Открытый урок в 8 классе тема урока: «Александр II. Отмена крепостного права»
Оценка 5

Открытый урок в 8 классе тема урока: «Александр II. Отмена крепостного права»

Оценка 5
docx
07.01.2020
Открытый урок в 8  классе тема  урока: «Александр II. Отмена крепостного права»
Открытый урок по истории.docx

 

 

Открытый урок в 8  классе

тема  урока: «Александр II. Отмена крепостного права»

 

Цели: сформировать представление о сущности крестьянской реформы 1861 г.;

уяснить основные положения реформы и значение отмены крепостного права.      

 

Задачи:

Образовательные:

 - продолжить формирование комплекса умений по работе  с текстом документов для установления  причин и предпосылок  отмены крепостного права

 

Развивающие: развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого , способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;

Воспитательные: содействовать воспитанию нравственности гражданственности и  уважения к истории России;

 

 План урока:

 

■  I. Личность императора Александра II.

 

■ II. Причины отмены крепостного права.

 

■ III. Подготовка реформы. Основные положения реформы.

 

■ IV. Значение отмены крепостного права.

 

 

1. Изучение нового материала.

 

1.1. Мотивационный этап

 

Вопрос: При каких условиях Александр II взошел на престол? Обобщая ответы, учитель отмечает, что Николай I, умирая, сказал своему сыну: «Сдаю тебе команду не в лучшем виде». И действительно, Александр вступил на престол в феврале 1855 г., в самый разгар Крымской войны, из которой Россия вышла изнуренная

 

неравной борьбой, с истощенными финансами и подорванным денежным обраще­нием. Увеличивающийся год от года дефицит бюджета (к 1856 г. он составил 307 млн руб.) поставил страну на грань финансового кризиса. На международной арене Россия оказалась в изоляции, чему свидетельствовали ход Крымской войны и условия Парижского договора 1856 г. В обществе началось брожение. Видный чиновник П. А. Валуев записал в своем дневнике 17 ноября 1855 г.: «Озлобление против порядков беспредельное и всеобщее». М. П. Погодин свидетельствовал: «Прежняя система отжила свой век». Александру II потребовалось в этих сложных внутри- и внешнеполитических условиях формировать свою политику

 

2.Знакомство учащихся с личностью Александра II.

Учитель: 18 февраля 1855 года при весьма загадочных обстоятельствах, в самый разгар Крымской войны, умирает император Николай I. Существует версия, что это было самоубийство человека, осознавшего, что страна находится на грани катастрофы, и своей смертью открывавшего путь новому поколению правителей. “Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот” – говорил своему сыну Александру, умирая, Николай I.

250px-Alex2

 

 

 

 

Николай I                                                                   Александр II

Ученики отвечают на вопрос: Какие же проблемы оставил Александру II его отец?

Россия терпела поражение в Крымской войне, страна была разорена, в упадок пришли финансы и хозяйство страны, крепостное право мешало России развиваться наравне со странами Западной Европы.

Итог работы всего класса –кластер на доске.

 

Сообщение ученика: Александр Николаевич родился 17 апреля 1818 года и получил блестящее воспитание как будущий император. Ко дню совершеннолетия наследник престола изучил следующие  предметы: Закон Божий, историю церковную, всеобщую и русскую, математику, физику, географию, правоведение, военные науки. Он свободно владел немецким, французским, польским и английским языками. Александр рос здоровым и жизнерадостным. Он хорошо плавал, стрелял, успешно учился. Поэт В.А. Жуковский был главным наставником цесаревича, старался привить ему либеральные взгляды на общество. М.М. Сперанский преподавал ему право. Е.Ф. Канкрин – экономику.

 

 

                                                                    

В.А. Жуковский                М.М. Сперанский                  Е.Ф. Канкрин

Рассматривается слайды с изображением преподавателей Александра II – В.А. Жуковского, М.М. Сперанского, Е.Ф. Канкрина.

Сообщение ученика: Александр отличался большой впечатлительностью. Поэт Жуковский наставлял будущего царя: «Истинное могущество государя не в числе его воинов, а в благоденствии народа. Люби народ свой…». Уроки Жуковского глубоко запали в его душу. Но не меньшее влияние оказывал на него отец, который настаивал на его усердии к военным наукам. Александр боялся его и восхищался им. Всю жизнь в душе Александра боролись два начала – гуманное, привитое Жуковским, и милитаристское, унаследованное от отца. Навсегда запомнилось будущему царю путешествие по России в1837г. Его сопровождал Жуковский. За 7 месяцев они посетили 30 губерний. В Сибири они встречались с декабристами, и по возвращении наследник просил о смягчении их участи.

Сообщение ученика: В 1838г. наследник предпринял, также в сопровождении Жуковского, путешествие за границу. Маршрут его включал все страны Западной Европы, за исключением Франции, Испании и Португалии. Весной 1840 г. вновь отправился за границу, в Дармштадт, где сердце его уже в первое путешествие наметило себе подругу жизни, в лице 15-летней дочери великого герцога Людвига Гессен-Дармштадтского, принцессы Марии. Августейшие родители одобрили этот выбор, и в сентябре того же года высоконареченная невеста прибыла в Санкт-Петербург., 5 дек. 1840 г. приняла святое  миропомазание по уставу православной церкви, с именем великой княжны Марии Александровны, а 16 апреля 1841 г. совершилось бракосочетание Их Высочеств. Жена подарила Александру II  двух дочерей и пятерых сыновей.

                                                                                    

 

 

Жена Александра II

 

Ученики отвечают на вопросы: Как воспитание Александра II повлияло на его характер? Как личные качества царя могли отразиться на ходе исторических событий?

Всю жизнь в душе Александра боролись два начала – гуманное, привитое Жуковским, и милитаристское, унаследованное от отца. Александр был предрасположен к проведению реформ, но и много воевал. А его впечатлительность и неуверенность не позволят ему довести свои реформы до конца.

 

 

 

 

 

3. Ребята, а теперь поработаем с рабочими листами и запишем в них новые сведения.

Учитель: А теперь давайте выясним как относился Александр2 к крепостному праву?  для этого исследуем речь Александра  II, произнесенная им 30 марта 1856 г. перед московскими губернскими и уездными предводителями дворянства:

(Слайд) “Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это не справедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувства, враждебные между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или

 

поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу”.

Вопрос:

- Почему Александр II считает необходимой отмену крепостного права?

- Как вы понимаете слова, что крепостное право лучше отменить “свыше, нежели снизу”?

(По мнению Александра II, крепостное право должна отменить сама власть и как можно скорее, поскольку затягивание этого вопроса может привести к волнениям со стороны крестьян и даже революции).

(Физкультминутка для глаз)

Учитель:

С вступлением на престол Александра II в России наступает «оттепель» - смягчение политического режима. Откройте учебник на странице 138, найдите в словарике, в конце параграфа, определение «политического режима». Прочитайте его. Как вы поняли смысл понятия, что такое политический режим?

Предполагаемый ответ: Политический режим это метод правления в стране.

- Ребята а теперь докажите на конкретных примерах, используя последний пункт параграфа   Российская «Оттепель», что в начале правления Александра 2-го  действительно произошло смягчение политического режима?

(работа с текстом книги)

 

 

 

Предполагаемый ответ

Первыми шагами его стали:

1.     Подписание мирного договора в Крымской войне;

2.     Амнистия политических заключенных;

3.     Приостановка на 3 года рекрутских наборов;

4.     Ликвидация военных поселений;

5.     Свобода выезда за границу;

6.     Ослабление цензуры.

Молодцы, вы увидели прогрессивные шаги Александра 2, но не смотря на большие преобразования вопрос об отмене  крепостного  права  оставался открытым,  предпосылок отмены крепостного права  было много это: экономические, внутреннеполитические, внешнеполитические, социальные, нравственные. В соответствии с этими предпосылками вы разделены на группы

Задание: Каждая группа получает одинаковые выдержки из документов.

Но задачи у вас разные, вы должны в тексте найти подтверждение своих предпосылок, времени вам на это 3-5 минут . Я поставлю песочные часы на 5 минут. Затем кто-то из группы зачитает отрывок и назовет автора.

 

Документы:

Кошелев А.И.

“Взглянем на барщинную работу. Придет крестьянин сколь возможно позже, осматривается, и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, - ему не дело делать, а день убить”.

 

Отчет III отделения: (Хрестоматия по истории. 1861-1917г. М. , 1980г.)

 

“Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлено из крестьян же”.

Число крестьянских волнений в среднем за год

1801—1825 гг.

1826—1850 гг.

1851—1855 гг.

26

43

32

 

Федоров В.А.

 “Крепостной крестьянин фактически оказался полной собственностью помещика, который мог отнять у крестьянина все его достояние, а его самого с семьей или даже отдельно от семьи продать, подарить, отдать в залог; жену или детей крепостного крестьянина можно было обменять на борзых щенков, проиграть в карты. В своем имении помещик пользовался широкой административной и полицейской властью...”.

 

 

 

 

Тютчев А.Ф. При дворе двух императоров. Воспоминания – дневники. М., 2008.

«Право, грустно становится, когда подумаешь, как вообще мы дурно вооружены - и солдаты и офицеры. Саблю нашу совестно обнажить: она гнется как проволока, пистолеты у нас только у верховых, и то своей тяжестью и неуклюжестью отвращают от изучения искусства цельной пистолетной стрельбы… Немудрено, что в таком положении офицеры приходили в отчаяние, а солдаты бредили изменой».

«…Грозный призрак могущества России, пугавший Европу, распался, исчез, и место его уступили в Европе чувства сожаления к русскому народу и презрения к петербургскому правительству.

(из речи Николая 1 пред представителями смоленских депутатов от дворянства)

 Ружья, Пушки, сукно для казенных надобностей производились на фабриках, основанных на подневольном труде. Правительство всячески взращивало, лелеяло промышлен­ность, но, тем не менее, она плохо развивалась, и это в самой значительной степени (зависело от невыгодности подневольного труда).

Развитие же частных фабрик и за­водов возможно было лишь при наличности свободных, вольнонаемных рабочих, ля чего требовалось уничтожение крепостного права.

 Саратовский журналист  И. Горизонтов, вспоминая о Крымской войне, писал: «Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития.

Учитель:  вешаю на доску таблички со словами предпосылки, в низу прикрепляю слова экономические, внешнеполитические,  внутреннеполитические,   социальные, нравственные.

Молодцы. А теперь давайте попробуем на основе предпосылок найти причины отмены крепостного права.

Предполагаемый ответ:

         Низкая производительность крепостного труда;

         Отсутствие личной свободы препятствовало развитию капитализма

         Крепостное право - угроза общественного спокойствия

         Возможность потерять статус великой державы

         Безнравственность крепостного права

А теперь вернемся к проблеме урока и попробуем на нее ответить.

 

 

 

 Почему только  к середине XIX в. отмена крепостного права стала необходимостью?

 (Слайд с причинами в виде схемы)

Предполагаемый ответ:

Потому - что все сферы жизни общества были в отсталом состоянии и развиваться им мешало крепостное право

Вывод: Россия находилась накануне великих реформ

Рассматривается слайд “Значение отмены крепостного права”.

  • Отмена крепостного права наносила удар прежней системе крепостного произвола и создавала условия для победы свободных договорных отношений.
  • Реформа 1861 г. способствовала развитию капитализма в России.
  • В результате реформы было освобождено 20 млн. крестьян.

 

4. Заключительная часть урока.

Ученики получают задание составить синквейн по изученной теме.

  1. Домашнее задание.

§ 28-29, ответить  на вопросы

 

 

 

Открытый урок в 8 классе тема урока: «Александр II. Отмена крепостного права»

Открытый урок в 8  классе тема  урока: «Александр II. Отмена крепостного права»

Открытый урок в 8 классе тема урока: «Александр II. Отмена крепостного права»

Открытый урок в 8  классе тема  урока: «Александр II. Отмена крепостного права»

Открытый урок в 8 классе тема урока: «Александр II. Отмена крепостного права»

Открытый урок в 8  классе тема  урока: «Александр II. Отмена крепостного права»

Открытый урок в 8 классе тема урока: «Александр II. Отмена крепостного права»

Открытый урок в 8  классе тема  урока: «Александр II. Отмена крепостного права»

Открытый урок в 8 классе тема урока: «Александр II. Отмена крепостного права»

Открытый урок в 8  классе тема  урока: «Александр II. Отмена крепостного права»

Открытый урок в 8 классе тема урока: «Александр II. Отмена крепостного права»

Открытый урок в 8  классе тема  урока: «Александр II. Отмена крепостного права»

Открытый урок в 8 классе тема урока: «Александр II. Отмена крепостного права»

Открытый урок в 8  классе тема  урока: «Александр II. Отмена крепостного права»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2020