ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ
ФИЛИАЛ № 4 ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ № 277 ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
(ФИЛИАЛ № 4 ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ № 277)
Методическая разработка урока учебной практики
по теме программы «Кладка стен, углов, примыканий и пересечений стен по однорядной системе перевязки швов», тема урока «Кладка дымовых и вентиляционных каналов в стенах толщиной 1,5 и 2 кирпича по однорядной системе перевязки швов на глиняно-песчаном растворе»
профессия 12680 Каменщик
Автор: мастер производственного обучения,
Паздникова Елена Борисовна
Канск, 2020 год
Аннотация
Учебная практика - основной компонент в подготовке рабочих кадров в системе профессиональной подготовки. Главная цель - приобретение обучающимися практических знаний, профессиональных умений и навыков для квалифицированной трудовой деятельности по профессии.
Одним из основных методов используемых на уроках учебной практики является организация самостоятельной работы обучающихся в мастерских. Формировать самостоятельность, ответственность и необходимые профессиональные качества у обучающихся следует осуществлять в системе связи теории и практики. Поэтому я разработала урок учебной практики с применением метода организации самостоятельной работы обучающихся. Этот урок является практическим занятием, логически связанным с теоретическим занятием.
План урока учебной практики
Мастер производственного обучения: Паздникова Е.Б.
Профессия: «Каменщик» код 12680
Тема программы: Кладка стен, углов, примыканий и пересечений стен по однорядной системе перевязки швов.
Тема занятия: Кладка дымовых и вентиляционных каналов в стенах толщиной 1,5 и 2 кирпича по однорядной системе перевязки швов на глиняно-песчаном растворе.
Цель: Формирование практического опыта кладки дымовых и вентиляционных каналов в стенах толщиной 1,5 и 2 кирпича по однорядной системе перевязки швов.
Задачи:
Образовательные:
- закрепление и совершенствование знаний кладки дымовых и вентиляционных каналов;
- формирование навыков использования теоретических знаний на уроках учебной практики;
- формирование профессиональных компетенций обучающихся;
- формирование навыков чтения инструкционно-технологических карт.
Развивающие:
- развитие умений применять теоретические знания в практической деятельности;
- развитие самостоятельности, наблюдательности;
- развитие у обучающихся творческих способностей;
- развитие навыков самоконтроля и сомооценки.
Воспитательные:
- формирование понимания профессиональной значимости будущей профессии;
- формирование ответственного отношения к качественному выполнению работ;
- формирование бережного отношения к оборудованию, инструментам и материалам.
Тип урока: Урок по закреплению трудовых приёмов и операций.
Форма урока: Практическое занятие.
Методы обучения: словесные, наглядно-иллюстрационные, практические.
Методическое обеспечение занятия: инструкционно-технологические карты, комплекты плакатов, критерии оценки выполнения практической работы.
Материально-техническое оснащение: наборы инструментов каменщика, строительные материалы:
Наименование |
Количество |
Ведро оцинкованное 10 л. |
2 |
Кельма каменщика |
10 |
Лопата совковая |
1 |
Молоток кирочка |
2 |
Отвес строительный |
6 |
Расшивка каменщика |
10 |
Рулетка |
10 |
Уровень строительный |
10 |
Ящик для раствора |
10 |
Кирпич облицовочный |
3000 |
Раствор глиняно-песчаный |
1,5 куб.м |
Межпредметные связи: материаловедение (способ получения и свойства кирпича, свойства растворов); охрана труда (техника безопасности при работе ручным и контрольно-измерительным инструментом, организация рабочего места).
Литература, использованная при подготовке занятия:
1. Каменщик: Учебное пособие для учащихся профессиональных лицеев и училищ / М.П. Журавлёв, П.А. Лапшин. – Изд. 9-е. доп. И перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 398, (11) с. - (Начальное профессиональное образование).
2. Строительное материаловедение: учебное пособие / под общей ред. В.А. Невского. – Изд. 2-е, доп. И перераб. Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 588, (1) с.: ил.
Место проведения занятия: учебно-производственная мастерская «Каменщик».
Задание для обучающихся: повторить теоретический материал по теме «Основные системы перевязки каменной кладки. Факторы, влияющие на прочность каменной кладки» в форме тестового задания.
Ход урока
1. Организационный этап.
- подготовка обучающихся к работе на уроке, организационно-психологическая установка;
- приветствие, создание эмоционального фона занятия;
- проверка присутствующих;
- проверка внешнего вида обучающихся.
2. Формулирование познавательной цели. Мотивация к учебной деятельности.
- Сообщить тему программы: «Кладка стен, углов, примыканий и пересечений стен по однорядной системе перевязки швов».
- Сообщить тему урока: «Кладка вентиляционных и дымовых каналов в 1,5 и 2 кирпича по однорядной системе перевязки швов»
Цель урока: на теоретической части урока сформировать прочные понятия об однорядной системе перевязки, ее преимуществах и недостатках. На практической части урока отработать приемы кладки вентиляционных и дымовых каналов в 1,5 и 2 кирпича по однорядной системе перевязки швов и оценить результаты выполненных действий.
3. Актуализация знаний обучающихся, необходимых для урока учебной практики.
- Решение тестового задания по теме «Основные системы перевязки каменной кладки. Факторы, влияющие на прочность каменной кладки».
4. Изучение нового материала
4.1. Понятие однорядной системы перевязки швов кладки, ее преимущества и недостатки.
Для того чтобы стена возводимого здания обладала необходимой прочностью и уложенные камни под действием нагрузок не смещались, кирпичную кладку выполняют с применением различных систем перевязки швов. Смысл перевязки состоит в том, чтобы вертикальные швы кладки были перевязаны камнями через каждый ряд кладки. Это достигается, например чередованием ложковых и тычковых рядов.
При однорядной системе перевязки ложковые и тычковые ряды в кладке чередуются. Вертикально-поперечные швы сдвинуты относительно друг друга на четверть кирпича. Все вертикальные швы нижнего ряда перекрываются кирпичами вышележащего ряда. Однорядную систему перевязки швов кладки по другому называют – цепная.
Однорядная кладка отличается от других систем высокой прочностью и простотой исполнения, но работы по ее устройству менее производительны.
Существенным недостатком однорядной системы перевязки является то, что она требует больших затрат труда на укладку верстовых рядов, большего количества целых кирпичей, а также более квалифицированных каменщиков.
4.2. Обучающиеся должны запомнить основные правила кладки конструкций по однорядной системе перевязки.
1. Первый ряд наружной версты всегда выкладывается тычком.
2. Тычковые и ложковые ряды чередуются.
3. Сдвиг между рядами на лицевой поверхности стены четверть кирпича.
4. Перевязка поперек кладки в пол кирпича.
5. Забудка всегда выкладывается тычком.
6. Места опирания плит перекрытий, обрезы стен и столбов всегда выкладываются тычковыми рядами.
4.3. Основные правила кладки вентиляционных и дымовых каналов в 1,5 и 2 кирпича конструкций по однорядной системе перевязки.
Устройство вентиляционного канала делается с учетом важных моментов:
· Шаблон укладывается на кладку таким образом, чтобы своим торцом он примыкал к поверхности поперечной стены с внутренней стороны.
· Обводятся с помощью мела отверстия — будущие сечения каналов. Нужно не лениться и то и дело проверять с помощью этого шаблона, нет ли сдвигов при строительстве конструкции. Подобные нарушения могут сказаться на правильной работе вентиляции.
· Форма канала может быть квадратной (часто применяется) или прямоугольной.
· Стенки и перегородки между ними кладут в 1 кирпич толщиной. Каналы кладут вприсык, подрезая раствор.
· Соблюдается однорядная перевязка укладки рядом с вентканалами. Чтобы укрепить вентиляцию, используют кирпичи, которые кладут поперек канала.
· Кладку вентиляционной шахты и основной стены перевязывают за счет половинок и трехчетверток кирпича. Исказить форму каналов не позволят периодически переставляемые буйки.
· При кладке они не дают засоряться шахте. Следует хорошенько затирать швы швабровкой. Удобно делать это, смачивая водой. Гладкая поверхность не даст шанса саже задерживаться на стенках.
Непременные правила устройства
Каналы вытяжной вентиляции устраивают при кладке стен дома, внутри них. Если стена имеет толщину 38 см — в 1 ряд, если 64 см — в 2 ряда. Традиционное сечение — 140х140 мм.
5. Первичное закрепление материала под руководством мастера производственного обучения посредством прямого повторения, частичных выводов
5.1 Ответы на вопросы:
Вопрос |
Эталон ответа |
Что такое однорядная система перевязки? |
Это чередование одного тычкового и одного ложкового ряда |
Как еще можно назвать однорядную систему перевязки |
Цепная |
Почему кладка по однорядной системе перевязки швов кладки считается самой прочной и долговечной? |
Перевязываются все швы в кладке |
Чему равен сдвиг между тычковыми и ложковыми рядами в кирпичной кладке? |
¼ кирпича |
Итак, мы повторили преимущества и недостатки однорядной системы перевязки швов и общие правила кладки конструкций. Знания, полученные на теоретическом занятии закрепим выполняя практическую работу по кладке дымовых и вентиляционных каналов толщиной в 1,5 и 2 кирпича по однорядной системе перевязки швов.
6. Подготовка рабочего места, кирпича и раствора.
6.1. Кладка вентиляционных и дымовых каналов в 1,5 и 2 кирпича по однорядной системе перевязки швов с контролем горизонтальности рядов КИП.
6.2. Выполнение обучающимися практической работы кладки вентиляционных и дымовых каналов в 1,5 и 2 кирпича по однорядной системе перевязки швов.
7. Целевые обходы мастера производственного обучения.
При целевых обходах используется принцип индивидуального подхода к обучающимся. Каждому обучающемуся предлагается самостоятельно оценить качество своей работы.
Цели обходов:
- проверка организации рабочего места и готовности к началу работы
- проверка соблюдения техники безопасности
- проверка правильности выполнения работы согласно заданию
- проверка выполнения приемов укладки кирпича на кладке
- проверка расстилания раствора на кладке и заполнение вертикальных швов
- выявление и устранение ошибок во время выполнения работ
- проверка качества выполненной работы с помощью КИИ
- оказание помощи обучающимся в контроле выполненной кладки
Первый обход: Проверить содержание рабочих мест, их организацию. Особое внимание обратить на учащихся ___________________________________________
_______________________________________________________________________
Второй обход: Проверить правильность выполнения приёмов работ. Особое внимание обратить на учащихся ___________________________________________
_______________________________________________________________________
Третий обход: Проверить соблюдение техники безопасности и производственной санитарии.
8. Итог урока.
8.1.Выставление оценок
Анализ работы на уроке учебной практики.
8.2. Рефлексия. Теперь давайте подведем итоги нашего с вами занятия. Понравился ли вам сегодняшний урок, что нового и интересного вы узнали? Какие трудности вы испытали во время выполнения практической работы?
Урок закончен, спасибо за внимание и работу на уроке.
Мастер производственного обучения __________Е.Б.Паздникова
Приложение № 1
Критерии оценивания
Ваша работа будет оцениваться по следующим критериям:
№ п/п |
Наименование вида деятельности |
Кол-во балов |
|
1 |
Организация и содержание рабочего места. Использование ИСЗ. |
до 10 |
|
2 |
Правильность выполнения трудовых приёмов, соблюдение технологического процесса |
до 20 |
|
3 |
Приёмы работы с контрольно-измерительными инструментами и умение осуществлять контроль выполненных операций |
до 20 |
|
4 |
Соблюдение технологических условий (качество кладки, правильность выполнения трудовых операций и их последовательности) |
до 30 |
|
5 |
Выполнение норм выработки |
до 10 |
|
6 |
Соблюдение правил техники безопасности, охраны труда и санитарно-гигиенических требований |
до 10 |
|
Всего балов |
100 |
|
|
Итоговая оценка |
|
||
Подпись мастера производственного обучения |
Оценивание:
95-100 баллов - «отлично»
81-95 балл – «хорошо»
71-81 балл – «удовлетворительно»
Приложение № 2
Тесовое задание
1. Каменная кладка - это________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Факторы, влияющие на прочность каменной кладки:
А – напряженное состояние кладки
Б – свойства раствора
В – упругость
Г – размеры и форма каменных материалов
Д – плотность и сопротивление теплопередаче
3. Кладка состоит:
А - забутовка
Б – внутренняя верста
В – средняя верста
Г – наружная верста
4. Системы перевязки кирпичной кладки :
А – однорядная
Б – двухрядная
В – трёхрядная
Г – многорядная
5. Средняя толщина горизонтального шва кладки:
А – 13 мм
Б – 12 мм
В – 15 мм
6. Способы выполнения кирпичной кладоки:
А– «вприжим»
Б – «впридавку»
В – «вприсык»
Г – «вприсык с подрезкой раствора»
7. Средняя толщина вертикальных швов кладки:
А – 12 мм
Б – 8 мм
В – 10 мм
Г – 14 мм
8. При однорядной системе перевязки швов:
А – тычковый и ложковый ряды чередуются
Б – на 1 тычковый ряд приходится 3-4 ложковых
В - на 1 тычковый ряд приходится 5-6 ложковых
9. Подвижность раствора для кладки способом «вприжим» должна быть:
А – 7-9 см
Б - 10-12 см
В – 12-13 см
10. Укладка кирпича «вприжим» должна быть:
А – с неполным заполнение швов
Б – с полным заполнением швов
11. Каменная кладка в положении стоя на стене разрешается при толщине стены:
А – до 0,5м;
Б – до 0,75м;
В – более 0,75м.
Инструкционно - технологическая карта
Тема: Кладка вентиляционных и дымовых каналов в 1,5 и 2 кирпича по однорядной системе перевязки швов
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
1. Ознакомиться с содержанием данной инструкционно-технологической карты.
2. Получить инструмент и одеть спецодежду.
3. Закрепить шнур-причалку на уровне 1-го ряда кладки.
4. Проверить наличие необходимого количества кирпича и разместить его так, что бы он находился с левой стороны в рабочей зоне.
5. Заполнить растворный ящик раствором, тщательно перемешивая его. Установить ящик с правой стороны в рабочей зоне.
6. Начинаем кладку первого ряда, соблюдая правила кладки способом « в прижим» с подрезкой раствора.
7. Закончив кладку 1-го ряда, приступаем к кладке последующих рядов в последовательности указанной на рисунке.
8. Выполняем кладку вентиляционных и дымовых каналов на высоту – 4 рядов
Примечание: Правильность кладки вентиляционных и дымовых каналов проверяем с помощью рейки-правила.
Вертикальность и горизонтальность кладки проверяем строительным уровнем и отвесом.
ПОТРЕБНОСТЬ В МАТЕРИАЛАХ НА 1 М3 КЛАДКИ
№ п/п |
Наименование материалов |
Количество |
1 |
Кирпич облицовочный, 250х120х65, шт |
394 |
2 |
Раствор, м3 |
0,25 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.