Класс 6
Урок № 1
Тема урока:Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.
Подготовила:Рассадина Татьяна Викторовна учитель истории и обществознания
Цели:познакомиться с основными чертами традиционных обществ на Востоке в средние века;
характеризовать общественное устройство Индии, Китая, Японии, систему управления, достижения культуры и науки каждой страны;
систематизировать материал об истории стран в форме таблицы
развивать познавательный интерес школьников,
Задачи урока:
- научиться сопоставлять государства средневековой Азии: Индия, Китай, Япония;
- научиться сопоставлять страны Азии с Европейскими государствами;
- использовать историческую карту как источник информации.
Метапредметные УУД
Регулятивные:принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные:ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем
Коммуникативные:проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)
Личностные УУД:имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий
Тип урока:урок открытия нового знания.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, учебник, тетрадь.
Ход урока:
1.Организационный момент
- Доброе утро!
2.Актуализация знаний
Прежде, чем начать новую тему скажите, о чем мы говорили на прошлом уроке? (научные открытия и изобретения)
Как вы усвоили этот материал, проверим с помощью игры «Да-нет»
Я буду зачитывать утверждение, если вы согласны, говорите «Да», если не согласны говорите «Нет»
-Алхимики занимались поиском «философского камня» Да
-мельницы и механические часы изобрели в Средневековье Да
-домна – печка для выпечки хлеба (для металла) Нет
-Христофор Колумб открыл Америку (1492) Да
3. Мотивация
- Чтобы понять, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, предлагаю Вам объединить эти слова по группам:
- Инд, касты, Будда, Шахматы, индуизм
- Великая стена, Конфуций, Янцзы, поднебесная империя, ЦиньШихаун,
- Страна восходящего солнца, островное государство, самурай.
- В какой части света находятся эти государства?заштрихуйте на конт.карте
- Хорошо! Значит, мы будем говорить об Азии, а в какой период?
- Замечательно! Мы будем говорить об Азии в Средние века и конкретно о каких странах? Об Индии, Китае и Японии. Тогда как будет звучать тема нашего урока?
- Объявляют тему урока: (возможный ответ) Индия, Китай, Япония.
Запишите дату и тему урока в тетрадь.Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.
3. Цели урока
- Ребята, а теперь попытайтесь сформулировать цель нашего урока. (О чем мы будем говорить, что изучать). - Познакомиться с историей этих стран в эпоху средневековья, как они развивались.
- Молодцы! Да, вы правы. Цель нашего урока познакомиться с историей, особенностями развития и достижениями стран средневековой Азии.
. Изучение нового материала
- Ребята, как вы думаете, эти государства развивались одинаково с европейскими странами? нет
- Почему? - Эти страны были закрыты от европейцев в Средние века и развивались по своему собственному пути.
- Действительно, народы, проживавшие за пределами Европы, развивались в средние века крайне неравномерно. И каждый народ имел свои примечательные особенности.
- А сейчас вы поработаете с таблицей.
(Для облегчения восприятия большого объема информации ученикам предлагается на протяжении всего урока заполнять таблицу «Страны средневековой Азии»).
Работа в группах
В процессе работы с учебником вы сделаете сообщение по своей стране (Китай – стр.252-257, Индия – стр.257-260, Япония – стр.260-264), а вот какая это будет страна, вы узнаете по разложенным на столах предметах? Узнали?
Китай(чашка) Индия (шахматы) Япония(картинка сакуры)
1. Когда будет зачитываться сообщение, остальные записывают в свою таблицу основные данные. Рассказ учащихся, демонстрация итоговой таблицы.
- 1 группа «Китай»
Название страны |
Основные занятия жителей
|
Названия государств или династий средневековья
|
Титулы, которые носили правители |
Наиболее известные достижения в науке и образовании |
Наиболее известные достижения в литературе и искусстве
|
Китай |
Земледелие, торговля, ремесло.
|
Династия Тан,
Династия Сун, Монгольское государство
|
Император,
хан |
Вывели более 70 сортов риса; научились печатать книги раньше европейцев, выходила ежедневная газета «Столичный вестник»; порох, ружья, металлические пушки, компас, фарфор; школа для чиновников |
Буддийские храмы – пагоды, развитие поэзии, живопись «горы и воды», «цветы и птицы».
|
- 2 группа «Индия»
Название страны |
Основные занятия жителей
|
Названия государств или династий средневековья
|
Титулы, которые носили правители |
Наиболее известные достижения в науке и образовании |
Наиболее известные достижения в литературе и искусстве
|
Индия
|
Земледелие, торговля, ремесло. |
70 самостоятельных княжеств; Делийский султанат
|
Раджа, султан |
Выращивали рис, пряности, тыкву, арбузы, дыни, апельсины, разводили хлопчатник, сахарный тростник, тутовые деревья, обрабатывали слоновую кость, создавали посуду тонкой чеканки, ткани из хлопка. Использовали десятиричную систему счисления, умели производить действия с дробями, вычислять площадь фигур и объем тел. В ряде городов существовали обсерватории. Делали сложные операции, используя для этого более 200 хирургических инструментов. |
Архитектура отличалась разнообразием, в том числе храмы высекали в скалах. Архитектурным шедевром являются буддийские храмы в Аджанте. Стены расписывали фресками, помещения украшали рельефами, статуями и искусной резьбой. Художники писали миниатюры, портреты.
|
3 группа «Япония»
Название страны |
Основные занятия жителей
|
Названия государств или династий средневековья
|
Титулы, которые носили правители |
Наиболее известные достижения в науке и образовании |
Наиболее известные достижения в литературе и искусстве
|
Япония
|
Мореплавание рыболовство
|
Нарская империя.
Сёгунат |
Император, сёгун
|
Существовали школы, в том числе для девушек; изобрели японское письмо, основанное на китайской письменности (иероглифы обозначали буквы и слоги). Считали, что образованный человек должен уметь слагать стихи, рисовать и играть на музыкальных инструментах
|
Возник японский театр. Был создан особый жанр театрального представления, когда записывался только сюжет, а актеры сами по ходу представления придумывали свои движения и тексты. Главная тема искусства – природа и единение человека с ней.
|
Физминутка
Группы обмениваются информацией. Заполняется таблица
6. Закрепление изученного материала «Крестики -нолики»
1. В начале XIII века в Китай вторглись племена монголов. (Да)
2. В Индии пользовались десятеричной системой счисления.(Да)
3. В VII - VIII веках в Японии возникла Нарская монархия. (Да)
4.Япония располагается на одном острове. (Нет)
5. В Китае пейзажи называли «горы и воды».(Да)
6.Индийский князь – хан. (нет)
7. Японский дворянин – граф.(Нет)
8. Китайские и японские иероглифы, абсолютно, непохожи. (Да)
9.Индия в VI-VII веках была единым государством. (Нет)
. Итог урока
Что Вы узнали на уроке и какой вывод составите?
МНОГО ОБЩЕГО В АЗИАТСКИХ СТРАНАХ, НО ПРИ ЭТОМ ОНИ ОСТАЮТСЯ САМОБЫТНЫМИ. САМАЯ ЯРКАЯ СТРАНА С БОЛЬШИМИ НАУЧНЫМИ И КУЛЬТУРНЫМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ – ЭТО КИТАЙ. ЕГО СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА ОСТАВАЛИСЬ НЕИЗМЕННЫМИ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО ПЕРИОДА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.ИНДИЯ, ОСЛАБЛЕННАЯ МЕЖДОУСОБНЫМИ ВОЙНАМИ, СТАЛА ЛЁГКОЙ ДОБЫЧЕЙ ЗАВОЕВАТЕЛЕЙ. НО БЛАГОДАРЯ КАСТОВОМУ СТРОЮ И РЕЛИГИИ СОХРАНИЛА СВОИ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ.
ЯПОНИЯ ИСПЫТАЛА БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ КИТАЯ НА КУЛЬТУРУ И ХОЗЯЙСТВО.
Обменяйтесь работами, проведем взаимопроверку.
7. Рефлексия
Ребята, если вам понравился урок покажите иероглиф «удача»
Если не понравился покажите иероглиф «неудача» 舛
- Спасибо!
- Я тоже оценю вашу работу на уроке.(оценки).
8. Домашнее задание
Читать § 31, подготовить сообщение на тему «Как развиваются Индия, Китай и Япония в наше время?».(Сл.11)
- Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать выводы. Спасибо за урок! До свидания!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.