Открытый урок: "Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония"

  • docx
  • 29.02.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала otkrytyy_uroksrednevekovaya_aziya_kitay_indiya_yaponiya.docx

 

Класс 6

Урок № 1

Тема урока:Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.

Подготовила:Рассадина Татьяна Викторовна учитель истории и обществознания

Цели:познакомиться с основными чертами традиционных обществ на Востоке в средние века;

характеризовать общественное устройство Индии, Китая, Японии, систему управления, достижения культуры и науки каждой страны;

систематизировать материал об истории стран в форме таблицы

развивать познавательный интерес школьников,

Задачи урока:

 - научиться сопоставлять государства средневековой Азии: Индия, Китай, Япония;

 - научиться сопоставлять страны Азии с Европейскими государствами;

 - использовать историческую карту как источник информации.

Метапредметные УУД

Регулятивные:принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные:ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

Коммуникативные:проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Личностные УУД:имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий

 

 

 

 

 

Тип урока:урок открытия нового знания.

Оборудование: презентация,  раздаточный материал, учебник, тетрадь.

Ход урока:

1.Организационный момент

 - Доброе утро!

2.Актуализация знаний

Прежде, чем начать новую тему скажите, о чем мы говорили на  прошлом уроке? (научные открытия и изобретения)

Как вы усвоили этот материал, проверим с помощью игры «Да-нет»

Я буду зачитывать утверждение, если вы согласны, говорите «Да», если не согласны говорите «Нет»

-Алхимики занимались поиском «философского камня»     Да

-мельницы и механические часы изобрели в Средневековье    Да

-домна – печка для выпечки хлеба  (для металла)                  Нет

-Христофор Колумб открыл Америку                 (1492)                 Да

3. Мотивация

- Чтобы понять, о чем мы будем говорить  сегодня на уроке, предлагаю Вам объединить эти слова по группам:

 - Инд, касты, Будда, Шахматы, индуизм

 - Великая стена, Конфуций, Янцзы, поднебесная империя, ЦиньШихаун,

 - Страна восходящего солнца, островное государство, самурай.

 - В какой части света находятся эти государства?заштрихуйте на конт.карте

 - Хорошо! Значит, мы будем говорить об Азии, а в какой период?

 - Замечательно! Мы будем говорить об Азии в Средние века и конкретно о каких странах? Об Индии, Китае и Японии. Тогда как будет звучать тема нашего урока?

 - Объявляют тему урока: (возможный ответ) Индия, Китай, Япония.

 

Запишите дату и тему урока в тетрадь.Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.

3. Цели урока

 - Ребята, а теперь попытайтесь сформулировать цель нашего урока. (О чем мы будем говорить, что изучать). - Познакомиться с историей этих стран в эпоху средневековья, как они развивались.

- Молодцы! Да, вы правы. Цель нашего урока познакомиться с историей, особенностями развития и достижениями стран средневековой Азии.

 . Изучение нового материала

- Ребята, как вы думаете, эти государства развивались одинаково с европейскими странами? нет

 - Почему? - Эти страны были закрыты от европейцев в Средние века и развивались по своему собственному пути.

- Действительно, народы, проживавшие за пределами Европы, развивались в средние века крайне неравномерно. И каждый народ имел свои примечательные особенности.

 - А сейчас вы поработаете с таблицей.

(Для облегчения восприятия большого объема информации ученикам предлагается на протяжении всего урока заполнять таблицу «Страны средневековой Азии»).

Работа в группах

В процессе работы с учебником вы сделаете сообщение по своей стране (Китай – стр.252-257, Индия – стр.257-260, Япония – стр.260-264), а вот какая это будет страна, вы узнаете по разложенным на столах предметах? Узнали?

Китай(чашка)               Индия (шахматы)              Япония(картинка сакуры)

1.     Когда будет зачитываться сообщение, остальные записывают в свою таблицу основные данные. Рассказ учащихся, демонстрация итоговой таблицы.

 

 

- 1 группа «Китай»

 

Название страны

Основные занятия жителей    

 

Названия государств или династий средневековья        

 

Титулы, которые носили правители 

Наиболее известные достижения в науке и образовании        

Наиболее известные достижения в литературе и искусстве

 

Китай

Земледелие, торговля, ремесло.   

 

Династия Тан,

 

Династия Сун, Монгольское государство        

 

 

Император,

 

хан

Вывели более 70 сортов риса; научились печатать книги раньше европейцев, выходила ежедневная газета «Столичный вестник»; порох, ружья, металлические пушки, компас, фарфор; школа для чиновников

Буддийские храмы – пагоды, развитие поэзии, живопись «горы и воды», «цветы и птицы».

 

 

 

- 2 группа «Индия»

Название страны

Основные занятия жителей    

 

Названия государств или династий средневековья        

 

Титулы, которые носили правители        

Наиболее известные достижения в науке и образовании        

Наиболее известные достижения в литературе и искусстве

 

Индия        

 

Земледелие, торговля, ремесло.

70 самостоятельных княжеств; Делийский султанат   

 

Раджа, султан

Выращивали рис, пряности, тыкву, арбузы, дыни, апельсины, разводили хлопчатник, сахарный тростник, тутовые деревья, обрабатывали слоновую кость, создавали посуду тонкой чеканки, ткани из хлопка. Использовали десятиричную систему счисления, умели производить действия с дробями, вычислять площадь фигур и объем тел. В ряде городов существовали обсерватории. Делали сложные операции, используя для этого более 200 хирургических инструментов.

Архитектура отличалась разнообразием, в том числе храмы высекали в скалах. Архитектурным шедевром являются буддийские храмы в Аджанте. Стены расписывали фресками, помещения украшали рельефами, статуями и искусной резьбой. Художники писали миниатюры, портреты.

 

 

3 группа «Япония»

Название страны

Основные занятия жителей    

 

Названия государств или династий средневековья        

 

Титулы, которые носили правители        

Наиболее известные достижения в науке и образовании        

Наиболее известные достижения в литературе и искусстве

 

Япония        

 

Мореплавание рыболовство        

 

Нарская империя.

 

Сёгунат

Император, сёгун

 

Существовали школы, в том числе для девушек; изобрели японское письмо, основанное на китайской письменности (иероглифы обозначали буквы и слоги). Считали, что образованный человек должен уметь слагать стихи, рисовать и играть на музыкальных инструментах         

 

Возник японский театр. Был создан особый жанр театрального представления, когда записывался только сюжет, а актеры сами по ходу представления придумывали свои движения и тексты. Главная тема искусства – природа и единение человека с ней.

 

 

Физминутка

 

Группы обмениваются информацией. Заполняется таблица

6. Закрепление изученного материала «Крестики -нолики»

1. В начале XIII века в Китай вторглись племена монголов. (Да)

2. В Индии пользовались десятеричной системой счисления.(Да)

3. В VII - VIII веках в Японии возникла Нарская монархия. (Да)

4.Япония располагается на одном острове. (Нет)

5.  В Китае пейзажи называли «горы и воды».(Да)

6.Индийский князь – хан. (нет)

7. Японский дворянин – граф.(Нет)

8. Китайские и японские иероглифы, абсолютно, непохожи. (Да)

9.Индия в VI-VII веках была единым государством. (Нет)

. Итог урока

Что Вы узнали на уроке и какой вывод составите?

МНОГО ОБЩЕГО В АЗИАТСКИХ СТРАНАХ, НО ПРИ ЭТОМ ОНИ ОСТАЮТСЯ САМОБЫТНЫМИ. САМАЯ ЯРКАЯ СТРАНА С БОЛЬШИМИ НАУЧНЫМИ И КУЛЬТУРНЫМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ – ЭТО КИТАЙ. ЕГО СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА ОСТАВАЛИСЬ НЕИЗМЕННЫМИ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО ПЕРИОДА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.ИНДИЯ, ОСЛАБЛЕННАЯ МЕЖДОУСОБНЫМИ ВОЙНАМИ, СТАЛА ЛЁГКОЙ ДОБЫЧЕЙ ЗАВОЕВАТЕЛЕЙ. НО БЛАГОДАРЯ КАСТОВОМУ СТРОЮ И РЕЛИГИИ СОХРАНИЛА СВОИ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ.

ЯПОНИЯ ИСПЫТАЛА БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ КИТАЯ НА КУЛЬТУРУ И ХОЗЯЙСТВО.

Обменяйтесь работами, проведем взаимопроверку.

7. Рефлексия

Ребята, если вам понравился урок покажите иероглиф «удача»

Если не понравился покажите иероглиф «неудача» 

- Спасибо!

- Я тоже оценю вашу работу на уроке.(оценки).

8. Домашнее задание

Читать § 31,         подготовить сообщение на тему «Как развиваются Индия, Китай и Япония в наше время?».(Сл.11)

  - Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать выводы. Спасибо за урок! До свидания!