Открытый урок в 9 классе «Подготовка к написанию сжатого изложения»
Оценка 5

Открытый урок в 9 классе «Подготовка к написанию сжатого изложения»

Оценка 5
docx
06.02.2022
Открытый урок в 9  классе  «Подготовка к написанию сжатого изложения»
изложение.docx

МБОУ « СОШ №1 имени Героя Советского Союза

П. В. Масленникова ст. Архонская»

 

Открытый урок в

9 «б» классе

 

«Подготовка к написанию сжатого изложения»

 

 

                    

                Учитель русского языка

                 и литературы: Малышко Т.Ю.

 

 

 

 

 

 

Тема: Подготовка к написанию сжатого изложения (в рамках подготовки к ГИА)

Класс:  9

Тип урока: развитие речи

 

Цели:

1. Продолжить подготовку учащихся к части С1 ГИА по русскому языку – сжатому изложению с использованием элементов исследования.

2. Актуализировать знания учащихся о стилях и типах речи.

3. Обобщить и расширить знания учащихся о способах сжатия текста.

4. Формировать общеучебные навыки работы с текстом, учить вдумчиво и осмысленно анализировать текст.

 5. Развивать правильную монологическую и диалогическую устную речь учащихся.

 6. Воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, текст изложения, «черновик»

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель:

-Ребята, наш урок посвящен подготовке к предстоящему экзамену по русскому языку в форме ГИА.

 

 

II. Введение в тему.

Учитель:

-Вспомните, из каких частей состоит экзамен по русскому языку.

 

-Посмотрите на слайды. (СЛАЙД 1,2,3)  Догадайтесь, какой части мы посвятим сегодняшний урок? Докажите свою мысль.

-Правильно. (СЛАЙД 4, 5) Сегодня мы продолжим  работу над написанием  сжатого изложения. Часть С - одна из самых важных в ГИА. Она проверяет ваши умения и навыки вдумчиво и осмысленно анализировать текст. Безусловно, на наших уроках  мы уже работали над исследованием текста  и созданием изложения и поэтому будем работать и сегодня в обычном режиме.

 

 

Часть С1-написание сжатого изложения на основе прослушанного текста, на основе прочитанного текста выполнение тестовых заданий части А и В, С2 написание сочинения на лингвистическую тему

 

 

III. Актуализация опорных знаний.

-Вы спросите: "Какое отношение имеет сок к изложению?" Сейчас поймёте сами, какое!

Для того, чтобы понять, что такое сжатое изложение, давайте вспомним, как приготовить свежевыжатый сок.

 Берём самый большой и спелый апельсин. Чтобы получить из него свежий натуральный сок, избавляемся от толстой корки, которая на сок совсем не годится, мякоти, косточек и получаем свежевыжатый вкусный сок! (СЛАЙД 6)

 

- Итак, чтобы СЖАТЬ изложение, нужно обработать прослушанный текст, а именно: убрать всё лишнее, подробности, детали и оставить только самое главное, важное, суть (СЛАЙД 7)

Учитель:

-Давайте прочитаем научное определение: (СЛАЙД8)

 

 

 

 

 

 

 

-Главная задача сжатого изложения - кратко, в обобщённой форме осветить описанные в тексте факты, явления или события, вычленить наиболее важный материал, самостоятельно подобрать слова и синтаксические конструкции.

 

-Помните! (СЛАЙД 9)

 

- Недаром гласит русская пословица: «Коротко да ясно, оттого и прекрасно» (СЛАЙД 10)

  Учитель:

 

- Итак, для того чтобы написать сжатое изложение, необходимо знать, какими способами можно сжать текст.

-Прежде, чем поговорим о способах сжатия текста, вспомним стили речи и типы речи, ибо эти знания нам тоже необходимы при исследовании текста. 

(СЛАЙД 11)

(СЛАЙДЫ 12-14)

 

 

 

 

 

 

 

- Какие вам известны способы сжатия текста. (СЛАЙД 15)

 

 

-Что вам известно об этих способах? (учащиеся отвечают)

 

- А теперь давайте обобщим.

(СЛАЙД 16-20)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВАЖНО: (СЛАЙД 21)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сжатое изложение - это обработанный пересказ прослушанного или прочитанного текста, при котором "максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств" (Валгина Н.С.)

 

 

 

 

 

Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию.

 

 

 

 

 

Стили речи: книжный:

§  научный

§  официально-деловой

§  публицистический

§  художественный

разговорный

Типы речи: повествование, описание, рассуждение

 

 

 

 

 

 

 

 

исключение,

обобщение,

упрощение.

 

 

 

 

1. Исключение.При исключении необходимо:

ü выделить главное (существенное) и детали (подробности);

ü убрать детали;

ü пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;

ü пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;

ü объединить существенное;

ü составить новый текст.

 

Исключаем:

ü  повторы;

ü одно или несколько синонимов;

ü уточняющие, поясняющие, вводные конструкции;

ü однородные члены при обобщающем слове;

ü одно или несколько несущественных предложений

 

2. Обобщение. При обобщении необходимо:

ü вычленить единичные факты;

ü подобрать языковые средства их обобщённой передачи;

ü составить новый текст.

 

Обобщаем:

ü однородные наименования обобщающим наименованием

ü замена предложения или его части определительным (все, всякий, каждый и др.) или отрицательным (никто, ничто и др.) местоимением с обобщающим значением

 

3. Упрощение. При упрощении необходимо:

ü заменить сложное предложение простым;

ü заменить предложение или его часть указательным местоимением;

ü объединить два или три предложения в одно;

ü разбить сложное предложение на сокращённые простые или сократить количество  частей сложного предложения, выбрав наиболее значимые;

ü перевести прямую речь в косвенную.

 

Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе.

 

 

 

IV. Изучение нового

Учитель:

-А теперь займемся практическим исследованием текста и к концу урока посмотрим, что у нас получится.

Перед Вами текст. Прочтем его. (СЛАЙД22)

 

(1) Замечательный человек, встретившийся мне в начале жизненного пути, был Игнатий Дмитриевич Рождественский. (2) Он преподавал в нашей школе русский язык и литературу, и поразил нас учитель с первого взгляда чрезмерной близорукостью. (3) “Ну, такого малохольненького мы быстро сшамаем!” – решил мой разбойный пятый “Б” класс.

(4) Ан не тут-то было! (5) На уроке русского языка учитель наш так разошелся, что проговорил о слове “яр” целый час и, когда наступила перемена, изумленно поглядев на часы, махнул рукой:  (6) “Ладно, диктант напишем завтра”. (7) Я хорошо запомнил, что на том уроке в классе никто не только не баловался, но и не шевелился. (8) Меня поразило тогда, что за одним коротеньким словом может скрываться так много смысла и значений, что все-то можно постичь с помощью слова и человек, знающий его, владеющий им, есть человек большой и богатый.

(9) Очень полюбили мы самостоятельную работу – не изложения писать, не зубрить наизусть длинные стихи и прозу, а сочинять, творить самим. (10) Однажды Игнатий Дмитриевич стремительно влетел в класс, велел достать тетради, ручки и писать о том, кто и как провел летние каникулы. (11) Класс заскрипел ручками.

(12) Не далее месяца назад я заблудился в заполярной тайге, пробыл в ней четверо суток, смертельно испугался поначалу, потом опомнился, держался по таежному умело, стойко, остался жив и даже простуды большой не добыл. (13) Я и назвал свое школьное сочинение “Жив”.

(14) Никогда еще я так не старался в школе, никогда не захватывала меня с такой силой писчебумажная работа. (15) С тайным волнением ждал я раздачи тетрадей с сочинениями. (16) И вот наконец настал день, когда, прочитав вслух мое сочинение, Игнатий Дмитриевич поднял меня с места, долго пристально вглядывался и наконец тихо молвил редкую и оттого особенно дорогую похвалу: (17)“Молодец!”

(18) Когда в 1953 году в Перми вышла первая книжка моих рассказов, я поставил первый в жизни автограф человеку, который привил мне уважительность к слову, пробудил жажду творчества.

 (В. П. Астафьев)

(291 слово)

Учитель:

-Какое впечатление произвел на вас рассказ? Поделитесь. Какой стиль и тип речи использовал автор? (Художественный стиль, повествование) В тексте встретились имена замечательного поэта Игнатия Дмитриевича Рождественского и  писателя Виктора Павловича Астафьева. Учащиеся подготовили небольшие сообщения о них Послушайте. (Выступления учащихся) (СЛАЙДЫ 23-24)

Учитель:

-Итак, на экзамене вам прочтут текст дважды. Не совершайте главную ошибку! Не стоит сразу же браться за ручку и записывать все,  что успеете услышать. Большая часть останется за пределами черновика, и вам придется работать с отрывочными фразами, в которых не прослеживается логика повествования. Первый раз советую: (СЛАЙД 23)

полностью послушать текст,

уловить общую тему и идею, которую хочет донести автор,

определить стиль и тип речи,

составить план будущего изложения, записать ключевые слова

 

У  хорошего плана есть ряд достоинств: (СЛАЙД 25)

      Это самая  краткая запись текста. Поэтому его легко переписывать, доделывать и вообще доводить до совершенства.

      Четкая форма плана помогает отразить последовательность изложения и обобщить главное.

      Хорошо составленный план полностью раскрывает содержание текста.

      Составление плана организует самоконтроль. Все ли учтено? В нужной ли последовательности записаны пункты? Нет ли нарушения логики изложения текста?

Учитель:

-Перед вами черновики с разделенными столбцами. Прочитайте еще раз каждый абзац и в первый столбик запишите пункты плана. (Самостоятельная работа учащихся) Проверка.

План/ микротемы

 

 

Первая встреча с учителем

 

 

Особенный урок (рассказ о слове «яр»)

 

 

Наши творческие работы

 

 

Случай в тайге. Сочинение «Жив»

 

 

Похвала учителя

 

 

Мой первый автограф

 

 

 

 

-Во втором столбике необходимо записать ключевые слова, без которых невозможно воспроизвести главное в тексте. (Учащиеся под руководством учителя записывают их)

 

План/ микротемы

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

 

 

Первая встреча с учителем

Замечательный,встретившийся, Игнатий Дмитриевич Рождественский, преподавал, русский и литературу, поразил близорукостью.

 

Особенный урок (рассказ о слове «яр»)

Разошелся, проговорил, слово «яр», час, наступила перемена, диктант завтра, запомнил, что никто не баловался, поразило за словом много смысла, человек, знающий его - богатый. 

 

Наши творческие работы

Полюбили сочинять, творить, влетел, и велел писать, провел летние каникулы.

 

Случай в тайге. Сочинение «Жив»

Заблудился в заполярной тайге, четверо суток, испугался, но, держался стойко, простуды не добыл, сочинение «жив»

 

Похвала учителя

С волнением ждал, учитель вглядывался и молвил похвалу

 

Мой первый автограф

В Перми первая книжка рассказов, первый автограф человеку, пробудил жажду творчества.

 

 

Учитель:

- Какие слова привлекли ваше внимание с речевой или стилистической точки зрения? Если возможно, замените их стилистически нейтральным синонимом или синонимичным оборотом.

Малохольненький – невзрачный.

Сшимать – сломить, одолеть, победить.

Ан не тут-то было!- не получилось.

Разошелся – увлекся.

Махнул рукой – смирился.

Влетел – быстро вошел.

Заскрипели – начали писать с усердием.

Писчебумажная работа – творческое задание, сочинение.

 

Учитель:

- Почему автор выбрал именно именно эти слова? (Чтобы придать тексту особенную выразительность, особый колорит, доверительный тон. Чувствуется легкая ирония по отношению к себе и своим друзьям в детстве)

 

Учитель:

- Осталась последняя и самая важная часть работы. Так как вам предстоит написать сжатое изложение, попытаемся применить известные вам методы сжатия. Предлагаю третий столбик озаглавить «Методы приема и сжатия» и для каждой микротемы определить наиболее приемлемый метод сжатия.

 

 - Помните о главных условиях написания изложения (СЛАЙД 26)

 

Исходный текст

Вариант сжатия

(1) Замечательный человек, встретившийся мне в начале жизненного пути, был Игнатий Дмитриевич Рождественский. (2) Он преподавал в нашей школе русский язык и литературу, и поразил нас учитель с первого взгляда чрезмерной близорукостью.

 

(3) “Ну, такого малохольненького мы быстро сшамаем!” – решил мой разбойный пятый “Б” класс.

 

Исключение фрагмента предложения и лексического повтора, слияние двух предложений, замена фрагмента предложения синонимичным оборотом.

В нашей школе русский язык и литературу преподавал замечательный человек Игнатий Дмитриевич Рождественский. (2) Он поразил нас  чрезмерной близорукостью.

 

Замена прямой речи косвенной.

(3) Мы решили, что легко одолеем его.

(4) Ан не тут-то было! (5) На уроке русского языка учитель наш так разошелся, что проговорил о слове “яр” целый час и, когда наступила перемена, изумленно поглядев на часы, махнул рукой:  (6) “Ладно, диктант напишем завтра”. (7) Я хорошо запомнил, что на том уроке в классе никто не только не баловался, но и не шевелился. (8) Меня поразило тогда, что за одним коротеньким словом может скрываться так много смысла и значений, что все-то можно постичь с помощью слова и человек, знающий его, владеющий им, есть человек большой и богатый.

 

Замена предложение противительным союзом «но», замена описательным оборотом: Но на уроке русского языка учитель так разошелся, что проговорил о слове «яр» целый час и отменил диктант.

 

Исключение лексического повтора, замена двойного союза: Я хорошо запомнил, что тогда никто не баловался и даже не шевелился.

 

Исключение указательного наречия, придаточного предложения, однородных членов предложения, лексических повторов, замена синонимом: Меня поразило, что за одним словом может скрываться так много смысла, что человек, владеющий им, называют богатым.

 

(9) Очень полюбили мы самостоятельную работу – не изложения писать, не зубрить наизусть длинные стихи и прозу, а сочинять, творить самим. (10) Однажды Игнатий Дмитриевич стремительно влетел в класс, велел достать тетради, ручки и писать о том, кто и как провел летние каникулы. (11) Класс заскрипел ручками

Исключение однородных членов предложения: Очень полюбили мы сочинять, творить самим.

 

Исключение однородных членов предложения, замена части предложения описательным оборотом: Однажды Игнатий Дмитриевич велел писать о своих летних каникулах.

Исключение предложения.

(12) Не далее месяца назад я заблудился в заполярной тайге, пробыл в ней четверо суток, смертельно испугался поначалу, потом опомнился, держался по таежному умело, стойко, остался жив и даже простуды большой не добыл. (13) Я и назвал свое школьное сочинение “Жив”.

 

Исключение однородных членов предложения, фрагментов предложения: Месяц назад я заблудился в заполярной тайге на четверо суток, испугался поначалу, потом держался стойко, остался жив.

(14) Никогда еще я так не старался в школе, никогда не захватывала меня с такой силой писчебумажная работа. (15) С тайным волнением ждал я раздачи тетрадей с сочинениями. (16) И вот наконец настал день, когда, прочитав вслух мое сочинение, Игнатий Дмитриевич поднял меня с места, долго пристально вглядывался и наконец тихо молвил редкую и оттого особенно дорогую похвалу: (17)“Молодец!”

 

Исключение фрагмента предложения: Никогда не захватывала меня с такой силой писчебумажная работа.

Исключение предложения.

 

Исключение фрагмента предложения, замена синонимичным описательным оборотом: И вот настал день, когда прочитав мое сочинение, Игнатий Дмитриевич неожиданно похвалил меня.

 (18) Когда в 1953 году в Перми вышла первая книжка моих рассказов, я поставил первый в жизни автограф человеку, который привил мне уважительность к слову, пробудил жажду творчества.

 

Исключение фрагмента предложения, однородных членов предложения: В своей первой книге рассказов я поставил первый автограф человеку, который пробудил во мне жажду творчества.

 

 

 

Учитель: Итак, вы в черновике  заполнили таблицу, отметив, микротемы, ключевые слова и методы сжатия исходного текста. Она послужит вам черновиком при написании будущего изложения. 

 

V. Домашнее задание: написать изложение в чистовиках, используя памятки, которые у вас имеются (СЛАЙДЫ 27-28)

Спасибо за урок (СЛАЙД 29)

Памятка «Как писать сжатое изложение»

 1. Выделите в тексте важные (существенные, необходимые) мысли (микротемы).

 2. Найдите среди них главную мысль.

 3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

 4. Составьте план, озаглавив каждую микротему.

 5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

 6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

 7. Обдумайте средства связи между частями.

 8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.

 Учитель.

 Перечитаем текст по абзацам, подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

 ПАМЯТКА

 Как проверить написанное

 1.После написания текста на черновик, прочитай его как минимум 3 раза.

 2.Первый раз читай с целью проверки содержания.

 Ответь на вопросы:

 • Передано ли основное содержание исходного текста?

 • Нет ли повтора мысли или пропуска важной информации?

 • Можно ли написанный текст назвать кратким изложением исходного?

 • Все ли микротемы исходного текста отражены в изложении?

 3.Второй раз читай с целью корректировки текста.

 Ответь на вопросы:

 *Можно ли текст назвать связным?

 *Правильно ли выделены абзацы?

 *Нет ли грамматических ошибок?

 *Нет ли речевых ошибок?

 *Выразительна ли речь?

 4.Третий раз читай с целью проверки орфографической пунктуационной грамотности. Используй словарь!

 5.После переписывания текста на чистовик так же проверь чистовой вариант.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МБОУ « СОШ №1 имени Героя Советского

МБОУ « СОШ №1 имени Героя Советского

Класс: 9 Тип урока : развитие речи

Класс: 9 Тип урока : развитие речи

Посмотрите на слайды. (СЛАЙД 1,2,3)

Посмотрите на слайды. (СЛАЙД 1,2,3)

Учитель: -Давайте прочитаем научное определение: (СЛАЙД8) -Главная задача сжатого изложения - кратко, в обобщённой форме осветить описанные в тексте факты, явления или события, вычленить наиболее…

Учитель: -Давайте прочитаем научное определение: (СЛАЙД8) -Главная задача сжатого изложения - кратко, в обобщённой форме осветить описанные в тексте факты, явления или события, вычленить наиболее…

СЛАЙД 11) (СЛАЙДЫ 12-14) -

СЛАЙД 11) (СЛАЙДЫ 12-14) -

ВАЖНО: (СЛАЙД 21)

ВАЖНО: (СЛАЙД 21)

III. Актуализация опорных знаний

III. Актуализация опорных знаний

Замечательный человек, встретившийся мне в начале жизненного пути, был

Замечательный человек, встретившийся мне в начале жизненного пути, был

Учитель: -Какое впечатление произвел на вас рассказ?

Учитель: -Какое впечатление произвел на вас рассказ?

Перед вами черновики с разделенными столбцами

Перед вами черновики с разделенными столбцами

Первая встреча с учителем

Первая встреча с учителем

Ан не тут-то было!- не получилось

Ан не тут-то было!- не получилось

Ну, такого малохольненького мы быстро сшамаем!” – решил мой разбойный пятый “Б” класс

Ну, такого малохольненького мы быстро сшамаем!” – решил мой разбойный пятый “Б” класс

Однажды Игнатий Дмитриевич стремительно влетел в класс, велел достать тетради, ручки и писать о том, кто и как провел летние каникулы

Однажды Игнатий Дмитриевич стремительно влетел в класс, велел достать тетради, ручки и писать о том, кто и как провел летние каникулы

Никогда еще я так не старался в школе, никогда не захватывала меня с такой силой писчебумажная работа

Никогда еще я так не старался в школе, никогда не захватывала меня с такой силой писчебумажная работа

Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста? 7

Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста? 7

После переписывания текста на чистовик так же проверь чистовой вариант

После переписывания текста на чистовик так же проверь чистовой вариант
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2022