Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская художественная школа» г. Ярцево
Открытый урок
по предмету «Рисунок»
3 класс ДХШ
Тема: «Тематический натюрморт "Осенний"»
Преподаватель:
Щеголева Наталья Николаевна
2019 год
План и ход урока по рисунку (3 класс)
Вид занятий: Изображение на плоскости.
Тема: Тематический натюрморт "Осенний" (тарный ящик, казан, тыква)
Цель: Закомпоновать на плоскости группу предметов образующих смысловую группу, проанализировать каждую форму, формирующих объем изображения.
Задачи: Расширить знания о натюрморте, повторение правил построения композиции. Продолжить обучение навыкам построения на плоскости. Сформировать у рисующих четкое представление о конструктивном характере объемных форм, о принципах построения линейной и воздушной перспективы для передачи пространственных отношений изображаемых предметов. Выявить характерные особенности изображаемых предметов.
Оборудование урока: таблицы перспективного построения предметов, работы учащихся прошлых лет, натурная постановка из предметов быта.
Для учащихся: Бумага, простые карандаши, пастель, ластик, кнопки.
План урока:
1. Организационный момент (1-2 мин.);
2. Объяснение материала урока (15 мин.);
3. Практическая работа учащихся (16 акад.часов)
4. Просмотр работ (5-7 мин.);
5. Завершение урока.
Ход урока:
1. Приветствие.
2. Установление рабочей дисциплины.
3. Объяснение материала урока.
Урок начинается с повторения основных правил построения композиции, используя таблицы, выполняя рисунки на доске.
Композиционное размещение.
Первой задачей в рисунке любого предмета на листе бумаги является его композиционное размещение. В зависимости от точки наблюдения размеров и формы предмета (или группы предметов) следует установить, какая величина является определяющей- ширина или высота. От этого зависит расположение прямоугольного листа бумаги- горизонтальное или вертикальное.
? Ребята, посмотрите и скажите, как лучше расположить формат листа по отношению к данному натюрморту, по вертикали или горизонтали?
Удачная композиция закладывает основы интересного, выразительного рисунка на протяжении всех последующих стадий работы. Сам процесс компоновки содержит элемент творческого поиска.
Чтобы правильно вести компоновку и закрепить зрительное впечатление от модели, полезно «проиграть» композиционное размещение предметов на листе мысленно, как бы представить их себе уже нарисованными. Целесообразно сделать на небольших листках несколько эскизов- набросков как вариантов композиции. Наиболее удачный вариант композиционного решения переносят на лист бумаги пропорционально увеличивая размер изображаемых предметов. Законы композиции требуют соблюдение правил:
1. Уметь определить геометрический центр формата листа;
2.Уметь найти композиционный центр. Обычно в натюрморте наиболее крупный и важный в смысловом отношении предмет играет роль композиционного центра;
3. Необязательно добиваться совпадения геометрического и композиционного центра.
В данном натюрморте удачнее композиция размещается на вертикально расположенном листе. При таком расположении листа, предметы легче расположить на плоскости листа, они все легко воспринимаются и органично вписываются в данный формат. Центр композиции - тыква, а остальные предметы являются второстепенными. Центр листа не совпадает с композиционным центром. Нельзя рисовать отдельно друг от друга предметы, представляющие группу. При этом необходимо следить, чтобы все задуманное разместилось на листе целиком и не возникало бы желание сдвинуть натюрморт вверх, вниз, влево, вправо.
Удачным считается такое композиционное решение, при котором изображаемые предметы достигают гармонии равновесия и выразительности.
Последовательность работы над натюрмортом.
На основном формате листа выполним эскиз- набросок, где определим расположение основных форм натюрморта с учетом характерных особенностей форм.
На основании эскиза необходимо разместить общую массу натюрморта на формате, сохраняя пропорциональные особенности предметов. Теперь необходимо уточнить и наиболее полно выразить своеобразие всех предметов и передать их выразительные особенности. Кроме того, эти выразительные контрасты должны быть расставлены с учетом выражения ритмической закономерности образного содержания постановки. Для полного точного изображения необходимо обратиться к анализу характеристики модели, разобрать, что в основе каждой формы лежит. Дежа́ — хлебное тесто, а также деревянная кадушка для его приготовления - в основе его находится некая конусовидная (усеченная) форма, как изменяются раскрытия оснований относительно линии горизонта у кувшина (в основе цилиндр,шар, усеченный конус), а так же формообразование тыквы.
Переходя к уточнению пропорций каждой формы, стоит обратить внимание на соразмерность предметов и их пропорциональные отношения между собой. Определив место положение предметов, проанализировав пропорциональные особенности необходимо наметить плоскость на которой стоит натюрморт и драпировку.
Практическая работа учащихся.
Учащимся предлагается нарисовать с натуры натюрморт из предметов быта (материал по выбору, предпочтение отдается пастели, чтобы передать осеннее настроение). В процессе работы педагог наблюдает работу учащихся, исправляет индивидуальные и обращает внимание класса на характерные общие ошибки.
Проверка работ учащихся.
По окончании практической части работы учащихся в общий ряд, учащиеся и педагог определяют наиболее крепкие работы, указывают на ошибки, допущенные при построении. Педагог подтверждает или опровергает высказанные мнения учащихся, выставляет оценки.
Завершение урока.
Подведение итогов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.