Государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области «Новочеркасская специальная школа-интернат №1».
Конспект
открытого интегрированного урока
по швейному делу, истории и СБО
9 класс
«Страна мастерства»
Разработали и провели: учитель профессионально-трудового обучения высшей категории Лаврова Л.В.,
учитель истории высшей категории Подройкина Л.В.
Новочеркасск, 2018г
Тема урока: Обобщающий урок по разделу «Пошив лёгкого платья».
Цели урока: Содействовать обобщению, систематизации и практическому применению знаний и умений, полученных на уроках швейного дела; закрепление основных сведений об одежде, полученных на уроках истории и СБО.
Задачи:
Образовательные:
·
систематизировать и обобщить
теоретические знания, закрепить практические
умения, полученные на уроках швейного дела,
истории, СБО;
· интегрировать образовательные области;
· предоставить каждому ребёнку возможность участия в театрализованном действии;
· оказывать содействие в самостоятельном создании придуманных учащимися образов.
Развивающие:
·
способствовать развитию речи учащихся; развитию умения анализировать, сравнивать и выделять главное, критично
оценивать свою работу; способствовать развитию творческого
потенциала и самостоятельности;
· формирование мотивации к трудовой деятельности;
· способствовать формированию и развитию эстетического вкуса.
Воспитательные:
· формировать навыки культуры труда и аккуратности;
· формировать навыки эмоционального самовыражения и творчества в движениях во время показа моделей одежды;
· формировать навыки самостоятельной работы и умения работать в коллективе.
Оборудование:
· выставка изделий, изготовленных руками учащихся в течении учебного года;
· словарные слова;
· ноутбук, проектор, экран;
· магнитная доска, цветные карточки с изображением одежды разных эпох.
Методы обучения: репродуктивный, наглядно-иллюстрированный, практический, творческая реконструкция исторического костюма.
Форма познавательной деятельности: групповая.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.
Класс: 9 (14 человек).
Применяемые технологии:
· игровые
· ИКТ – технологии (слайдовая презентация)
· здоровьесберегающие
· технология активного (деятельностного) обучения
Первый уровень обученности: ученики самостоятельно могут выполнить все задания.
Второй уровень обученности: учитель должен пояснить, уточнить задание.
Третий уровень обученности: ученики нуждаются в индивидуальной помощи.
Четвёртый уровень обученности: ученики выполняют все задания с помощью учителя.
Девиз урока:
Швеям за их неустанную службу,
За непрерывный фантазии взлет
Их мастерство будет важным и нужным,
Славу заслужит, признанье, почет.
Ход урока.
1. Организационный момент:
Учителя:
Лаврова Л.В.: - Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
- Доброе утро солнцу и птицам!
- Доброе утро приветливым лицам!
- Доброе утро, ребята!
Я желаю вам всем крепкого здоровья,
Радости и прекрасного настроения!
Сегодня вас ждёт необычный урок,
А в чём его необычность вы вскоре узнаете.
ПодройкинаЛ.В.: Долгожданный дан звонок,
Начинаем наш урок!
А урок наш необычный!
Вот и гости к нам пришли
Всем гостям мы очень рады, радешеньки,
Не утаим от них ничегошеньки!
2. Сообщение темы урока.
Лаврова Л.В.:
- Итак, у нас сегодня заключительно-обобщающий урок. Это урок – путешествие в «Страну мастерства» - страну творчества и фантазии! Мы с вами не только подведём итог нашей работе, но и продемонстрируем её результаты нашим уважаемым гостям. А вначале мы с вами сделаем небольшой экскурс в историю возникновения одежды.
3. Теоретическая часть:
Лаврова Л.В.:
- История занимает важное место в жизни человека. И мы с вами в этом не раз убедились на уроках швейного дела, когда говорили об истории возникновения многих вещей (иголок, булавок, ножниц, ниток, швейных машин). Проводить экскурс по истории возникновения одежды мы будем с учителем высшей категории, историком школы и учителем СБО, вашим классным руководителем Подройкиной Лидией Владимировной
1 остановка: «Историческая»:
Подройкина Л.В.:
- А сейчас, давайте разгадаем ребус (Слайд 2 - работа с ребусом):
- О чем идет речь?
(Работа с карточками)
- Что это за предметы? Как назвать их одним словом? (Одежда)
- Что такое одежда? Для чего она нужна человеку?
(Слайд 3, одежда – это то, что защищает нас от воздействия внешней неблагоприятной среды).
Актуализация знаний:
Подройкина Л.В.:
- Давайте вспомним историю возникновения одежды. На уроках истории мы говорили о том, что первые люди жили на территории Африки, где климат был достаточно теплый круглый год, в одежде долгое время не было необходимости. Но позднее древние люди переселились севернее, тогда, в связи с ухудшением погодных условий, одежда и появилась. Первую одежду человек находил для себя в окружающей природе - одеждой людям служили шкуры животных, листья и кора деревьев. Древнейшую одежду не сшивали, её накидывали на плечи, лапы завязывали на груди. (Слайды 6-7)
(выход ученика в шкуре с большой дубиной - творческая реконструкция исторического костюма древнего человека).
Подройкина Л.В.:
- Потом появились костяные иголки, и шкуры стали кроить и сшивать (нитками служили жилы животных и волокна растений).
- Прошло несколько веков, пока люди научились изготавливать ткани. Это был чуть ли не самый важный момент в истории одежды. Большое значение стали придавать облику одежды, красоте ее линий и оттенков, сочетаниям разных тканей. (Слайд 8).
- Национальная одежда - это достояние народа, воплощение его культуры и традиций, отображение мировоззрения и способа жизни. Народная одежда несёт в себе многовековые традиции и обычаи регионов, видоизменяясь и совершенствуясь.
Подройкина Л.В.:
- Национальная российская одежда, как правило, имела два направления: одежда простолюдинов и наряды господ. Традиционной цветовой гаммой и по сей день считается красный и белый, хотя применялись и другие оттенки. Для пошива одежды простолюдинов использовались более дешевые ткани, но женщины умело компенсировали это различного рода декоративными элементами, вышивкой, кружевом и бисером. (Слайды 10-11)
Подройкина Л.В.:
- Как появилась одежда? («Расставь по порядку!», работа с карточками на магнитной доске)
2 остановка: «Донской колорит» (Экскурс в историю развития женского казачьего костюма на Дону) (Слайды 12-14):
Лаврова:
- У национальной одежды России довольно богатая история — ей более тысячи лет. В каждом отдельном регионе есть свои особенности костюма, которые различаются по материалам, способам изготовления и социальному положению.
- Существует даже мода на национальный костюм. Сейчас считается модным иметь такой костюм в своем гардеробе. Или же просто иметь одежду с национальными мотивами и элементами. Традиции, касающиеся национального костюма, передавались из поколения в поколение.
- Особенности жизни донских казаков отразились на их одежде. Своеобразный вид донской казачьей одежды складывался веками.
Лаврова Л.В.:
Представляем на ваш взгляд
Оригинальнейший наряд!
Нитки в руки мы не брали,
Ткани тоже не нужны,
Для своего наряда взяли.
Мы для мусора мешки!
Смастерили мы изделье,
Всем на загляденье!
К наряду сделали аксессуар.
Чтобы горел как птица-жар!
(Жила Евгения выходит в казачьем костюме из бросового материала).
Жила Е.:
Вот какое разнообразие и название к нему
«Новочеркасская фантазия».
Желающих заказать или приобрести эксклюзивный бренд этого года приглашаем в нашу швейную мастерскую №2 по адресу: улица Спортивная 111, 2-ой этаж.
Лаврова Л.В.:
- Облик одежды воссоздают старинные казачьи песни. А теперь погрузимся в мир неповторимого образа Донской казачки:
(Выход учениц в казачьих нарядах
под казачью плясовую).
3 остановка: «Страна мастерства» (Слайд 15).
Подройкина Л.В.:
- Сегодня мода неотъемлемая часть нашей жизни. И я хочу представить вашему вниманию представительниц современной моды, учениц 9 класса, ставших настоящими мастерицами, под руководством главного модельера-дизайнера – учителя высшей категории Лавровой Л.В.
Лаврова Л.В.:
- Мы рады приветствовать вас на нашей конечной остановке в «Стране мастерства» в студии-ателье «Мастерицы», где приобретали мастерство швейного дела ученицы 9 класса:
1.Гончарова Людмила 2.Коннова Маргарита
3.Ногтева Полина 4.Герасина Ирина
5.Ковалева Елена 6.Лазеева Ксения
7.Жила Евгения.
4. Практическая (демонстрационная) часть:
Лаврова Л.В.:
И расскажем мы для вас интереснейший рассказ!
Платья – девочек наряд
Платья носят все подряд
Иры, Люды, Ксюши, Лены, Маргариты и Полины…
И мальчишек не забыли,
Мы рубашки для них сшили!
(выходят под музыку парами мальчик с девочкой, и танцуют под песню Марины Девятовой «Ой как он мне нравится»).
Словесно-иллюстративный рассказ
подготовленных детей:
Ковалева Лена:
Сама платьице я сшила
Посмотрите на меня
В нем я выгляжу так мило
Наряжалась я полдня!
Ногтева Полина:
Посмотрите в мои глазки
Счастьем светятся они,
Я сегодня словно в сказке
Зажигаю я огни!
Гончарова Люда:
Я сегодня словно фея!
И на бал пойду я смело
Потому, что знаю я:
Всех, я всех сведу с ума!
Коннова Рита:
Смотрите, какое платьице!
Правда оно вам нравится?
Правда я очень красиво одета?
Платьице это яркого цвета…
Смотрите сколько на нем горошин!
Вы говорите бок перекошен?
И что неровно легла кайма?
За то его я сшила сама!
Лазеева Ксюша:
Я ношу со вкусом бантики и бусы
Выйду за околицу среди бела дня …
«Ах, какая модница» - скажут про меня.
Жила Евгения: Модель и гениальна и проста,
А ткань – российский ситец славный!
Затмит любого кутюрье
И в том успех наш самый главный!
Герасина Ира:
Рюши, кружево, воланы,
Бисер, вышивка, карманы,
Цветочек нежный на груди,
Мой учитель, погляди!
(Исполняется танец «Кадриль», Белоусов В. и Герасина И.)
Лаврова Л.В.:
- Я хочу обратить внимание на то, что изделия, продемонстрированные учащимися и представленные на выставке сшиты руками моих любимых девчонок! Я вложила в них душу и отдала им своё сердце.
5. Итог урока.
Лаврова Л.В
Наш показ моделей я хочу закончить стихами:
«Кто сказал, что нет романтики в нашем будничном труде?
Дескать ленточки да кантики знают всюду и везде!
Но на этот счет у каждого точка зрения своя!
Для меня важнее важного, есть профессия – ШВЕЯ!»
На память о нашей встрече мы дарим вам
всем сердечки и фотографии!
Пусть они напоминают вам о школе,
о вашей дружбе, о нас, ваших учителях!
Подройкина Л.В.
Итак, уважаемые наши гости, вы побывали на интегрированном уроке швейного дела и истории.
Посмотрели, чему научились дети за последний год обучения.
По старой доброй русской традиции мы вас приглашаем к столу на
чаепитие.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.