгородские земли в районе Ладоги?

4) Когда шведские рыцари вновь усилили натиск на Восточную Прибалтику?

5) Почему Католическая церковь поддержала поход шведов на Русь?

 

Вопросы для 2 варианта:

1) Когда и почему римский папа объявил крестовый поход против живших на прибалтийских землях ливов, эстов и других народов?

2) Кто откликнулся на призыв римского папы?

3) Что предприняли рыцари для завоевания прибалтийских земель?

4) Что такое духовно-рыцарский орден?

5) Кто такие крестоносцы?

6) Почему действия этих рыцарей встретили сопротивления со стороны русских князей?

7) когда и с какой целью был образован Тевтонский орден?

8) чем закончились попытки рыцарей обосноваться в Прибалтике?

9) Как и почему был образован Ливонский орден?

 

Таким образом мы с вами видим, что шведские и немецкие рыцари не оставляли надежд захватить прибалтийские и новгородские земли. После того как центральная Русь была разорена монгольским нашествием Батыя крестоносцы начали собирать новые силы для очередного нападения на Северо-Западную её часть.

 

Слушают учителя, знакомятся с заданием и вопросами, начинают выполнять.

 

 

 

 

 

1 вариант - отвечают на вопросы:

Новгород занимал выгодное географическое положение, был богатым городом, не был разорен, его захват позволял контролировать всё Балтийское море. Шведы начали покорять финские племена с сер.12 века.

В 1164 году шведы были разбиты близ Ладоги.

Новгородская рать в 1187 г. сама напала на крупнейший город Сигтуну (Стокгольм) шведов и разорила его.

В нач. 13 века вновь начали походы в Прибалтику, но вновь получили отпор от русских князей. Католическая церковь желала обратить православных славян в католическую веру.

2 вариант отвечают на вопросы:

- в к.12 века папа римский объявил крестовый поход против народов прибалитики. Немецкие рыцари откликнулись на этот призыв. Они высадились в устье западной Двины и заложили здесь крепость – Ригу и объединились в орден Меченосцев. Духовно-рыцарские ордена это военно-монашеские организации рыцарей создававшиеся под руководством папы римского для крестовых походов против неверных. Русские князья защищали православную веру. Между реками Висла и Неман образовался Тевтонский орден литовских пруссов (немцев). В 1234 году меченосцы потерпели поражение от Ярослава Всеволодовича по г. Юрьев.их остатки соединились с Тевтонским орденом и стали называться Ливонским орденом.

8 мин

4.

Переход к центральным темам урока

Учитель:

 

Ребята, мы с вами переходим к ключевым событиям нашего урока. Чтобы решить поставленные цели и задачи и узнать как Северо-Западная Русь встретила очередную угрозу, поделимся на группы:

1 ряд – 1 группа

2 ряд – 2 группа

3 ряд – 3 группа

 

1 группа изучит дополнительный материал (приложение 3-3.1) и познакомит нас с личностью Александра Ярославича.

 

2 группа внимательно изучит материал о Невской Битве (приложение 2) и подробно нам о ней расскажет

 

3 группа освятит нам события Ледового побоища.

 

Каждый ряд работает в парах, отвечает на вопросы с помощью необходимого материала. Выступать будет кто-нибудь один от каждой пары. 1 группа работает с дополнительным материалом, 2 и 3 группа работает с текстом учебника, схемой представленной в учебнике и картой на стр.16.

На работу вам дается 10 мин.

Обучающиеся слушают учителя, знакомятся с заданиями и начинают их выполнять.

12 мин

5.

Князь Александр Ярославич

Слайд 6

Начинаем мы с группы №1 и личности Александра Ярославича Невского.

Обучающиеся по руке начинают рассказывать про Александра Невского в соответствии с памяткой.

5 мин

6.

Невская Битва

Слайд 7

 

А теперь мы узнаем, как в первый раз встретило русское войско западного неприятеля при Александре Невском. Итак, группа №2 вам слово.

Подводим итог. Была одержана сокрушительная победа над шведами благодаря полководческому таланту князя Александра и героизму его воинов. Этот успех надолго отбил желание у шведов вторгаться в русские земли.

Группа № 2 начинает отвечать на вопросы и рассказывать о Невской битве. По желанию, один из учащихся может выйти к доске и на схеме объяснить тактику боя.

5 мин

7.

Ледовое побоище

Слайд 8-9

 

Поражение шведов на Неве не убавило желание побороться за желанные земли у немецких крестоносцев. Про битву получившую название «Ледовое побоище» нам расскажет группа №3.

Группа № 3 начинает отвечать на вопросы, освещая Ледовое побоище.

На карте показывают поход Ливонского ордена в сторону Новгорода и поход Александра Невского в сторону Пскова. Объясняют тактику боя обеих сторон и итог битвы.

5 мин

8.

Подведение итогов

Ребята сегодня мы с вами узнали про Александра Невского, про те трудности, с которыми пришлось столкнуться Новгородской земле, про знаменитые битвы и победы русских воинов. Давайте вернемся к нашему проблемному вопросу и попытаемся ответить на него: Какое значение имела победа русского народа над немецкими и шведскими рыцарями?

 

 

Домашнее задание на слайде пар. 17. Вопросы 1-4

Работая в парах обучающиеся подводят итог:

1) Новгородские земли не были завоеваны западными крестоносцами

2) Сохранение торговых путей, проходивших через территории Северо-Западной Руси

3) Сохранение православия

4) Поражение рыцарей остановило их продвижение на восток.

2 мин

9.

Рефлексия

Слайд 10-12

Ребята представьте, что вы пишите смс своему соседу по парте: Напишите ему кратко ваши впечатления от урока, что понравилось, что не понравилось, что вы узнали нового и какую бы вы поставили ему оценку за этот урок.

 

Спасибо вам за урок!

Размышляют, пишут свои впечатления.

1 мин

 

 

 

 

 


 

Дата________________________

Дата________________________

Структура урока №

Структура урока №

Основной этап урока. Походы шведов и крестоносцев

Основной этап урока. Походы шведов и крестоносцев

Таким образом мы с вами видим, что шведские и немецкие рыцари не оставляли надежд захватить прибалтийские и новгородские земли

Таким образом мы с вами видим, что шведские и немецкие рыцари не оставляли надежд захватить прибалтийские и новгородские земли

Невская Битва Слайд 7

Невская Битва Слайд 7
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2021